Сценарий
Сказка «ЗОЛОТАЯ И ОГУРЕЧНАЯ ГОЛОВА»
«АЛТЫН БАШНЕН ХЫЯРБАШ» МАСАЛЫ
Автор: Умерова Айше Жемилевна
Учитель крымскотатарского языка
и литературы
Ведущий: Селям алейкум! Уважаемые зрители. Кто, в детстве не был заворожен слушая волшебные сказки? Кто, слушая шутки Ахмет ахая не смеялся от души?. Или не задумывался во время нахождения ответа на какую либо загадку?
Эти интересные произведения народ придумывал ещё в добрые старые времена, за много веков вперёд. Сказки, легенды, народные песни, анекдоты, пословицы и поговорки, песни и частушки, загадки – это всё устное народное творчество, то есть - фольклор.
Ведущий: Здравствуйте уважаемые зрители! В фольклорных произведениях народ выражал свои мечты, чувства, мысли о жизни.
У каждого народа есть своё неподражаемое, удивительное устное народное творчество. Крымскотатарский фольклор также богат весёлыми песнями, юмором, завораживающими сказками и легендами. Интересные былины , мудрые пословицы, удивительные загадки – ключ к народной сокровищнице.
Ведущий:
А сейчас прослушайте стихотворение , в котором поэт описывает свою любовь к родному языку, показывает его величие.
«Ана тилим»
Лёман Сулейман
Ана тилим бешегимнинъ йыры олды,
Оннен бирге кечти зевкълы балалыгъым,
О къальбимде кунеш олып муддем къалды,
Оннен бирге кечти меним яшлыгъым.
«Элифбе»ни озь тилимде эджеледим,
О кучь берди манъа даим узакъ ёлда,
Чыракъ олды манъа зиндан геджелерде,
Йырламаздым йырымны о олмагъанда.
Санки дерсинъ, онсыз инсан оксюз осе,
О эркелей, башын сыйпай, ана киби,
Онсыз дерсинъ баарь бенъзей нурсыз куньге,
О кучьлюдир, о къавийдир, къая киби.
Ана тилим – бу муаббетлик, севги сыры,
Ана тилим – бу той, джыйын, достлукъ, эйилик,
Ана тилим – бу йырджыларнынъ ольмез йыры,
Ана тилим – бу халкъымчюн эбедийлик.
Звучит песня «Крымские татарки».
Ведущий: В этой песне поётся о красоте и нежности крымскотатарской девушки.
1 куплет
У моря чёрного есть страна Гиреев,
И женщин той страны в мире нет милее,
Ах как они нежны, озорны и ярки,
А называют их крымские татарки.
Припев:
Хоть на край, хоть за край света ты пойди,
Но таких так и знай больше не найти. 2 раза
2 куплет
Легки как шелк они, быстры как джейраны,
Стройны как тонкие горные тюльпаны,
Они как звёздочки трепетны и ярки
Трудолюбивые крымские татарки.
Припев:
3 куплет
Нет в мире жён верней и милей анашек,
Айшечки, Гуленьки, Зерочки, Эльзарки,
Любимей девушек, ласковей биташек,
Спасибо что вы есть крымские татарки!
Ведущий:
Сегодня мы хотим представить вашему вниманию одну из крымскотатарских сказок «Алтын башнен Хыярбаш», что в переводе означает «Золотая и огуречные головы».
Ведущий:
Краткое содержание сказки.
В одной семье умирает хозяйка дома, умирая завещает любимицу дома – тёлочку своей единственной дочери Земине.
Своё завещание говорит мужу. И вот её не стало. Так проходят дни. Девочка каждый день оплакивает свою мать, утешение находит в общении со своей тёлочкой Йылдыз. К которой так привязана.
Ведущий:
В один из дней отец Земине женится во второй раз, надеясь, что это хоть немного утешит его дочь. Так, у Земине появляется мачеха и сводная сестра. Мачеха оказывается очень злой и хитрой женщиной, Земине каждый день слышит только слова брани и ругани от мачехи. Мачеха всю работу по дому взваливает на плечи падчерицы. Так в один из дней она отправляет свою падчерицу пасти Йылдыз.
