МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ "ЗОРИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА"
РАССМОТРЕНО Методическим объединением учителей ________________________ Григоренко Е.Н. Протокол №1 от «30» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ________________________ Соляник Т.И. «_____» _________2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Гончар А.М. «_____»__________2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 4551422)
Функциональная грамотность
для обучающихся 1-4 классов
учителя Григоренко Елены Николаевны
Зориковка 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Функциональная грамотность
Общая характеристика
«Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Функциональная грамотность
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Цель изучения блока «Креативное мышление» - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное мышление способствует критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Функциональная грамотность В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Место курса
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности.
Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Функциональная грамотность
Формы проведения
Формы организации занятий:
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Функциональная грамотность
1 КЛАСС
Содержание программы – 1 класс (33 часа)
№ п/п | Раздел | ###Par###Кол-во часов | Содержание | Формы внеурочной деятельности |
1 | Читательская грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 | В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 7 | | |
2. | Математическая грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 | Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про медведя, лису и мишкин мед. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 7 | | |
3. | Креативное мышление | 1 1 | История со словом «дедушка». Рассказы по картинкам. | |
| Итого | 2 | | |
4. | Финансовая грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 | За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухи-цокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик золото менял. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 7 | | |
5. | Естественно-научная грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. В. Сутеев. Яблоко. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8 | | |
6. | Глобальная компетентность | 1 1 | Комплексное задание «Найденыш» Комплексное задание «Мировой океан загрязняется» | |
| Итого | 2 | | |
| Итого | 33 | | |
2 КЛАСС
Содержание программы 2 класс (34 ч)
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы внеурочной деятельности |
1 | Читательская грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Михаил Пришвин. Беличья память. И. Соколов-Микитов. В берлоге. Лев Толстой. Зайцы. Николай Сладков. Веселая игра. Обыкновенные кроты. Эдуард Шим. Тяжкий труд. Про полевого хомяка. Про бобров. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8 | | |
2. | Математическая грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Про беличьи запасы. Медвежье, потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про крота. Про ежа. Про полевого хомяка. Бобры строители. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8 | | |
3. | Креативное мышление | 1 1 | История со словом «фотоальбом». Рассказы по картинкам. | |
| Итого | 2 | | |
3. | Финансовая грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 | Беличьи деньги. Поврежденные и фальшивые деньги. Банковская карта. Безопасность денег на банковской карте. Про кредиты. Про вклады. Ловушки для денег. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 7 | | |
4. | Естественно-научная грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 | Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. Лисьи норы. Корень часть растения. Занимательные особенности яблока. Про хомяка и его запасы. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 7 | | |
5. | Глобальная компетентность | 1 1 | Комплексное задание «Футбол и дружба» Комплексное задание «Случай в гостях» | |
| Итого | 2 | | |
| Итого | 34 | | |
3 КЛАСС
Содержание программы 3 класс (34 ч)
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы внеурочной деятельности |
1 | Читательская грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 | Про дождевого червяка. Кальций. Сколько весит облако? Хлеб, всему голова. Про мел. Про мыло. История свечи. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 7 | | |
2. | Естественно-научная грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как оно «работает»? Про свечи. Волшебный Магнит. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8 | | |
3. | Финансовая грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 | Что такое «бюджет»? Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Пенсия и социальные пособия. Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. Как сэкономить семейные деньги? | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения. |
| Итого | 7 | | |
4. | Математическая грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8 | | |
5. | Глобальная компетентность | 1 1 | Комплексное задание «Говорим на одном языке». Комплексное задание «Выбрасываем продукты или голодаем?» | |
| Итого | 2 | | |
6. | Креативное мышление | 1 1 | История со словом «почта». Рассказы по картинкам. | |
| Итого | 2 | | |
| Итого | 34 | | |
4 КЛАСС
Содержание программы 4 класс (34 ч)
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы внеурочной деятельности |
1 | Читательская грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Старинная женская одежда. Старинные женские головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство русской избы Предметы обихода русской избы История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8 | | |
2. | Естественно-научная грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Томат. Болгарский перец. Картофель. Баклажан. Семейство Паслёновые. Лук. Капуста. Горох. Грибы. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8 | | |
3. | Финансовая грамотность | 1 1 1 1 1 1 | Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Инфляция. Распродажи, скидки, бонусы. Благотворительность. Страхование. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 6 | | |
4. | Математическая грамотность | 1 2 1 1 1 1 1 | В бассейне. Делаем ремонт. Праздничный торт. Обустраиваем участок. Поход в кино. Организуем экскурсию Отправляемся в путешествие. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8 | | |
5. | Глобальная компетентность | 1 1 | Комплексное задание «Экологичная обувь». Комплексное задание «Этичная одежда». | |
| Итого | 2 | | |
6. | Креативное мышление | 1 1 | История со словом «спички». Рассказы по картинкам. | |
| Итого | 2 | | |
| Итого | 34 | | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
-овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
-умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»:
- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы);
- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире; - способность использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях;
- способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию;
- способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ;
- способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола.
Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»:
- умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например, текста или изображения;
- практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки;
- стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Основное содержание | Основные виды деятельности | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Читательская грамотность | 7 | В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дис-куссиях; Практические упражнения | https://easyen.ru/ https://vk.com/shkola_abv |
2 | Математическая грамотность | 7 | Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про медведя, лису и мишкин мед. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дис-куссиях; Практические упражнения | https://easyen.ru/ https://vk.com/shkola_abv |
3 | Креативное мышление | 2 | История со словом «дедушка». Рассказы по картинкам. | Деловые беседы | https://easyen.ru/ https://vk.com/shkola_abv |
4 | Финансовая грамотность | 7 | За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухи-цокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик золото менял. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дис-куссиях; Практические упражнения | https://easyen.ru/ https://vk.com/shkola_abv |
5 | Естественно-научная грамотность | 8 | Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. В. Сутеев. Яблоко. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дис-куссиях; Практические упражнения | https://easyen.ru/ https://vk.com/shkola_abv |
6 | Глобальная компетентность | 2 | Комплексное задание «Найденыш» Комплексное задание «Мировой океан загрязняется» | Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дис-куссиях; Практические упражнения | https://easyen.ru/ https://vk.com/shkola_abv |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | |
2 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Основное содержание | Основные виды деятельности | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Читательская грамотность | 8 | Михаил Пришвин. Беличья память. И. Соколов-Микитов. В берлоге. Лев Толстой. Зайцы. Николай Сладков. Веселая игра. Обыкновенные кроты. Эдуард Шим. Тяжкий труд. Про полевого хомяка. Про бобров. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дис-куссиях; Практические упражнения | https://easyen.ru/ https://vk.com/shkola_abv |
2 | Математическая грамотность | 8 | Про беличьи запасы. Медвежье, потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про крота. Про ежа. Про полевого хомяка. Бобры строители. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дис-куссиях; Практические упражнения | https://easyen.ru/ https://vk.com/shkola_abv |
3 | Креативное мышление | 2 | История со словом «фотоальбом». Рассказы по картинкам. | Практические упражнения | https://easyen.ru/ https://vk.com/shkola_abv |
4 | Финансовая грамотность | 7 | Беличьи деньги. Поврежденные и фальшивые день-ги. Банковская карта. Безопасность денег на банковской карте. Про кредиты. Про вклады. Ловушки для денег. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дис-куссиях; Практические упражнения | https://easyen.ru/ https://vk.com/shkola_abv |
5 | Естественно-научная грамотность | 7 | Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. Лисьи норы. Корень часть растения. Занимательные особенности ябло-ка. Про хомяка и его запасы. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дис-куссиях; Практические упражнения | https://easyen.ru/ https://vk.com/shkola_abv |
6 | Глобальная компетентность | 2 | Комплексное задание «Футбол и дружба» Комплексное задание «Случай в гостях» | Практические упражнения | https://easyen.ru/ https://vk.com/shkola_abv |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | |
3 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Основное содержание | Основные виды деятельности | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Читательская грамотность | 7 | Про дождевого червяка. Кальций. Сколько весит облако? Хлеб, всему голова. Про мел. Про мыло. История свечи. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дис-куссиях; Практические упражне-ния | https://easyen.ru/ https://vk.com/shkola_abv |
2 | Естественно-научная грамотность | 8 | Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как оно «работает»? Про свечи. Волшебный Магнит | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дис-куссиях; Практические упражнения | https://easyen.ru/ https://vk.com/shkola_abv |
3 | Финансовая грамотность | 7 | Что такое «бюджет»? Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Пенсия и социальные пособия. Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные день-ги? Виды расходов. Как сэкономить семейные день-ги? | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дис-куссиях; Практические упражнения | https://easyen.ru/ https://vk.com/shkola_abv |
4 | Математическая грамотность | 8 | Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные (нере-гулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на обязательные плате-жи. Подсчитываем сэкономленные деньги. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дис-куссиях; Практические упражнения | https://easyen.ru/ https://vk.com/shkola_abv |
5 | Глобальная компетентность | 2 | Комплексное задание «Говорим на одном языке». Комплексное задание «Выбрасываем продукты или голода-ем?» | Практические упражнения | https://easyen.ru/ https://vk.com/shkola_abv |
6 | Креативное мышление | 2 | История со словом «почта». Рассказы по картинкам. | Практические упражнения | https://easyen.ru/ https://vk.com/shkola_abv |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | |
4 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Основное содержание | Основные виды деятельности | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Читательская грамотность | 8 | Старинная женская одежда. Старинные женские головные уборы. Старинная мужская одежда и голов-ные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство русской избы Предметы обихода русской избы История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения | https://easyen.ru/ https://vk.com/shkola_abv |
2 | Естественно-научная грамотность | 8 | Томат. Болгарский перец. Картофель. Баклажан. Семейство Паслёновые. Лук. Капуста. Горох. Грибы. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дис-куссиях; Практические упражнения | https://easyen.ru/ https://vk.com/shkola_abv |
