Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;
- Законом Курской области от 09.12. 2013 г. № 121- ЗКО «Закон об образовании в Курской области»;
-Федеральным законом Российской Федерации об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 03-296 от 12 мая 2011года;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 об утверждении СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Уставом и локальными актами МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа.
Цель: воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.
Задачи:
создать условия для формирования и развития у учащихся интереса к изучению предмета география, освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности;
способствовать формированию умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по теории предмета, умения школьников работы с источниками географической информации;
развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, коммуникативные навыки по умению работать в группе, исследовательские навыки, отстаивать свою точку зрения;
обучить учащихся приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника;
воспитывать географическую культуру школьников, гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю.
Общая характеристика программы
Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеурочная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У детей формируется потребность применять знания в повседневной жизни.
Программа по внеурочной деятельности «Занимательная география» направлена на формирование интереса к предмету, умений решения не стандартных заданий повышенной сложности. На уроках географии учащиеся имеют недостаточно возможностей для тренировки коммуникативного умения как в устной, так и в письменной формах. Поэтому даже выпускники с хорошим в целом уровнем подготовки не умеют четко, географически грамотно излагать свои мысли. Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда, формируется потребность применять знания в повседневной жизни.
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Эта программа особенно актуальна если на изучение основного предмета в 6 классе в школьном учебном плане дан 1 час в неделю. Это второй год изучения географии обучающимися и то, как они освоят предмет и научатся применять полученные знания зависит дальнейшее понимание предмета.
Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками , отстаивать свою точку зрения.
Программа внеурочной деятельности “Занимательная география” по обще-интеллектуальному направлению разработана для занятий обучающихся 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО и учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
- формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии);
- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
- методах контроля (тестирование, анализ результатов конкурсов).
- средствах обучения (карты, атласы, глобус, энциклопедии и др.)
Ценностные ориентиры содержания программы
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса внеурочной деятельности «Занимательная география» позволяет сформировать:
- ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- ценности географических методов исследования законов взаимосвязанных с природно-общественными территориальными системами;
- понимание сложности и противоречии самого процесса познания;
- уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
- сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Внеурочная деятельность обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь, направленный на формирование нравственных ценностей –ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, , уникальности и неповторимости а также и хрупкости окружающего мира, взаимопонимания с другими народами;
Ценностные ориентации, формируемые в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию мира по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам современного мира.
Материально-техническое обеспечение
Набор учебных карт по географическим темам.
Техническое оснащение:
География (6-10 классы). Библиотека электронных наглядных пособий.
3 – D атлас Земли. Эйнгана.
Энциклопедия России (электронная библиотека).
Модели и макеты:
Глобусы Земли (политические, физические, в том числе раздаточные).
Макеты «Горные породы и продукты их переработки».
Гербарии для курса географии.
Иллюстративно-картографический материал:
Портреты путешественников и первооткрывателей.
Настенные тематические карты:
Географический атлас школьника.
Социально-экономическая география мира. Справочное пособие.
Требования к уровню подготовки обучающихся и результаты освоения
В соответствии с ФГОС, личностными результатами обучения внеурочной деятельности «Занимательная география» является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Формирование личностных результатов выражает:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения внеурочной деятельности «Занимательная география» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД выражаются в способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умении управлять своей познавательной деятельностью; умении организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Формированию регулятивных УУД служат технология проблемного диалога и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Результатом формирования познавательных УУД являются:
– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения внеурочной деятельности «Занимательная география» являются следующие умения:
– осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять роль различных источников географической информации.
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
– использование географических умений:
– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
– использование карт как моделей:
– определять на карте местоположение географических объектов.
– понимание смысла собственной действительности:
– определять роль результатов выдающихся географических открытий;
– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Содержание внеурочной деятельности
Эндогенные и экзогенные процессы, метеориты и астероиды – создатели каменной летописи. Башня Дьявола – самая причудливая из скал Запада США. Священная гора Улуру в самом сердце Австралии. Причудливый ландшафт и пещерные комплексы в горах Каппадокии (Турция). Долина привидений горы Демерджи в Крымских горах.
Что такое пустыня. Как образовались пустыни. Какие бывают пустыни. Где расположены самые известные пустыни мира. Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. Пустыни мира: Сахара, Намиб, Пустыня Кающихся Грешников, Гоби, Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.
Почему и где образуются каньоны. Самый величественный каньон мира – Колорадо. Жизнь в Большом Каньоне. Как открыли Большой Каньон.
4. В мире падающей воды (4 часа)
Водопад Анхель – самый высокий водопад мира. Водопад Йосемитский в сердце гор Сьерра – Невада. Самые широкие водопады мира. Как и когда возник Ниагарский водопад. Водопады Игуасу, Гуаира, Виктория. Другие водопады мира. Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ и праздники водопадов.
5. Эти удивительные озёра (2 часа)
Самые большие озёра мира: Байкал, Танганьика, Каспийское море, Ладожское Озеро, Подземное озеро на севере Намибии, Озеро в озере – Маниту. Озёра с уникальной солёностью: Байкал, Онежское, Ладожское, Верхнее, Венерн, Туз, Мёртвое море, Балхаш, Чад, Могильное. Самые диковинные озёра: Титикака, озеро на Синайском полуострове, Лох – Нес, озёра на острове Флорес, озёра с минеральной водой, озёра – пропасть, озёро смерти, озеро – убийца, озеро, где живут акулы, содовые озёра, сульфатные озёра.
6. В мире мрака и безмолвия (6 часов)
Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты. Пещерная система Флинт – Мамонтова – самая длинная в мире. Пещера Оптимистическая – вторая в мире по общей длине ходов и первая среди пещер в гипсовых породах. Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России: Конституционная, Сумганская, Большая Орешная, Торгашенский провал, пещера Макрушинская. Жители подземелий – троглобионты. Что такое клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые.
