СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие по математике в 5 классе "Десятичные дроби"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие с применением конструктора интерактивных заданий Learning Apps

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по математике в 5 классе "Десятичные дроби"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №72 с углубленным изучением отдельных предметов»









Внеурочное занятие по математике в 5 классе по теме: «Десятичные дроби» с применением конструктора интерактивных заданий LearningApps.






Выполнила:

Глинкина Нина Ильинична

Учитель математики

89278191155








г. Ульяновск, 2020 год

Внеурочное занятие по математике в 5 классе по теме: «Десятичные дроби»

Цели занятия:

Образовательная:

-систематизация знаний по теме «Десятичные дроби»;

- совершенствование вычислительных навыков и навыков решения задач

Развивающая:

- формирование познавательных, коммуникативных умений и навыков, навыков самостоятельной работы;

- обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний.

Воспитывающая:

- развитие творческих способностей, совершенствование навыков работы в группе;

- воспитание лидерских качеств.

Задачи занятия:

  1. Организация повторения теории путем самовосстановления учащимися предыдущих знаний с помощью метода «Заполни пропуски»;

  2. Применение дидактических игр для формирования вычислительных навыков обучающихся;

  3. Развитие коммуникативной компетенции учащихся через систему творческих заданий;

Оборудование: Мультимедийная установка

приложение для создания интерактивных заданий LearningApps.

Интрига к занятию

Три ученика читают по очереди стихотворение В. Лифшица «Три десятых»

Занятие проходит в виде соревнования двух команд

Девиз занятия: Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»

  1. Конкурс (повторение теории) «Заполни пропуски»:

  1. П ри сложении десятичных дробей слагаемые записываются так, чтобы цифры одноименных разрядов оказались друг под другом, запятая под запятой.

  2. Десятичные дроби сравниваются поразрядно, начиная со старшего разряда.

  3. При умножении на 10, 100, 1000 и т. д. нужно запятую перенести вправо на один, два, три и т.д. разряда. Если не хватает разрядов, то нужно приписать нули.

  4. Чтобы перемножить две десятичные дроби, их надо перемножить как натуральные числа (не обращая внимание на запятую), а затем отделить справа запятой столько разрядов, сколько их в обоих множителях вместе после запятой.

  5. Чтобы разделить число на десятичную дробь, нужно в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько разрядов, сколько их в делителе после запятой, а затем разделить на натуральное число.



  1. Конкурс «Классификация»: Соотнеси результат вычисления со множеством натуральных или десятичных дробей.

Натуральное число

Десятичная дробь

12:0,5

12*0,5

140:10

140:100

0,6*5

0,6*0,8

10,3+13,7

250*0,01

16,75*100

5,7+0,6





  1. К онкурс «Хронология». Сравни десятичные дроби и запиши их в порядке возрастания.

0,45; 0,367; 0,2134; 0,7; 0,095

(0,095; 0,2134; 0,367; 0,45; 0,7).



  1. Конкурс «Математическое лото»: Вычисли

0,24

1,6

7,2

0,42

24:100

0,48:0,3

90*0,08

2,1*0,2

0,6*0,4

10-8,4

4+3,2

420:1000

0,48:2

160*0,01

144:20

7-6,58

П осле разгадывания лото, на экране появляется портрет Симона Стевина и страница из книги Симона Стевина «Десятая».



Историческая справка (Сообщение ученика):

Фламандский инженер и ученый Симон Стевин (1548-1620) впервые в Европе изложил учение о десятичных дробях в небольшой книге «Десятая» в 1585 году. Эта книга состояла всего лишь из 7 страниц, однако содержала всю теорию десятичных дробей. Запись десятичных дробей у Стевина была отличной от нашей. В десятичной дроби вместо запятой он записывал нуль в кружочке, после разряда десятых единицу в кружочке, после разряда сотых два в кружочке и т. д. Стевин указывал на большое практическое значение десятичных дробей и настойчиво пропагандировал их. Он был первым ученым, потребовавшим введения десятичной системы мер и весов. В России учение о десятичных дробях впервые изложил в своей «Арифметике»Леонтий Магницкий(1703). Широчайшее применение десятичные дроби получили в XIX в., после введения метрической системы мер и весов.

  1. Конкурс «Исторические задачи» (Ввод текста)

З адача 1. (Из «Арифметики» Магницкого)

«Некий человек нанял работника на год, обещал ему дати 12 рублёв и кафтан. Но той, работав 7 месяцев, восхотел уйти и просил достойной платы с кафтаном. Хозяин дал ему по достоинству расчет 5 рублей и кафтан, и ведательно есть, а коликие цены он и кафтан был.»

Решение.

За 7 месяцев – 7 р., значит, 2 рубля вычли за стоимость кафтана за 12-7=5 мес.

5 мес – 2 р.

12 мес – х

5х=24

Х=4.8

Ответ: 4.8 р.

Задача 2. . .(Древняя египетская задача из папируса Ахмеса)

«Приходит пастух с 70 быками. Его спрашивают: - Сколько приводишь ты из своего многочисленного стада? Пастух отвечает: - Я привожу две трети от трети скота. Сочти!»

Решение.

70 =315

Ответ: 315

Задача 3.(Древняя китайская задача)

«В клетке находится неизвестное число фазанов и кроликов. Известно, что вся клетка содержит 35 голов и 94 ноги. Узнать число фазанов и число кроликов.»

Решение.

94:2=47

47-35=12 – кроликов

35-12=23 – фазана

Ответ: 12 кроликов, 23 фазана.

Задача 4.

