СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с пунктом 32.1. ФГОС ООО на основе Федеральной рабочей программы курса «Функциональная грамотность», входит в обязательную часть плана внеурочной деятельности по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно – научной, финансовой, глобальной компетентности и креативному мышлению) и реализуется в 5- 9 классах в 2024-2025 учебном году.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №11» М.О. Г.Михайловка


Аннотация к рабочей программе

курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 5-9 классов


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с пунктом 32.1. ФГОС ООО на основе Федеральной рабочей программы курса «Функциональная грамотность», входит в обязательную часть плана внеурочной деятельности по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно – научной, финансовой, глобальной компетентности и креативному мышлению) и реализуется в 5- 9 классах в 2024-2025 учебном году.

Рабочая программа разработана классным руководителем МКОУ «СШ №11» с использованием материалов сайта «Единое содержание общего образования» в соответствии с Положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителя в школе по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность». Рабочая программа содержит следующие структурные элементы:

-пояснительную записку;

-общую характеристику и цели изучения курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»;

-место курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотност» в плане внеурочной деятельности;

-содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»;

-планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);

-тематическое планирование, сформированное с учётом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР и определяющее формы организации внеурочной деятельности.

На основе данной программы учителем разрабатывается КТП в соответствии с Положением о календарно- тематическом планировании по учебному предмету, курсу, модулю. КТП рассматривается на заседании ШМО и согласуется с заместителем по УВР.



































РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для обучающихся 5-9 классов

срок реализации 5 лет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), федеральной образовательной программы основного общего образования (ФОП ООО). Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности.

Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».


Взаимосвязь программы курса внеурочной деятельности с программой воспитания

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом Рабочей программы воспитания. Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.

Особенности работы педагога по программе курса внеурочной деятельности

Задача педагогов состоит в реализации содержания курса через вовлечение обучающихся в многообразную деятельность, организованную в разных формах. Результатом работы в первую очередь является личностное развитие ребенка. Личностных результатов педагоги могут достичь, увлекая ребенка совместной и интересной для него деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия личностно ценностным содержанием.

Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие используемых педагогом форм работы.

Реализация программы предполагает возможность вовлечения в образовательный процесс родителей и социальных партнеров школы.

МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа реализуется в работе с обучающимися 5-9 классов. Программа курса рассчитана на 5 лет с проведением внеурочных занятий 1 раз в неделю.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

Читательская грамотность

«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»2.

Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержа- щихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непрове- ренной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.

Математическая грамотность

Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.

Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер случайных событий.

Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики, причем как в рамках конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием дру- гих учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается

«проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, таки обществознания.

Естественно – научная грамотность

Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной гра- мотности, сформулированным в международном исследовании PISA:

«Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по обществен- но значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;

интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов».

Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся.

Финансовая грамотность

Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. С этой целью в модуль финансовой грамотности Программы включены разделы «Школа финансовых решений» (5—7 классы). Изучая темы этих разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий создает условия для применения финансовых знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания

Глобальные компетенции

Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования входит в программы естественно-научных, общественно-научных предметов и иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия людей и их воздействие на природу и общество.

Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет решать образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с учетом их возраста и познавательных интересов на современную систему научных представлений о взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры, применение знаний из социальных и естественных наук при планировании своих действий и поступков и при оценке их возможных последствий для окружающей среды и социального окружения.

Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окру- жающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и назначение модуля – дать общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия, лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных решений во всех сферах человеческой жизни. Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся общего понимания особенностей креативного мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в которых уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления. Это позволяет впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и учебно-исследовательской деятельности использовать освоенные навыки для развития и совершенствования креативного мышления.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов.

Личностные результаты

-осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире);

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;

-ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

-готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

-осознание ценности самостоятельности и инициативы;

-наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;

-проявление интереса к способам познания;

-стремление к самоизменению;

-сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

-ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

-установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;

-осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

-активное участие в жизни семьи;

-приобретение опыта успешного межличностного общения; готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

-проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;

-соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

-освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире;

-готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

-осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.

Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:

-умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

-умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

-ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

-повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

-активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:

-овладение универсальными учебными познавательнымидействиями;

-овладение универсальными учебными коммуникативнымидействиями;

-овладение универсальными регулятивными действиями.

-освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

-способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

-готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

-способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;

-способность к совместной деятельности;

-овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.

Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.

Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и ли- тература».

понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;

-овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;

-представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;

-извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;

-анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;

-определение лексического значения слова разными способа- ми (установление значения слова по контексту).

Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по учебному предмету «Математика»:

Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические умения и навыки:

-сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор;

-решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами),

-пользоваться метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие;

-использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа ин- формации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей;

-переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства при решении различных задач;

-решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать свойства последовательностей.

Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественно-научные предметы»:

-умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практико- ориентированного характера;

-умение проводить учебное исследование, в том числе пони- мать задачи исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе;

-умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;

-умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую природную среду;

-умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснениянаблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;

-сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья;

-умение характеризовать принципы действия технических устройст в промышленных технологических процессов.

Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:

-освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых отношений;

-формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой сфере общественнойжизни, их элементов и основных функций;

-формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия;

-формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансвых услуг;

-формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные икриминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг);

-формирование умения с опорой на знания, факты обществен- ной жизни и личный социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения не- добросовестных практик);

-приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере

-управления личными финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения, составления личного финансового плана.

Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:

-освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;

-формирование предпосылок научного типа мышления;

-освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.

Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:

-способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты и сценарии, диалогии инсценировки;

-проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;

-демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и т.п.;

-предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в области межличностных взаимоотношений;

-ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов, предложения по изобретательству.





Тематическое планирование

Основной формой реализации программы по курсу «Функциональная грамотность» являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разработана с учётом рабочей программы воспитания, что отражено в личностных планируемых результатах и обеспечивает реализацию инвариантных модулей (ИМ) программы «Внеурочная деятельность»














































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль: «Основы финансовой грамотности»

5 класс


Тема занятия

Кол-во

часов

Формы деятельности

1

Как появились деньги? Что могут деньги?

1

Беседы, диалоги, дискуссии

2

Деньги в разных странах

1

Круглый стол, игра.

3

Деньги настоящие и ненастоящие

1

Игра, экскурсия

4

Как разумно делать покупки?

1

Игра, круглый стол

5

Кто такие мошенники?

1

Круглый стол, игра, квест.

6

Личные деньги

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

7

Сколько стоит «своё дело»?

1

Проект, игра.

8

Проведение рубежной аттестации

1

Тестирование.


Итого

8










6 класс


Тема занятия

Кол-во

часов

Формы деятельности

1

Удивительные факты и истории о деньгах.

Нумизматика. «Сувенирные» деньги.

Фальшивые деньги: история и современность.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2

Откуда берутся деньги? Виды доходов.

Заработная плата. Почему у всех она разная? От

чего это зависит?

1

Игра, круглый стол, дискуссии.

3

Собственность и доходы от нее. Арендная плата,

проценты, прибыль, дивиденты.

1

Круглый стол, игра, квест

4

Социальные выплаты: пенсии, пособия.

1

Беседы, диалоги, дискуссии

5

Как заработать деньги? Мир профессий и для

чего нужно учиться?

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

6

Личные деньги

1

Проект, игра.

7

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.


Итого

8





7 класс


Тема занятия

Кол-во

часов

Формы деятельности

1

Что такое налоги и почему мы их должны

платить?

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2

Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги

уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые

льготы.

1

Круглый стол, игра

3

Что такое государственный бюджет? На что

расходуются налоговые сборы?

1

Игра, круглый стол, дискуссии.

4

Виды социальных пособий. Если человек потерял

работу

1

Круглый стол, игра, квест

5

История возникновения банков. Как накопить,

чтобы купить? Всё про кредит

1

Беседы, диалоги, дискуссии

6

Вклады: как сохранить и приумножить?

Пластиковая карта – твой безопасный Банк в

кармане.

1

Проект, игра.

7

Проведение рубежной аттестации

2

Тестирование.


Итого

8



8 класс


Тема занятия

Кол-во

часов

Формы деятельности

1

Потребление или инвестиции? Активы в трех

измерениях.

