Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
Стеченская средняя общеобразовательная школа
Аннотация к рабочей программе
учебного курса внеурочной деятельности «функциональная грамотность»
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «функциональная грамотность» разработана в соответствии с пунктом 31.1 ФГОС НОО и реализуется 1год 1 класс
Рабочая программа разработана группой учителем/педагогом Колощенко Натальей Ивановной в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителя в школе по учебному курсу внеурочной деятельности «функциональная грамотность»
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности является частью ООП НОО определяющей:
- содержание;
- планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
- тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания
Дата: __24_.08.2023
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Брянской области
Муниципальное образование Погарский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Стеченская средняя общеобразовательная школа
Выписка
из основной образовательной программы начального общего образования
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов протокол от 24.08.2023 г. №1 | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР О.М. Куттина 24.08.2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности«Функциональная грамотность» 1 класс
Выписка верна _____________
Директор школы _______ С.А. Решетникова
с. Стечна, 2023 год
1.Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Я - настоящий читатель (16 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я.Маршака, С.В.Михалкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Раздел 2. Технология продуктивного чтения (10 ч)
Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Учимся задавать вопросы. Учимся отвечать на вопросы Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении.
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (6ч)
Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».
Тема раздела программы, количество отводимых часов | Основное содержание материала темы | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые предметные результаты |
Настоящий читатель, 16 часов | Кого можно считать настоящим писателем? Любима книга. Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова и др. Экскурсия в библиотеку. Домашняя библиотека. Писатели и их книги. Быстрое чтение и получение информации. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твое представление о настоящем читателе». Защита творческих работ. | Дать детям представление о настоящем читателе. Провести вводный мониторинг. Обучить моделированию обложки любимой книжки. Чтение и обсуждение книг. Познакомить с правилами поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг»- выполнять простейший ремонт книг. Представление личной библиотеки детей. Проверка скорости и качества чтения. Сравниваем тексты математических задач с текстами из учебника русского языка и окружающего мира. Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации. | Знать: правила пользования библиотекой; основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие, форзац); простейшие операции по ремонту книг (подклеить обложку, вклеить выпавший лист.) Извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения. |
Технология продуктивного чтения, 10 часов | Продуктивное чтение – что это? Работа над текстом. Глубокое восприятие и понимание текста. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении. | Обучить высказыванию предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Знакомство с продуктивным чтением и значением слова «продукт». Работа над текстом. Чтение рассказов разных авторов (Н. Сладкова: «Воздушный замок», «Болтливые окуни», « Бюро лесных услуг».. рассказ Л. Каминского «Послушный Петя». В. Драгунский «Денискины рассказы», обсуждение, выполнение заданий на развитие читательской грамотности. Чтение В. Осеевой: «Долг», « Картинки»; рассказ В. Голявкина «Вот, что интересно»; рассказы Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса», «Мишина каша» и работа над смысловым чтением. Практическая поэтапная работы над произведением. | Интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя. В предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. |
Проект «Дружим с книгой», 6 часов | Уточнение, выбор под тем проекта. Составление плана работы над проектом. Выполнение проекта. Защита проекта. | Обсуждение общей темы и подтем проекта, а также выбор формы защиты. Подготовка проекта: сбор информации, работа с источниками, фиксация хода работы над проектом. Выполнение и защита проекта. | Уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы. |
2.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
оценивать свою вежливость;
определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
отличать подготовленную и неподготовленную речь;
знать особенности неподготовленной речи;
осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства
3.Тематическое планирование
№ п/п п/п | Тема занятия | Кол-во часов | ЭОР | Дата проведения |
по плану | фактически |
1 | Кого можно считать настоящим читателем? С. Маршак «Усатый полосатый», «У солнышка в гостях». | 1 | http://www.school.edu.ru/ | | |
2 | Моя первые книги. В. Берестов « Мастер птица» | 1 | http://www.school.edu.ru/ | | |
3 | «Ребятам о зверятах». Книги о животных. Чарушин «Волчишко» | 1 | http://www.school.edu.ru/ | | |
4 | «Ребятам о зверятах». Книги о животных. С. Маршак «Детки в клетке» | 1 | http://www.school.edu.ru/ | | |
5 | Экскурсия в библиотеку. | 1 | http://www.school.edu.ru/ | | |
6 | «О хороших людях» С.Сахарнов « Самый лучший пароход». | 1 | http://www.school.edu.ru/ | | |
7 | Р.Сеф. «Необычный пешеход» А. Барто «Мы с Тамарой» | 1 | http://www.school.edu.ru/ | | |
8 | Русские народные игры. Игра «Вася – гусёночек» | 1 | http://www.school.edu.ru/ | | |
9 | «Лес -не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио» | 1 | http://www.school.edu.ru/ | | |
10 | «Лес- не школа, а всему учит» Н. Сладков «Лесные шорохи» М. Пришвин «Ёж». | 1 | http://www.school.edu.ru/ | | |
11 | Сказки о животных Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» | 1 | http://www.school.edu.ru/ | | |
12 | Сказки о животных. С. Михалков «Как медведь трубку нашел» | 1 | http://www.school.edu.ru/ | | |
13-14 | Из серии « Мои первые книжки» К. Чуковский «Доктор Айболит» | 1 | http://www.school.edu.ru/ | | |
15-16 | Любимые сказки Ш. Перро «Красная шапочка» | 1 | http://www.school.edu.ru/ | | |
17 | Продуктивное чтение – что это? Мониторинг. | 1 | http://www.school.edu.ru/ | | |
18 | Угадай - ка. Стихи и загадки «Подскажи словечко» Стихи и загадки Е. Серова. | 1 | http://www.school.edu.ru/ | | |
19 | Читаем и переживаем. Чтение рассказов Н. Сладкова: «Воздушный замок», «Болтливые окуни» | 1 | http://www.school.edu.ru/ | | |
20 | Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Чтение рассказов В. Осеевой: «Долг», «Картинки» | 1 | http://www.school.edu.ru/ | | |
21 | Учимся отвечать на вопросы Н. Носов «Метро», «Телефон», «Леденец». | 1 | http://www.school.edu.ru/ | | |
22 | Книги учат уважать старших А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота» | 1 | http://www.school.edu.ru/ | | |
23 | Читаем и реагируем на прочитанное - гордимся А.Митяев «Богатыри» | 1 | http://www.school.edu.ru/ | | |
24 | Учимся фантазировать Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой». | 1 | http://www.school.edu.ru/ | | |
25 | Учимся задавать вопросы Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок». | 1 | http://www.school.edu.ru/ | | |
26 | О чем я мечтаю. В. Катаев « Цветик – семицветик» | 1 | http://www.school.edu.ru/ | | |
27 | Учимся размышлять над прочитанным Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др.. | 1 | https://vk.com/bookmarks?w=wall-165208014_31290%2Fd7e78http://www.school.edu.ru/ | | |
28-29 | Уточнение, выбор под тем проекта. Составление плана работы над проектом. | 1 | http://www.school.edu.ru/ | | |
30-31 | Выполнение проекта. | 1 | http://www.school.edu.ru/ | | |
32 | Защита проекта. | 1 | http://www.school.edu.ru/ | | |
33 | Праздник «Я – настоящий читатель» | 1 | http://www.school.edu.ru/ | | |