Ч
астное профессиональное образовательное учреждение
Тюменского областного союза потребительских обществ
«Тюменский колледж экономики, управления и права»
Методическая разработка открытого внеаудиторного мероприятия по математике для студентов 1 курса
«КТО ПЕРВЫЙ?»
Тюмень 2017 г.
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по дисциплине Математика: алгебра, начала математического анализа и геометрия «Кто первый?» составлена в соответствии с планом воспитательной работы и рекомендована к использованию в учебном процессе.
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по ВР
_____________ Н.Н.Дедова
_____._____. 2017 г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин
от ___.___.2017 г. № ___
Председатель цикловой комиссии
______________ Е.А.Зыкова
Автор-составитель: Климова Е.В.– преподаватель математики ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»
Пояснительная записка
Для повышения интереса студентов к математике необходимо включать в образовательную деятельность такие формы работы, которые стимулируют познавательную деятельность, воспитывают «здоровый» дух соревнования. Внеаудиторное мероприятие проходит во внеучебное время и не ограничивается рамками учебного занятия.
Открытое внеаудиторное мероприятие «Кто первый?» проводится в рамках «Недели математики, информатики» и носит развлекательно-познавательный характер.
Данное мероприятие развивает математическое мышление у студентов, активизирует их познавательную деятельность в освоении математики, позволяет разнообразить формы и методы обучения. Ведь учебный труд, как и всякий другой интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро развивают скуку.
Совместная деятельность преподавателя и студентов направлена на формирование следующих общих компетенций, регламентированных ФГОС:
ОК 3. Принимает решения в стандартных и нестандартных ситуациях и несёт за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься саморазвитием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Условия реализации:
- наличие компьютера, музыкальных колонок, экрана и проектора в кабинете;
- наличие минимального количества учеников - участников игры (7 человек команда);
- позитивный настрой преподавателя и обучающихся, так как мероприятие спланировано в форме игры и предполагает активное участие игроков и адекватную реакцию на юмор и нестандартные ситуации.
Мероприятие рассчитано по времени на 45 минут.
План проведения мероприятия:
1. Приветствие команд:
а) название команды;
б) девиз.
2. Разминка.
3. Задания командам 1 тур.
4. Конкурс капитанов.
5. Задания командам 2 тур.
6. Игра со зрителями.
7. Рефлексия.
8. Подведение итогов. Награждение.
Методическая разработка позволяет выявить уровень подготовки студентов, повысить интерес к дисциплине Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия корректировать дальнейшую работу по усвоению материала теоретических и практических занятий.
Методическая разработка предназначена для проведения внеаудиторных мероприятий по дисциплине Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия со студентами I курса специальностей: Страховое дело, Туризм, Технология продукции общественного питания, Гостиничный сервис.
Цель: создание условий для развития познавательного интереса к математике, развития творческих способностей и творческой инициативы каждого студента; выполнение заданий практического характера, что будет способствовать воспитанию чувства коллективизма и ответственности.
Задачи:
– владение техникой поиска новых связей;
– систематизировать научные знания в ситуационных действиях;
– уважение к различным точкам зрения.
Планируемые результаты для обучающихся:
Личностные: формирование навыков общения, умение работать в коллективе, развитие творческих способностей обучающихся и готовности к сотрудничеству и дружбе, воспитание чувства ответственности перед командой, развитие любознательности и сообразительности при выполнении нестандартных задач.
Метапредметные: понимание связи математики с выбранной специальностью, расширение кругозора обучающихся, умение вести диалог, рассуждать и аргументировать свои высказывания.
Задания и ответы к заданиям приведены в Приложении.
ПЛАН
Уважаемы студенты!
Я надеюсь, что наше мероприятие «Кто первый?» пройдет интересно и с пользой для всех присутствующих.
На вопрос «Для чего надо изучать математику?» замечательно ответил еще в XIII веке английский философ Роджер Бэкон: «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества».
