СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие «Бабушки и внуки».Выставка методических разработок к единому тематическому уроку «Семья и Отечество в моей жизни», посвящённому Международному дню семьи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выставка методических разработок к единому тематическому уроку

«Семья и Отечество в моей жизни», посвящённому Международному дню семьи

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Бабушки и внуки».Выставка методических разработок к единому тематическому уроку «Семья и Отечество в моей жизни», посвящённому Международному дню семьи.»

Классный час в 4 классе

предлагает классный руководитель

ОУ «Карповская школа» Дубинина А.А.

Сценарий выбран не случайно, 34% ребят

в классе живёт и воспитывается не с мамой

Своим ребятам из 4 класса посвящаю

Бабушки и внуки


Цель: Ориентация на общечеловеческие ценности (милосердие, доброта, дети – главный признак семьи, семья – структурная единица общества)

Задачи:

  • Формирование потребности в творческой деятельности

  • Развитие коммуникативной способности посредством внеклассной деятельности

  • Развитие нравственно-эстетических способностей

  • Воспитание общительности, сотрудничества, товарищества

Форма: тематический классный час с элементами праздника (проблемная тематика – нравственность, демографическая проблема, концертные номера, сценки)

Подготовка:

  • Слайды «Бабушки и внуки» (фотографии учащихся и бабушек)

  • Слайд, на котором изображён внук, обнимающий бабушку

  • Системный блок, проектор, экран

  • Сочинения учащихся, написанные заранее

  • Портреты бабушек, нарисованные внуками

  • Стихотворения о бабушках, выучены наизусть

  • 2 песни для концерта-поздравления

  • Костюмы для участников сценки

  • Сценка А.Романа «Хорошие помощники»

  • Рассказ В.Осеевой «Бабка» (Отрывок, чтобы сохранить целостность восприятия)

  • Бабушки приходят с угощением к чаю, выпечкой

  • Подарки для бабушек (поздравительные открытки, прихватки, игольницы)

  • Классная комната подготовлена к приёму гостей (шары, игрушки, цветы, где снять верхнюю одежду, стулья для гостей)

Приглашённые гости:

  • Все бабушки учащихся 4 класса

  • Музыкальный работник

Вступительное слово.

Классный руководитель говорит о доброте и мудрости бабушек, о том кто и как помогает классу, о заботе и помощи внуков и внучек.

Бабушки прожили долгую жизнь, много испытаний выдержали они. К их советам надо внимательно прислушиваться. У некоторых бабушек неважное здоровье, поэтому не мешает им почаще помогать. А вам, ребята, даю домашнее задание тем, у кого бабушка живёт в другой деревне или в городе, сегодня же написать письмо. У кого бабушка дома – не забывать поблагодарить её за обед, когда нужно помыть обувь, сходить в магазин, полить цветы, вынести мусор. И стараться так делать каждый день, без напоминаний и просьб.


Минутка семейного чтения.

Сегодня мы собрались своей большой семьёй и я объявляю минутку семейного чтения. У меня просьба, внимательно слушать, чтобы ответить на вопросы после чтения. Пожалуйста, Женя, читай.

Чтение подготовленным учеником рассказа В.Осеевой «Бабка»

(можно использовать отрывок, не нарушающий целостность восприятия) Рассказ производит сильное впечатление и на детей и на взрослых. После чтения стоит сделать длительную паузу. Затем спросить ребят.

В.Осеева «Бабка»

Бабка была тучная, широкая, с мягким певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой, расхаживалась она по комнатам, неожиданно появлялась перед глазами, как тень.

- Всю квартиру собой заполонила!... – Ворчал Борькин отец.

А мать робко возражала ему:

- Старый человек…куда же ей деться?

- Зажилась на свете…- вздыхал отец. – В инвалидном доме ей место – вот где!

Все в доме, не исключая Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.

Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. Потом будила зятя и дочь:

- Самовар поспел. Вставайте! Попейте горяченького-то на дорожку…

Борька прятал голову под одеяло:

- Иди ты бабка…

Но бабка не уходила. Она натягивала на Борьку чулки, фуфайку.

Отец хлопал дверью. За ним торопливо выбегал Борька. На лестнице бабка совала Борьке в сумку яблоко или конфету, а в карман - чистый платок.

-Да ну тебя! – отмахивался Борька. – Раньше не могла дать. Опоздаю вот…

Потом уходила на работу мать. На бабку сыпались наставления. Дочь уговаривала её не тратить лишнего:

-Поэкономней, мама, расходы большие. Петя и так сердиться: у него четыре рта на шее.