Ведущий:
Земине выполняет её наказ, но случается непредвиденное. У реки где обычно Земине пасла Йылдыз, маленькая пастушка засыпает от устали сделанной работы дома. В это время телочка переходит на другую сторону реки, Земине, проснувшись, пытается исправить положение, но когда переходит реку роняет веретено, которое держала в руках. Увидев случившееся, Земине начинает горько плакать, понимая, что мачеха не оставит этого безнаказанно. Таким образом она льёт слёзы сидя у реки.
Ведущий:
Неожиданно к ней подходит старушка – волшебница, начинает её успокаивать, обещает её осчастливить. Своё обещание исполняет вымыв волосы девочки жёлтою водой, которая текла с реки. Омыв волосы девочки, старушка наказывает не говорить об этом никому. Земине приходит домой, мачеха обнаруживает что волосы падчерицы превратились в золотые. И заставляет всё рассказать.
Ведущий:
На следующее утро, мачеха отправляет свою дочь к той же речке, чтобы заполучить такую же награду. Однако, происходит обратное. Старушка – волшебница одаривает дочь мачехи огурцами, которые начинают расти у неё на голове. Это происходит после того, как старушка омоет её голову зелёной водой.Таким образом была наказана дочь мачехи за обман.
Масал. (сценарий сказки.)
Автор: Бир заманда бар экен, бир заманда ёкъ экен, жили были муж с женой и была у них одна единственная дочь. Она была красивая девочка и звали её Земине. Жили они небогато, из всего богатства была лишь тёлочка. Однажды мать сильно заболела и перед смертью позвав мужа говорит:
Мать: «Если я умру, доченьку нашу не обижай, отдай ей нашу тёлочку».
Автор: Сказала так и умерла. Прошло какое-то время.
Отец: Доченька, эту тёлочку завещала тебе мама. Я, исполняя её просьбу отдаю тебе её.
Автор: Девочка убрав со стола идёт во двор к своей тёлочке.
Земине: Моя любимая тёлочка, ты будешь моим самым лучшим другом, я назову тебя Йылдыз.
Автор: Оставшись сиротой девочка каждый день плачет вспоминая свою маму. Тогда отец говорит сам себе:
Отец: « Доченька наверно скучает по матери, а что будет если мне жениться?».
Автор: Женится. На злой, нехорошей женщине у которой тоже была дочь. И приводит их к себе домой.
Отец: Вот мой дом, мы живём небогато, но дружно. Доченька, Земине! Где же ты!? Иди сюда!
Земине: Что, папочка? (увидев чужих людей) Селям алейкум!
Отец: Я хочу познакомить тебя с твоей второй мамой и сестрой, они теперь будут жить с нами.
Земине: Проходите, садитесь.
Автор: Девочка уходит сварить кофе, сварив, приносит его к столу.
Земине: Акъшам шерифлеринъиз мубарек олсун! Приятного вам кофе!
Автор: Мачеха говорит своей дочери.
Мачеха: На, доченька, скушай это.
Дочь мачехи: А что это?
Мачеха: Сладости.
Автор: Мачеха выпив кофе:
Мачеха: Фи, какое безвкусное кофе! Что другого нет?
Земине: Кажется, нет.
Мачеха: Значит, убирай со стола!
Автор: Наступает ночь и все идут спать.
Мачеха: Ладно уже, я устала, пошли доченька спать.
Отец: Ладно, пойду и я спать. Спокойной всем ночи. Гедженъиз хайыр!
Автор: Прошла ночь, рано утром Земине подметает двор. Мачеха проснувшись выходит во двор и увидев Земине говорит:
Мачеха: Что, подметаешь?! Подметай, подметай! Потом набери водой вот эти вёдра! Сначала принеси мне кофе!
Земине: Хорошо, мамочка.
Автор: Земине приносит кофе и идёт по воду, в это время просыпается дочка мачехи.
Мачеха: Что, проснулась моя доченька? Иди, садись сюда.
Дочь мачехи: Мам, заплети мне волосы!
Автор: Земине приносит воду.
Земине: Вот мамочка, воду принесла.
Мачеха: Хорошо, теперь иди паси тёлочку да не сиди зря, вот тебе веретено будешь нитку прясть!.(вслед тихонько) Чтоб ты не вернулась!
Автор: Девочка взяв веретено пошла пасти тёлочку. Шла–шла дошла до речки, присела, вспомнила о своей маме, заплакала и уснула, во сне она увидела свою маму.