3 | Финансовая грамотность | 6 | Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Инфляция. Распродажи, скидки, бонусы. Благотворительность. Страхование. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дис-куссиях; Практические упражнения | https://easyen.ru/ https://vk.com/shkola_abv |
4 | Математическая грамотность | 8 | В бассейне. Делаем ремонт. Праздничный торт. Обустраиваем участок. Поход в кино. Организуем экскурсию Отправляемся | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дис-куссиях; Практические упражнения | https://easyen.ru/ https://vk.com/shkola_abv |
5 | Глобальная компетентность | 2 | Комплексное задание «Экологичная обувь». Комплексное задание «Этичная одежда». | Практические упражнения | https://easyen.ru/ https://vk.com/shkola_abv |
6 | Креативное мышление | 2 | История со словом «спички». Рассказы по картинкам. | Деловые беседы | https://easyen.ru/ https://vk.com/shkola_abv |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | В том числе | Дата проведения |
Теория | Практика | План | Факт |
Читательская грамотность |
-
| В. Бианки. Лис и мышонок. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Русская народная сказка. Мороз и заяц. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| В. Сутеев. Живые грибы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Г. Цыферов. Петушок и солнышко. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| М. Пляцковский. Урок дружбы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Русская народная сказка. Как лиса училась летать. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Е. Пермяк. Четыре брата. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
Математическая грамотность |
-
| Про курочку рябу, золотые и простые яйца. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Про козу, козлят и капусту. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Про петушка и жерновцы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Про наливные яблочки. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Про Машу и трех медведей. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Про медведя, лису и мишкин мед. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
Креативное мышление |
-
| История со словом «дедушка». | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Рассказы по картинкам. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
Финансовая грамотность |
-
| За покупками. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Находчивый колобок. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| День рождения мухи-цокотухи. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Буратино и карманные деньги. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Кот Василий продает молоко. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Лесной банк. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Как мужик золото менял. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
Естественно-научная грамотность |
-
| Как Иванушка хотел попить водицы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Про репку и другие корнеплоды. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Плывет, плывет кораблик. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Про Снегурочку и превращения воды. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Как делили апельсин. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| В. Сутеев. Яблоко. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
Глобальная компетентность |
-
| Комплексное задание «Найденыш» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Комплексное задание «Мировой океан загрязняется» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
Итого: | 33 | 16,5 | 16,5 | | |
2 КЛАСС
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | В том числе | Дата проведения |
Теория | Практика | План | Факт |
Читательская грамотность |
-
| Михаил Пришвин. Беличья память. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| И. Соколов-Микитов. В берлоге. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Лев Толстой. Зайцы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Николай Сладков. Веселая игра. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Обыкновенные кроты. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Эдуард Шим. Тяжкий труд. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Про полевого хомяка. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Про бобров. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
Математическая грамотность |
-
| Про беличьи запасы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Медвежье потомство. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Про зайчат и зайчиху. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Лисьи забавы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Про крота. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Про ежа. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Про полевого хомяка. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Бобры строители. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
Креативное мышление |
-
| История со словом «фотоальбом». | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Рассказы по картинкам | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
Финансовая грамотность |
-
| Беличьи деньги. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Поврежденные и фальшивые деньги. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Банковская карта. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Безопасность денег на банковской карте. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Про кредиты. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Про вклады. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Ловушки для денег. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
Естественно-научная грамотность |
-
| Про белочку и погоду. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Лесные сладкоежки. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Про зайчишку и овощи. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Лисьи норы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Корень часть растения. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Занимательные особенности яблока. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Про хомяка и его запасы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
