СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для проведения внеурочных занятий в 5-9 классах

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"»



Приложение к ООП ООО






















Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

в 5-9 классах





















Пояснительная записка


Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;

  • СП 2.4.3648-20;

  • СанПиН 1.2.3685-21;

  • Основной образовательной программы ООО МБОУ «Многопрофильный лицей №37» НМР РТ.

Цель курса: развитие функциональной грамотности учащихся 5- 9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Место курса в плане внеурочной деятельности: учебный курс предназначен для обучающихся 5–9-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/35 часов в год в 5-8 классе; 34 часов в 9 классе.


Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»


Метапредметные и предметные

Грамотность


Читательская

Математическая

Естественно научная

Финансовая

5 класс

Уровень узнавания и понимания

находит и

извлекает

информацию из различных

текстов

находит и

извлекает

математическую

информацию в различном

контексте

находит и

извлекает

информацию о

естественнонаучны х явлениях в различном контексте

находит и извлекает

финансовую

информацию в различном контексте

6 класс

Уровень понимания и применения

применяет

извлеченную из текста

информацию для решения разного рода проблем

применяет

математические знания для

решения разного рода проблем

объясняет и

описывает

естественнонаучны е явления на основе

имеющихся научных знаний

применяет

финансовые

знания для решения

разного рода проблем

7 класс

Уровень анализа и синтеза

анализирует и интегрирует

информацию,

полученную из текста

формулирует

математическую проблему на

основе анализа ситуации

распознает и

исследует личные, местные,

национальные, глобальные

естественнонаучны е проблемы в различном контексте

анализирует

информацию в

финансовом

контексте

8 класс

Уровень оценки

(рефлексии) в рамках

предметного содержания

оценивает форму и

содержание

текста в рамках

предметного

содержания

интерпретирует и оценивает

математические данные в

контексте лично значимой ситуации

интерпретирует и оценивает

личные, местные,

национальные, глобальные

естественнонаучны е проблемы в различном

контексте в рамках

предметного содержания

оценивает

финансовые проблемы в различном контексте

9 класс

Уровень оценки

(рефлексии) в рамках

метапредметн ого

содержания

оценивает форму и

содержание

текста в рамках

метапредметного содержания оценивает

финансовые проблемы,

делает выводы, строит

прогнозы,

предлагает пути решения

интерпретирует и оценивает

математические

результаты в

контексте

национальной или глобальной

ситуации

интерпретирует и оценивает, делает

выводы и строит прогнозы о

личных, местных,

национальных, глобальных

естественнонаучны х проблемах в различном

контексте в рамках

метапредметного содержания

оценивает

финансовые проблемы,

делает выводы, строит

прогнозы,

предлагает пути решения

Личностные


Грамотность


Читательская

Математическая

Естественно научная

Финансовая

5-9

оценивает

содержание

прочитанного с

позиции норм морали и

общечеловеческих ценностей;

объясняет

гражданскую позицию в

конкретных ситуациях

общественной

жизни на основе математических

знаний с позиции норм морали и

общечеловеческих ценностей

формулирует собственную позицию по

отношению к

прочитанному объясняет

гражданскую позицию в

конкретных ситуациях

общественной

жизни на основе

естественнонаучны х знаний с

позиции норм морали и

общечеловеческих ценностей

оценивает

финансовые действия в

конкретных ситуациях с

позиции норм морали и

общечеловеческ их

ценностей, прав и

обязанностей

гражданина страны

Содержание курса

5-9 классы (по 35 ч. в 5-8 кл., 34 в 9 кл.)


В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.

В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.

В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.

В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.


Программа курса реализуется через виды деятельности:
игровая деятельность
познавательная деятельность
проблемно – ценностное общение
социальное творчество
Деятельность организуется в формах, отличных от урочных форм:
беседа
встреча
дискуссия
круглый стол
деловая игра
лекция
участие и разработка проектов
практическая работа
консультация

  • слёт

  • поход


Тематическое планирование

5-9 классы (по 1 часу в неделю)


Модуль «Основы читательской грамотности»

5 класс

Тема занятия

Форма проведения занятия

Всего часов

1.

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.

Беседа

1

2.

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.

Практическая работа

1

3.

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

Лекция

1

4.

Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).

Практическая работа

1

5.

Что такое вопрос? Виды вопросов.

Лекция

1

6.

Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.

Консультация

1

7.

Работа со сплошным текстом.

Практическая работа

2

Проведение рубежной аттестации.

Практическая работа

1

Итого


9

6 класс

Тема занятия

Форма проведения занятия

Всего часов

1.

Определение основной темы и идеи в эпическом произведении

Беседа

1

2.

Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени.

Лекция

1

3.

Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах.

Практическая работа

1

4.

Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?

Консультация

1

5.

Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)

Лекция

1

6.

Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи.

Лекция

1

7.

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.

Практическая работа

2

Проведение рубежной аттестации.

Деловая игра

1


Итого


9

7 класс

Тема занятия

Форма проведения занятия

Всего часов

1.

Определение основной темы и идеи лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации.

