Урок 58. Внеклассное чтение И.А. Бунин. Рассказ «Подснежник»
Цель: создать условия для эмоционального живого прочтения рассказа И. Бунина, для понимания его идеи; совершенствование навыка анализа художественного текста; выявление особенностей мировосприятия героя рассказа, проявляющихся в стремлении видеть прекрасное в окружающей действительности. определить особенности рассказа; выявить позицию автора в рассказе;
ХОД УРОКА
I. Введение в тему урока
- Послушайте небольшое стихотворении И.А Бунина:
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо,
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!
- Связано ли стихотворение с биографией писателя?
Большую часть своей жизни И.А. Бунин проведет в эмиграции в Париже. Но сердце его осталось навсегда в России. Свои лучшие произведения он напишет за границей. Но все они, почти все, о его Родине. Так и не смог Иван Бунин вычеркнуть из памяти картины хутора Бутырки на Орловщине. Все осталось в душе поэта: и лес, и тишина осенних вечеров, и шелест березовых рощ, и пение соловьев, и простой русский мужик. Все… что связано с отчим домом.
- Приходилось ли вам расставаться на долгое время с родителями, родным домом? Какие чувства вы испытывали?
II. Стадия вызова
-Какие ассоциации вызывает у вас слово «подснежник»? Давайте запишем эти ассоциации (оформляется в виде кластера).
- Как обычно выглядит подснежник? Где встречается этот образ?
- Как вы думаете, о чём будет рассказ под таким названием (место, время, сюжет)? Запишите.
-Сегодня мы познакомимся с произведением Ивана Алексеевича Бунина «Подснежник» (запись в тетради и на доске темы урока)
III. Стадия осмысления. Чтение с остановками.
- Читая, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: «Этого я не ожидал!» Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть вперёд, предугадать дальнейшее – словом, прогнозировать. Существует такое понятие как читательский прогноз. И мы будем читать с остановками, «отгадывая», что же там будет дальше в рассказе.
Обратимся к тексту.
Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица - и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.
1 остановка
-Ожидали ли вы такое начало рассказа?
-Что именно оказалось неожиданным?
-Что вы знаете о празднике масленицы?
- В традиционном русском быту эта неделя стала самым ярким, наполненным радостью жизни праздником. Масленица отмечалась по всей России и в деревнях, и в городах. Ее празднование считалось для всех русских людей обязательным: «Хоть себя заложи, а масленицу проводи». Первые три дня масленой недели шла подготовка к празднику: привозили дрова для масленичных костров, убирали избы. Основные празднества приходились на четверг, пятницу, субботу, воскресенье — дни широкой масленицы. Все масленичные развлечения проходили обычно на улице. В дома заходили только для того, чтобы немного согреться, если было морозно, и угоститься праздничными яствами. Нарядно одетые люди — девушки, парни, семейные пары, дети, старики и старухи — все высыпали на улицу, участвовали в праздничном гулянье, поздравляли друг друга, шли на ярмарку, где покупали нужные и ненужные вещи, удивлялись чудесам, которые показывали в балаганах — передвижных театрах, радовались кукольным представлениям и «медвежьим потехам» — выступлениям вожака с медведем.
В масленицу звучало множество песен, прибауток, приговоров, большая часть которых не имела обрядового значения, это были веселые песенки, посвященные масленице и масленичному гулянью. Послушайте масленичную песню. О чём просят девушки Масленицу? («Ты боярыня хозяюшка»)
- Найдите в 1 предложении рассказа повтор. Докажите, что это лексический (оправданный) повтор, необходимый автору для выражения какой-то важной мысли. Какой?
Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица - и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.
(Повтор слова «БЫЛ» напоминает об утерянной России, о прошедшей жизни, которая БЫЛА, а теперь её нет, стала совсем другая).
- 1-е предложение также объясняет смысл названия рассказа. Предположите: это рассказ о цветах? Кто главный герой рассказа?
-Предположите, о чём дальше расскажет нам автор?
Была оттепель, стояли теплые и сырые дни, русские, уездные, каких было уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни.
