Внедрение проектного метода в систему личностно-ориентированной технологии для обучающихся 10-11 классов на уроках обществоведческого цикла
Актуальность выбранной темы:
1.Усложнение целей, средств и условий деятельности человека.
2.Необходимость продуктивного использования возможностей модернизации образования.
3.Создавая новый ФГОС, государство сформулировало социальный заказ, который предъявляется к общеобразовательной подготовке детей.
4.Обществоведческие дисциплины в большей степени создают условия для формирования у
обучающихся учащих гражданственности, социальной ответственности, общероссийской идентичности.
Современный выпускник должен:
- ориентироваться в меняющейся жизненной ситуации;
- самостоятельно приобретать необходимые знания;
- использовать их на практике для решения ситуационных задач;
- грамотно работать с информацией;
- быть контактным, работать в различных социальных группах, выходить безболезненно из конфликтных ситуаций;
- самостоятельно развивать свой интеллект совершенствовать своё правосознание и нравственность.
При традиционном подходе
к образованию
затруднительно создать
личность, обладающую
подобными качествами.
Подобные качества могут быть
сформированы только при условии
применения современных
образовательных технологий, так как «Личность в широком смысле этого слова- есть общий итог того, что человек может назвать своим»
У.Джемс.
Объективные обстоятельства,
способствующие популярности личностно-ориентированного обучения:
- Динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.
- Современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
- Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.
Цель работы:
Апробация проектного метода при формировании личностно-ориентированного подхода на уроках обществоведческого цикла в старших классах.
Задачи работы:
1.Познакомить обучающихся с основными правилами создания проекта, обозначить классификацию типов проектов, их структуру, предложить приблизительную тематику проектирования.
2.Последовательно мотивировать обучающихся, предложив им заранее ознакомиться с критериями оценки проекта.
3.Содействовать подготовке индивидуальных проектов как средства личностно-ориентированного подхода к обучению: составить график индивидуальных консультаций обучающихся, поэтапно осуществлять контроль за их действиями, последовательно корректируя их.
4.Скоординоровать действия обучающихся при проведении общей презентации подготовленных проектов.
Теоретическое обоснование работы:
1.Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара: Изд-во Сам ГПИ, 1994.
2.Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. -Народное образование 2000.,№7.
3.Скаткин М.Н. Методология и методика педагогического исследования. – Москва : Педагогика, 1986.
4.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. -М. Аркти.,2004.
Наиболее значимые принципы личностно-ориентированного обучения:
1.Использование субъектного опыта ребенка.
2.Предоставление ребенку свободы выбора.
3.Накопление знаний, умений и навыков в качестве важного средства реализации детского творчества.
4. Обеспечение эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха.
Создание проектов позволяет соблюдать все наиболее значимые принципы личностно-ориентированного обучения.
I этап - подготовительный
Деятельность обучающихся:
- участие во входном анкетировании;
- использование предоставленного права выбора участия обучающихся;
- выбор собственных тем индивидуальных проектов;
- установление проблематики собственных индивидуальных проектов.
Деятельность учителя:
- проведение входного анкетирования;
- согласование темы общего проекта;
- формулирование тем индивидуальных проектов;
- знакомство обучающихся с правилами создания проектов.
Результаты I этапа:
- Анкетированием установлено что в сущности проектной деятельности из 20 участников разбирается только 7;
- Участие в создании индивидуальных проектов изъявило желание 10 обучающихся;
- Выбрана тема общего проекта урока: «История развития парламентаризма в России»;
- обучающиеся определились с с выбором
- тем индивидуальных индивидуальных проектов.
II этап - прогностический
Деятельность учителя:
Деятельность обучающихся:
- знакомство обучающихся с результатами входной анкеты;
- установление в индивидуальных беседах степени личной заинтересованности каждого обучающегося в общей деятельности;
- выяснение у каждого создателя индивидуального проекта прогноза представляемых им результатов;
- установление сроков создания индивидуальных проектов и общего урока-проекта.
- участие в совместном целеполагании;
- выбор собственной функции при создании модели общего урока-проекта;
- формирование представлений о собственных результатах индивидуального проекта;
- определение сроков подготовки и представлении собственных проектов;
Результаты II этапа:
- установлено, что работа с индивидуальными проектами позволяет обучающемуся пройти самостоятельно путь создания проекта от начала до конца, поэтапно;
- уточнены темы индивидуальных проектов;
- определены функции каждого обучающего-
ся в работе над
общим проектом.
III этап - практический
Деятельность обучающихся:
- подбор и использование различных информационных ресурсов при изготовлении проектов;
- участие в индивидуальных консультациях;
- изготовление проектов, получение творческого продукта;
- публичное представление проектов.
Деятельность учителя:
- индивидуальные консультации для всех участников проекта;
- практическая помощь обучающимся в добывании информации, рекомендации по использованию межпредметных связей, различных информационных ресурсов;
- выбор способов и средств подготовки и публичного представления проектов, предварительный просмотр индивидуальных проектов;
- конструирование общего урока-проекта и его презентация.
Результаты III этапа:
- получение и публичное представление проекта «История развития парламентаризма в России».
IV этап – контрольно-аналитический
Деятельность учителя:
Деятельность обучающихся:
- проведение выходного анкетирования;
- поощрение создателей наиболее удачных проектов;
- индивидуальные рекомендации каждому создателю;
- подведение итогов исследование роли проектного метода в создании личностно-ориентированной образовательной среды.
- участие в выходном анкетировании;
- выявление сильных и слабых сторон индивидуальных проектов;
- проведение самооценки;
- осмысление недостатков и достоинств публичного представления собственного творческого продукта.
Результаты IV этапа:
- Из 20 участников выходной анкеты 18 положительно ответило на вопрос: «Хочу ли я ещё раз принять участие в проектной деятельности»;
- Из 20 участников 15 отметило:
-приобретение новой информации
-наличие особой атмосферы подготовки индивидуальных проектов
-повышенное внимание к себе со стороны учителя
-возможность попробовать себя в различных направлениях проектной деятельности
Используя проектную технологию на уроках обществоведческого цикла, учащиеся по сути дела проходят разные этапы социализации, необходимые в современном мире. Практическая значимость исследования состоит в раскрытии роли проектного метода в создании личностно-ориентированной образовательной среды. Всё это - залог процветания нашего общества.