Сценарий мероприятия «Чай,чай,выручай.....»в 1 классе
МКОШИ им.И.К.Каниди
г.Беслан
2014г
Учитель:Мециева З.Э
Цели урока:
Цель: пробуждение у учащихся интереса к русским традициям чаепития, помогающим сплочению классного коллектива.
Задачи мероприятия:
– познакомить детей с историей и традициями чаепития;
– помочь узнать и применять основы чайного этикета, правила правильного заваривания чая;
– показать значение употребления чая для сбережения здоровья человека;
– развивать у учащихся интерес к русскому фольклору (загадкам, частушкам, пословицам, играм-потешкам);
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация “История чая”, выставка рисунков детей, пословицы о чае и чаепитии, чайная посуда, самовары
Место проведения: кабинет
Форма проведения: внеклассное мероприятие
Продолжительность: 45 минут
Организаторы: классный руководитель, родители, учащиеся
Участники: учащиеся 1Б класса, члены родительского комитета
Ход мероприятия 1. Звучит музыкальный фрагмент русской народной песни “Чай, чай, русский чай…”. Входят девочка и мальчик в русских костюмах. Он на вышитом полотенце держит хлеб-соль, она на подносе чашку с ароматным чаем.
1 Ученик.
Дорогие гости!
Как говориться-
Милости просим.
В нашу светлицу.
Не нужно платы,
И робеть не надо.
Всем,чем богаты.
Тем вам и рады.
2 Ученик.
Не стесняйтесь,проходите
В нашу горницу, друзья,
И улыбки захватите-
Ведь без них никак нельзя.
3 Ученик.
От души признаться надо,
Что давно вас в гости ждем
Вы своим приходом радость
Принесли в наш светлый дом.
4 Ученик.
Здесь, без всякого сомненья,
Чай душистый всех вас ждет.
Несколько сортов варенья,
Пироги, ватрушки, торт.
5 Ученик.
Мир вам, гости долгожданные,
Что явились в добрый час.
Встречу теплую, желанную
Мы готовили для вас.
Кл.руководитель. Вот так по-русски с хлебом-солью и чашкой ароматного чая встречали гостей на Руси. Сегодня мы, ребята, вместе с вами проводим внеклассное мероприятие “Чай, чай, выручай…”. Мы узнаем много интересного из истории чая, традиций чаепития, познакомимся с чайным этикетом и попьем чайку. А как говориться в русской пословице: “Попить чайку – разогнать тоску”.Приятно выпить чашечку чая в дождливую погоду для хорошего настроения, в зимний вечер, чтобы помечтать о лете и просто так — для удовольствия.
Издавна на Руси заваривали травяные настои.Кто скажет какие травы заваривали?
Ответы детей: заваривали ромашку, зверобой, мяту, листья малины и смородины.
- А ещё очень любили ягодный отвар, из каких ягод его варили?
Ответы детей: из малины, смородины, черники, земляники и т. д.
- Примерно 300 лет назад на Руси появился напиток – чай.
- Ребята, откуда же взялся чай на Руси?
Ответы детей: в 17 веке царь Михаил Романов получил в подарок от китайских послов несколько пудов чая, попробовав этот напиток, царь ощутил в теле силу и бодрость и повелел распространить его по всей Руси.Сначала его использовали как лекарство,потом как напиток.Беднякам он был не доступен,так как стоил очень дорого.Крестьяне даже не имели представление,как его заваривать,и вот что однажды произошло.
(ученик инсценирует стихотворение)
Ученик.
Раз послал мне барин чаю и велел его сварить
А я отроду не знаю, как же этот чай варить.
Взял тогда налил водички, всыпал чай я весь горшок.
И приправил луку, перцу, да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал.
Остудил его немножко, на господский стол подал,
Гости барином плевались, Барин сильно озверел
И отправил на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся, чем же я мог не угодить?
А потом я догадался, что забыл, я посолить.
-Позже чай стал доступен всем.
- А какие виды чая вы знаете?
Ответы детей:
-Чёрный, зелёный, красный, белый, жёлтый, чай с фруктами или ягодами и т. д.
-
Звучит китайская музыка, входит китаянка.
- Здравствуйте, уважаемые гости, проходите да расскажите нам, откуда вы прибыли.
(китаянка кланяется, здоровается «Ни-хао»)
Китаянка:
- Меня зовут госпожа Шен. Дети, я хочу рассказать вам историю чая.
Родина чая китайская провинция Юньнань, что обозначает «Южное облако». (иллюстрация 1)
Культуре чая более пяти тысяч лет. Чайное растение в Китае имеет форму куста высотой от 1 до 3 метров. Чай собирают только женщины. (иллюстрация 2)
В Китае существует такая легенда: «Китайский император Шен Наг любил путешествовать. Он пил только кипячёную воду, так как следил за своим здоровьем. Однажды, император отдыхал под деревом и ждал, когда в котле на костре закипит вода.
