СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочные занятия "Занимательная география" 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочные занятия "Занимательная география" 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Внеурочные занятия "Занимательная география" 6 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;

- Законом Курской области от 09.12. 2013 г. № 121- ЗКО «Закон об образовании в Курской области»;

-Федеральным законом Российской Федерации об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 03-296 от 12 мая 2011года;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 об утверждении СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Уставом и локальными актами МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа.

Цель: воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.

Задачи:

  • создать условия для формирования и развития у учащихся интереса к изучению предмета география, освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности;

  • способствовать формированию умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по теории предмета, умения школьников работы с источниками географической информации;

  • развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, коммуникативные навыки по умению работать в группе, исследовательские навыки, отстаивать свою точку зрения;

  • обучить учащихся приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника;

  • воспитывать географическую культуру школьников, гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю.



Общая характеристика программы

Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеурочная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У детей формируется потребность применять знания в повседневной жизни.

Программа по внеурочной деятельности «Занимательная география» направлена на формирование  интереса к предмету, умений решения не стандартных заданий повышенной сложности.  На уроках географии учащиеся имеют недостаточно возможностей для тренировки коммуникативного умения как в устной, так и в письменной формах. Поэтому  даже выпускники с хорошим в целом уровнем подготовки не умеют четко, географически грамотно излагать свои мысли. Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда, формируется  потребность применять знания в повседневной жизни.

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Эта программа особенно актуальна если на изучение основного предмета в 6 классе в школьном учебном плане дан 1 час в неделю. Это второй год изучения географии обучающимися и то, как они освоят предмет и научатся применять полученные знания зависит дальнейшее понимание предмета.

Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками , отстаивать свою точку зрения.

Программа внеурочной деятельности “Занимательная география” по обще-интеллектуальному направлению разработана для занятий обучающихся 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО и учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

- формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии);

- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);

- методах контроля (тестирование, анализ результатов конкурсов).

- средствах  обучения (карты, атласы, глобус, энциклопедии и др.) 


Ценностные ориентиры содержания программы

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса внеурочной деятельности «Занимательная география» позволяет сформировать:

- ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

- ценности географических методов исследования законов взаимосвязанных с природно-общественными территориальными системами;

- понимание сложности и противоречии самого процесса познания;

- уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

- сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Внеурочная деятельность обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь, направленный на формирование нравственных ценностей –ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, , уникальности и неповторимости а также и хрупкости окружающего мира, взаимопонимания с другими народами;

Ценностные ориентации, формируемые в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию мира по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам современного мира.


Материально-техническое обеспечение

Набор учебных карт по географическим темам.

Техническое оснащение:

  • Ноутбук.

  • Проектор.

  • Экран

  • Электронные мультимедийные пособия:

  • География (6-10 классы). Библиотека электронных наглядных пособий.

  • 3 – D атлас Земли. Эйнгана.

  • Энциклопедия России (электронная библиотека).

Модели и макеты:

  • Глобусы Земли (политические, физические, в том числе раздаточные).

  • Макеты «Горные породы и продукты их переработки».

  • Гербарии для курса географии.

Иллюстративно-картографический материал:

  • Портреты путешественников и первооткрывателей.

  • Настенные тематические карты:

  • Демонстрационный материал (раздаточный):

Географический атлас школьника.

Социально-экономическая география мира. Справочное пособие.


Требования к уровню подготовки обучающихся и результаты освоения

В соответствии с ФГОС, личностными результатами обучения внеурочной деятельности «Занимательная география» является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

        Формирование личностных результатов выражает:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

        Метапредметными результатами изучения внеурочной деятельности «Занимательная география» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД  выражаются в способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умении управлять своей познавательной деятельностью; умении организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Формированию регулятивных УУД служат технология проблемного диалога и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Результатом формирования познавательных УУД являются:

– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения внеурочной деятельности «Занимательная география» являются следующие умения:

– осознание роли географии в познании окружающего мира:

– объяснять роль различных источников географической информации.

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

– использование географических умений:

– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

– использование карт как моделей:

– определять на карте местоположение географических объектов.

– понимание смысла собственной действительности:

– определять роль результатов выдающихся географических открытий;

– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.


Содержание внеурочной деятельности

    1. Каменная летопись планеты (2 часа)

Эндогенные и экзогенные процессы, метеориты и астероиды – создатели каменной летописи. Башня Дьявола – самая причудливая из скал Запада США. Священная гора Улуру в самом сердце Австралии. Причудливый ландшафт и пещерные комплексы в горах Каппадокии (Турция). Долина привидений горы Демерджи в Крымских горах.

    1. В мире песка и камня (5 часов)

Что такое пустыня. Как образовались пустыни. Какие бывают пустыни. Где расположены самые известные пустыни мира. Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. Пустыни мира: Сахара, Намиб, Пустыня Кающихся Грешников, Гоби, Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.

    1. Каньоны мира (2 часа)

Почему и где образуются каньоны. Самый величественный каньон мира – Колорадо. Жизнь в Большом Каньоне. Как открыли Большой Каньон.

4. В мире падающей воды (4 часа)

Водопад Анхель – самый высокий водопад мира. Водопад Йосемитский в сердце гор Сьерра – Невада. Самые широкие водопады мира. Как и когда возник Ниагарский водопад. Водопады Игуасу, Гуаира, Виктория. Другие водопады мира. Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ и праздники водопадов.