Бабка принимала их молча, без возражений.

Когда дочь уходила бабка начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала.

Приходил Борька из школы, швырял на стол сумку с книгами и кричал:

-Бабка, поесть!

Бабка прятала вязание, торопливо накрывала на стол и, скрестив руки на животе, следила, как Борька ест. В эти часы Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах.

Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами, долго жевала она беззубым ртом какие-то слова. Щёки её покрывались рябью, и голос понижался до шёпота:

-Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое, что малое. В старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни – богу молиться, долги платить, да родителей кормить. Так-то, Борюшка, голубчик!

- Я мать не брошу. Это в старину, может, такие люди были, а я не такой!

-Вот и хорошо, Борюшка! Будешь поить-кормить да подавать с ласкою? А уж бабка твоя на это с того света радоваться будет.

- Ладно. Только мертвой не приходи.

После обеда, бабка подавала ему газету и, присаживаясь рядом, просила:

-Почитай что-нибудь из газеты, Борюшка: кто живёт, а кто мается на белом свете.

- «Почитай»! – ворчал Борька. – Сама не маленькая!

- Да что ж, коли, не умею я.

Борька засовывал руки в карманы и становился похожим на отца.

- Ленишься! Сколько я тебя учил? Давай тетрадку!

Бабка доставала из сундука тетрадку, карандаш и очки.

Начинался урок. Бабка тщательно выводила буквы «ш» и «т» не давались ей никак.

- Опять лишнюю палку приставила!- сердился Борька.

Со двора доносился визг ребят.

- Давай пальто, бабка, скорей, некогда мне!

Бабка опять оставалась одна. Поправив очки, она шла к окну, осторожно развёртывала газету и долго вглядывалась в чёрные строчки.

Когда в доме бывали гости, наряжалась бабка в чистую ситцевую кофту, белую, с красными полосками, и чинно сидела за столом.

Подавали на стол зять и дочь и делали вид, что мамаша занимает почётное место в доме, чтобы люди плохого не сказали. Зато после ухода гостей бабке доставалось за всё: и за почётное место и за Борьку, который во время застолья таскал со стола конфеты.

В Борьке шевелилось раздражение против родителей, и он тогда подумал про себя: «Вот будете старыми, я вам покажу тогда!»

Была у бабки заветная шкатулка с двумя замками; никто из родных не интересовался этой шкатулкой. И дочь и зять хорошо знали, что денег у бабки нет. Борьку одолевало любопытство. Раз Борька взял шкатулку и заперся в своей комнате. Бабка увидала открытый сундук, охнула и припала к двери. Борька дразнил:

-Всё равно открою!...

Бабка заплакала и легла на сундук. Тогда Борька испугался, открыл дверь, бросил ей шкатулку и убежал.

За последнее время бабка вдруг сгорбилась, спина стала круглая, ходила всё тише и присаживалась.

- В землю врастает, - шутил отец.

Умерла бабка перед майским праздником. Умерла одна, сидя в кресле с вязаньем в руках. Ждала, видно, Борьку. Стоял на столе готовый прибор. Но обедать Борька не стал. Он долго глядел на мёртвую бабку, потом опрометью бросился из комнаты.

Мать плакала, а отец вполголоса утешал её:

-Что же делать? Пожила и довольно. Мы её не обижали, терпели и неудобства и расход.

На другой день бабку схоронили.

Борька застал мать сидящей перед раскрытым сундуком. Мать вынула рыжий башмачок и осторожно расправила его пальцами.

- Мой ещё. Мой…

На самом дне загремела шкатулка. Отец похлопал Борьку по плечу:

- Ну что же, наследник, разбогатеем сейчас!

Шкатулку открыли. Отец вынул свёрток: в нём были тёплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери. За ними следовала вышитая рубашка из старинного выцветшего шёлка – тоже для Борьки. В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой. На пакетике было написано: «Моему внуку Борюшке»

Борька вдруг побледнел, схватил пакет и убежал на улицу. Присев под забор, долго вглядывался в бабкины каракули. В букве «ш» было четыре палочки.

«Не научилась!» - подумал Борька. И, вдруг бабка как живая, встала перед ним – тихая, виноватая, не выучившая урока. Домой он пришёл поздно вечером. Глаза у него распухли от слёз. Бабкин пакетик он положил себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом, подумал: « Не придёт утром бабка!»