…
Живет Саша "на хлебах", в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье. Какое же счастье, какой праздник, когда вдруг у ворот этого домишки останавливаются деревенские, набитые соломой сани, пара запряженных впротяжку лохматых деревенских лошадей! С этого дня Саша переселяется на Елецкое подворье.
2 остановка
- Расскажите, что вы узнали о сыне и отце?
Саша | Отец |
Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику небесно-голубым. У него ясные глазки, чистое, нежное личико, доверчивый, внимательный взгляд и непорочный звук голоса. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье. | Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами. |
-Какой прием использует писатель при описании отца и сына?
-Для чего автор прибегает к антитезе?
- Найдите и зачитайте портрет Саши. Какого он цвета?
На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он еще во всем, во всем новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, - к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, еще так недавно раскрывшегося на мир Божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного!
- Такой портрет можно назвать психологическим. Предположите, что значит это слово? Докажите, что это психологический портрет. (Это психологический портрет, потому что помогает понять характер героя, его психологию).
- Саша – особенный мальчик? Что пишет по этому поводу автор?
Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому дает бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество?
(В Саше есть то, что и во всех детях: свежесть восприятия мира, чистота помыслов, удивление перед миром.)
- Он действительно похож на подснежник? Только ли цветом одежды и глаз? Найдите сходство с цветком. (Медленное чтение) Почему взгляд назван «доверчивым» (эпитет)? Можно ли то же самое сказать про «взгляд» подснежника? (рисунки) (Как подснежник «доверяет» миру и выходит на свет Божий ранней весной, когда ещё лежит снег, так и Саша, наверное, доверяет миру и всем, кого он знает).
- Давайте проверим наше предположение: может быть, в жизни Саши вокруг него тоже холодно и «лежит снег»? Найдите в тексте предложение, в котором говорится, как и где мальчик живёт.
Живет Саша "на хлебах", в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье.
- Что значит жить «на хлебах»? (Сообщение ученика – индивидуальное домашнее задание)
Жить на хлебах — у кого. Разг. 1. Устар. Получать в качестве оплаты жильё и стол в чужой семье. 2. Быть на чьём л. иждивении, содержании. ФСРЯ, 507; ФСС, 72 … Большой словарь русских поговорок.
Скорее всего, мальчика взяли из милости в чужую семью, чтобы он мог учиться в городе. Он живёт в чужой семье, без родных.
- Ребята, скажите, есть среди вас кто-нибудь, кто уезжал из родной семьи и кому долго приходилось жить вне дома? Расскажите, что вы чувствовали тогда. Как думаете, что испытывал, живя «на хлебах», наш Подснежник? Можно ли сказать, что вокруг него холодно, лежит снег?
- А где Саша жил до этого? (В деревне).
- Как вы это узнали? (Из деревни к нему приезжает отец, которого, скорее всего, Саша давно не видел).
- Прочитайте описание отца. Это психологический портрет? Какого он цвета? Что узнаёте об отце из этого портрета?
Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами.
-Как вы думаете, чем будут заниматься герои в праздничные дни?
Отец просыпается рано, наполняет весь номер, и без того душный, едким табачным дымом, затем кричит в коридор, требуя самовар, пьет чай и опять курит, а …
В трактире "чистая" половина во втором этаже. И уже на лестнице, необыкновенно крутой и донельзя затоптанной, слышно, как много в ней народу, как буйно носятся половые и какой густой, горячий угар стоит повсюду. И вот отец садится, сняв шапку, распахнув полушубок, и сразу заказывает несколько порций, - селянку на сковородке, леща в сметане, жареной наваги, - требует графин водки, полдюжины пива и приглашает за стол к себе знакомых: каких-то рыжих мужиков в тулупах, каких-то чернявых мещан в чуйках...
Физминутка
Встаём. Интересно, как вы представляете себе масленичные развлечения? Я буду их называть, а вы покажите, как это могло выглядеть (заодно проверим актёрские способности):
как выглядела Масленица?
как пекут блины?
уличный кукольный театр
как выглядел медведь-артист?
кулачный бой
как горела масленица?
3 остановка
- Как вы думаете, нравится ли Саше такой день? Почему?
