Название конкурсного материала:
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ»
Тема:
«ДОМАШНЯЯ ХИМЧИСТКА (ЧАСТЬ 1)»
Автор занятия:
Учитель химии МБОУ «СОШ №5»
Горохова Инна Николаевна
город Братск, 2020 год
Цели занятия:
повысить интерес обучающихся к изучению химической науки;
познакомить обучающихся с химией, используемой в быту;
привить соблюдения правил техники безопасности, на примере выполнения демонстрационных опытов;
развить инициативу, самостоятельность, взаимопомощь при выполнении заданий;
инициировать исследовательскую деятельность учащихся.
Задачи занятия:
Образовательная: рассмотреть с точки зрения химии некоторые химические вещества, используемые в быту.
Развивающая: формировать умение правильного использования химических веществ в повседневной жизни.
Воспитательная: ответственное отношение к своему здоровью.
Этапы занятия:
Мобилизационный этап (включение ученика в активную интеллектуальную деятельность)
Целеполагание (формулирование целей урока по схеме: вспомнить-узнать-научиться)
Момент осознания недостаточности знаний (объяснение нового материала)
Коммуникация
Взаимопроверка и взаимоконтроль
Рефлексия
Структура занятия: 1. Фаза вызова интереса. 2. Фаза осмысления. 3. Рефлексия.
Методы и технологии:
Методы активного обучения (АМО), технология групповой деятельности.
Формы обучения: фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа.
Технические средства обучения:
таблица Д.И. Менделеева, компьютер, проектор, электронные образовательные ресурсы, презентация, опорная схема, индивидуальные карточки, медицинская (домашняя) аптечка, сода.
Теоретическая значимость: Разработанный материал позволит сделать уроки химии более интересными и «выйти» за рамки школьного курса для расширения кругозора учащихся.
Практическая значимость: данный материал можно использовать в качестве дополнительного на уроках естественнонаучного цикла, во внеклассной работе для расширения кругозора учащихся.
Содержание
Вступительное слово учителя.
В любой деятельности мы неизбежно соприкасаемся с веществами и используем их свойства и взаимодействие между собой. Химия, обладая огромными возможностями, облегчает труд человека, экономит его время, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт. Использование людьми достижений современной техники и химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний. Именно с этой целью мы проводим это занятие и, надеюсь, оно будет интересно и полезно также тем, кто считает химию скучным, бесполезным для себя школьным предметом, далеким от повседневной жизни обычного человека.
Освещение учебного материала.
Домашняя аптечка.
Учитель: для чего нужна людям домашняя аптечка? Ведь не набегаешься к врачу каждый раз, когда поцарапала кошка, случился ожог от утюга или в палец попала заноза. В домашней аптечке обычно бывают самые простые средства для дезинфекции и перевязки, для того чтобы остановить кровь при порезах или царапинах, для полоскания горла при начинающейся простуде. Всем известно, что первыми средствами обеззараживания ран являются сподручные средства нашей домашней аптечки – йод и зеленка. Также все знают, что используя эти два средства - мы пачкаем ими руки, а порой и одежду – но смыть их как с кожи, а тем более с ткани – большая проблема. Но есть у каждой хозяйки на кухне и в той же самой аптечке средства, которые готовы прийти на помощь при подобной проблеме… Как вы думаете, о каких веществах идет речь?
(Учащиеся называют (при затруднении ответа – смотрят в аптечку учителя и называют): аммиак (нашатырный спирт), перекись водорода, сода).
Учитель: все перечисленные вами химические вещества имеют интересные свойства. А какие? Вы мне расскажите после получения вами самостоятельных знаний из Интернета (ученики либо на компьютере, либо с телефона готовят информацию о пероксиде водорода, соде, аммиаке, зеленки и йоде). Кратко записываем полученную информацию в тетрадь.
Прекрасная перекись.
Хорошим окислителем является пероксид водорода - отличный антисептик.
Пероксид водорода H₂O₂ – один из постоянных обитателей домашней аптечки. Его как лекарственное средство используют чаще всего в виде 3% водного раствора. При контакте с живыми тканями пероксид водорода разлагается с выделением кислорода, отсюда и противомикробное действие.
Пахнущий флакончик.
Нашатырный спирт – аммиак – десятипроцентный раствор гидроксида аммония NH4OH. Представляет собой жидкое вещество без цвета со специфическим неприятным запахом. Сильный антисептик (используют при укусе насекомых). А также применяют для возбуждения дыхания и выведения из обморочного состояния человека.
Загадочный белый порошок на кухне.
Знакомьтесь…Натрий двууглекислый, он же гидрокарбонат натрия, он же бикарбонат натрия, он же обычная пищевая сода - натриевая соль угольной кислоты (NaHCO3).
В обычном виде — мелкокристаллический порошок белого цвета. Проявляет все свойства соли сильного основания и слабой кислоты. В водных растворах имеет слабощелочную реакцию.
Применяется в качестве антацидного средства. При пероральном приёме снижает кислотность желудочного сока. Традиционно раствор питьевой соды используется для дезинфекции зубов и дёсен при зубных болях и полости рта и горла, при сильном кашле, ангине, фарингите.
Полезный йод.
Сейчас трудно поверить, но йод не находил никакого применения в медицине. Лечебные свойства йода оказались при «деле» только во время крупных народных несчастий и бед. Это была крымская военная кампания 1853-1856 годов, а потом русско-японская война 1904-1905 годов. Сначала военные врачи начали использовать синий порошок – сухой йодокрахмал, им лечили даже дезинфекцию. В 1904 году русский военный врач Филончиков ввел в практику работы полевого госпиталя спиртовые растворы йода для обработки ран. Современная йодная настойка, кроме йода, содержит иодид калия, этиловый спирт и воду. Зачем в йодную настойку добавляют иодид калия? Дело в том, что чистый йод в воде почти не растворим, а иодид калия образует с йодом хорошо растворимый буро-коричневый комплекс:
KI + I2 = K(I3)
Красивая зеленка.
