Этап урока | Содержание и деятельность учителя | Деятельность детей |
Орг.момент (2 минуты) | Я рада нашей встрече. Всем доброго дня и хорошего настроения. Кстати, о настроении... Каким оно у вас обычно бывает с утра? Попытаюсь вас развеселить. На улице стоит толпа. Подходит мужчина, спрашивает: -Что случилось? -Да вот, памятник открывают. -А кому? -Чехову. -Это который “Муму” написал? -Да нет, “Муму” Тургенев написал. -Чудно! “Муму” Тургенев написал, а памятник какому-то Чехову открывают. Вот вы и улыбнулись. Определите жанр этого текста. (Анекдот) | Проверяют готовность к уроку. Занимают свои места согласно правилам посадки. |
Повторение пройденного материала (4 минуты) | Слайд 1.С творчеством какого писателя мы работаем? | Мы работаем с творчеством А.П. Чехова |
Каким было детство А.П. Чехова? | Детство А.П. Чехова было тяжёлым, отец разорился, и Антону с братьями пришлось зарабатывать деньги, чтобы прокормить всю семью. Братья не только зарабатывали деньги, но помогали матери по ведению домашнего хозяйства |
Кем решил стать Антон Чехов? И почему? | Антон решил стать врачом, поступил на медицинский факультет, чтобы помогать людям |
Когда Антон начал писать рассказы? | Антон начал писать рассказы, когда ещё был студентом-медиком |
Какие рассказы писал А.П. Чехов? | А.П. Чехов писал юмористические рассказы |
Чем интересны рассказы Чехова? | Они очень коротки и забавны. |
И.А.Бунин писал о Чехове(стр.274). Согласны вы с ним? | Да,согласны, потому что Чехов действительно был умён, он умел шутить. |
Отчего шёл заряд юмора Чехова? | От его жизнелюбия. |
Мы не раз уже произнесли слово «юмор». Слайд 2.Что такое «юмор»? Юмор – это какой смех? | Юмор – изображение чего-то в смешном, комическом виде. Это всегда добрый смех. |
- Ребята, а про какого человека можно сказать, что он обладает чувством юмора? | Это человек, который умеет шутить и сам понимает шутки,не обижается, если шутка направлена на него. |
А как вы думаете в чем природа комического? Почему возникает смех? Приведите пример | Несоответствие между некоторыми вещами в жизни вызывает смех |
Объявление темы урока (1 минута) | Сегодня мы поработаем над рассказом «Лошадиная фамилия». | |
Проверка домашнего задания (2 минуты) | Слайд 3. Словарная работа: -уезд-округ,часть губернии; -акцизный –служащий учреждения по сбору налогов; -хина – кора американского дерева, из которого выделывается аптечное снадобье; -депеша(устар.)-телеграмма; спешное официальное уведомление; - супонь –ремень, стягивающий хомут. | Объяснение слов учащимися. |
Слайд 4. Кто герои рассказа? | Герои рассказа: Генерал-майор Булдеев Приказчик Иван Евсеич Генеральша Булдеева Все, живущие в доме Доктор Автор |
Инсценирование (10 минут) | | Дети инсценировают (до слова «Замучился») |
Физминутка Анализ прочитанного (15 минут) Закрепление материала. | -Что же произошло в доме генерал-майора Булдеева? | У генерала разболелся зуб, а Булдеев боялся врачей, поэтому согласился на помощь в виде заговора |
-Зачем вспоминали фамилию? | Это фамилия «волшебника»-знахаря |
-Какие фамилии были названы родственниками и прислугой генерала «лошадиными»? По каким признакам искали лошадиную фамилию? | Все ищут фамилию по масти, возрасту, по нраву лошадей и т.п. |
- Почему «лошадиная» фамилия оказалась генералу всего дороже? | Генерал всеми силами хотел избавиться от боли, а спасти обещал только приказчик. |
- Как освободился генерал от боли? | Ему все-таки пришлось выдрать зуб с корнем ,и сделал это доктор. |
- Кто напомнил эту злосчастную, но настоящую фамилию приказчику? | Тот же доктор, он попросил продать овса для своей лошади,и слово «овес» напомнило что-то Ивану Евсеичу. |
