МКОУ Верх – Ирменская школа-интернат для детей с ОВЗ
Внеурочное занятие по экологическому воспитанию
« Экскурсия в Новосибирский зоопарк»
Составила воспитатель ЗайцеваТ.Г.
Экскурсия в Новосибирский зоопарк
Цель : знакомство с животными зоопарка, расширение знаний детей об обитателях зоопарка, правилах поведения в нём.
Задачи:
- воспитывать интерес к миру животных, доброжелательное отношение к ним.
- развивать умение классифицировать животных по среде обитания, по способу питания.
- развивать познавательные процессы: воображение, мышление, память, устную речь, внимание.
Ход экскурсии
Учитель — Здравствуйте,ребята! Сегодня мы с вами отправимся на экскурию.Отгадав загадку, вы узнаете место экскурсии.
Загадка-
Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовем
И смотреть зверей идем?
Учащийся: Зоопарк
Учитель: Конечно же, это - зоопарк. В зоопарке живут различные животные из разных стран мира. Каждый зверь уникален, некоторые из них являются редкими, занесенными в Красную книгу.
Учитель: Ребята, кто из вас знает, что же такое зоопарк?
Учащийся: Уникальный музей живой природы.
Учащийся: Учреждение для содержания животных в неволе с целью их демонстрации.
Учащийся: Это место, куда приходят люди вместе со своими близкими и друзьями, чтобы отдохнуть от городского шума и ежедневной бытовой суеты.
Учитель: Хорошо. Все, что вы назвали, правильно. Согласно «Биологическому энциклопедическому словарю» зоопарк представляет собой научно-просветительское учреждение, в задачи которого входят демонстрация разнообразия животного мира, распространение знаний о природе, пропаганда охраны животных и сохранение генофонда редких и исчезающих видов животных.
Главной функцией всех зоопарков является сохранение видов. Зоопарк может содержать и изучать редкие и исчезающие виды животных, чтобы создавать искусственные популяции в неволе.
Учитель: Давйте вспомним правила поведения в зоопарке прежде чем мы начнём экскурсию.
( варианты ответов детей)
Учитель: Поговорим о истории возникновения Новосибирского зоопарка.
Идея создания в Новосибирске зоопарка принадлежит Максиму Дмитриевичу Звереву, родившемуся 29 октября 1896 г. в Барнауле в семье ссыльного.
Примерно с середины 1933 года, на базе небольшой агробиостанции г. Новосибирска был организаван зоосад. В начале 1935 года зоосад состоял из одного живого уголка при маленьком кабинете зоологии детской станции. К 1937 году усилиями работников и детей был пополнен состав зверей и птиц, проводилась исследовательская работа. При зоосаде работала зоолаборатория.
К 1937 году в зоосаде содержалось 50 видов птиц и 35 видов зверей. Животные, содержащиеся в зоосаде и обитающие в окрестностях г. Новосибирска, являлись объектами исследовательской работы школьников старших классов и научных работников зоосада, результаты которой были опубликованы в 1937 году в первом томе Трудов Новосибирского зоосада. В этом же году, по генеральному плану реконструкции и строительства г. Новосибирска, предусмотрена организация зоопарка.
Новосибирский зоопарк участвует во многих международных программах по сохранению исчезающих видов животных, сотрудничая с природоохранными организациями всего мира.
В зоопарке проводятся разнообразные групповые экскурсии и беседы, во время которых посетителей знакомят с многообразием животного мира, биологией отдельных видов, проблемами экологии и охраны природы. Лекционную работу зоопарк ведет не только на своей территории, но и в школах,
В течении многих лет зоопарк претерпевал изменения : перестраивался , расширялся, переносился на другое место, пополнялся раличными видами животных.
Новосибирский зоопарк - один из самых больших в России.
Зоопарк отличается одной из самых больших во всём мире коллекцией куньих и кошачьих.
На территории зоопарка есть вольеры, созданные для максимальной приближённости к условиям дикой природы.
