СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по «МАТЕМАТИКЕ» («Увлекательная математика») для 7 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по «МАТЕМАТИКЕ» («Увлекательная математика») для 7 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная школа села Пиково

Чаплыгинского муниципального района Липецкой области




Рассмотрена на заседании методического объединения учителей предметников

Протокол № 1 от « 30 » августа 2019 года

Руководитель МО

_________ (Е. Н. Фомичева)



«Утверждено»

Директор школы

_________ (Г. В. Белкина)


Приказ № 2/1

от «1» сентября 2019 года




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по «МАТЕМАТИКЕ»

(«Увлекательная математика»)

для 7 класса





Программу разработал

учитель математики:

Фомичева Елена Николаевна





2019 – 2020 учебный год

  1. Планируемые результаты

Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий программы:

  • приобретать навыки креативного мышления, нестандартных подходов при решении задач;

  • научаться мыслить, рассуждать, анализировать условия задания;

  • применять полученные на уроках математики знания, умения, навыки в различных ситуациях;

  • участвовать в проектной деятельности;

  • умения ясно и грамотно выражать свои мысли, выстраивать аргументацию, приводить примеры;

  • формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками, умение работать в группах и парах;

  • находить информацию в различных источниках и использовать ее в своей работе.

Личностными результатами изучения курса является формирование

следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик учащихся (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества учащихся) используется

  • простое наблюдение,

  • проведение математических игр,

  • опросники,

  • анкетирование

  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса в 6-м классе является

формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,

  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

  • участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

  • Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за учащимися в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

  • активность,

  • аккуратность,

  • творческий подход к знаниям,

  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий;

  • судить о противоположных явлениях;

  • давать определения тем или иным понятиям;

  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

  • применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии;

  • создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

2. Содержание программы

1.Решение занимательных задач (5 часов).

Теория. Занимательные задачки (игры-шутки), задачки со сказочным сюжетом, старинные задачи.

Практика. Способы решения занимательных задач. Задачи разной сложности в стихах на внимательность, сообразительность, логику. Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом».

2.Арифметическая смесь (5 часов).

Теория. Задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние». Задачи на встречное движение, в противоположных направлениях, вдогонку. Задачи на движение по воде.

Практика. Движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости и времени. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Движение тел по течению и против течения. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методика решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.

3. Окно в историческое прошлое (5 часов).

Практика. Работа с различными источниками информации.

4. Логические задачи (6 часов).

Теория. Задачи олимпиадной и конкурсной тематики. Задачи на отношения «больше», «меньше». Задачи на равновесие, «кто есть кто?», на перебор вариантов с помощью рассуждений над выделенной гипотезой. Задачи по теме: «Сколько надо взять?

Практика. Решение задач различных международных и всероссийских олимпиад. Формирование модели задачи с помощью схемы, таблицы. Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях. Минимальное количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях. Методы решения.

5. Принцип Дирихле (3 часа).

Теория. Задача о семи кроликах, которых надо посадить в три клетки так, чтобы в каждой находилось не более двух кроликов. Задачи на доказательства и принцип Дирихле.

Практика. Умение выбирать «подходящих кроликов» в задаче и строить соответствующие «клетки».


6. Комбинаторные задачи (4 часа).

Теория. Основные понятия комбинаторики. Термины и символы. Развитие комбинаторики.

Практика. Комбинаторные задачи. Перестановки без повторений. Перестановки с повторениями. Размещение без повторений. Размещение с повторениями. Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями.

7. Конкурсы. Игры. Квест. (6 часов)

8. Итоговое занятие (1 час).


3. Тематическое планирование


Тема

Количество часов

1

Решение занимательных задач.

5

2

Арифметическая смесь.

5

3

Окно в историческое прошлое.

5

4

Логические задачи.

6

5

Принцип Дирихле.

3

6

Комбинаторные задачи.

4

7

Конкурсы. Игры. Квест.

6

8

Итоговое занятие.

1














Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

оснавная школа села Пиково

Чаплыгинского муниципального района Липецкой области




Рассмотрена на заседании методического объединения учителей предметников

Протокол № 1 от « 30 » августа 2019 года

Руководитель МО

_________ (Е. Н. Фомичева)



«Утверждено»

Директор школы

_________ (Г. В. Белкина)


Приказ № 2/1

от «1» сентября 2019 года




КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по «МАТЕМАТИКЕ»

(«Увлекательная математика»)

для 7 класса





Разработал

учитель математики:

Фомичева Елена Николаевна





2019 – 2020 учебный год

Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Увлекательная математика» 2 часа в неделю, всего 70 часов


Тема занятия

Дата проведения

Примечание

план

факт

1.Решение занимательных задач (5 ч.)

1- 2

Математика в жизни человека. Отгадывание чисел.

04.09.19

06.09.19



3-4

Занимательные задачи. Некоторые приемы быстрого счета.

11.09.19

13.09.19



5-6

Некоторые старинные задачи.

18.09.19

20.09.19



7-8

Решение задач на проценты.

25.09.19

27.09.19



9-10

Задачи на составление уравнений.

02.10.19

04.10.19.



2.Арифметическая смесь (5 часов)

11-12

Задачи на решение «от конца к началу».

09.10.19

11.10.19



13-14

Задачи на переливание.

16.10.19

18.10.19



15-16

Задачи на складывание и разрезание.

23.10.19

25.10.19



17-18

Танграм.

30.10.19

01.11.19



19-20

Киоск математических развлечений.

13.11.19

15.11.19



3. Окно в историческое прошлое (5 часов)

21-22

Из истории алгебры.

20.11.19

22.11.19



23-24

Выпуск экспресс-газеты по разделам: приемы быстрого счета, заметки по истории математики; биографические миниатюры; математический кроссворд.

