СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное мероприятие по духовно-нравственному направлению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное мероприятие по духовно-нравственному направлению»

Разрешаю: __________

Допускаю: __________

Оценка за классный час: __________





















Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению

проведенного в 4 «Б» классе

23.04.2021г.



















Консультация методиста: ________

Консультация учителя: __________





Тема занятия: «Этикет»

Цель: создать благоприятные условия для формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, морально-нравственных качеств личности обучающихся, представления об основных этических нормах, побуждение к желанию стать высоконравственной личностью и привитие навыков культурного общения.

Задачи:

Воспитательные: воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе; воспитывать культуру этикета и общения с людьми; формировать у обучающихся знание правил хорошего тона; понятий нравственного сознания о нормах нравственного поведения, духовно-нравственных ценностях.

Развивающие: развитие у обучающихся таких качества характера, как вежливость, доброта, воспитанность, умение видеть в человеке прекрасное; развитие оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно – образного мышления.

Образовательные: способствовать формированию у обучающихся нравственного сознания, потребности употреблять в речи вежливые слова; культуры общения через речевые упражнения; научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; пользоваться интонацией, как средством вежливого обращения; формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Форма внеурочного занятия: эвристическая беседа с элементами театрализации.

Виды деятельности учащихся на занятии: познавательная деятельность, художественное творчество.

Методы: беседа, наблюдение, коллективные исследования.

Уровень достижения воспитательных результатов:

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие ценности: «воспитанность», «доброту», «вежливость»; способность к самооценке на основе критериев успешности вне учебной деятельности; способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу; развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу.

Метапредметные:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: развитие умения проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предложение.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, участвовать в диалоге; задавать вопросы одноклассникам, оформлять свои мысли в устной и письменной форме; выполнять правила работы группе, высказывать и аргументировать свою точку зрения на события, поступки, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; адекватно реагировать на замечания учителя, одноклассников.

Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать цель занятия; проводить классификацию по заданным критериям, выстраивать логическую цепочку рассуждений; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию.

Оборудование и оформление: раздаточный материал, интерактивная доска, проектор.

Музыкальный и дидактический материал: Видеоролики, кроссворд.

Ход занятия:

I. Подготовительный этап.

У.: - Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Алексеевна. Сегодня я проведу у вас внеурочное занятие. Закройте глаза, улыбнитесь, теперь откройте глаза улыбнитесь соседу по парте, теперь учителю. От улыбки даже в хмурый день становится тепло на душе.

У.: - Ребята, чтобы понять, о чем мы сегодня будем говорить, хочу предложить вам разгадать кроссворд.

Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)

Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)

Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)

Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)

Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель)



Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)



У.: -Какое ключевое слово получилось?

Д.: -(Этикет)

У.: -Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Д.: -Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.

У.: -А вы знаете, что такое этикет

Д.: - Этикет – это правила поведения где - либо.

II. Основной этап.

У.: - Сегодня на занятие мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.

У.: - Человек встречается с друзьями, ездит в транспорте, ходит в кино и театры, в магазины, принимает пищу, выбирает одежду. Во всех этих случаях он оказывается среди других людей. Человек в зависимости от своего настроения может по - разному относиться к окружающим. И он своими действиями, мимикой, жестами или словами передаёт своё к ним отношение.

У.: - Посмотрите на слайд и прочтите несколько определений слова этикет.

У.: - «Этикет» - это правила поведения человека среди других людей. «Этикет» - слово французское, толкуется как «установленный порядок поведения где-либо».

У.: - Существуют разные виды этикета, сегодня мы рассмотрим такие виды этикета, как этикет общения, этикет в школе, этикет за столом, этикет в гостях.

У.: - С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе. Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил.

Слово «этикет» произошло от названия карточек, «этикеток», которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований.

В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга “Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов”, в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях. В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

У.: - О нашей воспитанности можно судить по нашей речи, и огромное значение придает ей этикет. Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам знакомого журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?».