- О чем дальше расскажет И.А. Бунин?
Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте, среди бесконечных и непонятных разговоров и споров без всякой меры пьющих, закусывающих и пьянеющих людей! Сколько их кругом, этих мужиков, извозчиков, толстых купцов, худых барышников! Сколько красных, распаренных едой, водкой и духотой лиц, потных лбов, лохматых голов, густых бород, чуек, армяков, полушубков, тулупов, громадных сапог и тающих валенок, разводящих под табуретами целые лужи! Как везде натоптано, наплевано, как дико и нелепо орут за некоторыми столиками и как ошалели половые в белых штанах и рубахах, носясь туда и сюда со сковородками и блюдами в руках, с задранными головами, меж тем как спокоен только один высокий и худой старик, строгим и зорким командиром стоящий за стойкой! И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!
4 остановка
- Почему же сын счастлив?
- Что произойдёт дальше?
А в понедельник все это сразу кончается. Город принимает смиренный и будничный вид, пустеет даже базарная площадь - и великое горе надвигается на Сашу: отец уезжает.
Да, даже проснулся отец нынче уже совсем не таким, как просыпался все эти масленичные дни. Он прост, тих, чем-то озабочен. Он собирается, расплачивается. А там, во дворе, уже запрягают лошадей. Последний, самый горький час! Вот сию минуту вдруг войдет коридорный:
- Подано, Николай Николаич!
И отец, огромный, толстый от медвежьей шубы, надетой поверх полушубка, в черных, выше колен, валенках и в большой боярской шапке, сядет на диван и скажет;
- Ну, присядем, Сашенька, и Христос с тобой.
И тотчас же опять встанет и начнет торопливо крестить, целовать его, совать руку к его губам...
А лошади уже стоят у крыльца. Они косматы, ресницы у них большие, на усах засохшее тесто - боже, какой родной, не городской, а деревенский, зимний, бесконечно милый вид у них! Милые, деревенские и эти сани, набитые соломой! И работник уже стоит в их козлах, в буром и грубом армяке, надетом на полушубок, с вожжами и длинным кнутом в руках... Еще минута - и побегут, побегут эти лошади, эти сани по Успенской улице вон из города, в серые снежные поля - и прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя!
- До свиданья, Сашенька, Христос с тобой.
-Как вы думаете, о каких днях масленичной недели идет речь в произведении? Почему именно в эти дни приехал отец?
-Какими автор изображает героев в этой части текста? Почему?
-Как отец обращается к сыну, какие слова говорит? Каков смысл этих слов?
Ребята, этот рассказ биографичен. Иван Алексеевич Бунин родился в 1870 году в Воронеже. Детство его прошло в имении отца Бутырки в Орловской губернии. Мир его детства ограничивался семьёй, усадьбой, деревней. Родной дом он покидает ненадолго, поступив в гимназию уездного города Ельца, где не проучился и 4-ёх лет. Бунин напишет: «Я рос одиноко… без сверстников, в юности их тоже не имел, да и не мог иметь: прохождение обычных путей юности – гимназии, университета – мне было не дано. Я нигде не учился, никакой среды не знал».
IV. Стадия рефлексии:
1) Дискуссия
-Вот и закончился рассказ «Подснежник». Интересно ли вам было его читать?
-Чему вы удивлялись, слушая рассказ?
- Вернёмся к вашим записям в тетради. Оправдались ли ваши предположения? Что оказалось ожиданным, а что неожиданным?
-Подтвердилось ли ваше предположение о теме рассказа? Почему писатель называет своё произведение так?
-Что хочет донести автор до читателя?
-Запишите в тетради вывод, продолжив предложение: «Рассказ И.А.Бунина «Подснежник» о…»
V. Творческая переработка информации.
Теперь, зная, о чём текст, составьте синквейн по слову «подснежник»
Подснежник.
Нежный, чистый.
Ждет, скучает, грустит.
Быстро проходит счастье.
Незащищённость.
VI. Домашнее задание:
Прочитать повесть в Дурном обществе» (с.13 - 31); подготовить рассказ о писателе (с.12)
1