СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассная работа по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование устойчивого интереса и развитие способностей к точным наукам через систему внеклассных занятий по математике.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассная работа по математике»

МКОУ «Ссуджанская средняя общеобразовательная школа № 1»








Внеклассная работа

по математике







Составитель:

Просолупова Валентина Владимировна

учитель математики








Содержание.

Введение…………………………………………………………………...….. 3

1. Цели внеклассной работы по математике………………………………....... 4

1. 1.Роль внеклассной работы в подготовке учащихся, отстающих от других в изучении программного материала…………………………………...…….... 5

1.2.Роль внеклассной работы в подготовке учащихся, проявляющих к изучению математики повышенный интерес и способности………..……………… 6

2. Формы внеклассной работы по математике……………………………..….. 7

3. Заключение…………………………………………………………….……….9

Литература…………………………………………………………………….. . 10

Приложение………………………………………………………...……………11




















Введение.

Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребенка. Управлять этим процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам, добытое лично – добыто на всю жизнь.

Под внеклассной работой понимается не обязательные, систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Несмотря на всю необязательность, внеклассные занятия по математике заслуживают самого пристального внимания каждого учителя, преподающего этот предмет. Учитель может на внеклассных занятиях в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.















Одной из главных причин сравнительно плохой успеваемости по математике – слабый интерес основной массы учащихся к предмету. Интерес к предмету зависит, прежде всего, от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеклассных занятий можно значительно повысить интерес учащихся к математике. На ряду с учениками, безразличными к математике, имеются и увлекающиеся этим предметом. Они хотели бы больше узнать о своем любимом предмете, прорешать более трудные задачи.

Следует различать два вида внеклассной работы по математике:

  • работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала;

  • работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный, по сравнению с другими, интерес и способности.


Цель внеклассной работы: Формирование устойчивого интереса и развитие способностей к точным наукам через систему внеклассных занятий по математике.














Роль внеклассной работы в подготовке учащихся, отстающих от других в изучении программного материала.

Основной целью первого вида внеклассной работы является своевременная ликвидация (предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики. Для того чтобы добиться положительного результата, необходимо придерживаться следующих положений, связанных с организацией и проведением внеклассной работы с отстающими учащимися.

  • Дополнительные (внеклассные) занятия по математике целесообразно проводить с небольшими группами отстающих (по 3 – 4 ученика); ориентироваться на однородность пробелов в знаниях и на способность к обучаемости.

  • Следует максимально индивидуализировать эти занятия (индивидуальные задания и конкретная помощь).

  • Занятия проводить не чаще одного раза в неделю, сочетая эту форму занятий с домашней работой по индивидуальному плану

  • После повторного изучения того или иного раздела математики на дополнительных занятиях необходимо провести итоговый контроль с выставлением оценки по теме.

  • Дополнительные занятия должны иметь обучающий характер; полезно использовать соответствующие варианты самостоятельных или контрольных работ из «Дидактических материалов», задания из учебного пособия программированного типа.

  • Необходимо постоянно анализировать причины отставания отдельных учащихся при изучении ими математики, изучать типичные ошибки, допускаемые учащимися при изучении той или иной темы. Это делает дополнительные занятия более эффективными.


Роль внеклассной работы в подготовке учащихся, проявляющих к изучению математики повышенный интерес и способности.

Внеклассная работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный интерес, отвечает следующим основным положениям.

  • Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике.

  • Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.

  • Воспитание высокой культуры математического мышления.

  • Развитие культуры общения и культуры ответа на математический вопрос.

  • Развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.

  • Развитие умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

  • Расширение и углубление представлений о практическом применении математики в технике, в физике, в других науках и в практике.

  • Расширение и углубление представлений о культурно-исторической ценности математики.

  • Воспитание чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

  • Установление более тесных деловых контактов между учителем и учащимися и поэтому более глубокое изучение познавательных интересов и запросов учащихся.

Реализация этих задач частично осуществляется на уроках, так как временные рамки не позволяют их выполнить полностью. Поэтому окончательная и полная реализация этих целей переносится на внеклассные занятия по математике этого вида.

Формы внеклассной работы по математике.

К формам внеклассной работы по математике относятся.

  • Кружковые занятия.

  • Факультатив.

  • Математические олимпиады, конкурсы, викторины.

  • Игры, международная игра «Кенгуру».

  • Неделя математики.

  • Математические вечера.

  • КВН.

На математическом кружке необходимо заинтересовать учащихся, показать, что работа на кружке не является дублированием уроков, четко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы. Занятия кружка проходят один раз в неделю. К организации работы кружка целесообразно привлекать самих учащихся. Тематика занятий по математике в современной школе весьма разнообразна. В тематике занятий для 5-11 классов находят место вопросы, связанные с историей математики связанные с историей математики, жизнью и деятельностью российских и зарубежных известных математиков.

