Урок литературного чтения
2 «Б» класс
Тема: Внеклассное чтение «В дружбе наша сила»
И. М. Пивоварова. «Один за всех, а все за одного»
Цель: ознакомление с произведением И.М. Пивоваровой, развитие умения анализировать текст.
Задачи:
совершенствовать навык выразительного чтения, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
стимулировать умственную деятельность учащихся, развивать интерес к предмету;
развивать речевые умения, творческие способности, наблюдательность, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память;
воспитывать чувства взаимопомощи, дружеского отношения друг к другу.
Оборудование: запись песни «Барбарики»; текст сказки, пословицы о дружбе, портрет И.М.Пивоваровой, иллюстрация муравья, карточка со словами «дружба» и «сила»
Ход урока
I. Организация мотивации деятельности.
- Добрый день всем, кто впервые пришел сюда, и тем, кто уже был у нас в гостях. Доброго настроения всем присутствующим.
II. Актуализация знаний. Составление ассоциативного ряда.
- Чтоб поднять настроение, я предлагаю послушать песню. Послушайте и скажите, о чём эта песня?
(звучит песня «Дружба» в исполнении группы «Барбарики»)
- Что такое дружба? Подберите ассоциации к слову «дружба»
(Доверие, взаимопомощь, уважение, увлечения, игры, радость, верность, преданность, взаимопонимание)
В толковом словаре значение слова «дружба» поясняется так:
Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.
Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие.
- Как называют людей, связанных между собой дружескими отношениями? (Друзьями)
- А кто может быть нашим другом? Объясните (родители, одноклассники, животные, игрушка, книга, учитель)
- Какие произведения о дружбе мы с вами уже читали?
III. Актуализация знаний. Знакомство с творчеством Пивоваровой.
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о дружбе, познакомимся с новым произведением, которое написала Ирина Михайловна Пивоварова.
Ирина Михайловна Пивоварова (1939 - 1986) — русская детская писательница, иллюстратор.
Родилась в Москве в семье врача. Её отец мечтал, чтобы дочь пошла по его стопам и выбрала медицинскую карьеру. Но с детства Ирину привлекало творчество, поэтому после окончания школы она поступила в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства.
Самые любимые и запоминающиеся детям повести писательницы — «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 «А», «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», «Старичок в клетчатых брюках», «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной».
«Паучок и лунный свет» - это удивительная как по содержанию, так и по оформлению книга. Она не просто написана популярным писателем Ириной Пивоваровой и проиллюстрирована известным художником Виктором Пивоваровым. Эта книга продумана до мелочей, прописана во всех деталях (как с помощью слов, так и кисти). Эту книгу по-настоящему сочинили, придумали.
Изумительная книжка. Здесь девять коротеньких историй, рассказывающих детям о поведении насекомых.
Каждый разворот - отдельная сказочная история, которая поможет читателям посмотреть на обычных насекомых совершенно иными глазами. Но каждый разворот - это и история с секретом. Ведь для того, чтобы увидеть окружающий мир по-другому, иногда стоит просто развернуть иллюстрацию и рассмотреть новую, более полную картинку.
IV. Сообщение темы урока и организация восприятия учащимися материала.
- Сегодня на уроке мы и познакомимся с одним из произведений И. Пивоваровой из этого замечательного сборника, который называется … Есть один хороший принцип настоящей дружбы:
Один за всех …..
- Как понимаете эту пословицу? ( Все друг за друга стоят горой, всегда готовы помочь)
- Мы познакомимся с произведением Ирины Пивоваровой, которое так и называется «Один за всех, а все за одного»
- Узнать, кто будет героем произведения, вам помогут мои подсказки:
- Что знаете о муравьях?
- Разминка «Хочу всё знать» (Дети читают на карточках маленькие заметки о муравьях, затем делятся информацией с классом)
Дополнительная информация о муравьях.
Могут поднимать тяжести в 20 раз больше, чем собственный вес тела.
Они чистоплотные и опрятные. Мусор из своего домика выносят на специальную свалку.
Они не способны жевать и глотать твердую пищу. Выжимают сок из кусочков пищи и сухие части выбрасывают.
Каждая семья обладает своим запахом, что не позволяет «чужим» проникнуть в их дом.
Муравьи - великолепные строители. Когда идешь по смолистому еловому бору, то там, то здесь видишь высокие терема муравейников.
Муравьиный терем – это просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем находятся кухни, мусоросборники, детские и даже туалетные комнаты. Муравьи содержат свой дом в чистоте.
Муравейникам не страшны дождь и сильный ветер. В жару они хорошо проветриваются и в мороз глубоко не промерзают.
Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Население одного муравейника такое, как население небольшого городка – несколько сот тысяч жителей.
Лесные муравьи одного большого муравейника могут уничтожить за одно лето миллионы вредных насекомых. Нужно всегда помнить, что муравьи верные помощники человека в защите лесов от вредителей.
V. Первичное чтение с остановками.
1 часть. Обида муравьев
- К какому жанру относится произведение? Как определили? (Прием олицетворения).