Практическая работа

1

2.

Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах.

Деловая игра

1

3.

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?

Практическая работа

1

4.

Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение,резюме, толкование, определение).

Конкурсная игра

1

5.

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.

Мини-исследование

1

6.

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.

Лекция

1

7.

Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы.

Практическая работа

2

Проведение рубежной аттестации.

Деловая игра

1


Итого


9

8 класс

Тема занятия

Форма проведения занятия

Всего часов

1.

Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации.

Практическая работа

2

2.

Сопоставление содержания текстов официально- делового стиля. Деловые ситуации в текстах.

Круглый стол

2

3.

Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации?

Дискуссия

1

4.

Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы)

Лекция

1

5.

Поиск ошибок в предложенном тексте.

Практическая работа

1

6.

Типы задач на грамотность. Информационные задачи.

Беседа

1

7.

Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация).

Практическая работа

1

Проведение рубежной аттестации.

Деловая игра

1


Итого


10

9 класс

Тема занятия

Форма проведения занятия

Всего часов

1.

Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации.

Лекция

2

2.

Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах.

Деловая игра

1

3.

Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации?

Консультация

1

4.

Типы текстов: текст-аргументация

(комментарий, научное обоснование).

Беседа, тест

1

5.

Составление плана на основе исходного текста.

Практическая работа

1

6.

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи.

Круглый стол

1

7.

Работа со смешанным текстом. Составные тексты.

Практическая работа

1

Проведение рубежной аттестации.

Деловая игра

1


Итого


9

Модуль «Основы математической грамотности» 5 класс

Тема занятия

Форма проведения занятия

Всего часов

1.

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.

Беседа, диалог, дискуссия

1

2.

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

Лекция

1

3.

Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.

Практическая работа

1

4.

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

Круглый стол

1

5.

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.

Деловая игра

1

6.

Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира.

Беседа

1

7.

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Проектная работа

2

Проведение рубежной аттестации.

Деловая игра

1


Итого


9

6 класс

Тема занятия

Форма проведения занятия

Всего часов

1.

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние.

Лекция

1

2.

Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем.

Практическая работа

1

3.

Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа.

Круглый стол

1

4.

Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары).

Деловая игра

1

5.

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.

Консультация

1

6.

Графы и их применение в решении задач.

Беседа, дискуссия

1

7.

Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.

Практическая работа

1

8.

Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности.

Проектная работа

2

Проведение рубежной аттестации.

Деловая игра

1


Итого


10

7 класс

Тема занятия

Форма проведения занятия

Всего часов

1.

Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений.

Лекция

1

2.

Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции.

Практическая работа

1

3.

Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу.

Круглый стол

1

4.

Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.

Деловая игра

1

5.

Решение задач на вероятность событий в реальной жизни.

Практическая работа

1

6.

Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики.

Беседа, дискуссия

1

7.

Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.

Практическая работа

1

8.

Решение геометрических задач исследовательского характера.

Проектная работа

1

Проведение рубежной аттестации.

Деловая игра

1


Итого


9

8 класс

Тема занятия

Форма проведения занятия

Всего часов

1.

Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.

Лекция

1

2.

Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни.

Практическая работа

1

3.

Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения.

Круглый стол

1

4.

Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство.

Консультация

1

5.

Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах.

Лекция

1

6.

Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур.

Беседа, дискуссия, диалог

1

7.

Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события.

Практическая работа

1

8.

Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования.

Проектная работа

2

Проведение рубежной аттестации.

Деловая игра

1


Итого


10

9 класс

Тема занятия

Форма проведения занятия

Всего часов

1.

Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы.

Круглый стол

1

2.

Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы.

Практическая работа

1

3.

Построение мультипликативной модели с тремя составляющими.

Проектная работа

1

4.

Задачи с лишними данными.

Деловая игра

1

5.

Решение типичных задач через систему линейных уравнений.

Консультация, практическая работа

1

6.

Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов.

Беседа, дискуссия

1

7.

Решение стереометрических задач.

Практическая работа

1

8.

Вероятностные, статистические явления и зависимости.

Проектная работа

1

Проведение рубежной аттестации.

Деловая игра

1


Итого


9

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 5 класс

Тема занятия

Форма проведения занятия

Всего часов

Звуковые явления

1.

Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки.

Поход

1

2.

Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека.

Круглый стол


1

Строение вещества

3.

Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы.

Лекция

1

4.

Вода. Уникальность воды.

Просмотр фильма

1

5.

Углекислый газ в природе и его значение.

Практическая работа

1

Земля и земная кора. Минералы

6.

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.

Круглый стол

1

7.

Атмосфера Земли.

Беседа, диалог, дискуссия

1

Живая природа

8.

Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.

Беседа, диалог, дискуссия


1


Проведение рубежной аттестации.

Практическая работа

1

Итого


9

6 класс

Тема занятия

Форма проведения занятия

Всего часов

Строение вещества

1.

Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества.

Лекция

1

2.

Масса. Измерение массы тел.

Практическая работа

1

3.

Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.