7. Грозное дыхание Земли (3 часа)
Вулканы. Откуда произошло название «Вулкан» и другие имена. Вулкан Везувий. Как образовались и действуют вулканы. Продукты извержения вулканов: магма, лава, вулканические бомбы и глыбы, вулканический пепел, вулканические газы. Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм на Гавайском архипелаге, на острове Лансороте, в Японии. Вулканические горные породы и их применение.
8. Тепло поземных вод и природных фонтанов (2 часа)
Горячие источники Памуккале в Турции. Самый знаменитый гейзер Исландии – Большой гейзер. Гейзеры Йелоустонского парка самые грандиозные в мире. Новозеландское чудо – Страна чудес. Долина гейзеров на Камчатке.
9. Этот удивительный ледяной мир (3 часа)
Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько же льда на Земле? Формы оледенения: наземная, подземная, морская. Ледники Гренландии. Ледники Антарктиды. Айсберги. Великие оледенения прошлого: окское, днепровское, московское, валдайское.
10. В глубинах неизведанного (4 часа)
Звенящие и поющие камни в американском штате Пенсильвания. Необычный Вашкский камень в республике Коми. Мумиё – каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы. Полярные сияния. Гало и другие видения. Могут ли камни кататься сами собой? Багровый туман – странное явление малонаселённых северных районов. Озеро Монуи – смертоносное озеро Сахеля.
11. Гиблые места (2 часа)
Геопатогенные зоны – энергосиловой каркас Земли: глобальные прямоугольная и диагональная решетчатая сеть. Гиблые места. Здоровье и геопатогенные зоны. Поляна смерти, или тайна Чертова кладбища села Рожково. Корабли – призраки. Бермудский треугольник – треугольник смерти.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Количество часов |
Предпол. | Фактич. |
| | | 1.Каменная летопись планеты (2 часа) | |
1 | | | Каменная летопись планеты. Башня Дьявола. Каменные горбы Катажута. | 1 |
2 | | | Конусы Каппадокии. Долина приведений горы Демерджи | 1 |
2. В мире песка и камня (5 часов) |
3 | | | Что такое пустыня? Как образовались пустыни? Какие бывают пустыни? | 1 |
4 | | | Где расположены самые известные пустыни мира? Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. | 1 |
5 | | | Сахара крупнейшая пустыня мира. Берег скелетов в пустыне Намиб. | 1 |
6 | | | Пустыня Кающихся Грешников. Каменная симфония пустыни Гоби. | 1 |
7 | | | Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки. | 1 |
3. Каньоны мира (2 часа) |
8 | | | Почему и где образуются каньоны? Самый величественный каньон мира | 1 |
9 | | | Жизнь в Большом каньоне. Как открыли Большой каньон. | 1 |
4. В мире падающей воды (4 часа) |
10 | | | Водопад Анхель. Водопад Йосемитский. | 1 |
11 | | | Самые широкие водопады мира. Ниагарский водопад. Как и когда возник Ниагарский водопад. | 1 |
12 | | | Водопады Игуасу и Гуагира. Водопад Виктория. другие водопады мира. | 1 |
13 | | | Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ праздников водопадов. | 1 |
5. Эти удивительные озёра (2 часа) |
14 | | | Самые большие озёра мира. | 1 |
15 | | | Озёра с уникальной солёностью. Самые диковинные озёра. | 1 |
6. В мире мрака и безмолвия (6 часов) |
16 | | | Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты | 1 |
17 | | | Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. | 1 |
18 | | | Сказочный мир подземных дворцов | 1 |
19 | | | Пещерная система Флинт- Мамонтова. Пещера Оптимистическая. | 1 |
20 | | | Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России. | 1 |
21 | | | Жители подземелий. Что такое Клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые. | 1 |
7. Грозное дыхание Земли (3 часа) |
22 | | | Горы, извергающие огонь. Откуда произошло название «вулкан» и другие имена. | 1 |
23 | | | Коварный сон вулканов. Как образовались и действуют вулканы. Что извергают вулканы. | 1 |
24 | | | Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм. | 1 |
8. Тепло поземных вод и природных фонтанов (2 часа) |
25 | | | Горячие источники Памуккале. Самый знаменитый гейзер Исландии. | 1 |
26 | | | Гейзеры Северной Америки. Новозеландское чудо. Долина гейзеров на Камчатке. | 1 |
9. Этот удивительный ледяной мир (3 часа) |
27 | | | Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько льда на Земле? | 1 |
28 | | | Ледники Гренландии. Антарктиды, Айсберги | 1 |
29 | | | Великие оледенения прошлого | 1 |
10. В глубинах неизведанного (4 часа) |
30 | | | Звенящие и поющие камни. Вашкский камень | 1 |
31 | | | Каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы. | 1 |
32 | | | Полярные сияния. Гало и другие видения. | 1 |
33 | | | Могут ли камни кататься сами собой. Бывает ли туман багровым? Могут ли «перевернуться» и закипеть воды озера? | 1 |
11. Гиблые места (2 часа) |
34 | | | Геопатогенные зоны. Кому- то плохо, а кому- то и комфортно. Здоровье и геопатогенные зоны. | 1 |
35 | | | Поляна смерти, или тайна Чёртова кладбища. Безмолвные призраки морей. | 1 |
Учебно-методическое обеспечение
1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.
2. Пивоварова Н.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.
3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.
4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю ми. География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002
5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир. Животные» - М: ООО «Издательство АСТ»2002
6. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000
7. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин М.:ООО «Издательство Астрель».2002
8. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н.
20