СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Час этикета"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие в 7 классе "Час этикета"

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Час этикета"»











«Час этикета»

Внеклассное мероприятие

Фамилия, имя, отчество автора:

Родина Ирина Костантиновна

Должность: воспитатель


Название учреждения: ГБОУ РЛИ



























Пояснительная записка



Цель: способствовать духовно-нравственному и культурному развитию учащихся, развитию у них творческих и организаторских способностей, инициативы, познакомить учащихся с понятием «этикет», раскрыть его составляющие.


Задачи:

  • формировать умение активно пользоваться различными этикетными нормами;

  • содействовать формированию у учащихся коммуникативных умений и навыков;

  • создание дружеской атмосферы, сплочения коллектива, развлечения детей.


Форма проведения: лекция с элементами игры


Место проведения: летний лагерь, классные часы и др.


Участники: учащиеся (воспитанники) 5-11 классов


Необходимое оборудование: карточки с заданиями, набор столовой посуды и приборов для демонстрации правил поведения за столом.




























Ход мероприятия:


ВЕДУЩИЙ 1: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами поговорим об этикете. Петр Первый в предисловии к своей книге «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому общению» писал, что воспитанного человека украшают три добродетели: приветливость, смирение и учтивость.

Скажите, пожалуйста, вы слышали когда-нибудь такое слово «этикет»? Кто может объяснить, что же это такое?

(учащиеся отвечают, затем ответы обсуждаются)


ВЕДУЩИЙ 2: Да, вы правы. Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Оно вошло в лексикон со времен короля Людовика XIV. И хотя это слово стало употребляться с XVII века, но правила отношений между людьми имеют гораздо более длительную историю и не зависят от указов королей. На формирование этикета влияли многие обстоятельства: обычаи и традиции разных народов, степень развития культуры, политика и многое другое.


ВЕДУЩИЙ 1: Где же зарождался этикет? Англию и Францию называют обыкновенно «классическими странами этикета». Однако, родиной этикета назвать их никак нельзя .Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. в XV столетии господствуют в обоих странах .О Германии и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить, одна лишь Италия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше чем в других странах. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности , богатства, способности украшать свою жизнь . А в это же время, Англия, закончив одну войну вовлекается в другую, оставаясь до середины XVI века страной варваров. В Германии свирепствовала жестокая и непримиримая война гуситов, дворянство невежественно, господствует кулачное право, разрешение всех споров силою. Франция была порабощена и опустошена англичанами, французы не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей.

Другими словами, в то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.


ВЕДУЩИЙ 2: Этикет – своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения людей дома, на работе, в транспорте, принятых в данном обществе. Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:

  • придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения ,установленные при дворах монархов;

  • дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

  • воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

  • общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.


ВЕДУЩИЙ 1: Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один - на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.


ВЕДУЩИЙ 2: Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

Итак этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.


ВЕДУЩИЙ 1: Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Мы говорим, что у человека «хорошие манеры». А что это такое? Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражении ,в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек прозвищ. Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом.


ВЕДУЩИЙ 2: Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Основными составляющими хороших манер являются деликатность, вежливость, тактичность, чуткость, скромность (обсуждается с учащимися, как они понимают эти понятия).


ВЕДУЩИЙ 1: Основные черты этикета отличаются универсальностью, то есть являются правилами вежливости не только в международном общении, но и у себя дома. Но порой бывает, что и хорошо воспитанный человек попадает в затруднительное положение. Чаще всего это происходит, когда необходимо знание правил международного этикета. Общение представителей разных стран, разных политических взглядов, религиозных воззрений и обрядов, национальных традиций и психологии, укладов жизни и культуры требует не только знания иностранных языков ,но и умения вести себя естественно, тактично и достойно, что крайне необходимо и важно на встречах с людьми из других стран. Такое умение не приходит само собой. Этому следует учиться всю жизнь.

Правила вежливости каждого народа - это очень сложное сочетание национальных традиций, обычаев и международного этикета. И где бы вы ни были, в какой бы стране не находились, хозяева вправе ожидать от гостя внимания, интереса к своей стране, уважения к своим обычаям.

Подлинная интеллигентность проявляется не только в знаниях, но и в способности к понимаю другого человека. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей? В умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя окурками, руганью, дурными идеями. Интеллигентность – это терпимое отношение к миру и к людям. В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал другому человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах: бережное отношение к миру, обществу, к природе, к своему прошлому.

Не нужно запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимо уважительно относится к другим.