Факультативные занятия по математике ведутся с 8 класса. Главной целью факультатива является углубление и расширение знаний, развитие интереса к предмету, развитие математических способностей, привитие ученикам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества. Основными формами занятий являются: лекционный метод, семинары, дискуссии, решение задач, рефераты доклады учащихся.

Викторина, игра по математике помогают сломать психологический барьер, когда надуманность условия задачи может привести к неприятию и, как следствие, нежеланию учащегося решать. Основа соревнований – состязание команд при ответах на вопросы и при решении задач. Подготовка к игре начинается с выбора состава команд. В выборе команды и подготовке принимает участие весь класс. Учитывается знание математики, находчивость, умение прийти на помощь участникам игры в трудную минуту. Затем команда выбирает капитана, название, дает эмблему, готовит приветствие, тематическое домашнее задание. Название команды определяется содержанием эмблемы и приветствия.

В течение недели математики проводится ряд мероприятий: КВН, викторина, конкурс на лучшую математическую сказку, стихотворение, выпуск математической газеты. В завершении недели проводятся олимпиады. Неделя заканчивается математическим вечером, на котором подводятся итоги, отмечаются лучшие работы.

Математические вечера, проведенные в разные годы, всегда находили отклик в сердцах учащихся, участвующих в подготовке и зрителей. Вечера связаны с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов при предъявлении материала. Театрализованные вечера привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.

При подготовке вечеров работа над сценарием и изготовление элементов костюмов становятся результатом коллективной деятельности учителя и учащихся. Здесь складывается демократичный тип отношений, когда учитель передаёт учащимся не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность.

Наполнение сценария фактическим материалом и его реализация на вечере требует от учащихся серьезных усилий в работе с учебником, научно-популярной литературой при изучении соответствующих исторических сведений, что вызывает у школьников интерес к знаниям.

Главное назначение внеклассной работы – не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитию умений применять полученные на уроках знания к решению - нестандартных задач, воспитанию у учеников определенной культуры работы над задачей.

Заключение.

Процесс обучения в совокупности с внеклассной системной работой по предмету дает положительные результаты, которые позволяют перенести центр тяжести педагогического процесса на личность учащегося, на развитие его индивидуальных творческих качеств. Образовательная и воспитательная задачи обучения математике решаются комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики математики как науки и учебного предмета, определяющей ее роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. За учителем остается право самостоятельного выбора методических путей и приемов решения задач. Специфика внеклассных занятий состоит в том, что они проводятся по программам, выбранным учителем, обычно согласованным с учениками и корректируемым в процессе обучения с учетом их интеллектуальных возможностей, познавательных интересов и развивающихся потребностей.

На выходе из школы, благодаря системной работе, учащиеся получают прочные знания по математике, что позволяет успешно поступать в ВУЗы, побеждать на районных олимпиадах по математике.

Большой воспитательный эффект имеют массовые внеклассные мероприятия. Одно из них – математическая неделя. Математическая неделя охватывает массу школьников. Внеклассные мероприятия на этой неделе проводятся во внеурочное время. Эта работа планируется учителем и по мере необходимости корректируется. На внеклассные мероприятия и занятия ученики приходят по желанию, без всякой предварительной записи. Активизация внеклассной работы по математике призвана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к математике, но и желания заниматься ею дополнительно под руководством учителя во внеурочное время, так и целенаправленный, самостоятельной познавательной деятельности по приобретению новых знаний, то есть путем самообучения.

























Литература.

  1. Вульфов Б.З., Поташник М.М. «Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы», М. «Просвещение», 1983.

  2. Балк М.Б., Балк Г.Д. «Математика после уроков», М. «Просвещение», 1971.

  3. Василевский А.Б. «Задания для внеклассной работы по математике», Минск: 1988.

  4. Гаврилова Т.Д. «Занимательная математика 5 – 11 классы»/ Волгоград: Учитель, 2005.

  5. Гончарова Л.В. «Предметные недели в школе. Математика»/ Волгоград; учитель, 2004.

  6. Епишева О.Б. «Общая методика преподавания математики в средней школе» / Тобольск, Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1997.

  7. Иченская М.А. «Отдыхаем с математикой: внеклассная работа по математике в 5 – 11 классах»/ Волгоград: учитель, 2006.

  8. Сефибеков С.Р. «Внеклассная работа по математике», М. «Просвещение», 1988.

  9. Шустеф Ф.М. «Материал для внеклассной работы по математике», Минск: Народная асвета, 1984.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!