СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие «Влияние окружающей среды на здоровье человека»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного занятия: Создать условия для формирования знаний о взаимосвязи окружающей среды и здоровья человека. Занятие проводится  в нетрадиционном формате

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие «Влияние окружающей среды на здоровье человека»»

Занятие ТО «Наука и экология»

По теме: «Влияние окружающей среды на здоровье человека»

«Здоровье – это капитал, данный человеку природой изначально, потеряв который, трудно вернуть обратно».

Французский философ и писатель Мишель Монтень

Цель урока: Создать условия для формирования знаний о взаимосвязи окружающей среды и здоровья человека.

Задачи:

  • Образовательная – раскрыть зависимость здоровья человека от состояния окружающей природной среды; изучить рекомендации по повышению устойчивости организма к неблагоприятному воздействию на него внешней среды.

  • Воспитательная - содействовать воспитанию осознанного отношения к своему здоровью; навыков групповой и индивидуальной работы.

  • Развивающая – способствовать созданию условий для формирования коммуникативных компетентностей, расширению биологического кругозора и выработки оценочных умений аргументации.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, презентация Power Point; жетоны трех цветов.


Тип урока: комбинированный.

Методы и формы учебной деятельности: сочетание групповой и индивидуальной работы.

Методы по источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные, наглядные, мыслительные, практические, использование ИКТ.


Ход урока.


I Организационный этап. (1 мин)

Приветствие учащихся. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки на уроке. Ребята делятся на группы.

II Основной этап.

  1. Актуализация первичного опыта учащихся (6 мин).

Мотивация. Упражнение « Те, кто…» Учащимся предлагается при положительном ответе на вопрос, вставать:

  • Те, кто сегодня проснулся с улыбкой?

  • Кто с утра не успел позавтракать?

  • Кто  моет руки, придя с улицы, перед едой?

  • Кто любит каникулы?

  • Кто хочет быть здоровым?

Здоровье одна из важных ценностей человека и при встрече, мы всегда говорим: «Здравствуй!», желая человеку, прежде всего здоровья.

Работа в группах. Задание на ассоциации.

Давайте с вами вспомним, что такое здоровье?

На каждую букву этого слова напишите слова, используя из предложенного списка, относящиеся к тому, что делает, по вашему мнению, человека здоровым. (Слайд 2)

З-
Д-
О-
Р-
О-
В-
Ь
Е-


Попробуйте дать определение здоровью. (Варианты ответов детей).

- Можно ли здоровьем назвать просто отсутствие болезней?

(Слайд 3) Здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.

(Слайд 4) Хорошее состояние здоровья зависит от социального, экологического и духовного развития, а также здоровой окружающей среды. («Повестка дня на XXI век»)

2.Изучение нового материала (18-20 мин).

(Слайд 5) Сегодня у нас урок на тему: «Влияние окружающей среды на здоровье человека». Цель нашего занятия – изучить, как же влияет окружающая среда на здоровье человека.

  • Что же мешает человеку быть здоровым?

  • Что может повлиять на состояние его здоровья?

(Слайд 6) Учитель: Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Учёные провели исследование и сделали вывод: от чего зависит наше здоровье. Эти данные можно показать в виде формулы здоровья.



Формула здоровья (100%) = (10%) медицина + (20%) наследственность + (20%) окружающая среда + (50%) образ жизни.


Уже на ранних этапах становления человеческого общества были обнаружены связи между условиями, в которых живут люди, и особенностями их здоровья. (Слайд 7) Более двух тысяч лет назад великий врач древности Гиппократ (около 460–370 до н.э.) не только описал влияние климата, воды, рельефа и времён года на здоровье жителей различных местностей, но и дал сравнительное антропологическое описание народов, живущих на европейском, африканском и азиатском берегах Средиземного моря. В его трудах содержатся многочисленные доказательства того, что факторы внешней среды, образ жизни оказывают определяющее влияние на формирование телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека. В XVII веке появилась медицинская география – наука, которая изучает влияние природных и социальных условий различных территорий на здоровье населяющих их людей.

Учитель: Какие же факторы окружающей среды оказывают наибольшее влияние на организм человека? (Варианты ответов детей) (Слайд 8)

  1. Загрязнение атмосферы.

  2. Радиационное излучение

  3. Загрязнение воды

  4. Загрязнение почвы.


Работа в группах. В ходе групповой работы ваша задача выяснить, что является источниками загрязнения окружающей среды и какие последствия для человечества несёт данный вид загрязнений. (Заполнение таблиц)

Обучающиеся делятся на 5 групп. Каждой группе выдаётся текстовый материал по одной из тем «Загрязнение почвы», «Загрязнение воды», «Загрязнение воздуха», «Шумовое загрязнение», «Электромагнитное загрязнение» (Приложение 1). Результаты изучения текстового материала обучающимся необходимо оформить в таблице:

Наименование антропогенного фактора

Источники загрязнения

Основные последствия загрязнения

Загрязнение почвы

 

 

Загрязнение воды

 

 

Загрязнение воздуха

 

 

Шумовое загрязнение

 

 

Электромагнитное загрязнение

 

 



Радиоактивное излучение (причины): (Слайд 9)

  1. Ядерные отходы.

  2. Отработанные АЭС

  3. Техногенные катастрофы на АЭС

Ежечасно в атмосферу, в воду, в почву выбрасываются тонны ядовитых отходов производства. Они попадают в наши легкие, всасываются в кровь и отравляют наши тела.

