СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "День птиц"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача данного мероприятия познакомить учащихся с многообразием мира птиц и необходимостью его сохранения

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "День птиц"»


Зайкова Н.Б.

учитель биологии

КГУ «Средняя школа № 43

имени Габита Мусрепова»

СКО г. Петропавловск

Разработка внеклассного мероприятия

"День птиц"

 (игра-соревнование 5-6 класс)


Цель:       познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц

Задачи:     развивать экологическую культуру и творческий потенциал учащихся;

показать значение птиц в природе и жизни человека;

повысить интерес к природе родного края и заботливое отношение к ней.

Оборудование:     

                  ноутбукпроектор, презентация, фонограммы голосов птиц, силуэты птиц, слова с буквами

Оформление:

                   выставка рисунков и плакатов

                   стенд «Забота о птицах»         

Форма проведения:

игра-соревнование, театрализованная постановка

Место проведения:         

                  актовый зал


Учитель:

1 апреля  1906 г. была подписана  Международная конвенция по охране птиц и объявлен ЮНЕСКО Международным днем птиц. Издавна отмечается этот праздник в Казахстане. Обычно в школах к этому дню изготавливаются скворечники и другие искусственные гнездовья, которые затем вывешиваются в парках и садах, проводятся различные конкурсы, викторины.


Звучит фонограмма голосов птиц, видеофильм, выходят ученики

- Птицы! Их можно увидеть и услышать везде: в парках и скверах, садах и лесах, на полях и возле водоемов, в городах и селах, и просто на улицах.

- Птицы! Это песня полета. Их песни звучат на Земле круглый год. Их голоса мы слышим утром в лесу, воркование голубей, радостное чириканье воробья.

- Птицы - это дети радуги! Перья переливаются всеми цветами радуги. Они несут радость людям. Птицы украшают нашу жизнь и природу.

- Птицы - покорители воздуха! Они могут подниматься выше гор и туч, перелететь пустыню, море и океан. Людей  восхищали  не только яркое  оперение,  мелодичное  пение,  но и их  смелые,  стремительные  полеты.  Первые  мысли  о  воздухоплавании,  стремление  научиться  летать,  несомненно,  зародились  у  людей  при  взгляде  на птиц.

- Птицы – наши верные помощники. Они защищают леса, поля, сады от вредителей и грызунов. Известно,  что  семья  скворцов  уничтожает  за  месяц  до  24000  насекомых  и  их  личинок.  Пара  синиц,  поселившихся  в  саду  вместе  со  своим  потомством,  могут  очистить  от  насекомых-вредителей  40  больших  яблонь.

- А хищные  птицы,  уничтожающие  мелких  грызунов-вредителей  полевых  культур  и  распространителей  чумы,  тифа,  желтухи  и  других  заболеваний.

- Птицы не только уничтожают  вредных  насекомых,  сохраняя  культурные  и  дикорастущие растения,  но и помогают  в  их  опылении.  Они  способствуют  распространению  плодов  и  семян.


Не пугайте резвых птичек!

Пусть они вокруг порхают,

Крылья их при ярком свете,

Словно радуга сверкают.


Вы послушайте их песни,

Что поют они на воле!

Пусть певуньи украшают

Нам  леса, сады и поле.


И в работу очень важной

Нам полезны эти крошки:

Истребляя на растеньях

Червяков и вредных мошек.


И сады, и нивы наши

Нам они оберегают,

Не пугайте резвых птичек!

Пусть они вокруг летают!


Учитель приглашает участников игры, раздает им жетоны с изображением силуэтов птиц и формируются две команды по 5 человек «Филин» и «Фламинго».


Учитель:

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что каждое живое существо имеет свой портрет? И что лица эти по-своему интересны, удивительны и красивы? Сегодня мы создадим портрет птицы.


Задание 1. Определите птицу по силуэту.

Учитель:

Сейчас по силуэту вы должны узнать птицу. (Дается 6 изображений: орел, дятел, ворона, утка, ласточка, голубь).


Работа со зрителями – Отгадайте загадки.