27.11.19

29.11.19



25-26

Выпуск математического бюллетеня «Геометрические иллюзии «Не верь глазам своим».

04.12.19

06.12.19



27-28

Женщины-математики.

11.12.19

13.12.19



29-30

Интересные факты о математике.

18.12.19

20.12.19



4. Логические задачи (6 часов)

31-32

Задачи «Кто есть кто?». Метод графов.

25.12.19

27.12.19



33-34

Задачи «Кто есть кто?». Табличный способ.

10.01.20

15.01.20



35-36

Круги Эйлера.

17.01.20

22.01.20



37-38-39

Задачи олимпиадной и конкурсной тематики.

24.01.20

29.01.20

31.01.20



5. Принцип Дирихле (3 часа)

40-41

Обобщенный принцип Дирихле.

05.02.20

07.02.20



42-43

Принцип недостаточности.

12.02.20

14.02.20



44-45

Раскраска.

19.02.20

21.02.20



6. Комбинаторные задачи (4 часа)

46-47

Типы комбинаторных задач.

26.02.20

28.02.20



48-49-50

Перестановки.

04.03.20

06.03,20

11.03.20



51-52-53

Сочетания.

13.03.20

18.03.20

20.03.20



54-55-56

Размещения.

25.03.20

01.04.20

03.04.20



7. Конкурсы. Игры. Квест. (6 часов)

57-58-59

«Математическая карусель».

08.04.20

10.04.20

15.04.20



60-61-62

Игры - головоломки и геометрические задачи.

17.04.20

22.04.20

24.04.20



63-64-65

Весёлый час. Задачи в стихах.

29.04.20

06.05.20

08.05.20



66-67

Занимательные задачи.


13.05.20

15.05.20



68

Олимпиада по математике

20.05.20



69

Квест.

22.05.20



8. Итоговое занятие (1ч.)

70

Итоговое занятие.

27.05.20


























4. Тематическое планирование


Содержание материала

Количество часов

Форма занятия, контроля

Характеристика основных видов

деятельности учащихся


1.Решение занимательных задач (5 ч.)



1

Математика в жизни человека. Отгадывание чисел.

1

Лекция. Игра «Отгадывание даты рождения».

Уметь анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков и реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ.

Осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

2

Занимательные задачи. Некоторые приемы быстрого счета.

1

Практика. Решение задач-шуток, задач-загадок.

3

Некоторые старинные задачи.

1

Практика.

4

Решение задач на проценты.

1

Практика.

5

Задачи на составление уравнений.


1

Практика. Выполнение мини-проектов.

2.Арифметическая смесь (5 часов)


1

Задачи на решение «от конца к началу».


Лекция. Практика.

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Выдвигать в дискуссии аргументы и контраргументы.

Обобщать и использовать полученную информацию при решении задач.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

2

Задачи на переливание.


Практика.

3

Задачи на складывание и разрезание.


Практическая работа.

4

Танграм.


Практическая работа.

5

Киоск математических развлечений.


Практика. Индивидуальные проекты.

3. Окно в историческое прошлое (5 часов)



1

Из истории алгебры.


Мини-сообщения.

Уметь осуществлять расширенный поиск информации, используя ресурсы библиотек и интернета.

Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.

Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.


2

Выпуск экспресс-газеты по разделам: приемы быстрого счета, заметки по истории математики; биографические миниатюры; математический кроссворд.


Индивидуальные мини-проекты.

3

Выпуск математического бюллетеня «Геометрические иллюзии «Не верь глазам своим».


Творческая работа.

4

Женщины-математики.


Сообщения учащихся.

5

Интересные факты о математике.


Индивидуальные мини-проекты.

4. Логические задачи (6 часов)



1

Задачи «Кто есть кто?». Метод графов.

1

Практика.

Уметь находить и устранять ошибки логического и арифметического характера.

Строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи.

Осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

2

Задачи «Кто есть кто?». Табличный способ.

1

Практика.

3

Круги Эйлера.

1

Практика.

4-6

Задачи олимпиадной и конкурсной тематики.


3

Составление ребусов, головоломок, участие в конкурсе.

5. Принцип Дирихле (3 часа)



1

Обобщенный принцип Дирихле.

1

Лекция.

Уметь устанавливать аналогии для понимания закономерностей, использовать их в решении задач.

Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.


1

Принцип недостаточности.

1

Практика.

1

Раскраска.

1

Практика. Составление задач.

6. Комбинаторные задачи (4 часа)



1

Типы комбинаторных задач.

1

Творческая работа, групповые или индивидуальные проекты.

Уметь составлять комбинации элементов по определенному признаку.

Осуществлять поиск рационального решения задачи.

Решать комбинаторные задачи.

2

Перестановки.

1

Практика.

3

Сочетания.

1

Практика.

4

Размещения.

1

Практика.

7. Конкурсы. Игры. Квест. (6 часов)



1

Интеллектуальный марафон.


1

Командные соревнования.

Уметь выдвигать версии решения задач, выбирать средства для достижения цели в команде или индивидуально. Результативно мыслить и работать с информацией в современном мире.

Устанавливать аналогии для понимания закономерностей, использовать их в решении задач.

Осуществлять поиск рационального решения задачи.


2

«Математическая карусель».


1

Блиц игра с участием 2-х команд.

3

Игры - головоломки и геометрические задачи.

1

Практикум-исследование.

4

Весёлый час. Задачи в стихах.

1

О занимательных и смешных фактах математики. Проектная работа «Задачи в стихах»

5

Олимпиада по математике.


Международные, всероссийские.

6

Квест.

1

Игра-соревнование.

8. Итоговое занятие (1ч.)



1

Итоговое занятие.


1

Творческая работа

Уметь защищать проектные работы.