Беседа по содержанию

- Доброжелательны ли были члены семьи к своей старой бабке?

- А среди вас нет таких Борюшек?

Я надеюсь, что если кто-то из вас хоть иногда был груб со своей бабушкой, прослушав рассказ В.Осеевой «Бабка», сумеет измениться в лучшую сторону. Всегда помните: бабушки стареют и уходят от нас навсегда.

Слово классного руководителя.

Относиться внимательно и помогать надо не только своей бабушке. Не забывайте проявлять милосердие к чужим одиноким, больным, престарелым людям. На одном из классных часов я рассказывала вам о тимуровской работе моих бывших учеников и тогда, когда я была школьницей. Две девочки из нашего класса разыскали одинокую старушку и стали помогать ей. Спасибо, девочкам Лизе и Жене за их добрые сердца. Егор и Вика тоже оказывают помощь одиноким старушкам. А тем, кто хочет последовать примеру ребят, я могу дать адреса людей, которые нуждаются в заботе и помощи.

Розыгрыш сценок-миниатюр (ролевые игры). Приглашаются бабушки и внуки, для участия в игре.

  1. Дети сидят в автобусе. Входит старушка…

  2. Идёт бабушка с тяжёлой сумкой. Её нужно перевести через дорогу…

Класс внимательно следит за действующими лицами и комментирует их поведение. Следят и за бабушкой: поблагодарит ли она детей.

Розыгрыш сценки А.Романа «Хорошие помощники» (в двух картинах)

Вера Андреевна, одинокая старушка

Федя – вожатый

Ребята из 4 класса (два мальчика)

Занавес. Появляется Федя, с ним 2 ученика 4 класса

Федя. (указывает в сторону) Ребята, видите вон тот большой дом? В нём живёт одинокая старушка. Ей нужна помощь. В магазин там сбегать, комнату иногда прибрать. Я думаю, вы с этим пустяком справитесь. Как, верно я думаю?

  1. Верно, думаешь

  2. Мы справимся

Федя. Вот и хорошо. Обо всех делах будете докладывать мне. Конечно после того, как сделаете их. Ясно?

Ребята. Ясно!

Федя. Действуйте.

Ребята убегают

А я тут в холодке книжку почитаю. Какое небо голубое! Ни облачка нет. Вон как стрижи раскружились, а у меня дел по горло. Выбрали вожатым над малышами. Сегодня первое задание им дал. Интересно, что они у этой старушки делают? Разве сходить, посмотреть? Вдруг они вместо помощи чай у неё пьют. Ну, я им тогда задам.

Бабушка. А, это ты, Феденька. Тебе чего?

Федя. Как чего? А где мои ребята? Они к вам побежали.

Бабушка Тут они, тут, не тревожся.

Федя(оглядываясь) Где же тут, когда их нет?

Бабушка А они в ванне.

Федя А… прибираются там. Молодцы!

Бабушка Зачем - прибираются? Умываются. Уж очень они грязные пришли. Пусть как следует покупаются. Ты им не мешай. Я как раз за это время должна кое-что зачинить.

Федя Что зачинить?

Бабушка Вот посмотри… Разве хорошо с дыркой на рукаве бегать? А у другого трёх пуговиц на штанах не хватает. Штаны можно сказать, на честном слове держаться.

Федя Что же это получается? Это хуже, чем чай распивать!

Бабушка Какой чай?

Федя Нет, Вера Андреевна, так не годиться. Не вы должны им делать, а они - вам. Ясно?

Бабушка Значит, что же, я их и компотом не могу угостить и яблоками?

Федя Ни под каким видом. А что, яблоки у вас вкусные?

Бабушка А ты попробуй. (достаёт вазу с яблоками)

Федя Если только одно… пожалуй (ест) вкусное. А это что за ягоды?

Бабушка Это кизил. Это я ребятам приготовила. После купания кисленького хорошо поесть

Федя Нет, им нельзя, непедагогично. Лучше я сам съем

Бабушка Ну, как знаешь. Вот я и зачинила дырку, теперь пуговицы надо пришить.

Федя (с полным ртом) Нет, не пришивайте, непедагогично. Лучше вы мне вешалку к пиджаку пришейте. А то торчит как гусеница, какая.

Бабушка Давай пришью (пришивает) Всё, готово.

Федя Вот спасибо за шитьё. Я пойду. А как они умоются, пусть ко мне бегут. Мне с ними поговорить нужно. До свидания.