В поле есть, где прокормиться,

Только негде загнездиться,

Огороду, полю – врач

Глянцевитый черный … (Грач)


Не за морем птица эта –

Возле нас с тобой живет.

Дом потише выбирает

И гнездо на крыше вьет. (Аист)


В камышах она живет,

Дом у ней среди болот,

Там, где водятся лягушки.

Цап!- и нет одной квакушки. (Цапля)


Быстрой стрелою летает,

Мошекв воздухе хватает.

Хвостик вилкой, как рогатка,

Это …. (ласточка - касатка)


Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбешкой набивал.

Закончил лов, забрал улов,

Поднялся ввысь – и был таков (Пеликан)


Проверка выполнения задания 1.


Задание 2. Узнай голос птицы.

Учитель:

Весна! Прозрачная зелень первых листьев, чистые стволы берез, запах еще не совсем просохшей земли, разноголосый птичий гомон слышится вокруг. Сотни птиц поют, кричат, щебечут одновременно. Они радуются наступлению весны и возвращению на родину. Как говорят в народе - У каждой птицы своя песня. Сейчас вы должны узнать птицу по голосу.

(Звучат фонограммы звуков птиц, и балл засчитывается той команде, которая первая дала правильный ответ).

Фонограмма: кречета, соловья, кукушки, перепела, вороны


Задание 3. Узнай птицу по видеосъемке.

Учитель:

Птица отличается своей окраской, поведение, местом обитания. Всякий кулик свое болото хвалит – так говорят о своем родном гнезде птицы. Сейчас вы будете узнавать птиц по видеороликам. (Прокручивается видеоролик без звука, вы должны узнать о какой птице идет речь).

1 команда – дятел, птица - секретарь

2 команда – колибри, сова


Задание 4. Определите птицу по характеру.

Учитель:

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Так обычно говорят о болтливых людях. Птицы тоже имеют свои повадки, привычки как люди. Они настолько интересны и разнообразны, что иногда людям приписывают черты характера птиц. Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите текст. (Командам дается текст, который они должны дополнить.)


1команда

Могучий как … орел

Важный и спокойный как … гусь

Важный и надутый как … индюк

Верный и преданный как … лебедь

Ярко, вызывающе одетый как … павлин

Длинноногий как … журавль

2 команда

Мудрый как … ворон

Вороватый как … сорока

Большеглазый как … филин

Болтать или трещать как … сорока

Взгляд зоркий как у … сокола

Нос приплюснутый или … утиный


Учитель:

Пока наши команды работают, зрители, вы можете поддержать свои команды, выполнив следующее заданиевам будут предложены слова, в которых отсутствуют буквы, вам необходимо восстановить названия птиц.

(Оценивается по одному баллу за каждый правильный ответ)

  • Беркут – б.. рк.. т

  • Гоголь - г.. г.. ль

  • Дятел - д.. т.. л

  • Зимородок - з.. м.. р.. д.. к

  • Крачка - кр.. чк..

  • Кулик – к.. л.. к

  • Куропатка – к.. р.. п.. тк..

  • Сапсан – с.. пс.. н


Проверка выполнения задания 4.



Задание 5. Угадай птицу по описанию

Учитель:

Каждая птица имеет свою характеристику. Здесь можно описать внешний вид, особенности жизнедеятельности, местообитания.

Сейчас я буду зачитывать текст отдельными предложениями, и чем дальше идет описание, тем меньше баллов получает команда за правильный ответ.

Задания первой команде

  1. Поселяются в дуплах или используют старые постройки врановых и дневных хищных птиц. Довольно охотно заселяют искусственные гнездовья

  2. Ведут ночной или сумеречный образ жизни.

  3. Основной корм – разнообразные мышевидные грызуны

  4. Оперение, бесшумный полет

  5. Имеют запоминающуюся внешность: большая голова с хорошо выраженным лицевым диском и крупными глазами. (Сова)



  1. Эта птица обитает в Новой Зеландии.

  2. Птица бескрылая, днем находится в норе, а ночью охотится.