О полезных свойствах зеленки узнали в начале 20 века, хотя впервые его получили в 1879 году в Германии. Полезные качества "Бриллиантового зелёного" проявились, когда им окрашивали некоторые препараты для микроскопии. В результате окрашивания выяснилось, что этот краситель убивает микробы.
Бриллиа́нтовый зелёный (основной ярко-зелёный) (тетраэтил-4,4-диаминотрифенилметана оксалат) — синтетический анилиновый краситель трифенилметанового ряда. Химическое название по системе ИЮПАК: Бис-(п-иэтиламино) трифенилангидрокарбинола оксалат. Химическая формула:C29H33O4N2.
В русский язык название этого красителя попало из французского языка. В сухом виде бриллиантовый зелёный представляет собой золотисто-зелёные комочки или золотисто-зелёный порошок, по латыни viridis nitens, дословно «зелёный блестящий».
При переводе на французский было использовано слово brillant по-французски «блестящий», что на русский было переведено буквально как «бриллиантовый».
Проблемы быта.
Итак, часто в быту случается неприятность, при обеззараживании ран мы случайно проливаем зеленку или йод…
Химия! Именно она поможет нам для устранения «краски» как с кожи рук, так и с ткани.
Практическая часть.
Опыты-спасители.
Опыт 1. Действие раствора аммиака и пероксида водорода на водные растворы йода и бриллиантового зеленого (при добавлении в полученные растворы соды).
В два стакана с водой добавили по 5 капель раствора зелёнки, а также в 2 стакана с водой добавили по 5 капель йода аптечного.
В первый стакан как с йодом, так и с зеленкой добавили по 10 мл аптечного раствора аммиака, во второй – по 10 мл пероксида водорода. В каждый стакан в полученный раствор добавили немного (на кончике чайной ложки) соды.
Наблюдаем:
В первом стакане с водой и йодом при добавлении аммиака – жидкость светлеет, но выпадает темный осадок. Осадок при добавлении соды не исчезает.
Уравнение реакции (пишут ученики) - взаимопроверка
В первом стакане с водой и зеленкой при добавлении аммиака – жидкость светлеет. При добавлении в стакан соды раствор теряет окраску (становится прозрачным).
Уравнение реакции (пишут ученики) - взаимопроверка
Во втором стакане с водой и йодом при добавлении пероксида водорода – жидкость не поменяла цвет. При добавлении в стакан соды раствор теряет окраску (становится прозрачным).
Уравнение реакции (пишут ученики) - взаимопроверка
Во втором стакане с водой и зеленкой при добавлении пероксида водорода – жидкость стала светлее. При добавлении в стакан соды раствор не теряет окраску (цвет не изменился).
Уравнение реакции (пишут ученики) - взаимопроверка
Опыт 2. Действие раствора аммиака и пероксида водорода на ткани с следами йода и бриллиантового зеленого (при добавлении в полученные растворы соды).
Взяли четыре стакана с водой. В первый и во второй стакан добавили по 10 мл аптечного раствора аммиака, в третий и четвертый – по 10 мл пероксида водорода. В каждый стакан в полученный раствор добавили немного (на кончике чайной ложки) соды.
Наблюдаем:
В первом стакане с водой, аммиаком и содой опустили тряпочку с пятами йода. Следы йода на тряпке не исчезли.
Во второй стакан с водой, аммиаком и содой опустили тряпочку с пятами зеленки. Следы зеленки на тряпке исчезли – тряпка стала идеально чистой.
В третий стакан с водой, пероксидом водорода и содой опустили тряпочку с пятами йода. Следы йода на тряпке исчезли – тряпка стала идеально чистой.
В четвертый стакан с водой, пероксидом водорода и содой опустили тряпочку с пятами зеленки. Следы зеленки на тряпке не исчезли.
Вывод: делают ученики - взаимоконтроль
Подведение итогов урока
Ребята, мы с Вами сегодня узнали способ очистки в домашних условиях сподручными средствами вещей от зеленки и йода. Правда же химия – интереснейшая наука? Что вам помогло убедиться в этом? Какие опыты вы сможете повторить в домашних условиях, чтобы удивить своих близких? Но не забывайте о технике безопасности.
Химия - одна из сложных наук, входящих в раздел естествознания. Миллионы веществ, а, значит, и миллионы химических формул, химических реакций, множество законов и закономерностей. И вам предстоит изучать эти законы, законы химии, законы мирозданья. Каждый, кто посвятит себя этой науке, может внести свой вклад в разгадку тайн природы, создание новых, не существующих в природе веществ и материалов.
Рефлексия.
Хотелось бы вам узнать и другие опыты на кухне? Попробуем с вами выразить желание или его отсутствие с помощью невербальных слов – покажите свои эмоции!
Спасибо!
Домашнее задание: создать памятку для сверстников и мам по пройденному материалу.
Анализ занятия учителем:
Ученики с начала занятия включаются в деловой ритм: участвуют в беседе, отвечают на вопросы, добывают необходимую информацию на просторах Интернета (тем самым учатся правильно использовать гаджеты), ретранслируют свои наблюдения.
Познавательные общеучебные действия: структурирование информации, построение речевых высказываний в устной форме.
Познавательные логические действия: анализ; построение логической цепочки; установление причинно-следственных связей; выведение следствий; выполнение химического эксперимента.
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать, взаимопроверка, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для аргументации своей позиции.
Регулятивные УУД: оценивание результатов выполненной деятельности.