- К какому виду относится сказка? (О животных)
- Кто является героями сказки?
- Можно ли их назвать друзьями?
- Почему этого не произошло?
- Можно ли было избежать конфликтной ситуации? Если да, то как? (Попросить прощения, извиниться)
- Какое чувство испытывали муравьи? (Обиды, огорчения)
- Давайте еще раз прочитаем диалог муравьев. Какой интонацией и с каким чувством надо читать эти слова?
- Какая главная мысль прозвучала из уст муравья?
- Как вы думаете, что им следует сделать, чтобы изменить положение дел?
- Что произойдет дальше? (Прогнозирование)
2 часть. Вместе жить не тужить. ( чтение учениками по цепочке)
- Наши предположения оправдались?
- Как изменилась жизнь муравьев? (Стали жить вместе, стали друзьями)
- Как дружба повлияла на поведение, на характер муравьев? (Пропал страх, появилась уверенность).
- Прочитайте те фразы, с которыми муравей обращается к своим обидчикам. Какой интонацией нужно читать их?
- Что звучит в его голосе? (Готовность постоять за себя)
- Что стало причиной таких изменений в поведении муравьев?
- Какими словами можно дополнить ассоциативный ряд?
( Дружба - это смелость, уверенность)
3 часть Первый муравейник ( самостоятельное чтение )
- Чем же закончилась сказка? Дочитайте самостоятельно.
- Можно ли считать эту сказку со счастливым концом?
- Зачитайте строки, в которых выражено правило настоящей дружбы.
Если одному тяжело, все ему помогают.
Если одного обижают, все его защищают.
- Когда муравьи объединились, какими они стали? (Сильными)
- Что же дает дружба коллективу? (силу)
- Есть такая поговорка: в дружбе наша сила. Как понимаете её?
- Какой урок для себя вы извлекли из сказки?
VI. Физминутка "Муравей"
Муравей не отдыхает.
За день много успевает:
Наклониться, подтянуться,
Перепрыгнуть, изогнуться,
Пробежать и повернуться,
Перелезть и развернуться,
Проползти и увернуться,
Чтоб на месте не споткнуться.
Так весь день. Назад - вперёд
И совсем не устаёт.
VII. Игра «Собери пословицу» (работа в парах).
-- Пословиц о дружбе очень много и причем на разных языках, потому что дружба ценится всеми народами нашей планеты. Дружбой единой мы сильны.
Издавна люди отмечали великую силу дружбы. Силу способную творить чудеса. Вот почему о дружбе записано так много мудрых изречений, пословиц и поговорок.
- Сейчас мы поиграем в игру «Пазлы»: вам необходимо собрать пословицы. (Получают карточки с разрезанными на части пословицами.)
- Соберите пословицы. Объясните значение.
- Проверим правильность выполнения задания используя сигналы светофора: зеленый – верный ответ, красный – неверный, желтый – есть дополнение или уточнение.
- Посовещайтесь в четверке и выберите среди своих пословиц ту, которая выражают главную мысль сказки, которую можно использовать, как заголовок.
Сам погибай, …а товарища выручай
Не имей сто рублей, …а имей сто друзей.
Друзья познаются …в беде.
Крепкую дружбу …и топором не разрубишь.
Один в поле …не воин.
Новых друзей наживай, …а старых не теряй.
Человек без друзей, …что дерево без корней.
Без друга … в жизни туго.
Дружба всего дороже.
Друг за друга стой – и выиграешь бой.
- Я приготовила вам еще одну пословицу о дружбе. Как понимаете смысл ее?
Дружба, что стекло: сломаешь – не починишь.
- Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться, сломаться?
- По каким причинам это может произойти? (У дружбы, как и везде в жизни, есть определенные правила, законы)
VIII. Творческая работа. (Работа в группах – четверках)
Законодатели. Составить правила дружбы составить. (Чего нельзя делать и что нужно делать, чтоб дружбу сохранить?)
Писатели. Составить пятистишие о дружбе.
Художники. Нарисовать эмблему дружбы.
IX. Презентация работ.
X. Домашнее задание.
- Написать сочинение - размышление по сказке И.М.Пивоваровой.
XI. Итог урока.
- Закончить урок я хотела бы вот такими строчками:
Дружба настоящая в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда,
Дружба настоящая сердцем проверяется
И остаётся с нами навсегда.
- Я хочу пожелать всем, найти настоящих друзей, беречь дружбу, потому что в ней великая сила. А на память о нашем разговоре, хочу подарить вам памятку - законы дружбы.
Законы дружбы
Не оставляй друга в беде, дели с ним радость и горе.
Не ябедничай, лучше сам поправь.
Не обманывай друга, будь с ним честным.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
Не бойся у друга попросить прощения, и сам старайся поскорее забыть свою обиду.
Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его.
Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.
Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.
Не предавай и не унижай своего друга.
Будь внимателен к своему другу.
Берегите друзей, ведь друга потерять легко.