  3. Во время охоты сопит, так она обнюхивает почву.

  4. Относится к страусообразным. Она самая маленькая среди страусов. Ее масса 2-4 кг

  5. Так называется зеленый плод, который мы кушаем. (Киви)



  1. Одна из самых обычных птиц нашей страны.

  2. Всю зиму радуют нас своим звонким голосом и ярким нарядом.

  3. С наступлением холодов перебираются поближе к человеческому жилью.

  4. С удовольствием поедает хлеб, кусочки несоленого сала или мяса, сыра.

  5. Ее желтая грудка, белые щеки и черная шапочка знакомы каждому с самого раннего детства. (Синица большая)



Задания второй команде

  1. Эта птица умна, осторожна, недоверчива на воле, но если попадает в общество человека, то приносит ему большую радость.

  2. Любит порядок, не терпит ссор на птичьем дворе, даже наказывает тех, кто затевает ссору.

  3. Один из популярнейших персонажей русских сказок, легенд и песен

  4. Относится к птицам открытых пространств, населяют обширные болота, где в топких местах устраивают свои гнезда и выводят потомство.

  5. Люди видят журавлей чаще всего весной и осенью, когда стаи этих птиц, выстроившись клином и громко курлыкав. (Журавль)



  1. Эта птица из отряда воробьиных.

  2. Восхищает нежность этой птицы к своим птенцам. Можно взять детенышей из гнезда и посадить в клетку, а клетку поставить или привязать к тому месту, где находится гнездо, родители все равно будут заботиться о птенцах, как будто они находятся в гнезде.

  3. Она прилетает к нам издалека. Считаться первым вестником весны

  4. Ее размеры небольшие, сама она невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват

  5. Ее главное достоинство всех восхищает ее пение. (Соловьи)



  1. Одна из обычнейших хищных птиц.

  2. Питается мышевидными грызунами.

  3. Зрение отличное, способна разглядеть ультрафиолетовый цвет.

  4. Характерная особенность охоты – ее частое трепетание в воздухе на одном месте, а затем быстрое пикирование и схватывание добычи.

  5. Небольших размеров с голубя сокол. (Пустельга)



Задание 6. «Символ года»

Учитель:

Ребята, а знаете ли вы, что с некоторых пор каждый год символизирует какую-либо птицу? Дело в том, что ежегодно, начиная с 1996 года, Союз охраны птиц выбирает птицу, которая становится символом природоохранной работы в этом году. Ей посвящаются различные мероприятия, проводятся исследования, учеты численности, распространяются информационные плакаты и буклеты. Год 2015 в Казахстане объявлен годом орлана-белохвоста. Составьте рассказ об орлане-белохвосте, заполните пропуски соответствующими словами.

Орлан-белохвост — … птица из семейства  … .

Длина тела орлана-белохвоста составляет около … метра, размах крыльев — до … метров, масса — от … до ….килограммов.  

Хвост … , … формы.

Крылья орлана очень …, на концах крыльев перья … .

Шея короткая, …

Оперение взрослой особи … цвета, голова и шея с …, хвост …

Клюв  по сравнению с другими хищными птицами довольно … . 

В отличие от беркута, лапы орлана-белохвоста не покрыты … до самых пальцев.

Белохвост является по величине … хищной птицей Европы.

Селится орлан-белохвост чаще всего у… .

Свое гнездо птица старается строить повыше от земли, в основном … .

Пары у этого вида образуются … .

Голос белохвоста, состоит из низких грубых тонов …

Орлан-белохвост крайне … к фактору беспокойства. Даже кратковременное пребывание человека вблизи гнездовий приводит к … птицами.

Рекорд длительности жизни - … лет.


Слова для вставки:

(четвёртой, метра, широкие, массивная, клиновидной, хищная, бурого, ястребиных, желтоватым осветлением, на деревьях, иногда на скалах, постоянные, белый, 2, 5, 4, 7, 27, короткий, расставлены пальцеобразно, перьями, восприимчив, большой и мощный, водоемов, "рра-рра" или "крак-крак", покиданию гнезда)

Учитель:

Пока ребята составляют рассказ,  мы с вами поиграем в блиц - викторину. За каждый правильный ответ зрителя команда получает по одному баллу.