ВЕДУЩИЙ 2: Что же такое светский этикет? Раньше, под словом «свет» подразумевалось интеллигентное: привилегированное и благовоспитанное общество. «Свет» состоял из людей, отличающихся своим умом, ученостью, каким-либо талантом, или хотя бы своей вежливостью .В настоящее время понятие «свет» отходит, но светские правила поведения остаются. Светский этикет - это ничто иное, как знание приличий, умение держать себя в обществе так, чтобы заслужить всеобще одобрение и никакими из своих действий не оскорбить кого бы то ни было.

Итак, давайте учиться! И начнем мы с одежды и внешнего вида. Хотя и говорят, что провожают по уму, но принимают по одежке, и одежда одно из главнейших условий того, насколько хорошее сложиться у человека мнение о вас. Рокфеллер начал свой бизнес с того, что купил себе на последние деньги дорогой костюм и стал членом гольф-клуба. Поэтому одежда всегда должна быть опрятной, вычищенной и выглаженной.

Следующий пункт - правила разговора. Вот несколько принципов, которых следовало бы придерживаться в разговоре, ведь манера разговаривать - это вторая по значимости вещь после манеры одеваться, на которую человек обращает внимание и по которой складывается первое впечатление у человека о его собеседнике.

Тон разговора должен быть плавным и естественным, но никак не педантичным и игривым, то есть нужно быть ученым, но не педантом, веселым, но не производить шума, вежливым но не утрируя вежливость. В «свете» говорят обо всем, но ни во что не углубляются. В разговорах следует избегать всякой серьезной полемики, особенно в разговорах о политике и религии.

Уметь слушать такое же необходимое условие для вежливого и воспитанного человека, как и уметь говорить, и если вы хотите чтобы вас слушали, нужно самому других слушать других или по крайней мере делать вид, что вы слушаете. В обществе не следует начинать говорить о себе, пока не попросят специально, так как только очень близкие друзья (и то вряд ли) могут интересоваться личными делами кого бы то ни было. Ну, и конечно же, говорить нужно правильно, расставляя ударения в словах согласно правилам русского языка, а также употреблять слова «к месту». Давайте проверим, а умеем ли мы это делать? Сейчас мы поделимся на команды, каждой будет дано задание и 3 минуты на его выполнение. А затем мы обсудим полученные результаты.


Задание (выдается на карточках):


Расставьте ударение в следующих словах: августовский, агент, алфавит, арест, аристократия, асимметрия, баловать, безудержный, блокировать, боязнь, буржуазия, договор, дефис, диалог, добыча, дремота, заговор, заём, маркетинг, менеджмент, прирост, откупорить, сирота, феномен.


ВЕДУЩИЙ 1: Ну а теперь мы с вами переходим к поведению за столом. И начнем мы с посуды. Ребята, а вы знаете какая бывает посуда? (учащиеся отвечают, дальнейший рассказ сопровождается демонстрацией образцов посуды). Столовая посуда разделяется на три части: столовая, чайная и десертная. Кроме того посуда делиться по видам материалов из которых изготовлена.

Серебро. Как правило посуда из серебра представляет собой: блюда для пирожного, ложки, вилки, ножи, солонки. Мельхиор употребляется для изготовления тех же видов посуды, что и серебро, но естественно мельхиоровая посуда намного дешевле серебряной.

Хрусталь. Из него обычно делаются графины, рюмки, солонки, стаканы, блюдечки, сахарницы, вазочки для варенья и для фруктов.

Фарфор, фаянс. Основная масса посуды состоит именно из фарфоровой или фаянсовой посуды. Сюда относятся тарелки, чашки, соусники. Фаянс в основном используется для более грубых видов посуды.


ВЕДУЩИЙ 2: А теперь перейдем к сервировке стола. Ребята, может кто-нибудь из вас расскажет нам, как это делается? (учащийся расставляет приборы так, как он считает правильным. Далее ошибки исправляются, весь рассказ сопровождается демонстрацией).

Вилки должны лежать слева от тарелки в порядке последовательности подачи блюд. Справа от тарелки нож для закуски, столовая ложка ,нож для рыбы и большой обеденный нож. При сервировки стола следует иметь в виду, что не принято класть более трех вилок или трех ножей (каждому виду блюд должен соответствовать свой прибор) так как все приборы все равно не будут использоваться одновременно. Остальные ножи, вилки и другие дополнительные предметы сервировки подаются в случае необходимости к соответствующим блюдам.

Бокалы ставятся в такой последовательности справа налево: бокал (стакан) для воды, далее расставляются бокалы для вин. На самый высокий фужер обычно кладут карточку с именем и фамилией гостя, для которого предназначено место.


ВЕДУЩИЙ 1: Ну а теперь давайте рассмотрим правила поведения за столом. Их огромное количество, остановимся только на самых важных из них (вызывается учащийся, который по заданию педагога воспроизводит необходимые действия так, как он считает правильным, ошибки исправляются, обсуждаются, все сопровождается демонстрацией).

