

Цели: способствовать развитию эстетического вкуса; приобщать учащихся к прекрасному, к богатому культурно-историческому наследию малой Родины; воспитание нравственности; развитие информационной культуры учащихся.
Оборудование: колонки, аудиозаписи, люлька, ковёр, костюмы, различные орудия труда, старинная утварь, национальные блюда (Iесида, рекъюн, чIакь,хлеб, сыр,)
Оформление: помещение украшено плакатами, выставка изделий.
Предварительная работа: заранее дети информируются о проведении данного мероприятия; принести (если есть) старинные украшения .
Ход мероприятия
Слово учителя: Цель сегодняшнего мероприятия, лучше узнать родной край, его богатую историю, скрытые за горными вершинами и огромными холмами аулы Агульского района.
Ведущий 1: Говорят, что дом, куда не ходят гости самый несчастный. В этом отношении наша страна гор самая счастливая. Ибо Дагестан испокон веков славится своим хлебосольством. И всем тем, кто на нашу территорию ступает со словами: «Мир вашему дому!» говорим: «Добро пожаловать!».
Под ненавязчивый мотив зурны выходят девушки и юноши в национальной одежде.
звучит мелодия
1 юноша: Ассалам алейкум, дорогие друзья!
2 юноша: Ассалам алейкум, добрые гости!
3 юноша: Ассалам алейкум, почетный джамаат!
1 юноша: Рады вас видеть у нас в гостях!
Ведущий 2:- Дагестан — это не просто Страна гор. Прежде всего, это страна многочисленных языков и народов, количество которых, несмотря на все усилия ученых мира, до сих пор не установлено достоверно. И у каждого народа свои прославленные аулы.
И у каждого своя богатая история.
Ведущий 1: Дагестану выпала счастливая доля иметь богатую природу, но, кроме того, и заселить его суровые горные склоны, постепенно переходящие в альпийские луга, малым, но гордым этносом под названием "агулы". Есть много версий происхождения этого слова. По народному преданию, слово "агул" переводится как вольный, свободный человек.
Ведущий 2: Агулы считаются одним из наиболее интернациональных народов Дагестана. Это отражается в их языке, культуре, обычаях одежде, жилищах. Почти все они знают несколько языков и на своих торжествах они исполняют песни на разных языках. Толерантность агулов предопределена даже географически.Они живут в самом сердце Дагестана. На севере они граничат с даргинцами и лакцами, на юге их соседи лезгины, на западе рутулы, на востоке табасараны, на северо-востоке кайтагцы.
Поёт Омарова Муслимат песню «Агъулар».
Ведущий 1: В этническом отношении агулы близки к лезгинам. Суровость природы, острая нехватка земли обусловили и занятия агулов. Как и в других районах Дагестана занятия агулов строго делились на мужские и женские. Из-за нехватки плодородной земли основным занятием жителей было скотоводство. И здесь тоже существовало разделения: уход за овцами был чисто мужеским занятием, а за крупным рогатым скотом женским. Агульские женщины занимались так же ковроткачеством. Занятие мужчин были разнообразными: они изготавливали косы, серпы, топоры, мотыги, ножи и т.п. Высокого мастерства достигли агулы в строительстве жилищ, мостов, мечетей. Резьбой по дереву они украшали столбы, деревянные конструкции фасадов, двери и окна, колоны балконов.
Ведущий 2: Характерны лирические песни, которые исполнялись под музыку (мужчины) и без музыки (группа женщин). Популярны также азербайджанские, лезгинские песни. Фольклор представлен также бытовыми песнями, плачами, сказками, пословицами, поговорками (особенно связанными с земледельческим циклом). Танцы: медленный азербайджанский (в осн. женщины), быстрый парный (чаще мужчина с мужчиной, женщина с женщиной), коллективный. Музыкальные инструменты: тар, саз, зурна (обычно две), барабан.
Поёт колыбельную песню Хидирнабиева Карина
Ведущий 1: Много воды утекло в бурной реке Чирагчай с момента заселения ее берегов агулами. Резко изменился весь уклад их жизни. Но болит сердце и щемит душа по прошлому, еще не утерянному в воспоминаниях, песнях и обрядах. Такой вольный народ просто не мог не создать свою особую словесную культуру, которая не противопоставляется русскому и другим языкам народов и народностей Дагестана, а, наоборот, имеет свой особый колорит. Созданные за короткий исторический срок тысячи песен, поговорок, прибауток вместе с особой разговорной речью еще раз подтверждают природную одаренность трудолюбивого агульского этноса.
Ведущий 2: Развиты были домашние промыслы, кузнечное ремесло, распространены обработка кожи, овчины, шерсти (прядение, изготовление тканей, паласов, безворсовых ковров, мешков для хранения и переноски продуктов, вязание джурабов), резьба по дереву, камню. Жен. занятия — уход за детьми и домом, заготовка топлива (кизяка), уход за коровами и переработка молочных продуктов, полевые работы: прополка, жатва, перевозка урожая, скирдование, ремонт тока, обработка шерсти и изготовление шерст. изделий. Муж. занятия: обработка земли, все работы, связанные с мелким рогатым скотом, уход за лошадьми и инвентарем. Коллективно выполняли сенокошение, молотьбу. Торговлей занимались мужчины (продажа мяса, масла, шерсти, сыра). Женщины за вязанием носков.
Инсценировка к танцу
Отец:
-Ассалам алейкум!
Мужчины:
-Ваалейкум ассалам!
-Как дела?
Отец:
-Всё хорошо чего и вам желаю.Вот приехал с Москвы мой сын Омар,закончил учёбу в институте , хочу его женить.Подскажите где ему невесту найти?
Женщина:
-Девушек красивых очень много. Пусть сходит на родник, там и выберет себе невесту.
Отец:
-Ах, спасибо! Давай сынок иди на родник и выбери себе самую лучшую девушку.
«Танец у родника» (танцует ансамбль «Дружба»)
Ведущий 1: Перед началом земледельческих работ праздновали день первой борозды. Вывоз в поле плуга сопровождался рядом магических обрядов и готовили обрядовые блюда. Варили пшеничное зерно с фасолью и сушеным мясом. Называлось это блюдо у агульцев чIакь.
(Выносят все блюд, девушки в национальной одежде)
Ведущий 2: Хлеб ржаной был на вид, с пробитыми насквозь дырками специальным кухонным инструментом (х1урукквал).И это делалось для того, чтобы хлеб лучше пропекся. По внешнему виду он напоминал руль автомобиля, а если точнее, - ободок колеса легковой машины. Из овечьего молока готовили два вида брынзы.
Ведущий 1: Халва из масла, муки, меда Iесида. Готовилась по праздникам или на свадьбу, отправляли с невестой.
Ведущий 2: Из толокна варили кашу куче муссу, употребляли вместо хлеба с сыром, маслом .
Ведущий 1: А ещё пекли прекрасные пироги рекъюн с сущённым мясом, сыром и яйцами. А по праздникам заливали этот пирог сладкой Iесидой.
Ведущий 1: Агульцы всегда гордились тем, что жили небогато, но хлеб всегда ели свой. Отсюда, может быть, и их свобода в мыслях и выражениях.
Ведущий 2: Маленький агульский народ бережно и трепетно сохраняющий предания, и легенды, традиции и обычаи своего народа, словно жемчужина сверкает в многоязычном ожерелье Дагестана.
Ведущий 2: Приятного аппетита.
Ведущий 1: Спасибо за внимание,всего вам доброго!
Поёт Омарова Муслимат песню «Дагестан».