4.Основная часть. | Интерактивный; методы организации и осуществления учебных действий: сочетание словесных и наглядно-демонстративных методов. | Светофор - добрый друг и помощник водителей и пешеходов. Он указывает, кому разрешается ехать или идти, а кому нужно стоять на месте. И все обязаны подчинятьсяего сигналам. Мы знаем, что самым опасным местом для пешеходов и водителей является перекресток - здесь пересекаются улицы, всегда много людей, со всех сторон подъезжают трамваи, автомобили, автобусы. Но, благодаря светофору, перекресток может стать совсем безопасным. Надо только хорошо знать, что говорит нам светофор, как он действует. –Для чего нужны светофоры? - Назовите сигналы светофора. -Какое значение имеет каждый цвет светофора? - Для кого предназначены светофоры с изображенными на них человечками? - Что означает мигающий сигнал светофора? Сигналы в трёхсекционном светофоре располагаются сверху вниз в последовательности: красный, желтый, зеленый. Зеленый сигнал, как мы уже знаем, разрешает пешеходу начать переход. Этот переход должен совершаться шагом, без спешки. Но и задерживаться на проезжей части улицы тоже не надо, так как время действия каждого светового сигнала ограничено: зеленый сменится желтым, желтый - красным, и это будет повторяться через равные промежутки времени. Не все светофоры предупреждают водителей и пешеходов о том, что время действия того или иного светового сигнала истекает. Но некоторые это делают. Например, зеленый. Каким образом? Миганием светового сигнала. Мигание зеленого света означает, что его разрешающее действие заканчивается и скоро будет включен желтый свет. Есть и другие светофоры, которые предназначены только для пешеходов. На этих светофорах изображены человечки - красный и зеленый. Красный человечек изображен неподвижным, а зеленый - идущим. Зажегся свет с красным человечком, значит, стой и ты, пока не загорится сигнал с зеленым шагающим человечком, зашагал человечек, можешь шагать и ты. На некоторых пешеходных светофорах изображения человечков нет. Есть два сигнала: зеленый с надписью «Идите» или красный с надписью «Стойте».Какой сигнал загорится, ту команду и надо выполнять. - В каком порядке расположены цвета в светофоре? Для лучшей видимости наверху размещен красный сигнал как самый важный и опасный, потом желтый, а внизу — зеленый. -Почему были выбраны именно эти цвета? Запрещающий красный свет виден лучше всего, даже ночью и в туман. Желтый виден хуже красного, но лучше зеленого. Он хорошо заметен как запрещающий сигнал, а зеленый цвет разрешает движение. На светофорах есть козырьки, чтобы сигналы были хорошо видны при ярком солнечном свете. Нельзя переходить улицу на красный и желтый сигналы светофора, даже если транспорта нет, запомните, что незадолго до окончания действия зеленого сигнала светофора он обычно начинает мигать. Если пешеходы не успели закончить переход проезжей части дороги на зеленый сигнал, нельзя пытаться проскочить между движущимися машинами. Надо спокойно подождать посередине, пока снова включится зеленый сигнал. -Как нужно поступить, если при зеленом сигнале для пешеходов продолжает двигаться машина с включенным звуковым сигналом и мигающими фонарями (проблесковым маячком) на крыше синего цвета? Если при зеленом сигнале для пешеходов продолжает двигаться машина с включенным звуковым сигналом и мигающими фонарями (проблесковым маячком) на крыше синего цвета надо подождать, пока она проедет. -Как могут проезжать машины «скорой помощи», полиции, противопожарной и аварийных служб при включенных спец. Сигналах? При включенных спец. сигналах машины «скорой помощи», полиции, противопожарной и аварийных служб имеют право проезжать на красный сигнал и навстречу движению транспорта. Инсценировка детьми движения светофора. 1 человек-светофор, который меняет цвета карточек. 3 человека- пешеходы. 