20 мин. | III. Актуализация знаний. Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. Ассоциативная карта». Песня о земле Песеня о земле» B.C. Высоцкого написана для кинофильма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеутверждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает поэтичное сравнение: «Материнство не взять у земли, Не отнять, как не вычерпать моря». Стихотворение содержит риторические вопросы, которые привносят в него полемические ноты. Лирическому герою приходится доказывать свою правоту в споре со скептиками и слабыми духом людьми. Основным изобразительно-выразительным средством в стихотворении является олицетворение («Кто сказал, что земля умерла», «...Она почернела от горя», «Обнаженные нервы земли Неземное страдание знают» и т.д. ). Земля, таким образом, выступает в произведении как живое существо, которое способно петь и страдать. Образ земли воплощает душу России, которую нельзя покалечить, как ее многострадальный лик, изуродованный, израненный воронками и траншеями. Земле изначально присуще материнство как неотъемлемое и естественное качество. Все попытки уничтожить на ней жизнь тщетны и несостоятельны. Одновременно с этим подчеркивается целительная сила времени. Примечательно, что B.C. Высоцкий изначально не разделяет землю на свою и чужую. Хотя речь в стихотворении идет прежде всего о судьбе измученной войной родины, в произведении проявляется в определенной степени и планетарное мышление поэта, которого волнует любое человеческое горе на свете. В финальной строфе поэт выражает непоколебимую уверенность в том, что земля «вынесет все, переждет». Он спорит с теми, кто не верит в будущее и думает, что земля «замолчала навеки». Особое значение в этой связи в финале приобретает образ песни, воплощающий идею духовного возрождения, веру в лучшее будущее и преодоление невзгод, связанных с войной. Создавая образ израненной земли, B.C. Высоцкий вместе с тем изображает войну как «неземное страдание» и величайшее из бедствий. Обобщенный образ страдания земли невольно проецируется на судьбу каждого ее жителя, познавшего боль, смерть и духовное опустошение, отчаяние, которое непременно нужно преодолеть для того, чтобы жизнь на земле вновь пошла обычным чередом, чтобы воплотилось животворное начало в народной песне, к которой, несомненно, восходят истоки творческого таланта B.C. Высоцкого. ченик: В многогранном творчестве Высоцкого важное место занимают стихи о войне. Когда началась война, ему было всего 3 года, но, вслушиваясь в проникновенные строки этих стихов, ощущаешь личную причастность поэта к фронтовым событиям. Как будто он сам вместе со своими однополчанами штурмовал высоту, на которой «все судьбы с путями скрестились»: И крики «ура!» застывали во рту, когда мы пули глотали. Шесть раз занимали мы ту высоту, Шесть раз мы ее отдавали. А может ее стороной обойти. Да что мы к ней так прицепились?! Но, видно уж точно все судьбы - пути На этой высотке скрестились.
Ученик: Как будто он сам, тяжело раненый, лежал в госпитале: И однажды, как в угаре, Тот сосед, что слева, мне Вдруг сказал: «Послушай, парень, У тебя ноги - то нет...»
Ученик: Как будто это он сам, старый, опытный, много повидавший воин передает эстафету новобранцам, сыновьям, свято веря в то, что они не погибнут, освободят Родину: Я успеваю улыбнуться, Я вижу, кто идет за мной. Мы не успели ... оглянуться, А сыновья... уходят в бой.
Ученик: Как будто это он сам, молодой солдат, еще не успевший испытать многих радостей жизни и уже обреченный на смерть, в начале ночного сражения, взглянув на небо и увидев падающую звезду, загадал себе самое сокровенное желание – «выйти живым из боя» и был убит вражеской пулей, показавшейся ему в последний миг жизни упавшей с неба звездой: Я уже решил, миновала беда. И удалось отвертеться... Но с неба свалилась шальная звезда Прямо под сердце...
Ученик: Как будто это он сам переживает, как свою собственную, смерть друга, с которым прошел через всю войну: Нам и места в землянке хватало вполне, нам и время текло для обоих. Все теперь одному, только кажется мне: Это я не вернулся из боя.
Учитель: Военные стихи Высоцкого трагичны, но в то в тоже время в них нет безысходности, они полны оптимизма. В основании этого оптимизма глубочайшая, неисчерпаемая, поистине сыновья любовь поэта к родной земле. Ученик читает стихотворение «Песня о земле»
Учитель: Следующая страница называется «Десять тысяч и всего один забег». Эпиграф: Посмотрите. Вот он Без страховки идет! Чуть правее наклон – упадет. Пропадет! Чуть левее наклон – все равно не спасет... Но зачем–то ему Очень нужно пройти четыре четверти пути!
Ученик: На концертах Высоцкий часто пел о спорте, Никто из поэтов не уделял столько внимания спортивной теме. Высоцкий сам много занимался спортом, когда был помоложе, - занимался просто так, - боксом, акробатикой. Потом, когда стал актером, он стал заниматься спортом для сцены, потому что в театре на Таганке приходилось делать разные акробатические номера. Владимир Семенович хотел создать целую программу из своих песен, где будет песня о каждом виде спорта. У него есть песня «Профессионалы», которую он написал после игры СССР – Канада в хоккей, когда сборная СССР стала в пятый раз чемпионом мира. Эта песня стала любимой у хоккеистов:
Прием «Верю не верю». | Демонстрируют свои знания. Отвечают на вопросы учителя. Ученики работают с толковым словарем. | учебник
Толковый словарь |