Действительно, математика – важнейшая из наук. Математика нужна не только в профессии людей, в повседневной жизни нам без нее просто не обойтись. Но неправильно думать, что математика это скучная и неинтересная наука, сегодня мы увидим, математика может быть веселой, занимательной, требующей находчивости и эрудиции, что при решении задач можно стать и поэтом, и актером, и художником!
Сегодня мы проведем соревнование самых смелых и решительных, самых находчивых и веселых. Это 4 замечательные команды групп Страховое дело, Гостиничный сервис, Технология продукции общественного питания и Туризм.
Наша игра — повод, чтобы побыть вместе и убедиться в том, что наука «математика» не сухая, а очень даже интересная.
Команды заняли свои места за столами, а сейчас давайте представимся…
1) Д/3: название, девиз.
А раз у нас соревнования, значит должно быть и жюри, строгое и справедливое (представление жюри).
А теперь перейдем непосредственно к конкурсам.
«Предмет «математика» настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным», - писал выдающийся ученый 17 века Паскаль. И хотя математика по-прежнему кажется многим скучной наукой, иногда в ней проскальзывает озорная улыбка.
В математике издавна существуют шуточные задачи, но делают их люди не только ради развлечения, иногда задача-шутка заставляет задуматься.
2) «Разминка команд»
Командам задаются вопросы, команды записывают правильные ответы на листок и сдают членам жюри. (По 1 баллу).
Ну вот и размялись, а сейчас перейдем непосредственно к конкурсам,
3) Задания 1 тур: командам задаются вопросы, кто быстрее поднимает руку тот и отвечает, если команда ошиблась ответить может вторая команда. ( по 1 баллу).
4) Конкурс капитанов.
Следующий конкурс мы начинаем,
Капитанов приглашаем.
Будут трудные задачи,
Пожелаем им удачи!
1. а) для математики, дружочек, нужна тетрадочка в… (не в 0, а клеточку)
б) Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (не 4, а 1)
в) Знает точно ученица: от десятка ноль отнять, будет… (не 1, а 10)
г) Отличник тетрадкой такою гордится: внизу, под диктантом стоит… (не 1, а 5)
За каждый правильный ответ 1 балл.
2. Капитану каждой команды нужно составить 4 слова, с которым у него ассоциируется «контрольная по математике».
После чего в течение одной минуты команде необходимо назвать свои ассоциации.
Жюри учитывает количество совпадений.
(Каждое совпадение = 1 балл)
5) задания 2 Тура.
Аналогично 1 туру, задается вопрос каждой команде по очереди, если ответ не правильный отвечает другая команда. ( по 1 баллу)
«В истории черпаем мы мудрость, в поэзии — остроумие, в математике — проницательность». Ф. Бэкон
И мы переходим к следующему конкурсу.
6) Игра со зрителями.
Зрителям задается задание, балл присваивается команде.
Ну а сейчас пришло время подвести итоги. Жюри подсчитывает баллы и объявляет результаты.
Рефлексия:
На листе ватмана нарисовано дерево и членам команды и зрителям, предлагается прикрепить листочек своего настроения после проведенного мероприятия (зеленый – мероприятие понравилось, настроение хорошее; желтый – мероприятие так себе и настроение тоже; коричневый – мероприятие не понравилось, настроение в упадке).
Ну а сейчас пришло время объявить результаты. ……(награждение).
Приложение
Разминка
Если у четырехугольной крышки стола отпилить угол, то сколько углов останется у крышки? (5)
Какую форму имеют и отличник, и дурак, и сирота? (круг)
Что можно приготовить, но нельзя съесть? (урок)
Что становится больше если его перевернуть верх ногами? (число 6)
Когда у слонов бывает 8 ног? (когда их двое)
Какое имя состоит из 30 местоимений? (Зоя)
В названии какой цифры слышится название меньшей цифры? (восемь)
Сколько концов у палки? Сколько у 5 палок? Сколько у 5 с половиной палок? (2,10,12)
Назовите математические растения.( 100-летник, 1000-летник, 7-цветик)
Чертова «дюжина». (13)
1 тур
Задание 1.
