Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная школа села Пиково
Чаплыгинского муниципального района Липецкой области
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей предметников Протокол № 1 от « 30 » августа 2019 года Руководитель МО _________ (Е. Н. Фомичева) | | «Утверждено» Директор школы _________ (Г. В. Белкина) Приказ № 2/1 от «1» сентября 2019 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по «МАТЕМАТИКЕ»
(«Увлекательная математика»)
для 7 класса
Программу разработал
учитель математики:
Фомичева Елена Николаевна
2019 – 2020 учебный год
Планируемые результаты
Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий программы:
приобретать навыки креативного мышления, нестандартных подходов при решении задач;
научаться мыслить, рассуждать, анализировать условия задания;
применять полученные на уроках математики знания, умения, навыки в различных ситуациях;
участвовать в проектной деятельности;
умения ясно и грамотно выражать свои мысли, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками, умение работать в группах и парах;
находить информацию в различных источниках и использовать ее в своей работе.
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик учащихся (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества учащихся) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса в 6-м классе является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за учащимися в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
выявлять закономерности и проводить аналогии;
создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
2. Содержание программы
1.Решение занимательных задач (5 часов).
Теория. Занимательные задачки (игры-шутки), задачки со сказочным сюжетом, старинные задачи.
Практика. Способы решения занимательных задач. Задачи разной сложности в стихах на внимательность, сообразительность, логику. Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом».
2.Арифметическая смесь (5 часов).
Теория. Задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние». Задачи на встречное движение, в противоположных направлениях, вдогонку. Задачи на движение по воде.
Практика. Движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости и времени. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Движение тел по течению и против течения. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методика решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.
3. Окно в историческое прошлое (5 часов).
Практика. Работа с различными источниками информации.
4. Логические задачи (6 часов).
Теория. Задачи олимпиадной и конкурсной тематики. Задачи на отношения «больше», «меньше». Задачи на равновесие, «кто есть кто?», на перебор вариантов с помощью рассуждений над выделенной гипотезой. Задачи по теме: «Сколько надо взять?
Практика. Решение задач различных международных и всероссийских олимпиад. Формирование модели задачи с помощью схемы, таблицы. Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях. Минимальное количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях. Методы решения.
5. Принцип Дирихле (3 часа).
Теория. Задача о семи кроликах, которых надо посадить в три клетки так, чтобы в каждой находилось не более двух кроликов. Задачи на доказательства и принцип Дирихле.
Практика. Умение выбирать «подходящих кроликов» в задаче и строить соответствующие «клетки».
6. Комбинаторные задачи (4 часа).
Теория. Основные понятия комбинаторики. Термины и символы. Развитие комбинаторики.
Практика. Комбинаторные задачи. Перестановки без повторений. Перестановки с повторениями. Размещение без повторений. Размещение с повторениями. Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями.
7. Конкурсы. Игры. Квест. (6 часов)
8. Итоговое занятие (1 час).
3. Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | Решение занимательных задач. | 5 |
2 | Арифметическая смесь. | 5 |
3 | Окно в историческое прошлое. | 5 |
4 | Логические задачи. | 6 |
5 | Принцип Дирихле. | 3 |
6 | Комбинаторные задачи. | 4 |
7 | Конкурсы. Игры. Квест. | 6 |
8 | Итоговое занятие. | 1 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
оснавная школа села Пиково
Чаплыгинского муниципального района Липецкой области
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей предметников Протокол № 1 от « 30 » августа 2019 года Руководитель МО _________ (Е. Н. Фомичева) | | «Утверждено» Директор школы _________ (Г. В. Белкина) Приказ № 2/1 от «1» сентября 2019 года |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по «МАТЕМАТИКЕ»
(«Увлекательная математика»)
для 7 класса
Разработал
учитель математики:
Фомичева Елена Николаевна
2019 – 2020 учебный год
Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Увлекательная математика» 2 часа в неделю, всего 70 часов
№ | Тема занятия | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
1.Решение занимательных задач (5 ч.) |
1- 2 | Математика в жизни человека. Отгадывание чисел. | 04.09.19 06.09.19 | | |
3-4 | Занимательные задачи. Некоторые приемы быстрого счета. | 11.09.19 13.09.19 | | |
5-6 | Некоторые старинные задачи. | 18.09.19 20.09.19 | | |
7-8 | Решение задач на проценты. | 25.09.19 27.09.19 | | |
9-10 | Задачи на составление уравнений. | 02.10.19 04.10.19. | | |
2.Арифметическая смесь (5 часов) |
11-12 | Задачи на решение «от конца к началу». | 09.10.19 11.10.19 | | |
13-14 | Задачи на переливание. | 16.10.19 18.10.19 | | |
15-16 | Задачи на складывание и разрезание. | 23.10.19 25.10.19 | | |
17-18 | Танграм. | 30.10.19 01.11.19 | | |
19-20 | Киоск математических развлечений. | 13.11.19 15.11.19 | | |
3. Окно в историческое прошлое (5 часов) |
21-22 | Из истории алгебры. | 20.11.19 22.11.19 | | |
23-24 | Выпуск экспресс-газеты по разделам: приемы быстрого счета, заметки по истории математики; биографические миниатюры; математический кроссворд. | 27.11.19 29.11.19 | | |
25-26 | Выпуск математического бюллетеня «Геометрические иллюзии «Не верь глазам своим». | 04.12.19 06.12.19 | | |
27-28 | Женщины-математики. | 11.12.19 13.12.19 | | |
29-30 | Интересные факты о математике. | 18.12.19 20.12.19 | | |
4. Логические задачи (6 часов) |
31-32 | Задачи «Кто есть кто?». Метод графов. | 25.12.19 27.12.19 | | |
33-34 | Задачи «Кто есть кто?». Табличный способ. | 10.01.20 15.01.20 | | |
35-36 | Круги Эйлера. | 17.01.20 22.01.20 | | |
37-38-39 | Задачи олимпиадной и конкурсной тематики. | 24.01.20 29.01.20 31.01.20 | | |
5. Принцип Дирихле (3 часа) |
40-41 | Обобщенный принцип Дирихле. | 05.02.20 07.02.20 | | |
42-43 | Принцип недостаточности. | 12.02.20 14.02.20 | | |
44-45 | Раскраска. | 19.02.20 21.02.20 | | |
6. Комбинаторные задачи (4 часа) |
46-47 | Типы комбинаторных задач. | 26.02.20 28.02.20 | | |
48-49-50 | Перестановки. | 04.03.20 06.03,20 11.03.20 | | |
51-52-53 | Сочетания. | 13.03.20 18.03.20 20.03.20 | | |
54-55-56 | Размещения. | 25.03.20 01.04.20 03.04.20 | | |
7. Конкурсы. Игры. Квест. (6 часов) |
57-58-59 | «Математическая карусель». | 08.04.20 10.04.20 15.04.20 | | |
60-61-62 | Игры - головоломки и геометрические задачи. | 17.04.20 22.04.20 24.04.20 | | |
63-64-65 | Весёлый час. Задачи в стихах. | 29.04.20 06.05.20 08.05.20 | | |
66-67 | Занимательные задачи. | 13.05.20 15.05.20 | | |
68 | Олимпиада по математике | 20.05.20 | | |
69 | Квест. | 22.05.20 | | |
8. Итоговое занятие (1ч.) |
70 | Итоговое занятие. | 27.05.20 | | |
4. Тематическое планирование
№ | Содержание материала | Количество часов | Форма занятия, контроля | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1.Решение занимательных задач (5 ч.) | |