- Как повел себя приказчик после слов доктора? | Иван Евсеич тупо поглядел на доктора…стр.40 |
- Что можете сказать об отношении этой фамилии к лошадям? | Эта фамилия ничего общего не имеет с лошадью, кроме того, что овсом кормят лошадей. |
Что делает рассказ смешным, юмористическим? | Смешным оказывается сюжет; смешно суеверие образованного человека, готового поверить, что вылечиваться можно по телеграфу. Смешны способы лечения, смешны лошадиные фамилии. Смешна своей неожиданностью развязка |
Задание 1: подобрать к иллюстрации цитату из текста рассказа. 1 вариант: Иван Евсеич пришёл к генералу 2 вариант: как все думали над фамилией. Слайды 5,6. | Дети подбирают к иллюстрациям цитаты из текста Рассказа. Работают по заданию Читают: 1 вариант: Приказчик пришёл к генералу с.37 2 вариант: Все домашние…с.37 |
Задание 2: найти фамилии, обозначающие 1 вариант: синонимы к слову «лошадь» 2 вариант: конское снаряжение (сбруя) Кобылин | Пристяжкин | Жеребчиков | Уздечкин | Лошадкин | Чересседельников | Меринов | Засупонин | Слайд 7. Кто прочитает получившийся список фамилий? | Дети выбирают фамилии по заданию. Работают по вариантам. Читают. |
Задание 3: работа с кроссвордом в парах Ответом будет являться название рассказа А.П. Чехова, который мы изучили. Подпись, которой авторы произведений заменяют свою настоящую фамилию. (Псевдоним.) Псевдоним писателя А.П. Чехова в юности. (Чехонте.) Мягкий, добродушный смех в произведении. (Юмор.) Главный секрет юмора — именно на этом строится смешное в юмористических рассказах. (Несоответствие.) Название одного их журналов, в которых печатались юмористические рассказы Чехова. («Осколки».) Именно с этим животным ассоциировалась у героя одного из рассказов фамилия акцизного, умеющего по телеграфу заговаривать зубную боль. (Лошадь.) Фамилия генерала, который в этом рассказе страдал от зубной боли. (Булдеев.) Кто же посоветовал генералу обратиться за помощью к акцизному с лошадиной фамилией? (Приказчик.) Первая лошадиная фамилия, которую вспомнил приказчик. (Кобылин.) Итак, как называется рассказ, который мы с вами будем изучать на следующем уроке? Слайд 8. | Разгадывают кроссворд Рассказ называется «Пересолил» |
Обобщение, заключительная работа по тексту. (2 минуты) | Чему нас учат рассказы А.П. Чехова? Что вам понравилось на уроке? Что вызвало трудности? “Смех – дело серьезное?” Когда вы смеетесь, ваше тело радуется. Пятнадцать мышц на лице и несколько десятков на теле сначала сокращаются, а потом расслабляются. Пульс ускоряется, дыхание учащается, кровь обогащается кислородом. Мозг тоже не дремлет - в нем снижается чувствительность к боли, поскольку происходит выработка эндорфинов – веществ, убивающих боль и доставляющих удовольствие. Не случайно некоторые врачи вводят шутки и смех в курс лечения различных заболеваний. | По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать 100 строк. Выполняя это требование, Чехов научился писать кратко. «Краткость – сестра таланта» – это была одна из любимых фраз писателя. Его короткие рассказы очень емкие по содержанию, многому учат читателя: отличать правду ото лжи, воспитывают отвращение к грубости, хамству, учат уважать человека – в себе и в других. Они воспитывают понимание красоты труда, умение видеть красоту в жизни. Произведения Чехова учат красиво жить, красиво думать и красиво чувствовать. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Таков завет Чехова |
Выставление отметок за урок | | |
Ддомашнее задание (1 минута) | Написать мини-сочинение «О чем заставляют задуматься произведения Чехова?» Слайд 9. | |