Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов. Современное образование - наиболее бурно изменяющаяся и развивающаяся сфера деятельности человека. Но это развитие невозможно без инноваций, без новых образовательных технологий.
Главной целью инновационной деятельности в общеобразовательной школе является качественное изменение личности ученика, максимальное раскрытие и развитие его природных способностей и дарований, а также интеллектуального и творческого потенциала. Достижение этой цели возможно только путем внедрения в образовательную практику новых эффективных способов и методов обучения и воспитания. Других путей преодоления педагогического кризиса и противоречий между требованиями к образованию и его возможностями в условиях массовой школы просто нет. Для образовательных инноваций характерны эффективность и качественность.
В первую очередь, чтение -это расширение словарного запаса. В результате развивается лексический навык, что положительно сказывается на всех остальных языковых умениях.
Во-вторых, чтение развивает навык правописания. Иногда предпочтительнее читать большое количество литературы вместо заучивания правил орфографии, но лучше не бросаться в крайности и сочетать их. Тем не менее, уже после прочтения нескольких книг на английском языке мы заметили, что дети пишут грамотно, даже не задумываясь о правописании.
Нельзя также не упомянуть, что чтение учит более ясно и складно излагать мысли, что, несомненно, является плюсом в устной речи. Для тех же, кто хочет лучше узнать о культуре страны изучаемого языка, литература является необъятным источником информации об обычаях, истории и традициях разных народов мира. Это всегда полезно, ведь позволяет лучше понять менталитет людей, говорящих на языке, который мы изучаем. В общем и целом, чтение книг на иностранном языке – занятие довольно универсальное и каждый может сам решить, для чего конкретно его использовать.
Желание работать по хорошим учебникам, ориентированным на международные стандарты и читать увлекательные книги, мотивировало нас участвовать в подготовке и проведении читательских конференций, поскольку многие коллеги всегда открыты новому, поглощены новшествами, характеризуются некоторым авантюрным духом.
Перед участниками читательской конференции, которую мы провели у себя в гимназии, были поставлены следующие задачи:
Создать вокруг детского чтения атмосферу творчества;
Возродить традиции семейного чтения (хотя и на английском языке);
Стимулировать интерес к чтению
Умение сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях.
Популяризация чтения среди детей
Детям предстояло не только познакомиться с книгой, но и выполнить предложенные задания в книге и на диске. Затем они представляли отзывы об одной или двух из понравившихся прочитанных книг. Работа была проведена колоссальная! Ведь из всех произведений необходимо было выбрать то единственное, о котором захотелось бы рассказать другим в первую очередь! Конечно, были проблемы со сроками, иногда не успевали прочитать книгу или забывали её передать следующему. В некоторых книгах было много незнакомой лексики. Но секрет успеха состоит в продолжении чтения, даже если значение не совсем понятно. Мы учились этому, хотя это и непросто. В результате все участники великолепно справились с этой задачей, подготовив плакаты, рисунки, электронные презентации и т.п. Замечательно, что у каждого ребёнка были любимые книги. Не только дети, но и учителя, и родители заинтересовались этим проектом. В школьной конференции приняли участие 6-9 классы. Очень интересно была организована работа в группах. Ребята, не принимавшие участие в проекте, знакомились с книгой непосредственно во время конференции, отвечали на проблемные вопросы и получали различные задания. Все участники конференции имели возможность поделиться своим мнением, отстоять его или согласиться с высказываниями других участников. Гости были в восторге от активности детей и серьёзности высказываний по проблемам, затронутым в ходе конференции.
Подведение итогов не обошлось без награждения дипломами и подарками.
Теперь уже выпускница Луганская Арина написала статью в газету, вот выдержки из неё: « В наше время образование стало общедоступным, и этим надо пользоваться». «Как изучать язык так, чтобы это было интересно? Ведь просто заучивать слова, формы глаголов, правила – это скучно и очень утомляет. Тем более что такое заучивание не даёт гарантии того, что мы сможем применить на практике, т.е. в общении. Но всему этому есть великолепное решение! И решение – это чтение! Сразу вспоминается старинная поговорка « Чтение – лучшее учение», пишет она далее. «При изучении иностранных языков чтение очень многое даёт: совершенствуется и лексика, и грамматика, и разговорная речь, и словарный запас- этот список можно продолжать дальше и дальше, ведь каждый черпает что-то своё. Ну, а если это чтение с прослушиванием текста на диске, то это просто блеск! Лучше и не придумаешь.
Вот завидуйте нам! Возможность вышеперечисленного чтения выпала нам мы читали книги - от мировой классики до встреч с инопланетянами. Полгода наслаждений! Жаль, что книги были тонкие и мы их уже прочитали…Но мы уверены, что чтение будем продолжать и открывать новые дали!!» И это не просто слова, а вывод, который сделали подростки.
После участия в таком проекте некоторых заинтересовали эти же книги, но на родном языке. Детям было интересно узнать подробности и ещё раз перечитать сюжет, сравнить, а иногда и изменить своё отношение к проблеме, затронутой в книге. Самое главное, что мы вынесли из этого проекта, – это то, что дети стали проявлять огромный интерес к внеклассному чтению и стремиться к участию в подобных проектах, «заразив» этим младших школьников. Конечно,
важно, чтобы учащиеся сами умели добывать знания. Поэтому на уроке должно быть как можно больше ученика и как можно меньше учителя. Допустим, пересказ текста не нужен ни учителю, ни, тем более ученику. Предлагаемые тексты – это всего лишь информационный материал. Это “опоры”, которые нужны им для дальнейшей работы, для выполнения творческих заданий, для общения.
Задания на выбор являются действенным средством, активизирующим мыслительную деятельность учащихся. Они делают учебный процесс привлекательным и интересным, заставляют учащихся “войти в образ”, волноваться, переживать, думать. Это мощный стимул овладения языком. Задача учителя при выполнении таких заданий состоит в том, чтобы любая информация органично накладывалась на уже известное, чтобы лексика и грамматика запоминались в естественной ситуации разговора, общения, как бы, между прочим, ненавязчиво.
Подводя итог, можно утверждать, что преимуществами внеаудиторного чтения является то, что выбор происходит в самостоятельном режиме, тексты становятся более объёмными. Такое чтение направляется интересом и удовольствием, не сопровождается лингвистическим анализом, редко бывает научно-популярного жанра и, конечно, ценность таких текстов – в содержании.
Мы не хотим останавливаться на достигнутом. Дети предложили составить свой хит-парад из десяти лучших книг, написав кратко о каждой из них. Быть может, с их помощью кто-то найдёт книгу себе по душе. Лучшие списки будут опубликованы на сайте гимназии, и мы сможем вместе обсудить их на форуме.
А я сделала для себя вывод, что работа должна строиться на основе саморазвития и самоорганизации не только ученика, но и учителя, потребности в новых достижениях, стремлениях к успеху, к совершенству, позитивное мышление и вера в свои возможности.