Екiбастұз гуманитарлық техникалық колледжі
Екибастузский гуманитарно-технический колледж
Доклад На тему: Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как фактор повышения конкурентоспособности выпускников
Подготовила Демченко Т.В.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как фактор повышения конкурентоспособности выпускников
Изменение социально-экономических условий в современном обществе, переход к рынку привели к тому, что значительно повысились требования к уровню и качеству подготовки специалиста в образовательных учреждениях СПО. Современный профессионал должен обладать такими качествами, как целеустремленность, деловитость, предприимчивость, инициативность, самостоятельность, то есть быть конкурентоспособным на рынке труда. Вследствие этого в системе среднего образования стоит задача не просто научить студентов тем или иным наукам, а научить их учиться и пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
Требования современного образования диктуют необходимость обеспечения самостоятельной работы обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей.
Образовательные стандарты обязывают преподавателей учить студентов работать самостоятельно, добывать знания, расширять свой кругозор, стремиться к истине в науке и практике. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Внеаудиторная работа студентов является составной частью образовательной программы СПО и наряду с производственной практикой студентов остается наиболее сложной формой организации учебного процесса, требующей современной материально-технической базы, соответствующего теоретического, психолого-педагогического и научно-методического сопровождения, соблюдения интересов работодателей и образовательного учреждения, а также потребностей студентов в самореализации.
Велика роль самостоятельной работы в повышении качества учебного процесса. Известно, что знание, которое приобретается в процессе самостоятельной деятельности, усваивается значительно лучше, чем то, которое сообщается преподавателем как готовое.
При планировании самостоятельной работы следует определить, с какой целью выполняется самостоятельная работа.
Такими целями должны быть:
закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний и практических умений, полученных во время аудиторных занятий;
самостоятельное овладение учебным материалом;
формирование умений использовать правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развитие познавательных способностей и активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
развитие исследовательских умений.
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная; внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа выполняется под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. В государственных образовательных стандартах образования на внеаудиторную самостоятельную работу отводится не менее трети от объема времени, запланированного на каждую изучаемую дисциплину.
Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение: в рабочем учебном плане - в целом по теоретическому обучению, каждому из блоков дисциплин, по каждой дисциплине; в рабочих программах дисциплин с ориентировочным распределением по разделам или темам.
Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу по каждой дисциплине, осуществляется преподавателем учебной дисциплины. Подготовка внеаудиторной самостоятельной работы происходит в соответствии с рекомендуемыми видами заданий, согласно примерной и рабочей программам учебной дисциплины.
Самостоятельная работа требует совершенствования методов и форм организации труда студентов, правильного определения объема и вида самостоятельных знаний, форм их контроля, учета покурсовой динамики профессиональной подготовки специалистов.
Эффективность самостоятельной работы студентов зависит от условий организации, мотивации к ее выполнению, содержания заданий, формы выполнения.
Перед всеми преподавателями стоит задача - правильно организовывать самостоятельную работу студентов. Организация включает, прежде всего, методическое обеспечение в виде четких заданий на самоподготовку с конкретными способами их выполнения. Здесь особенно важна индивидуализация самостоятельной работы.
Важно обучение студентов работе с книгой, публикацией, конспектированию, приемам запоминания, планированию, организации и реализации самостоятельной работы во внеаудиторное время.
Чем раньше студенты овладеют методами работы с учебной литературой, тем быстрее они начнут ориентироваться в большом количестве новой информации, тем быстрее проявятся их самостоятельность, активность и инициативность - такие важные профессиональные качества личности формируются в процессе самостоятельной работы.
Для развития учебно-познавательной активности студентов в колледже используются разнообразные формы внеаудиторной работы.