Подул ветер и занёс в котёл несколько листьев с дерева, которое оказалось чайным деревом. Эти листья придали воде необычный вкус. этот напиток очень понравился императору. Утолив жажду, он почувствовал необычайный прилив бодрости, и смог отправиться в путь раньше намеченного времени».
Несколько тысячелетий назад появился иероглиф для обозначения чая. (иллюстрация 3) Произносится он так: «тха» или «цха».позже стали говорить «ча».
- Госпожа Шен, наши дети знают, как произносится слово чай на разных языках.
Ответы детей:
По португальски – чаа,
По японски – тья,
По английски – ти,
По немецки – тээ,
По французски – тэ,
По турецки – чай,
По арабски – ша.
- Ребята, вы так много знаете о чае, может расскажете где ещё есть чайные плантации?
Ответы детей:- Чай растёт в Индии (иллюстрация 4, в Турции, в Греции.
-Высота некоторых чайных деревьев достигает 15 метров.
-В России тоже растёт чай в Краснодарском крае. (иллюстрация 5)
Китаянка:
- А разве в других странах, кроме Китая, тоже пьют чай?
- Конечно! Ребята, давайте расскажем госпоже Шен, какие чайные традиции существуют в разных странах.
(дети в национальных костюмах, сопровождает рассказы национальная музыка)
Во Франции - любят пить фруктовый чай и чай с травами. Мадемуазель Коко любила чай со свежими яблоками. Сначала яблоко режут на мелкие кусочки, кладут в чашку, добавляют сахар, а затем наливают чай.
К чаю во Франции подают круассаны и хрустящие булочки.
Американцы – народ горячий! Поэтому они любят холодные напитки.
В стакан кладут несколько кусочков льда и заливают чаем.
Холодный чай готов!
В Англии чай полагается пить с молоком. В 5 часов вечера англичане рассаживаются в кресла, перед гостями стоит маленький столик. На нем чай и молочник с молоком. Вначале в чашку наливают горячее молоко, а затем чай.
К чаю в Англии подают кексы.
Русское чаепитие – это настоящий праздник!
Чай подавался в самоваре, а к чаю: пироги, блинчики, мёд, варенье, конфеты и всякая вкуснятина!Гостю, пришедшему в русский дом, обязательно предлагают чашку чая. А если гости отказываются – хозяйка может обидеться.
-Ребята,а какие пословицы вы подготовили о русском гостеприимстве?
Гостю почет-хозяину честь.
Хоть не богат,а гостям рад.
Гость в дом-радость в дом .
-А сейчас народные загадки
Я вам предлагаю отгадать.
Был листок зеленым –
Черным стал, томленым,
Был листочек зубчатым –
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине –
Стал он в магазине. (Чай)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье (Бублик)
-Прежде чем приступить к чаепитию напомним нашим гостям о сортах чая.вот несколько из них.
На сцену выходят дети
Ученик1
Я индийский крепкий чай.
Ученик2
Я зеленый чай- полезный
Излечу от всех болезней.
Ученик3
Я чай цветочный-каркаде,
Вкусней меня,пожалуй,нет.
Учитель-Ребята,а какие сорта чая вы знаете?
Дети называют известные сорта чая выходят с пачками чая.
Все
Тары-бары-растабары
Выпьем чай из самовара!
С сухарями,
С кренделями,
С бубликами вкусными,
С сушками,ватрушками.
Тары-бары-растабары,
Посидим у самовара
Чаю сладкого попьем.
И частушки пропоем.
- По русской традиции приглашаю всех к столу, будем пить чай из самовара!
Во время чаепития дети могут вспомнить пословицы и поговорки о чае:
Пословицы и поговорки о чае.
Чай пить — не дрова рубить.
Не ленись, а отличай, где солома, а где чай!
Выпей чайку — забудешь тоску.
Мы за чаем не скучаем — по семь чашек выпиваем!
Приходите к чаю — пирогами угощаю.
Чай у нас китайский, сахарок — хозяйский.
Чаем на Руси никто не подавился!
1 Ученик.
Эй, девчата-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте, поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Девочки поочередно встают и поют.
1 Начинаю я припевку
Первую, начальную.
Я хочу развесилитт
Публику печальную
2 Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтобы песня лучше пелась,
Надо пляской показать.
3 В пляске не жалей ботинки,
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки -
Значит письма пишут нам.
4 На столе у нас пирог
Пышки да ватрушки,
Так споем же под чаек
Чайные частушки.
Ведущий.
-Наш праздник подходит к концу. Что интересного вы узнали сегодня?
1-й Ученик
Всем спасибо за внимание.
За задор и звонкий смех,
За огонь моревнованья.
Обеспечивший успех.
2-й ученик.
Скажем к слову, без усмешки,
Вывод есть у нас один-
Эти чайные потешки
меняют витамин.
Праздник заканчивается чаепитием.