Земине: Ах мамочка, почему ты меня оставила?!
Автор: а в это время тёлочка перешла на другую сторону реки. Девочка вскочила, хотела перепрыгнуть на тот берег и выронила веретено. Не зная что дальше делать, и вспомнив о мачехе, девочка села и заплакала.
На другой стороне реки жила старушка волшебница, къартанай. Она подошла к девочке и погладив её по голове спросила.
Бабушка: Почему ты плачешь девочка? Кто тебя обидел?
Земине: Как же мне не плакать?! Я пасла тёлочку, делала нитку и нечаянно уснула, а когда проснулась моя тёлочка перешла реку, чтобы вернуть её я хотела прыгнуть через реку, но моё веретено упало в воду. Сейчас пойду домой и кто знает как моя мачеха будет меня ругать.
Бабушка: Ты о том не плачь, я тебе помогу, ты помассируй мою голову, а когда по речке потечёт желтая вода разбуди меня.
Земине: Хорошо бабушка, вы ложитесь, а когда потечёт жёлтая вода я вас разбужу.
Автор: Бабушка легла Земине на колени. Когда по речке потекла жёлтая вода девочка разбудила бабушку. Бабушка обмыла голову девочки этой водой, повязала голову платком и строго-настрого наказала никому ничего не рассказывать.
Бабушка: Смотри платок не развязывай, а если даже и увидят где помыли не говори!.
Автор: Девочка вернулась домой дрожа от страха.
Мачеха: Где веретено? Что, потеряла? Некрасивая, ленивая девчонка!
Автор: Начинает трепать девочку и в этот момент платок падает с головы и мачеха увидела что волосы падчерицы превратились в золотые. Мачеха начинает будить свою дочь.
Мачеха: Вставай, поднимайся, что я тебе расскажу!.
Автор: Мачеха поведала своей дочери что увидела и оправила свою дочку на речку пасти телочку, дав ей при этом веретено.
Мачеха: ты тоже брось веретено в воду, сядь и плачь, скажешь то же что и золотоголовая.
Автор: Дочь мачехи так и сделала, бросила веретено в воду, сидит и плачет. Пришла бабушка и спрашивает её.
Бабушка: Чего ты плачешь, доченька?
Дочь мачехи: Чего мне не плакать?! Моё веретено упало в воду и теперь я боюсь идти домой, кто знает, как меня поколотят!
Автор: Бабушка узнала эту девочку и поняла в чём дело.
Бабушка: Ты помассируй мне голову, а как по речке потечёт белая вода ты меня не буди, потечёт жёлтая тоже не буди, а как потечёт зелёная разбуди.
Автор: Так и сделали. Как появилась зелёная вода дочь мачехи разбудила старушку, та обмыла её волосы, повязала платок и отправила домой.
Автор: Дочь мачехи радуясь побежала домой.
Мачеха: Пришла моя красивая доченька. Давай развяжем скорее платок, озолотилась ли твоя головушка!?
Автор : Развязав платок мачеха увидела огурцы, которые росли на глазах. С тех пор дочь мачехи стали называть Огуречной головой. Прошли годы и Земине вышла замуж, а на мачехину дочь никто и не смотрит. Так они были наказаны за своё зло.
Тема урока: Относительные и качественные прилагательные. ( Аслий ве нисбий сыфатлар).
Цель: обобщить знания по морфологии имени прилагательного, систематизировать знания, умения и навыки по данной теме; развивать умение творческого применения знаний для решения практических задач.
Обучающая:
знать о делении прилагательных на три разряда;
о признаках качественных прилагательных;
уметь находить качественные прилагательные;
определять их синтаксическую роль;
иметь знания по морфологии имени прилагательного;
уметь сравнивать, сопоставлять, делать вывод, находить полные и краткие прилагательные по данным окончаниям;
образовывать от полных прилагательных краткие, согласовывать прилагательные с существительными, определять падеж, находить соответствия в лексическом значении русских и казахских слов, определять разряды прилагательных;
прилагательных, правильно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
Развивающая:
Воспитательная:
способствовать воспитанию у детей личностных качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистической (работоспособность, организованность, дисциплинированность) и творческой (активность, самостоятельность, увлеченность, любознательность) деятельности;
воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Типы уроков: урок изучения нового материала; повторительно-обобщающий; урок-исследование.