Основные виды организации, руководства и контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Вид самостоятельной работы | Способы руководства со стороны преподавателей | Формы контроля |
Проработка конспектов лекций | Составление электронных конспектов лекций | Устный опрос, диктант, письменные работы |
Составление опорных конспектов (конспектирование учебников, учебных пособий) | Составление списка рекомендуемой литературы. Разработка методических указаний | Семинар |
Реферирование дополнительной литературы | Разработка тем рефератов, подбор литературных источников | Защита реферата |
Поиск информации по теме | Составление списка литературы | Доклад, письменное оформление, использование для решения поставленной проблемы |
Систематизация примененных знаний и наглядное их представление | Консультация | Доклад, схемы, таблицы, графики, мультимедийные презентации |
Выполнение индивидуальных домашних заданий | Разработка вариантов заданий, консультация | Проверка |
Моделирование разных видов профессиональной деятельности | Консультация | Проверка |
Подготовка к практическим занятиям (промежуточному, текущему и итоговому контролю) | Разработка контрольных заданий, тестов, ситуационных задач | Устный опрос, тестирование, решение ситуационных задач |
Выполнение творческих работ | Разработка рекомендаций | Оформление выставки |
Высокий уровень познавательной активности и самостоятельности студентов проявляется в ходе выполнения ими учебно-исследовательской работы. Подготовка доклада, сообщения, реферата к выступлению, составление тематических кроссвордов способствуют углублению знаний по предмету, закреплению изученного материала. Задача преподавателя - предоставить каждому студенту возможность выбора своей темы, своего задания.
При выполнении таких форм внеаудиторной самостоятельной работы студенты осуществляют поиск, отбор и обработку информации, а создание компьютерной презентации к докладам требует от них навыков использования информационных технологий.
Реализации компетентностно-ориентированного образования, систематизации и закреплению теоретических знаний и практических умений по дисциплине, развитию навыков самостоятельной и творческой деятельности способствует курсовое проектирование как один из эффективных видов самостоятельной работы студентов. Это целиком самостоятельная работа студентов; роль преподавателя сводится к созданию банка тематики курсовых работ, предоставлению студенту права выбора темы и консультированию в ходе написания курсовых работ. Таким образом, педагог выступает как консультант, организатор среды обучения.
Еще одним шагом на пути формирования у студентов навыков самостоятельной и творческой работы является производственная практика, которая проводится в соответствующих организациях и на предприятиях в зависимости от профиля специальности. Во время практики студенты углубляют, расширяют свои теоретические знания по дисциплине, приобретают практические навыки, овладевают основными видами профессиональной деятельности, совершенствуют этические аспекты общения с персоналом.
По завершении теоретического и практического обучения студенты выходят на квалификационную практику, где закрепляют и совершенствуют полученные знания, приобретают опыт самостоятельной работы по специальности.
Повышение качества подготовки специалистов связано с осуществлением индивидуального подхода к развитию творческой активности в процессе организации самостоятельной работы. В связи с этим возрастает роль преподавателя как организатора познавательной деятельности студентов, способного не только методически обеспечить их учебный труд, но и раскрыть творческий потенциал будущих специалистов, формировать способность самостоятельно овладевать принципами своей будущей деятельности.
Таким образом, интенсификация и повышение эффективности формирования у студентов самостоятельной и творческой работы требуют:
- активизации взаимоотношений преподавателя и студента;
- использования диалога между преподавателем и будущим специалистом;
- использования творческих возможностей традиционных и освоения нетрадиционных форм и методов обучения;
- соответствующей организации учебного процесса;
- связи с будущими работодателями;
- развития материально-технической базы подготовки будущих специалистов.
Список используемой литературы:
1. Гареев Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы //Среднее профессиональное образование. – 2012. № 5. – С.18-26.
2. Колеватова Т.А. Самостоятельная работа студентов при изучении специальных дисциплин /Т.А.Колеватова, преподаватель Орлово-Вятского сельскохозяйственного колледжа //Среднее профессиональное образование. Приложение. -2014.- №8. – С.18-26.
3. Митрюхина Л.Н. Самостоятельная работа как фактор развития познавательной деятельности учащихся // Народная асвета. 2011.№5.