Конспект внеурочного занятия по теме: «Черное золото Прикамья».
Цели:
Познакомить детей с полезным ископаемым – нефтью, определить её свойства, узнать о способах добычи и её использовании в хозяйственных целях, о местонахождении её на территории Пермского края;
Развивать мышление, речь, воображение, умение анализировать и делать выводы, развивать навык исследовательской деятельности;
Воспитывать экономное и бережное отношение к природным богатствам нашей страны.
Учить работать с текстом. (Учить прогнозировать, искать в тексте ответы на вопросы, работать с непонятными словами, интерпретировать текст в схемы, таблицы, составлять кластер).
Ход урока.
Орг. момент
Пермский край- заповедные горы,
Пермский край- вековая тайга,
Реки стекаются в Камское море,
По берегам- заливные луга,
Под землёй- рудники, сталактиты,
В земляничных угодьях леса,-
Сквозь расстояния, словно магнитом,
Тянет сурового края краса! (Слайд 1)
Прочитайте стихотворение. О чём это оно?
Богата и разнообразна природа нашего края. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в земле.
Актуализация знаний
Как называются такие богатства?
Вспомните, какие полезные ископаемые добываются у нас в Пермском крае.
Постановка проблемной ситуации.
– Ребята, к нам пришла телефонограмма. Я её прочитаю. (Слайд 2)
– В Черном море терпит бедствие огромный танкер. Просим о помощи! Необходимо предотвратить экологическую катастрофу! На борту «черное золото»…
– Что обозначают эти точки? (Сообщение не закончено)
– Связь обрывается.
– Как вы думаете, о каком «чёрном золоте» идёт речь? Ваши предположения? (Все предположения записываются на доску).
- Кто догадался чему будет посвящена тема нашего занятия? («Черное золото Прикамья»)
4. Определение цели урока
– Как вы думаете, почему нефть называют «чёрным золотом»? (Все предположения записываю на доску)
Чтобы нам ответить на этот вопрос, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? ( это учёные, которые занимаются открытием чего-то нового).
Что бы вы хотели узнать о нефти, которую добывают в Пермском крае?
Кто обнаружил в наших краях черное золото и когда это произошло? Какими свойствами она обладает ? Какие нефтяные месторождения вы знаете? Почему нефть называют черным золотом? Где её используют? (Слайд 3)
- Я буду руководителем нашей исследовательской лаборатории , а вы будете моими помощниками.
- Все свои исследования вы будете записывать на специальные листы, а затем мы составим кластер на доске.
Практическая работа
Рассмотрите пробирку с нефтью. Какое это вещество: жидкое, твёрдое или газообразное?
– Какого цвета это полезное ископаемое?
– Имеет запах или нет? Возьмите пробирку, осторожно поднесите к носу.
Работа с текстом.
Давайте вернёмся к нашим вопросам.
- Где мы сможем найти ответ на первый вопрос? (Предположения ребят)
- Перед вами лежит лист с заданиями.
- Прочитайте. Все ли вам понятно? Почему? Какое задание вы бы могли предложить?
- Прочитайте текст и выполните к нему задания.
Вывод : В каком году открыли первое месторождение нефти? Кто это сделал? (Слайд 4, 5)
Работа в группах.
– Работать сейчас мы будем в группах. В каждой группе будет свой руководитель, который будет отвечать за работу всей группы. Предлагаю руководителям каждой группы подойти и получить задание для исследования.
Самостоятельная работа в группах (7–10минут)
Задание для первой группы.
Составьте синквейн про нефть, используя информацию из текста.
Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины?
Нефть – это маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Легче воды, расплывается тонкой пленкой и не растворяется.
Нефть – наше богатство.
1.Существительное -
2. Два прилагательных –
3.Два глагола -
4. Фраза -
5. Синоним –
Задание для второй группы.
Рассмотрите карту Пермского края.
2. Найдите на легенде карты значок, обозначающий нефть.
3. Найдите и определите, в какой части Пермского края: на севере, на юге, на западе или востоке находится скопление этого полезного ископаемого?
4. Обозначьте на карте красными флажками города, вблизи которых находятся месторождения этого полезного ископаемого.
5. Нарисуйте и раскрасьте значок, обозначающий нефть.
6. Заполните таблицу «Месторождения нефти»
Лист исследования .
№ | Название | Условное обозначение | Добыча в Пермском крае |
| | | |
Задание для третьей группы.
Прочитайте текст. Выбери из текста информацию, которая дает ответ на вопрос: Как используют нефть в жизни? Составьте схему.
Наша страна очень богата нефтью. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.
Задание для четвертой группы.
Подумайте, почему нефть назвали «чёрным золотом»?
Проверка выполненного задания. (Выступления руководителей групп).
- Ребята, а в нашем городе есть такое предприятие, которое связано с нефтепереработкой?
- Как расшифровывается логотип LUK?
- Что вы о нём знаете? Какую продукцию производит? (Слайд 7,8)
10. Итог урока
– Я предлагаю вернуться к теме нашего исследования.
– Так почему нефть называют «ЧЁРНЫМ ЗОЛОТОМ»? (Нефть широко используется в хозяйственных целях, из неё получают жизненно важные продукты, без которых жизнь не мыслима и к тому же, это дорогостоящее топливо, которое нужно экономно расходовать.)
– Нефть отправляют во все концы страны, где она нужна, по нефтепроводам, которые находятся глубоко под землёй, по железной дороге в больших цистернах, по рекам и морям на больших кораблях-танкерах.
11. Рефлексия.
– Какой вывод сделал сегодня каждый из вас из всего вышесказанного на уроке?
Я благодарю вас за активное участие в работе исследовательских групп.
Домашнее задание
– Дома я предлагаю вам подумать над вопросом: «Чем могла грозить экологическая катастрофа окружающему миру? Попробуйте составить рассказ, используя те свойства нефти, о которых вы узнали. Что могло бы произойти, если бы «чёрное золото» оказалось на поверхности воды?