Не нужно торопиться раскладывать свою салфетку, лучше подождать, пока другие это сделают. Неприлично вытирать свои приборы в гостях, у знакомых, так как этим вы показываете свое недоверие к хозяевам, но это позволительно в ресторанах.

Хлеб надо всегда ломать кусочками над своей тарелкой, чтобы не крошить на скатерть, резать свой кусок хлеба ножом или откусывать от целого ломтя. Суп следует есть не с конца ложки, а с бокового края. Для всех мягких блюд (таких как мясо, рыба и т.п.) следует употреблять только ножи.

Считается очень неприличным есть фрукты, откусывая прямо от них. Нужно ножом очистить фрукт от кожуры, разрезать фрукт на части, вырезать сердцевину с зернами и только после этого есть.

Никто не должен просить, чтобы ему первому поднесли блюдо, выказывая каким-либо образом свое нетерпение. Если вам за столом захотелось пить, то следует протянуть свой стакан к тому, кто наливает, нужно избегать оставлять в своем стакане воду, которая может пролиться .

Вставая из-за стола, вовсе не следует складывать свою салфетку, и естественно очень не прилично уезжать тотчас после обеда, всегда нужно подождать, по крайней мере, полчаса.

ВЕДУЩИЙ 2: Сейчас редко пишут письма, их нам заменили смс и Интернет. Но пройдет несколько лет, и большинство вас пойдет служить в армию, и вот тогда придется писать письма, они станут настоящим «мостиком» к родному дому.

Давайте разберемся, что же говорит нам этикет о написании писем. Письма пишутся только с одной стороны листа, обратная сторона должна всегда оставаться чистой. Этикет не требует красоты почерка, но писать неразборчиво также некрасиво, как и бормотать себе под нос, разговаривая с другими. Очень не красивым и не вежливым считается ставить одну букву с точкой вместо подписи или оставлять его совсем без подписи. Какого бы рода письмо не было: деловое или дружеское - нужно никогда не забывать ставить адрес и число.

Письма, поздравляющие с новым годом посылаются заранее, для того, что бы они были получены накануне нового года или в день нового года. Этот срок должен соблюдаться в отношениях с родственниками, относительно же друзей или близких знакомых срок поздравлений может быть растянут и на первую неделю после нового года, всех остальных можно поздравлять в продолжении всего января.


ВЕДУЩИЙ 1: Ну и в заключении нашей сегодня беседы, давайте познакомимся с историей возникновения некоторых правил этикета:

  1. Почему мальчик, юноша, мужчина, входя в помещение, должен снимать головной убор? (в средние века рыцарь, входя в дом, поднимал забрало, показывая тем самым, что пришел с мирными намерениями).

  2. Почему, здороваясь, мы пожимаем руки при рукопожатии? (в прошлом рыцари для отражения опасности вкладывали в руку холодное оружие или кастет. Протянутая рука была знаком дружелюбия. Этим жестом рыцарь показывал, что в руку ничего нет).

  3. Почему мальчик, юноша, мужчина, должен идти слева от девушки, женщины? (в средние века рыцарь для защиты носил шпагу. Чтобы не задеть шпагой спутницу, он шел слева от нее, готовый в любой момент выхватить оружие. Сегодня справа от девушки должны ходить только военнослужащие, для того, чтобы иметь возможность отдавать воинское приветствие).


ВЕДУЩИЙ 2: Знаменитый испанский писатель Мигель Сервантес, автор «Дон Кихота», сказал: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Дорогие друзья, сегодня мы с вами поговорили об этикете – правилах общения между людьми. Постарайтесь, чтобы правила эти для вас стали привычными. Все мы живем с людьми и среди людей, давайте сделаем эту жизнь приятной и радостной для нас самих и окружающих!

Список использованной литературы и источников сети Интернет:


  1. О.Е Жиренко, С.И.Лобачева, Е.В.Савченко. Мир праздников, шок и викторин. – М.: 5 за знания, 2008

  2. Южин В.И. Энциклопедия этикета. - М.: РИПОЛ Классик, 2007

  3. Сайт dlya-vas.narod.ru, страница «Сервировка стола»

http://dlya-vas.narod.ru/servirovka-stola/servirovka-stola_posuda.html

  1. Сайт sun-hands.ru, страница «Как сервировать стол: общие правила и немного этикета»

http://www.sun-hands.ru/21Kak_servirovat_stol.html

  1. Сайт knigge.ru, страница «Этикет письма» http://www.knigge.ru/etiket_pisma.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!