СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие по теме "Чёрное золото Прикамья"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить с полезным ископаемым - нефть, определить её свойства, узнать о способах добычи и её использовании в хозяйственных целях, о местонахождении её на территории Пермского края.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по теме "Чёрное золото Прикамья"»

Конспект внеурочного занятия по теме: «Черное золото Прикамья».

Цели:

  1. Познакомить детей с полезным ископаемым – нефтью, определить её свойства, узнать о способах добычи и её использовании в хозяйственных целях, о местонахождении её на территории Пермского края;

  2. Развивать мышление, речь, воображение, умение анализировать и делать выводы, развивать навык исследовательской деятельности;

  3. Воспитывать экономное и бережное отношение к природным богатствам нашей страны.

  4. Учить работать с текстом. (Учить прогнозировать, искать в тексте ответы на вопросы, работать с непонятными словами, интерпретировать текст в схемы, таблицы, составлять кластер).





Ход урока.
  1. Орг. момент

Пермский край- заповедные горы,

Пермский край- вековая тайга,

Реки стекаются в Камское море,

По берегам- заливные луга,

Под землёй- рудники, сталактиты,

В земляничных угодьях леса,-

Сквозь расстояния, словно магнитом,

Тянет сурового края краса! (Слайд 1)

Прочитайте стихотворение. О чём это оно?

Богата и разнообразна природа нашего края. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в земле.


  1. Актуализация знаний

Как называются такие богатства?

Вспомните, какие полезные ископаемые добываются у нас в Пермском крае.

  1. Постановка проблемной ситуации.

– Ребята, к нам пришла телефонограмма. Я её прочитаю. (Слайд 2)

 – В Черном море терпит бедствие огромный танкер. Просим о помощи! Необходимо предотвратить экологическую катастрофу! На борту «черное золото»…

 – Что обозначают эти точки? (Сообщение не закончено)

 – Связь обрывается.

 – Как вы думаете, о каком «чёрном золоте» идёт речь? Ваши предположения? (Все предположения записываются на доску).

- Кто догадался чему будет посвящена тема нашего занятия? («Черное золото Прикамья»)

4. Определение цели урока

– Как вы думаете, почему нефть называют «чёрным золотом»? (Все предположения записываю на доску)

Чтобы нам ответить на этот вопрос, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? ( это учёные, которые занимаются открытием чего-то нового).

Что бы вы хотели узнать о нефти, которую добывают в Пермском крае?

Кто обнаружил в наших краях черное золото и когда это произошло? Какими свойствами она обладает ? Какие нефтяные месторождения вы знаете? Почему нефть называют черным золотом? Где её используют? (Слайд 3)

- Я буду руководителем нашей исследовательской лаборатории , а вы будете моими помощниками.

- Все свои исследования вы будете записывать на специальные листы, а затем мы составим  кластер на доске.

  1. Практическая работа

Рассмотрите пробирку с нефтью. Какое это вещество: жидкое, твёрдое или газообразное?

– Какого цвета это полезное ископаемое?

– Имеет запах или нет? Возьмите пробирку, осторожно поднесите к носу.





  1. Работа с текстом.

Давайте вернёмся к нашим вопросам.

- Где мы сможем найти ответ на первый вопрос? (Предположения ребят)

- Перед вами лежит лист с заданиями.

- Прочитайте. Все ли вам понятно? Почему? Какое задание вы бы могли предложить?

- Прочитайте текст и выполните к нему задания.

Вывод : В каком году открыли первое месторождение нефти? Кто это сделал? (Слайд 4, 5)

  1. Работа в группах.



– Работать сейчас мы будем в группах. В каждой группе будет свой руководитель, который будет отвечать за работу всей группы. Предлагаю руководителям каждой группы подойти и получить задание для исследования.

  1. Самостоятельная работа в группах (7–10минут)

Задание для первой группы.

Составьте синквейн про нефть, используя информацию из текста.


Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины?

        Нефть – это маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Легче воды, расплывается тонкой пленкой и не растворяется.

Нефть – наше богатство.



1.Существительное -

2. Два прилагательных –

3.Два глагола -

4. Фраза -

5. Синоним –


Задание для второй группы.

Рассмотрите карту Пермского края.

2. Найдите на легенде карты значок, обозначающий нефть.

3. Найдите и определите, в какой части Пермского края: на севере, на юге, на западе или востоке находится скопление этого полезного ископаемого?

4. Обозначьте на карте красными флажками города, вблизи которых находятся месторождения этого полезного ископаемого.

5. Нарисуйте и раскрасьте значок, обозначающий нефть.

6. Заполните таблицу «Месторождения нефти»

Лист исследования .

Название

Условное обозначение

Добыча в Пермском крае







Задание для третьей группы.

Прочитайте текст. Выбери из текста информацию, которая дает ответ на вопрос: Как используют нефть в жизни? Составьте схему.

Наша страна очень богата нефтью. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.

Задание для четвертой группы.

Подумайте, почему нефть назвали «чёрным золотом»?



  1. Проверка выполненного задания. (Выступления руководителей групп).

- Ребята, а в нашем городе есть такое предприятие, которое связано с нефтепереработкой?

- Как расшифровывается логотип LUK?

- Что вы о нём знаете? Какую продукцию производит? (Слайд 7,8)







10. Итог урока



– Я предлагаю вернуться к теме нашего исследования.

– Так почему нефть называют «ЧЁРНЫМ ЗОЛОТОМ»? (Нефть широко используется в хозяйственных целях, из неё получают жизненно важные продукты, без которых жизнь не мыслима и к тому же, это дорогостоящее топливо, которое нужно экономно расходовать.)

– Нефть отправляют во все концы страны, где она нужна, по нефтепроводам, которые находятся глубоко под землёй, по железной дороге в больших цистернах, по рекам и морям на больших кораблях-танкерах.



11. Рефлексия.

– Какой вывод сделал сегодня каждый из вас из всего вышесказанного на уроке?

Я благодарю вас за активное участие в работе исследовательских групп.

Домашнее задание

– Дома я предлагаю вам подумать над вопросом: «Чем могла грозить экологическая катастрофа окружающему миру? Попробуйте составить рассказ, используя те свойства нефти, о которых вы узнали. Что могло бы произойти, если бы «чёрное золото» оказалось на поверхности воды?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!