Методы: фронтальный опрос, работа с теоретическим материалом из учебника, чтение, обсуждение заданий, комментированное письмо, выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала.
Оборудование:
ХОД УРОКА
Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Актуализация знаний (тест)
1. Сыфат - бу:
а) Часть речи, которая обозначает действие предмета
б) Часть речи, которая обозначает предмет
в) Часть речи, которая обозначает признак предмета
2. Къайсы суллерге джевап бере?
а) Кто? Что?
б) Какой? Какая? Какое?
в) Как? Когда? Откуда?
3. Джумледе сыфатлар олалар:
а) сказуемыми;
б) подлежащими;
в) дополнениями и обстоятельствами;
г) определениями и сказуемыми.
4. Тек сыфатлар олгъан сатырны тапынъыз:
а) другой, пятнадцатый, беззвучный, такой;
б) мирный, веселый, безнадежно, красивый;
в) прямой, безвыходной, искусный, городской.
5. Качественные прилагательные обозначают:
а) принадлежность чего-либо лицу или животному;
б) признак, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени;
в) признак предмета через отношение к другому предмету.
6. Относительные прилагательные обозначают…
а) принадлежность чего-либо лицу или животному;
б) признак, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени;
в) признак предмета через отношение к другому предмету.
7. Притяжательные прилагательные обозначают:
а) принадлежность чего-либо лицу или животному;
б) признак, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени;
в) признак предмета через отношение к другому предмету.
Ключ к тесту | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
в | б | г | в | б | в | а |
IV. Тема урока.
Прочитайте слова вслух.
Назлы, джевизли, татарджа, райондаки, кираметли, тербиели.
Назовите общий орфографический признак слова (имля къаиделери).
Вставьте пропущенные орфограммы.
Назовите их главный грамматический признак (сыфат).
V. Словарно-орфографическая работа
Капризный, фарфоровый, ореховый, ответственный, мелодичный, районный, татарский.
Вы узнаете новое словарное слово, если правильно соедините первые буквы имен прилагательных по формуле:
3Кач+3Относ+1Прит
Менять предложенный порядок имен прилагательных нельзя.
Какое слово у вас получилось? (Комфорт – это бытовые удобства; благоустроенность и уют жилищ, общественных учреждений, средств сообщения и т. п.)
§ стр. –къаиде.
Качественное прилагательное




имеет степень сравнения сочетается с наречием
(красивый, красивее) (очень красивый)
имеет краткую форму образовывает сложные прилагательные
(красив, красива) (красивый-красивый)
образовывает уменьшительную форму имеет антонимы
(красивенький) (чёрный – белый)
VI. Выполнение упражнений.
Стр. упр. .
Работа по карточкам.
Карточка 1.
От данных прилагательных образуйте все формы степеней сравнения.
Дюльбер, къатты, аджджы, беяз, яш, сесли.
карточка 2.
Распределить данные прилагательные в столбика:
1столбик –аслий;
2 столбик – нисбий;
Уфакъ (топ), джамдан (шише), озенли ( вокзал), авджы (эв), балабан (агъыз), тенбель (мышыкъ), агъыр (юк), мераметли (адам), аязлы (кунь), юксек (эв).
Карточка 3.
Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу прилагательные.
Однажды зимой мы отправились в лес. В ( ) бору было тихо. Всё вокруг покрыто ( ) снегом. В ( ) воздухе носились ( ) пушинки. ( ) ветки украсились инеем. В этом ( ) наряде каждая ветка казалась удивительной.
Карточка 4.
Выпишите словосочетания «сущ. + сущ.» и «сущ. + прил.». Рядом с каждым качественным прилагательным запишите другие, передающие различные степени данного качества.
Образец: В широком поле – самое широкое, очень широкое, шире, широчайшее, широкое-широкое.
Падают яблоки, крупные, спелые,
Нету у яблони сил их держать,
Дело своё она за лето сделала,
Вон как усталые ветви дрожат,
А впереди ещё зимушка лютая…
Дни пролетели хорошие, славные.
Падают яблоки, словно минуты
Красного лета. Последние самые.
VII. Итог урока.
VIII. Домашнее задание.
§ . Стр. – правила. Упр