В рассказе «Репетитор» великий русский писатель А.П.Чехов приводит следующую задачу: «Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 рублей.
Спрашивается, сколько аршин он купил того и другого, если синее сукно стоило 5 руб. за аршин, а черное за 3 рубля?

Решение.

1)138 * 3 = 414 (руб)

2)540 – 414 = 126 (руб)

3)126 : 2 = 63 ( аршин) - синего

4)138 – 63 = 75 ( аршин) – черного

Ответ: 63 аршины синего сукна,75 аршин черного

Задача 5. .(Из «Арифметики» Магницкого)

«Некто оставил в наследство жене, дочери и трем сыновьям 48 000 рублей и завещал жене всей суммы, а каждому из сыновей вдвое больше, чем дочери. Сколько досталось каждому из наследников?»

Решение.

48 000(р) — всего 1/8 — жене
48 000 : 8 = 6 000(р) — жене
48 000 — 6 000 = 42 000(р) — детям
Пусть х р наследство для дочери, тогда одному сыну - 2х р. По условию задачи было 3 сына. Составим уравнение.
2х + 2х + 2х + х = 42 000
7х = 42 000
х = 6 000
6 000(р) — дочери
6 000 * 2 = 12 000(р) — одному сыну
Ответ: 6 000, 6 000, по 12 000.


6. Конкурс «Скачки». Эстафета для команд.

  1. С обственная скорость лодки 18 км/ч. Чему равна скорость лодки по течению, если скорость течения реки 2,6 км/ч?

Ответ:20,6 км



  1. Два велосипедиста едут навстречу друг другу со средними скоростями 42,6 км/ч и 36,4 км/ч. Через сколько часов они встретятся, если расстояние между ними 158 км?

Ответ: 2 часа.



  1. Стороны прямоугольника равны 10,6см и 7,3см. Вычислите периметр.

Ответ: 35,8см



  1. На пошив 3 комбинезонов потребуется 10,8 метров ткани. Сколько потребуется ткани на пошив 8 таких же комбинезонов?

Ответ: 28,8м



  1. Рейсовый автобус проехал 65 км за 1,3 часа, а автомобиль 120 км за 1,2 часа. На сколько км/ч скорость автомобиля больше скорости автобуса?

Ответ: 50км/ч

  1. К онкурс «Математическая викторина» (для болельщиков и родителей).



  1. Кто автор первого учебника математики в России? (Леонтий Магницкий)

  2. Кто написал книгу «Десятая»? (Симон Стевин)

  3. Десять человек обменялись рукопожатиями. Сколько было рукопожатий? (45)

  4. Даны две суммы 2,18+4,36+6,53+8,77 и 7,82+5,64+3,47+1,23. Найдите устно сумму этих чисел. (40)

  5. Даны числа 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Что больше: их сумма или произведение? (Сумма)

  6. Задача рыбака. Спрашиваете, сколько я поймал рыб? Отвечу: половину восьми, шесть без головы и девять без хвоста. (0)

  7. Вычислите устно значение выражения (20-28,48:35,6)*(0,5-1/2). (0)

  8. Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике? (Л. Толстой)

  9. Даны числа 11,12,13,…28,29. Какой цифрой будет оканчиваться их произведение?(0)

  10. Назовите неизвестное число, если половина составляет четверть этого неизвестного числа. (2)

Подведение итогов. Рефлексия.

Используемая литература:

  1. Зубарева, И. И. Мордкович, А. Г. Математика. 5 класс: учеб, для учащихся общеобразовательных учреждений[Текст]/ И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович /.- 2013. - 14-е издание. - 231 с. ISBN 978-5-346-02573-3

  2. Глейзер Г.И. История математики в школе. – М. Просвещение, 1981.

  3. Интернет-ресурсы

https://ru.wikipedia.org



Приложение

Стихотворение В. Лифшица «Три десятых»

Это кто из портфеля швыряет в досаде

Ненавистный задачник, пенал и тетради

И сует свой дневник, не краснея при этом,

Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом?..

Познакомьтесь, пожалуйста: Костя Жигалин.

Жертва вечных придирок, – он снова провален

И шипит, на растрепанный глядя задачник: –

Просто мне не везет! Просто я неудачник!..

В чем причина обиды его и досады?

Что ответ не сошелся лишь на три десятых!

И к нему, безусловно, придирается Строгая Марья Петровна.

Три десятых... Скажи про такую ошибку

И пожалуй, на лицах увидишь улыбку.

Три десятых... И все же об этой ошибке

Я прошу вас послушать меня без улыбки...

Если б, строя ваш дом, тот, в котором живете,

Архитектор немножко ошибся в расчете,–

Что б случилось, ты знаешь ли, Костя Жигалин?

Этот дом превратился бы в груду развалин!

Ты вступаешь на мост. он надежен и прочен.

А не будь инженер в чертежах своих точен,

Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,

Не сказал бы спасибо тому человеку!

Вот турбина. В ней вал токарями расточен.

Если б токарь в работе не очень был точен,

Совершилось бы, Костя, большое несчастье:

Разнесло бы турбину на мелкие части!

Три десятых – и стены возводятся косо.

Три десятых – и рухнут вагоны с откоса.

Ошибись только на три десятых аптека, –

Станет ядом лекарство, убьет человека!

Мы громили и гнали фашистскую банду.

Твой отец подавал батарее команду.

Ошибись он при этом хоть на три десятых, –

Не настигли б снаряды фашистов проклятых.

Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровно,

И скажи – не права ль была Марья Петровна?

Если честно подумаешь, Костя, об этом,

То недолго лежать дневнику под буфетом.  




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!