Вывод: Влияние на здоровье человека загрязнений воздуха, воды, почвы и радиоактивного загрязнения очень велико.

(Слайд10, 11) Отрицательное влияние экологии на здоровье в последние годы сделало массовым такие заболевания, как рак, лучевая болезнь, бронхиальная астма, мочекаменная болезнь, всевозможные аллергии.

Но даже не эти болезни представляет главную угрозу! Экологические факторы на здоровье оказывают, порой, самое не предсказуемое воздействие!

Появляются все новые и новые виды заболеваний, которые раньше не существовали, их стали называть экологически обусловленные заболевания, так как на их возникновение оказывают влияние факторы среды.

Болезнь «минамата» — заболевание человека и животных, вызываемое соединениями ртути. Заражение через морепродукты

Болезнь «итай-итай». Отравление кадмием.

Болезнь «юшо» — отравление людей фенильными соединениями.

Болезнь «желтые дети» — болезнь появилась в результата уничтожения

межконтинентальных баллистических ракет. Эти соединения весьма токсичны попадают в организм человека через кожу, слизистые, верхние дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт. В результате начали рождаться дети с выраженными признаками желтухи.

(Слайд 12) «Алопеция» — это внезапное облысение детей (отравление таллием и бором). Эти дети жили вблизи кирпичных заводов, где сжигали отходы, содержащие бор и фтор.

«Картофельная болезнь» обнаружена в 1989 году у студентов, которые были привлечены к уборке карто­феля на Урале. Основной симптом болезни — «хлопаю­щая стопа», то есть у пострадавших не подгибалась стопа. По последней версии причиной болезни явились импорт­ные пестициды нового поколения, содержащие ртуть и поражающие периферическую нервную систему.

(Слайд 13) «Преждевременная детская старость» (прогирия). До сих пор не известны ни причины болезни, Одна из точек зрения на причину этого заболевания — это влияние неблаго­приятных факторов внешней среды.

«Синдром хронической усталости» является клас­сическим примером заболевания, вызванного ослаб­лением иммунной системы человека из-за ухудшаю­щихся экологических условий. Главный симптом — повторяющиеся приливы усталости с резким сниже­нием активности, длящиеся более чем 6 месяцев.


Тератогенные факторы – факторы действующий на эмбрион или плод и вызывающий нарушение его строения или функционирования, не вызывая при этом изменения наследственных структур.


(Слайд15, 16) Здоровье и экология – залог выживания каждого из нас! Поздно просто «задуматься» о том, какую экологию мы оставим в наследство своим детям, внукам и правнукам. Они могут вообще никогда не родиться! Или родятся с врожденными уродствами, вследствие мутаций.


(Слайд17, 18) Есть общедоступные способы повышения устойчивости организма человека к неблагоприятным условиям внешней среды. Основным из них является употребление витаминов А (ретинол), Е (токоферол), С (аскорбиновая кислота). Они усваиваются наиболее полно, если их употреблять в комплексе. Витамины и необходимые организму человека микроэлементы в значительных количествах содержатся в продуктах растительного происхождения.

• Капуста белокочанная содержит целый комплекс витаминов, ферментов и микроэлементов, которые делают ее одним из важнейших продуктов лечебного и диетического питания. Полезна и свежая, и квашеная капуста, при квашении капусты в ней сохраняется значительное количество витамина С.

• Морковь является ценным пищевым продуктом. В моркови имеются все необходимые организму витамины (В1, В2, В6, С, Е, К, РР). Ежедневное употребление свежей моркови значительно укрепляет организм, повышает его сопротивляемость инфекционным заболеваниям и неблагоприятному воздействию внешней среды.

Много полезных для здоровья веществ содержат картофель, репчатый лук, сладкий перец, свекла, помидоры, петрушка. Установлено, что богаты витамином Е растительные масла (подсолнечное, кукурузное и др.). Салаты и винегреты из овощей, заправленные растительным маслом, содержат весь комплекс необходимых организму витаминов и микроэлементов.

Дневной рацион питания человека должен содержать 2/3 свежих овощей и фруктов.

III Рефлексия (2 мин).

(Слайд 19) Объясните смысл выражений: «В конце концов, жизнь – это лишь отношение между организмом и внешней средой» (К.Бернар); «Здоровое тело – продукт здорового рассудка» (Б.Шоу)


IV Итог урока (2 мин)


Заключение: люди во всем мире принимают определенные меры по уменьшению вредных промышленных выбросов в окружающую природную среду, но этого пока недостаточно. Поэтому каждый человек должен и сам заботиться об окружающей природной среде и своем здоровье. Забота об окружающей среде начинается с собственного дома, улицы, парка и т. д. Необходимо изменить свое потребительское, агрессивное отношение к природе, заменить его заботой о сохранении всего живого, участвовать в озеленении родного города, населенного пункта.

Человек - он ведь тоже природа
Он ведь тоже закат. И восход.
И четыре в нем времени года
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство цвета,
То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек - он зима. Или лето.
Или осень. С грозой и дождем.
Все вместил в себя. Версты и время.
И от атомных бурь он ослеп.
Человек - он и почва, и семя.
И сорняк среди поля. И хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночеств и встреч?
Человек - он ведь тоже природа...
Так давайте природу беречь.
С. Островой.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!