Практическая работа

1

Тепловые явления

4.

Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры.

Проектная работа

1

5.

Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение.

Исследование

1

Земля, Солнечная система и Вселенная

6.

Представления о Вселенной. Модель Вселенной.

Практическая работа

1

7.

Модель солнечной системы.

Проектная работа

1

Живая природа

8.

Царства живой природы

Слёт

1

9.

Проведение рубежной аттестации.

Деловая игра

1

Итого


9

7 класс

Тема занятия

Форма проведения занятия

Всего часов

Строение и свойства вещества

1.

Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

Беседа, дискуссия, диалог

1

Механические явления. Силы и движение

2.

Механическое движение. Инерция

Практическая работа

1

3.

Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.

Практическая работа

1

4.

Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов.

Лекция

1

Земля. Мировой океан.

5.

Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения.

Круглый стол

1

6.

Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводных дронов.

Проектная работа

1

Биологическое разнообразие

7.

Растения. Генная модификация растений.

Лекция

1

8.

Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых.

Исследование

1

9.

Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы.

Проектная работа

1

10.

Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция.

Практическая работа

1

Итого


10

8 класс

Тема занятия

Форма проведения занятия

Всего часов

Строение и свойства вещества(электрические явления)

1.

Занимательное электричество.

Лекция

1

Электромагнитные явления. Производство электроэнергии

2

Магнетизм и электромагнетизм.

Беседа

1

3

Строительство плотин.

Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций.

Практическая работа

2

4

Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы.

Проектная работа

1

Биология человека (здоровье, гигиена, питание)

5

Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность.

Лекция

1

6

Системы жизнедеятельности человека.

Практическая работа

1

7

Проведение рубежной аттестации.

Беседа, диалог, дискуссия

1

Итого


8

9 класс

Тема занятия

Форма проведения занятия

Всего часов

Структура и свойства вещества


1

На сцену выходит уран. Радиоактивность.

Лекция

1

2

Искусственная радиоактивность.

Беседа, диалог, дискуссия

1

Химические изменения состояния вещества

3

Изменения состояния веществ.

Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений.

Круглый стол

1

Наследственность биологических объектов

4

Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

Закономерности наследования признаков.

Круглый стол

1

5

Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов.

Проектная работа

1

6

Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Практическая работа

1

Экологическая система

7

Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюции биосферы.

Круглый стол

1

8

Антропогенное воздействие на биосферу.

Основы рационального природопользования.

Практическая работа

2

Итого


9

Модуль: «Основы финансовой грамотности»


5 класс

Тема занятия

Форма проведения занятия

Всего часов

1.

Как появились деньги? Что могут деньги?

Лекция

1

2.

Деньги в разных странах

Круглый стол

1

3.

Деньги настоящие и ненастоящие

Практическая работа

1

4.

Как разумно делать покупки?

Деловая игра

1

5.

Кто такие мошенники?

Консультация

1

6.

Личные деньги

Беседа, дискуссия, диалог

1

7.

Сколько стоит «своё дело»?

Практическая работа

1

Проведение рубежной аттестации.

Проектная работа

1


Итого


8

6 класс


Тема занятия

Форма проведения занятия

Всего часов

1.

Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность.

Лекция

1

2.

Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?

Беседа, диалог, дискуссия

1

3.

Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты.

Круглый стол

1

4.

Социальные выплаты: пенсии, пособия.

Лекция

1

5.

Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться?

Консультация, дискуссия

1

6.

Личные деньги

Практическая работа

1

Проведение рубежной аттестации.

Деловая игра

1


Итого


7


7 класс

Тема занятия

Форма проведения занятия

Всего часов

1.

Что такое налоги и почему мы их должны платить?

Лекция

1

2.

Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы.

Практическая работа

1

3.

Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы?

Беседа, диалог, дискуссия

1

4.

Виды социальных пособий. Если человек потерял работу.

Деловая игра

1

5.

История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит.

Лекция, практическая работа

1

6.

Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный банк в кармане.

Проектная работа

1

Проведение рубежной аттестации.

Деловая игра

1

Итого


7

8 класс


Тема занятия

Форма проведения занятия

Всего часов

1.

Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях.

Лекция

1

2.

Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов.

Практическая работа

1

3.

Бизнес и его формы. Риски предпринимательства.

Круглый стол

1

4.

Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели.

Проектная работа

1

5.

Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними.

Консультация, практическая работа

2

6.

Проведение рубежной аттестации.

Беседа, дискуссия, диалог

1


Итого


7


9 класс

Тема занятия

Форма проведения занятия

Всего часов

1.

Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика.

Лекция

2

2.

Риски акций и управление ими. Инструменты. Биржа и брокеры. Гибридные Фондовые индексы.

Практическая работа

1

3.

Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими.

Круглый стол

1

4.

Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов.

Деловая игра

1

5.

Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц.

Практическая работа

1

6.

Государственное и негосударственное пенсионное страхование.

Беседа, дискуссия, диалог

1

Проведение рубежной аттестации.

Практическая работа

1


Итого


8