1 | Математика в жизни человека. Отгадывание чисел. | 1 | Лекция. Игра «Отгадывание даты рождения». | Уметь анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков и реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ. Осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. |
2 | Занимательные задачи. Некоторые приемы быстрого счета. | 1 | Практика. Решение задач-шуток, задач-загадок. |
3 | Некоторые старинные задачи. | 1 | Практика. |
4 | Решение задач на проценты. | 1 | Практика. |
5 | Задачи на составление уравнений. | 1 | Практика. Выполнение мини-проектов. |
2.Арифметическая смесь (5 часов) | |
1 | Задачи на решение «от конца к началу». | | Лекция. Практика. | Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выдвигать в дискуссии аргументы и контраргументы. Обобщать и использовать полученную информацию при решении задач. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. |
2 | Задачи на переливание. | | Практика. |
3 | Задачи на складывание и разрезание. | | Практическая работа. |
4 | Танграм. | | Практическая работа. |
5 | Киоск математических развлечений. | | Практика. Индивидуальные проекты. |
3. Окно в историческое прошлое (5 часов) | |
1 | Из истории алгебры. | | Мини-сообщения. | Уметь осуществлять расширенный поиск информации, используя ресурсы библиотек и интернета. Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне. Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки. |
2 | Выпуск экспресс-газеты по разделам: приемы быстрого счета, заметки по истории математики; биографические миниатюры; математический кроссворд. | | Индивидуальные мини-проекты. |
3 | Выпуск математического бюллетеня «Геометрические иллюзии «Не верь глазам своим». | | Творческая работа. |
4 | Женщины-математики. | | Сообщения учащихся. |
5 | Интересные факты о математике. | | Индивидуальные мини-проекты. |
4. Логические задачи (6 часов) | |
1 | Задачи «Кто есть кто?». Метод графов. | 1 | Практика. | Уметь находить и устранять ошибки логического и арифметического характера. Строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи. Осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. |
2 | Задачи «Кто есть кто?». Табличный способ. | 1 | Практика. |
3 | Круги Эйлера. | 1 | Практика. |
4-6 | Задачи олимпиадной и конкурсной тематики. | 3 | Составление ребусов, головоломок, участие в конкурсе. |
5. Принцип Дирихле (3 часа) | |
1 | Обобщенный принцип Дирихле. | 1 | Лекция. | Уметь устанавливать аналогии для понимания закономерностей, использовать их в решении задач. Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне. |
1 | Принцип недостаточности. | 1 | Практика. |
1 | Раскраска. | 1 | Практика. Составление задач. |
6. Комбинаторные задачи (4 часа) | |
1 | Типы комбинаторных задач. | 1 | Творческая работа, групповые или индивидуальные проекты. | Уметь составлять комбинации элементов по определенному признаку. Осуществлять поиск рационального решения задачи. Решать комбинаторные задачи. |
2 | Перестановки. | 1 | Практика. |
3 | Сочетания. | 1 | Практика. |
4 | Размещения. | 1 | Практика. |
7. Конкурсы. Игры. Квест. (6 часов) | |
1 | Интеллектуальный марафон. | 1 | Командные соревнования. | Уметь выдвигать версии решения задач, выбирать средства для достижения цели в команде или индивидуально. Результативно мыслить и работать с информацией в современном мире. Устанавливать аналогии для понимания закономерностей, использовать их в решении задач. Осуществлять поиск рационального решения задачи. |
2 | «Математическая карусель». | 1 | Блиц игра с участием 2-х команд. |
3 | Игры - головоломки и геометрические задачи. | 1 | Практикум-исследование. |
4 | Весёлый час. Задачи в стихах. | 1 | О занимательных и смешных фактах математики. Проектная работа «Задачи в стихах» |
5 | Олимпиада по математике. | | Международные, всероссийские. |
6 | Квест. | 1 | Игра-соревнование. |
8. Итоговое занятие (1ч.) | |
1 | Итоговое занятие. | 1 | Творческая работа | Уметь защищать проектные работы. |