Бабушка (провожая его) Будь здоров

Занавес закрывается. Перед ним появляется Федя.

Федя Ишь чего придумали – в ванне плескаться. Надо же! Я их послал какое-нибудь задание старушке выполнить, а они…Ну, погодите, явитесь только! (садиться на скамейку)

Вбегают ребята

  1. Федя, ты нас звал?

  2. Посмотри, какие мы чистые

1. Докладываем: первое задание пенсионерки Веры Андреевны выполнено.

Федя Какое же это задание? В ванне плескаться? Да вы что!

  1. Постой… Ты же сам сказал: «Что она прикажет, выполняйте». А она нам дала задание, как следует вымыться.

  2. Чтобы чистыми быть

Федя Так вы, значит, не просто умывались, а задание выполняли? Тогда другое дело! Так и запишем (пишет) «Первое задание одинокой старушки Веры Андреевны ребята Егор и Саша выполнили (внимательно осматривает их) на «отлично». Поздравляю!

Чтение стихотворений о бабушках

ЗАГАДКА

Я вам загадаю загадку,

А вы отгадайте её!

Кто ставит на пятку заплатку,

Кто гладит и чинит бельё?

Кто дом по утру прибирает,

Разводит большой самовар?

Кто с младшей сестрёнкой играет

И водит её на бульвар?

Чьи волосы снега белее,

А руки желты и сухи?

Кого я люблю и жалею,

О ком сочинила стихи?

БАБУШКИНЫ РУКИ

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною за одно.

Я с ней не знаю скуки

Мне всё приятно в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько эти руки

Чудесного творят!

То рвут, то шьют, то метят,

То что-то мастерят.

Так вкусно жарят гренки.

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно так.

Нет рук проворней, краше –

То тут они, то там

Весь день снуют и пляшут

По полкам, по столам.

Нагрянет вечер – тени

Сплетают на стене

И сказки-сновиденья

Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветят –

И тут замолкнут вдруг.

Умней, их нет на свете.

И нет добрее рук.

Просмотр слайдов.

На экране появляются фотографии некоторых бабушек из класса. Голос за кадром – голос внука или внучки, который рассказывает о своей бабушке (сочинения). Вот некоторые их них:

  • Я хочу рассказать об очень дорогом для меня человеке – о моей бабушке Ароновой Бегайше. Я живу с бабушкой, ей 62 года. Когда бабушка была молодая, работала в г. Омске на заводах. Сейчас бабушка постарела, болеет. Я стараюсь помогать бабушке по дому. Иногда бабушка со мной шутит, но она не очень весёлая. Она добрый простой человек. Бабушка умеет готовить из топленого молока вкусный айран, умеет завязывать тесто на булочки разными фигурками. Если я захочу вареников, то мы лепим вместе с бабушкой. Всё что делает моя бабушка, она делает для меня, вяжет, готовит. Я горжусь своей бабушкой, я благодарна ей за всё: ведь она почти вырастила и воспитала меня. (Аронова Камила)

  • Мою бабушку зовут Пономарёва Надежда Дмитриевна. Девичья фамилия Глушко. Родилась в 1923г. в селе, Омской области Одесского района. В семье было 5 детей, она была самая старшая. Моей бабушке было 9 лет, когда умерла её мама. Отец женился на другой женщине, которая жестоко относилась к чужим детям. Так как бабушка была старшая, то ей пришлось бросить школу и идти на работу. Детство у бабушки было трудное. Мачеха бранила детей за малейшую провинность, морила голодом, выгоняла из дома. Поэтому бабушка рано вышла замуж, в 17 лет, за моего дедушку Пономарёва Николая Семеновича. Бабушка и дедушка воспитали 9 детей. Из них моя мама – самая младшая. (Захарова Женя)

  • Моя бабушка – Молбаева Кайни родилась в 1936г. Вот что узнал я из рассказа дедушки. Она очень рано начала трудовую деятельность. Закончила три класса, дальше учиться не было возможности, и времени. В то время всю работу приходилось делать вручную, очень тяжело было. Моя бабушка с ранних лет работала телятницей, потом – дояркой. Бабушка и дедушка воспитали 7 детей. Умерла бабушка в 64 года. (М. Жаналык)

  • Мою бабушку зовут Мария Алексеевна. Я живу вместе с сестрой у бабушки и дедушки. Бабушка – пенсионерка. По утрам она готовит нам завтраки. Бабушка варит вкусные супы, борщи. А пироги печёт – пальчики оближешь! Бабушка добрая и ласковая. Она помогает мне учиться. Я стараюсь помогать бабушке по хозяйству. Мне очень повезло с бабушкой. (Вера Е.)