В настоящее время в Новосибирском зоопарке содержится около 11 000 особей 770 видов животных. Более 350 видов занесены в Международную Красную Книгу, Красную Книгу России и Новосибирской области. На 110 видов ведутся международные племенные книги.
В 2016 г. открылся павильон для содержания пингвинов и обезьян, дельфинарий, в 2017 г. открыт подземный этаж для крокодилов, рыб и змей, планируется строительство павильонов для африканских животных.
Учитель- Ребята. А кто знает , что избражено на эмблеме зоопарка?
Ответы детей
Учитель-
Эмблемой Новосибирского зоопарка стал снежный барс, уникальное по красоте и грации животное, сохранившееся в Сибире только на Алтае и в Саяно-Шушенском заповеднике. Некоторое время спустя добавилось ещё одно животное — перевязка.В Новосибирском зоопарке впервые было получено потомство от этого представителя куньих.
В зоопарке имеется несколько секций.
Самая большая — млекопитающиеся:
млекопитающие это животные, которые вскармливают своих детёнышей молоком. Каким, одним словом можно их назвать?
Дети : Звери.
Учитель : Правильно. ( беседа ,обходят секцию)
Учитель - А сейчас познакомимся ещё с одними жителями зоопарка — это птицы. ( беседа о птицах)
Учитель - Ребята. с какой группой животных мы познакомились?
Дети -С птицами.
Учитель - Правильно. Ответьте мне на вопрос: По каким признакам они объединяются в одну группу?
Дети - У них есть крылья, они умеют летать, тело покрыто перьями.
Учитель — Правильно.
Учитель - ещё одна группа животных — земноводные.
Они живут в зооопарке в террариуме. Террариумы оборудованы убежищами из коры пробкового дуба. Жабы и лягушки – это земноводные животные.
Учитель -Ребята, как вы думаете, почему они получили такое название?
Дети - Варианты ответов.
Земноводными называют животных, которые могут жить как в воде, так и на суше.
Учитель — Ещё в павильоне «Террариум» мы встретим следующих животных: змей, черепах, крокодилов. Они объединяются в одну группу и называются пресмыкающимися. ( беседа о пресмыкающихся)
Учитель - Ребята. С какими животными вы познакомились?
Дети - Питон, черепаха, игуана, крокодилы..
Учитедь - К какой группе животных они относятся?
Дети - С пресмыкающимся.
Учитель- Почему они получили такое название?
Дети - Потому, что при передвижении их тело соприкасается с землёй.
Учитель : А сейчас мы пойдём знакомиться с обитателями морских глубин.
Ребята, кто живёт в воде?
( ответы детей)
Учитель: В новосибирcком зоопарке открылся самый длинный в Сибири подводный тоннель из морских аквариумов. Если сказать проще, то теперь в далекой от морей Сибири есть настоящий мини-океанариум. Каждый зал в аквариуме называется палубой. В 28 морских аквариумах живет более 300 видов рыб, мурен, скатов, акул и других обитателей морей и океанов.
Рыбы :
Учитель- На территории Новосибирского зоопарка есть дельфинарий. Каждый день посетители могут посмотреть выступления дельфинов афалин и полярных китов белух. Ребята, кто посетил дельфинарий, понравилось вам в дельфинарии?
Ответы детей.
Учитель — Более 120 видов животных занесены в Международную Красную Книгу — вот некоторые из них : мартышка Бразза, бурый медведь, каравайка, капибара, уссурийский пятнистый олень и многие другие.
Около 180 видов занесены в Красную книгу России и Региональную Красную книгу. Животные , занесённые в Красную книгу Новосибирской области: ушастый ёж, речная выдра, большой тушканчик; птицы — чёрный аист, малая выпь, лебедь шипун, большая белая цапля; пресмыкающие — щитомордник; насекомые — богомол испещрённый, скакун прибрежный. Желтушка Аврора и другие.