5. Эти удивительные озёра (2 часа)

Самые большие озёра мира: Байкал, Танганьика, Каспийское море, Ладожское Озеро, Подземное озеро на севере Намибии, Озеро в озере – Маниту. Озёра с уникальной солёностью: Байкал, Онежское, Ладожское, Верхнее, Венерн, Туз, Мёртвое море, Балхаш, Чад, Могильное. Самые диковинные озёра: Титикака, озеро на Синайском полуострове, Лох – Нес, озёра на острове Флорес, озёра с минеральной водой, озёра – пропасть, озёро смерти, озеро – убийца, озеро, где живут акулы, содовые озёра, сульфатные озёра.

6. В мире мрака и безмолвия (6 часов)

Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты. Пещерная система Флинт – Мамонтова – самая длинная в мире. Пещера Оптимистическая – вторая в мире по общей длине ходов и первая среди пещер в гипсовых породах. Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России: Конституционная, Сумганская, Большая Орешная, Торгашенский провал, пещера Макрушинская. Жители подземелий – троглобионты. Что такое клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые.

7. Грозное дыхание Земли (3 часа)

Вулканы. Откуда произошло название «Вулкан» и другие имена. Вулкан Везувий. Как образовались и действуют вулканы. Продукты извержения вулканов: магма, лава, вулканические бомбы и глыбы, вулканический пепел, вулканические газы. Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм на Гавайском архипелаге, на острове Лансороте, в Японии. Вулканические горные породы и их применение.

8. Тепло поземных вод и природных фонтанов (2 часа)

Горячие источники Памуккале в Турции. Самый знаменитый гейзер Исландии – Большой гейзер. Гейзеры Йелоустонского парка самые грандиозные в мире. Новозеландское чудо – Страна чудес. Долина гейзеров на Камчатке.

9. Этот удивительный ледяной мир (3 часа)

Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько же льда на Земле? Формы оледенения: наземная, подземная, морская. Ледники Гренландии. Ледники Антарктиды. Айсберги. Великие оледенения прошлого: окское, днепровское, московское, валдайское.

10. В глубинах неизведанного (4 часа)

Звенящие и поющие камни в американском штате Пенсильвания. Необычный Вашкский камень в республике Коми. Мумиё – каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы. Полярные сияния. Гало и другие видения. Могут ли камни кататься сами собой? Багровый туман – странное явление малонаселённых северных районов. Озеро Монуи – смертоносное озеро Сахеля.

11. Гиблые места (2 часа)

Геопатогенные зоны – энергосиловой каркас Земли: глобальные прямоугольная и диагональная решетчатая сеть. Гиблые места. Здоровье и геопатогенные зоны. Поляна смерти, или тайна Чертова кладбища села Рожково. Корабли – призраки. Бермудский треугольник – треугольник смерти.



Тематическое планирование

п/п

Дата

Тема

Количество часов

Предпол.

Фактич.




1.Каменная летопись планеты (2 часа)


1



Каменная летопись планеты. Башня Дьявола. Каменные горбы Катажута.

1

2



Конусы Каппадокии. Долина приведений горы Демерджи

1

2. В мире песка и камня (5 часов)

3



Что такое пустыня? Как образовались пустыни? Какие бывают пустыни?

1

4



Где расположены самые известные пустыни мира? Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне.

1

5



Сахара крупнейшая пустыня мира. Берег скелетов в пустыне Намиб.

1

6



Пустыня Кающихся Грешников. Каменная симфония пустыни Гоби.

1

7



Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.

1

3. Каньоны мира (2 часа)

8



Почему и где образуются каньоны? Самый величественный каньон мира

1

9



Жизнь в Большом каньоне. Как открыли Большой каньон.

1

4. В мире падающей воды (4 часа)

10



Водопад Анхель. Водопад Йосемитский.

1

11



Самые широкие водопады мира. Ниагарский водопад. Как и когда возник Ниагарский водопад.

1

12



Водопады Игуасу и Гуагира. Водопад Виктория. другие водопады мира.

1

13



Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ праздников водопадов.

1

5. Эти удивительные озёра (2 часа)

14



Самые большие озёра мира.

1

15



Озёра с уникальной солёностью. Самые диковинные озёра.

1

6. В мире мрака и безмолвия (6 часов)

16



Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты

1

17



Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города.

1

18



Сказочный мир подземных дворцов

1

19



Пещерная система Флинт- Мамонтова. Пещера Оптимистическая.

1

20



Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России.

1

21



Жители подземелий. Что такое Клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые.

1

7. Грозное дыхание Земли (3 часа)

22



Горы, извергающие огонь. Откуда произошло название «вулкан» и другие имена.

1

23



Коварный сон вулканов. Как образовались и действуют вулканы. Что извергают вулканы.

1

24



Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм.

1

8. Тепло поземных вод и природных фонтанов (2 часа)

25



Горячие источники Памуккале. Самый знаменитый гейзер Исландии.

1

26



Гейзеры Северной Америки. Новозеландское чудо. Долина гейзеров на Камчатке.

1

9. Этот удивительный ледяной мир (3 часа)

27



Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько льда на Земле?

1

28



Ледники Гренландии. Антарктиды, Айсберги

1

29



Великие оледенения прошлого

1

10. В глубинах неизведанного (4 часа)

30



Звенящие и поющие камни. Вашкский камень

1

31



Каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы.

1

32



Полярные сияния. Гало и другие видения.

1

33



Могут ли камни кататься сами собой. Бывает ли туман багровым? Могут ли «перевернуться» и закипеть воды озера?

1

11. Гиблые места (2 часа)

34



Геопатогенные зоны. Кому- то плохо, а кому- то и комфортно. Здоровье и геопатогенные зоны.

1

35



Поляна смерти, или тайна Чёртова кладбища. Безмолвные призраки морей.

1



Учебно-методическое обеспечение

1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

2. Пивоварова Н.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.

3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю ми. География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир. Животные» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

6. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000

7. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин М.:ООО «Издательство Астрель».2002

8. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н.

20