  • Мою бабушку зовут Кулян. Она прожила долгую и тяжелую жизнь, ей 71 год. Живет в нашем селе на ул. Советской. Она родила и воспитала 8 детей. У неё 13 внуков. Я часто хожу к ней в гости. Моя бабушка умеет шить коврики, подушки с красивыми узорами. Она умело готовит казахские национальные блюда. Бабушка хорошо поёт. Я люблю свою бабушку. (Раушан Н)

  • Мою бабушку зовут Мария Александровна. Она мама моего папы, ей 61 год. Когда бабушка приезжает к нам в гости, она рассказывает весёлые рассказы и сказки. Помогает делать уроки, учить стихотворения. Иногда, если я что-то делаю не так, бабушка меня ругает. Я её очень люблю, мне интересно с ней. (Егор С.)

Обобщающее слово учителя

Уважаемые гости, ребята, вы обратили внимание, сколько детей воспитывали наши бабушки? 5-9, работали вручную, успевали воспитывать детей. У нас в классе много семей, где имеется только один ребёнок. Правительство нашей страны забило тревогу: матерям увеличили пособия по уходу за детьми, материнский капитал составляет более 300000 рублей. Ребята поднимают эту проблему в песне, которая звучит для вас.

Музыкальная пауза Исполнение песни под фонограмму. «Я у бабушки живу…»

Слово бабушкам.

И, вот, наконец, пришло время послушать бабушек. Выступает несколько бабушек с рассказами об интересных случаях из жизни, о взаимоотношениях с внуками и пожеланиями учащимся.

Вручение подарков, сделанных своими руками

Музыкальные подарки от внуков. Исполнение песни «Детство»

Итог. Поздравление классного руководителя с наступающим праздником, 8 марта, бабушек и присутствующих девочек.

Праздничное чаепитие.

























Программа классного часа «Бабушки и внуки»


ОУ «Карповская школа» Дубинина А.А.

34% ребят в классе живёт

и воспитывается не с мамой

Бабушки и внуки


Цель: Ориентация на общечеловеческие ценности (милосердие, доброта, дети – главный признак семьи, семья – структурная единица общества)

Задачи:

  • Формирование потребности в творческой деятельности

  • Развитие коммуникативной способности посредством внеклассной деятельности

  • Развитие нравственно-эстетических способностей

  • Воспитание общительности, сотрудничества, товарищества

Форма: тематический классный час с элементами праздника (проблемная тематика – нравственность, демографическая проблема, концертные номера, сценки)

Подготовка:

  • Слайды «Бабушки и внуки» (фотографии учащихся и бабушек)

  • Слайд, на котором изображён внук, обнимающий бабушку

  • Системный блок, проектор, экран

  • Сочинения учащихся, написанные заранее

  • Портреты бабушек, нарисованные внуками

  • Стихотворения о бабушках, выучены наизусть

  • 2 песни для концерта-поздравления

  • Костюмы для участников сценки

  • Сценка А.Романа «Хорошие помощники»

  • Рассказ В.Осеевой «Бабка» (Отрывок, чтобы сохранить целостность восприятия)

  • Бабушки приходят с угощением к чаю, выпечкой

  • Подарки для бабушек (поздравительные открытки, прихватки, игольницы)

  • Классная комната подготовлена к приёму гостей (шары, игрушки, цветы, где снять верхнюю одежду, стулья для гостей)

Приглашённые гости:

  • Все бабушки учащихся 4 класса

  • Музыкальный работник

План внеклассного мероприятия

1.Вступительное слово.

2.Минутка семейного чтения.

3.Чтение подготовленным учеником рассказа В.Осеевой «Бабка»

4.Беседа по содержанию

5.Слово классного руководителя.

6.Розыгрыш сценок-миниатюр (ролевые игры).

7.Розыгрыш сценки А.Романа «Хорошие помощники»

8.Чтение стихотворений о бабушках

9.Чтение сочинений о бабушках

10.Обобщающее слово учителя

11.Музыкальная пауза Исполнение песни под фонограмму. «Я у бабушки живу…»

12.Слово бабушкам.

13.Вручение подарков, сделанных своими руками

14.Музыкальные подарки от внуков. Исполнение песни «Детство»

15.Итог.

16.Праздничное чаепитие.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!