1

Беседы, диалоги, дискуссии

2

Как сберечь личный капитал? Модель трех

капиталов.

1

Круглый стол, игра.

3

Бизнес и его формы. Риски

предпринимательства

1

Викторина, круглый стол,

дискуссии.

4

Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и

малый бизнес.

1

Круглый стол, игра, квест

5

Бизнес подростков и идеи. Молодые

предприниматели

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

6

Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции

и риски связанные с ними.

1

Проект, игра

7

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.


Итого

9







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Основы читательской грамотности»

5 класс


Тема занятия

Кол-во

часов


Формы деятельности

1

Определение основной темы в фольклорном

произведении. Пословицы, поговорки какисточник

информации

1

Беседа, конкурс.

2

Сопоставление содержания текстов

разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

3

Работа с текстом: как выделить главную мысль

текста или его частей?

1


Беседа,дискуссия в формате свободного времени.

4

Типы текстов: текст-описание (художественное

и техническое).

1

Круглый стол.

5

Что такое вопрос. Виды вопросов.

1

Квест конкурс.

6


Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.

1

Квест игра «Что?Где?Когда?»

7

Работа со сплошным текстом.

1

Ролевая игра.

8

Проведение аттестации.

2

Тестирование.


итого

9






6 класс

Тема занятия

Кол-во

часов

Формы деятельности

1

Определение основной темы и идеи в эпическом

произведении

1

Беседа, конкурс

2

Древнерусская летопись как источник

информации о реалиях времени

1

Круглый стол, ролевая игра

3

Сопоставление содержания художественныхтекстов.

Определение авторской позиции в

художественных текстах.

1

Работа в парах,

игра в формате КВН

4

Работа с текстом: как понимать информацию,

содержащуюся в тексте?

1

Квест, круглый стол

5

Типы текстов: текст-повествование (рассказ,

отчет, репортаж)

1

Круглый стол, дискуссия

6

Типы задач на грамотность. Интерпретационные

Задачи

1

Квест, игра «Что? Где? Когда?».

7

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.

1

Беседа, дискуссия в формате

свободного обмена мнениями.

8

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.


ИТОГО

9







7 класс

Тема занятия

Кол-во

часов

Формы деятельности

1

Определение основной темы и идеи в

лирическом произведении. Поэтический текст как источник

информации

1

Беседа, конкурс.

2

Сопоставление содержания текстов

публицистического стиля. Общественнаяситуация в

текстах.

1

Работа в парах.

3

Работа с текстом: как преобразовывать

текстовую информацию с учётом целидальнейшего

использования?

1

Беседа, круглый стол,

ролевая игра

4

Типы текстов: текст-объяснение

(объяснительное сочинение, резюме,толкование,

определение)

1

Квест, дискуссия, круглый стол

5

Поиск комментариев, подтверждающих

основную мысль текста, предложенного для анализа

1

Деловая игра.

6

Типы задач на грамотность. Позиционные

задачи.

1

Квест, круглый стол

7

Работа с несплошным текстом:

информационные листы и объявления, графикии диаграммы.

1

Деловая игра.

8

Проведение рубежной аттестации

2

Тестирование.


Итого

9




8 класс

Тема занятия

Кол-во

часов

Формы деятельности

1

Определение основной темы и идеи в

драматическом произведении. Учебный текст какисточник

информации

1

Беседа, конкурс.

2

Сопоставление содержания текстов официальноделового стиля. Деловые ситуации в текстах.

1

Работа в парах

3

Работа с текстом: как применять информацию из

текста в изменённой ситуации?

1

Беседа, круглый стол.

4

Типы текстов: текст-инструкция (указания к

выполнению работы, правила, уставы, законы)

1

Квест, дискуссия.

5

Поиск ошибок в предложенном тексте.

1

Квест, круглый стол

6

Типы задач на грамотность. Информационные

задачи

1

Квест, круглый стол

7

Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,

договоры (рубежная аттестация).

1

Деловая игра.

8

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.


Итого

9








ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Основы математической грамотности»

5 класс

Тема занятия

Кол-во

часов

Формы деятельности

1

Применение чисел и действий над ними. Счет и

десятичная система счисления.

1

Беседа, обсуждение,

практикум.

2

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

1

Обсуждение, практикум,

брейн-ринг.