Глобальная компетентность |
-
| Комплексное задание «Футбол и дружба» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Комплексное задание «Случай в гостях» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
Итого: | 34 | 17 | 17 | | |
3 КЛАСС
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | В том числе | Дата проведения |
Теория | Практика | План | Факт |
Читательская грамотность |
-
| Про дождевого червяка. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Кальций. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Сколько весит облако? | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Хлеб, всему голова. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Про мел. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Про мыло. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| История свечи. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
Естественно-научная грамотность |
-
| Дождевые черви. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Полезный кальций. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Про облака. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Про хлеб и дрожжи. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Интересное вещество мел. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Чем интересно мыло и как оно «работает»? | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Про свечи. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Волшебный Магнит. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
Глобальная компетентность |
-
| Комплексное задание «Говорим на одном языке». | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Комплексное задание «Выбрасываем продукты или голодаем?» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
Финансовая грамотность |
-
| Что такое «бюджет»? | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Семейный бюджет. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Пенсия и социальные пособия. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Наследство, вклад выигрыш. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Как сэкономить семейные деньги? | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
Креативное мышление |
-
| История со словом «почта». | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Рассказы по картинкам. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
Математическая грамотность |
-
| Расходы и доходы бюджета. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Планируем семейный бюджет. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Подсчитываем семейный доход. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Пенсии и пособия. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Подсчитываем расходы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Расходы на обязательные платежи. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Подсчитываем сэкономленные деньги. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
Итого: | 34 | 17 | 17 | | |
4 КЛАСС
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | В том числе | Дата проведения |
Теория | Практика | План | Факт |
Читательская грамотность |
-
| Старинная женская одежда. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Старинные женские головные уборы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Старинная мужская одежда и головные уборы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Жилище крестьянской семьи на Руси. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Внутреннее убранство русской избы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Предметы обихода русской избы. | 1 | | | | |
-
| История посуды на Руси. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Какие деньги были раньше в России | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
Естественно-научная грамотность |
-
| Томат. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Болгарский перец. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Картофель. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Баклажан. Семейство Паслёновые. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Лук. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Капуста. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Горох. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Грибы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
Глобальная компетентность |
-
| Комплексное задание «Экологичная обувь». | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Комплексное задание «Этичная одежда». | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
Финансовая грамотность |
-
| Потребительская корзина. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Прожиточный минимум. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Инфляция. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Распродажи, скидки, бонусы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Благотворительность. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Страхование. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
Математическая грамотность |
-
| В бассейне. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Делаем ремонт. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Делаем ремонт. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Праздничный торт. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Обустраиваем участок. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Поход в кино. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Организуем экскурсию | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Отправляемся в путешествие. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
Креативное мышление |
-
| История со словом «спички». | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Рассказы по картинкам. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
Итого: | 34 | 17 | 17 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
мультимедийный проектор
персональный компьютер
принтер
проектор
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Альбомы, цветные карандаши, фломастеры.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школаhttps://resh.edu.ru/
Современный Учительский портал https://easyen.ru/
Школа АБВ. В помощь учителю начальных классов https://vk.com/shkola_abv