Число «1» на Руси обозначали буквой «аз». А какой буквой обозначалось число «2»? (буки)
Задание 2.
В русских рукописных арифметиках XVII века дроби называли долями, позднее “ломаными числами”. В старых руководствах находим следующие названия дробей на Руси: ½ - половина, полтина, 1/3- треть, ¼-четь, 1/6- полтреть, 1/16-полполчеть. Чему равна полполполтреть? (1/24)
Задание 3.
«Загадочное число ..…, которое лезет в дверь, в окно и через крышу» А. Морган. Название его происходит от греческого слова, которое начиналось на эту букву и в переводе означало «измеряю вокруг». В современном мире для числа отвели отдельный день: поздравлять окружающих необходимо
14 марта в 1:59:26. Что это за число? (Пи).
Задание 4.
Летела стая гусей, навстречу им один гусь: «Здравствуйте, говорит, сто гусей!» - «Нет, нас не сто гусей: кабы было еще столько, да полстолька, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей». Сколько гусей было в стае? (36)
Задание 5.
Масса бидона с молоком 32 кг, без молока 2 кг. Какова масса бидона, заполненного наполовину? (17)
Задание 6.
Ей было 1100 лет. Она в 101 класс ходила. В портфеле по 100 книг носила. Все это правда, а не бред. Когда пыля десятком ног, она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок с одним хвостом, зато стоногий, она ловила каждый звук. Своими десятью ушами,и 10 загорелых рук. Портфель и поводок держали. И 10 темно-синих глаз оглядывали мир привычно. Как это может быть? (Если записать числа в двоичной ,а не десятичной системе счисления 1000111).
Задание 7.
Как называется единица со 100 нулями? Это название имеет крупнейшая в мире поисковая система Интернета, созданная выходцем из России Сергеем Бриком. (Гугол)
Конкурс капитанов.
1. а) для математики, дружочек, нужна тетрадочка в… (не в 0, а клеточку)
б) Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (не 4, а 1)
в) Знает точно ученица: от десятка ноль отнять, будет… (не 1, а 10)
г) Отличник тетрадкой такою гордится: внизу, под диктантом стоит… (не 1, а 5)
2. Капитану каждой команды нужно составить 4 слова, с которым у него ассоциируется «контрольная по математике».
После чего в течение одной минуты команде необходимо назвать свои ассоциации.
2 тур
Задание 8.
Треугольник – простейшая плоская фигура. Три вершины и три стороны. Но изучение треугольника породило целую науку. Какую? (тригонометрия)
Задание 9.
Расположите числа в порядке возрастания: Триллион, Биллион, Септиллион, Секстиллион (Биллион 109, Триллион 1012, Секстиллион 1021, Септиллион 1024)
Задание 10.
В мировой политике эту цифру всегда употребляют с эпитетом «большая»? (8)
Задание 11.
Какую страну Европы ее жители называют «наш шестиугольник»? (Франция)
Задание 12.
Название какого государства скрывается в математическом выражении А3. (Куба)
Задание 13.
Какие мужские имена имеют «математическое» происхождение? (Максим, Константин)
Задание 14.
На языке папуасских племён, живущих на острове Новая Гвинея, некоторые числительные звучат так: урапун, окоза, окоза-урапун, окоза-окоза-окоза. Назовите эти числительные, если три из них названы по порядку. ( 1,2,3, … ) (6)
Задание 15.
Р
ешите ребусы.
Сектор уравнение

Медиана минус
Задание 16.
Переложите всего три шарика так, чтобы получился точно такой же треугольник, но перевернутый вверх ногами.
Задание 17.
Перед вами пять линий и десять кружков. Разместите кружки и линии так, чтобы на каждой линии было по четыре кружка и полученные линии образовали известную геометрическую фигуру.

Игра со зрителями.
«Каждой руке свое дело»
Одному болельщику из каждой команды даются по 2 куска мела.
Задание: одновременно левой рукой начертить три треугольника, а правой – три окружности.