(Просмотр видеоролика из журнала «Ералаш», «Почему мы так говорим?».)

У.: - Почему мы так говорим? Все ли вам было понятно в его речи? Что вам показалось смешным?

У.: - Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай?

Д.: - Потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни

У.: - Такие слова, как «гикнулся», «закочевряжился», «фитиль», «шнобель», «велик», «училка», относятся к молодежному жаргону – сленгу. Эти слова звучат некрасиво из уст ребят. Поэтому нужно говорить такими словами, чтобы было понятно всем окружающим.

У.: - Ребята, у каждой группы на парте лежит лист, я предлагаю вам в группе обсудить и записать на него правила общения, которые вы знаете.



(Обсуждение правил общения)

У.: - Вы учитесь в 4 классе и вы уже знаете правила поведения и на уроке, и на переменах. Прочитайте ситуации и обсудите, правильно ли поступают дети?

1. Мальчик вошел в класс, здоровается с учителем. Прозвенел звонок, учитель начинает урок. Артём опоздал. Входит в класс в шапке, варежках. Подходит к учителю. Протягивает руку в варежке: «Здравствуйте, Татьяна Ивановна!».

2. Мальчик здоровается с девочкой, Максим, пробегая мимо Тани, дергает ее за косичку и кричит в ухо: «Здорова, Ларина!».

У.: - Какие правила поведения в школе вы можете назвать?

Д.: - На занятия нужно приходить без опозданий. При входе в класс нужно поздороваться с ребятами и учителем. В школу нужно приходить чистым и опрятно одетым. Учебные вещи нужно положить аккуратно, так чтобы ими удобно было пользоваться. Во время перемены нельзя бегать по школе, кричать, драться. Нельзя без спроса брать чужие вещи, даже если они лежат на твоей парте.

У.: - Также существует этикет за столом, правила поведения за столом. Просмотрите отрывок из журнала «Ералаш», «Царевна Несмеяна». Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного.

У.: - Что было необычного в поведении мальчика? Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда? А как вы ведете себя за столом? Какие правила вы можете предложить?

Д.: - Пищу надо брать с тарелки вилкой или ложкой. Когда ешь, не откусывай больших кусков – это некрасиво. Не разговаривай с полным ртом, не чавкай. Если тебе нужно что-то взять, не тянись, а вежливо попроси передать. Никогда не отзывайся плохо о блюде, которое едят твои соседи. Не порти аппетит другим. Не сиди боком к столу – это некрасиво. Не кроши хлеб, доедай кусок до конца.

У.: - Ребята, также есть определенный этикет, когда вы находитесь в гостях. У вас есть друзья. Вы ходите друг к другу в гости. Как вы себя ведете? Сейчас предлагаю посмотреть фрагмент о том, как хозяйка встречала гостей. В чем она была неправа?

(Просмотр фрагмента из журнала «Ералаш».)

У.: - Какие правила этикета в гостях вы можете предложить?



Д.: - Принимай вежливо гостей. За поздравления и подарки благодарят. Помни, дарить подарок труднее, чем получать. Хозяин должен быть приветливым. Хозяин должен быть внимательным, видеть всех своих гостей, уделять каждому внимание.

III. Заключительный этап.

У.: - Ребята, сейчас вы поработаете в группах, каждая группа будет работать над своим видом этикета. Посмотрите, над каким видом этикета будет работать ваша группа. Нарисуйте подходящие картинки к вашему виду этикета.

(По окончанию работы ребята вывешивают плакат от каждой группы и показывают как нужно правильно себя вести ).

У.: - Что такое этикет? Какие правила этикета запомнили? Нужны ли сейчас знания этих правил?

Рефлексия:

У.: - Высказывания ребят. Я научилась…Мне стало ясно…Я поняла…Теперь я знаю…Я буду стараться…Я узнала…

Используемая литература:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Этикет

https://goodetiket.ru/pro-etiket/etiket