2 человека- машины. Физкультминутка. Игра «Светофорик» Участникам игры надо быть очень внимательными. Когда ведущий показывает круг зеленого цвета, то вы должны топать ногами, будто идут; когда горит желтый свет, то должны хлопать в ладоши. При красном свете должна быть тишина. - Мы познакомимся с историей возникновения светофора. Автомобилей еще не было, да и идея их создания еще не появилась. Но в крупнейших городах Европы интенсивность движения конных экипажей достигла уже такой величины, когда для пешеходов стали возникать значительные трудности при пересечении широких улиц. И вот в 1868 году в Лондоне перед зданием парламента установили семафор. Именно семафор, который уже применялся на железных дорогах. Его придумал английский инженер Найт. Этот семафор был механическим (цветные сигналы красного и зеленого цветов менялись с помощью системы приводных ремней). В тёмное время суток использовался вращающийся газовый фонарь. Управлял семафором специально обученный полицейский, который при помощи лебедки поднимал и опускал стрелу с цветным диском. В 1914 году в Америке появился первый светофор, который работал при помощи электроэнергии и сигналы подавал электрическими лампочками. Электрический светофор все еще имел два цвета – красный и зеленый. Командовал сигналами светофора регулировщик, который вместо желтого сигнала подавал предупреждающий звуковой сигнал. Желтый цвет появился лишь в 1918 году. В Москве первый светофор установили в 1929 году. Конструкция этого светофора была выполнена в виде циферблата часов, разделенного на секторы зеленого, желтого и красного цветов. Переключение между цветами осуществлялось с помощью стрелки (как у часов). Потом появились электрические светофоры, которые действуют и сейчас, хотя внешне они изменились. Демонстрация учителем движений регулировщика с пояснением. -Кто запомнил движения и сможет продемонстрировать у доски? Остальные повторяют. Ребята, так же нужно знать, каким образом можно перейти железнодорожные пути (слайд) На железнодорожных переездах устанавливают светофоры, шлагбаумы, настилы. Шлагбаум - это подвижная перекладина. Если она опущена - путь закрыт, если поднята — открыт. Чтобы при переходе железной дороги не споткнуться о рельсы, на одном уровне с ними укладывают деревянное полотно — настил. Если перед настилом есть шлагбаум и светофор и может быть еще дежурный по переезду — это регулируемый переезд, т.е. движением на железной дороге управляют техника или люди. Когда приближается поезд, мигают одновременно два красных сигнала светофора. Это означает, что переходить и переезжать железнодорожные пути нельзя. Такой светофор может быть установлен на переезде без шлагбаума. Если нет шлагбаума и светофора либо светофор не горит (отключен) и нет дежурного по переезду, то такой железнодорожный переезд называется нерегулируемым, т. е. им никто не управляет. В этом случае надо переходить железнодорожный переезд, руководствуясь следующими правилами: 1. Подойти к настилу на железнодорожных путях, сосредоточиться и сказать себе мысленно: «Будь осторожен». 2. Посмотреть во все стороны и прислушаться — не слышен ли звук приближающегося поезда, посмотреть назад — нет ли машин, затем еще раз налево и направо, и только тогда переходить железнодорожные пути. Нельзя переходить пути, если виден приближающийся поезд. Запрещается выходить на переезд при закрытом или начинающем опускаться шлагбауме, независимо от сигнала светофора. Нельзя стоять возле путей или идти вдоль железнодорожного полотна. Поезд идет с такой скоростью, что поток воздуха может втянуть пешехода под вагон. При движении поезда летят камни, которые могут ударить пешехода. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения; Слушают верное решение. 1 ученикк в роли светофора показывает детям сигналы. 2 ученика в роли машин следуют сигналам светофора. 3 ученика в роли пешеходов изображают движения, соответствующие сигналам светофора. Выполняют движения физкультминутки. Слушают рассказ учителя. Запоминают движения регалировщика, повторяют вместе с учителем. Один ученик выходит к доске, берет флажок и демонстрирует движения регулировщика, остальные учащиеся повторяют движения. Слушают рассказ учителя. | Коммуникативные УУД: - Умение донести свою позицию до других; - Слушать и понимать речь других. Личностные УУД: - Принимать безопасный, здоровый образ жизни; - Освоение основ правильного питания; - Отрицательное отношение к вредным привычкам. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. |