3

Задачи на переливание (задача Пуассона) и

взвешивание.

1

Обсуждение, урокисследование

4

Логические задачи: задачи о «мудрецах»,

о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

1

Беседа, обсуждение

практикум.

5

Первые шаги в геометрии. Простейшие

геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и

перекраивание.

Разбиение объекта на части и составление модели.

1

Игра, урок-исследование,

брейн-ринг,

конструирование.

6

Размеры объектов окружающего мира, (отэлементарных частиц до

вселенной)

длительность процессов окружающего мира.

1

Обсуждение, урокпрактикум,

моделирование.

7

Комбинаторные задачи. Представление данных в

виде таблиц, диаграмм, графиков.

1

Урок-практикум.

8

Применение таблиц, диаграмм и графиков при решении задач.

1

Урок-практикум.

9

Проведение рубежной аттестации

1

Тестирование


Итого

9






6 класс

Тема занятия

Кол-во

часов

Формы деятельности

1

Числа и единицы измерения: время, деньги,

масса, температура, расстояние.

1

Игра, обсуждение,

практикум

2

Вычисление величины, применение пропорцийпрямо пропорциональных

отношений для

решения проблем

1

Исследовательская работа,

урок-практикум.

3

Текстовые задачи, решаемые арифметическим

способом: части, проценты, пропорция,движение, работа

1

Обсуждение, урокпрактикум,

соревнование.

4

Инварианты: задачи на четность (чередование,

разбиение на пары).

1

Урок-игра, урокисследование.

5

Логические задачи, решаемые с помощью

таблиц.

1

Урок-игра, индивидуальная

работа в парах

6

Графы и их применение в решении задач.

1

Обсуждение, урокпрактикум.

7

Геометрические задачи на построение и на

изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой

бумаге, конструирование.

1

Беседа, урокисследование,

моделирование.

8

Элементы логики, теории вероятности,комбинаторики: таблицы,

диаграммы,

вычисление вероятности.

1

Обсуждение, урокпрактикум,

проект, игра

9

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование


Итого

9



7 класс

Тема занятия

Кол-во

часов

Формы деятельности

1

Арифметические и алгебраические выражения:

свойства операций и принятых соглашений

1

Обсуждение, практикум.

2

Моделирование изменений окружающего мира

с помощью линейной функции

1

Исследовательская работа,

Урок-практикум.

3

Задачи практико-ориентированного

содержания: на движение, на совместнуюработу.

1

Обсуждение, урок-практикум.

4

Геометрические задачи на построения и наизучение свойств фигур,

возникающих в

ситуациях повседневной жизни, задачпрактического

содержания

1

Обсуждение, урок-практикум, урок-исследование.

5

Решение задач на вероятность событий в

реальной жизни.

1

Урок-игра, урокисследование

6

Элементы теории множеств как объединяющее основание многих

направлений математики.

1

Урок-исследование.

7

Статистические явления, представленные в

различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы,

гистограммы.

1

Обсуждение, урокпрактикум,

проект, игра.

8

Решение геометрических задач

исследовательского характера.

1

Проект, исследовательская

работа.

9

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.


Итого

9







8 класс

Тема занятия

Кол-во

часов

Формы деятельности

1

Работа с информацией, представленной в форме

таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.

1

Практикум.

2

Вычисление расстояний на местности в

стандартных ситуациях и применение формул вповседневной жизни

1

Беседа. Исследование.

3

Квадратные уравнения, аналитические и

неаналитические методы решения

1

Исследовательская работа,

практикум.

4

Алгебраические связи между элементами фигур-теорема Пифагора,

соотношения между

сторонами треугольника), относительноерасположение,

равенство.

1

Проектная работа

5

Математическое описание зависимости между

переменными в различных процессах

1

Обсуждение. Урок практикум.

6

Интерпретация трёхмерных изображений,

построение фигур

1

Моделирование. Выполнение

рисунка. Практикум

7

Определение ошибки измерения, определение

шансов наступления того или иного события.

1

Урок-исследование

8

Решение типичных математических задач,

требующих прохождения этапа моделирования

1

Урок-практикум.

9

Проведение рубежной аттестации

1

Тестирование.


Итого

9





16


© 2025, 122 0