  1. Какая птица своей простой песенкой раньше других пернатых предвещает скорый приход весны? (серая ворона)

  2. Какая птица прилетает в наши края первая? (грач)

  3. Почему в ясный день стрижи и ласточки летают высоко, а перед дождем - над землей? (понижается атмосферное давление и насекомые летают ближе к земле)

  4.  Какие птицы летают быстрее других? (стриж, 144 км/ч)

  5. Меня ты увидишь теперь лишь в музее,

Крестьяне мной землю пахали всегда,

Но букву одну измени поскорее -

Я очень полезная птица тогда. (Соха - Сова)

  1. Простая буква я, ну что же?

Коль сорок раз меня повторишь,

Так сразу птицей стану я,

Всем вам известную, друзья           (Сорок - А)

  1. С буквой "С" живу в пруду,

Все рыболовы меня знают.

С буквой "ф" за красоту

Меня жар-птицей называют.                 (Сазан-фазан)

  1. Днем спит, а ночью летает, прохожих пугает.  (Сова)                                                  

  2. Не человек, не зверь, а по-человечьи умеет говорить. (Попугай)

  3. Что за птица:

Спереди - шильце,

Сзади - вильце,

Сверху синенькое суконце,

Снизу белое полотенце.      (Ласточка)                                    

  1. Щиплет за пятки - беги без оглядки.    (Гусь)

  2. Эту птицу называют дикой кошкой. (Иволга)

  3. Название этой птицы связано с профессией человека, работающего в легкой промышленности. (Ткач)

  4. Самая большая нелетающая птица на земном шаре. (Страус).

                                               

Проверка выполнения задания 6. Команды зачитывают свои рассказы.


Ученики демонстрируют театральную постановку.

Звучит фонограмма, выходят ученики


Ученик 1

Весна идет!

Рассеялись туманы -

Кто знает, где теперь их пелена

И вновь видны луга, поля, поляны.

Весна идет!

В наш край пришла весна!

Ученик 2

Весна идет!

Уже расцвел подснежник -

Зовет весь мир очнуться ото сна

Снимают горы белые одежды.

Весна идет!

В наш край пришла весна.


Выходят ученики в костюмах

Воробей Забыл я и голод и стужу,

Забыл, как поземка мела.

И рад нынче солнечной луже,

И жду я весною тепла.


Ворона: Я особа всем известная,

Я - крикунья наша местная.

Лишь увижу тучку темную,

Я взлечу на ель зеленую.

И смотрю я словно с трона

Чернокрылая ворона.


Синица: Я шустрая птичка,

Желтогрудая синичка.

Только сала мне дадут -

Появлюсь я тут как тут.

Хлебных крошек поклюю,

Вас за все благодарю.


Голубь: Голубь - птица мирная,

Хоть и бесквартирная.

Гнёзда строить не мастак,

Полечу я на чердак.

Станет солнце пригревать,

Так люблю поворковать.

Нет наряда голубей,

Чем у нас, у голубей.


Сорока: Не люблю сидеть на месте,

На хвосте несу я вести.

Может в них и мало прока,

Но горда собой сорока.

- Кар,- кричит ворона, - кража! Караул! Грабёж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано, брошь украл он из кармана!
Карандаш, картинку, пробку и красивую коробку!
Воробей - Стой, ворона, не кричи!
Голубь - Не кричи ты, Помолчи!
Синица - Жить не можешь без обмана!
Ворона - У тебя ведь нет кармана!
- Как,- подпрыгнула ворона и моргнула удивлённо. -  Что ж вы раньше не сказали? Караул! Карман украли!


Весна: Рада видеть вас, друзья.

Вместе дождались вы теплой весны.

Но к нам из-за моря летят вереницы,

На крыльях лучей перелетные птицы.

Выходят перелетные птицы


Грач: Я хожу по полю важно,

Грач я смелый и отважный.

Червяков, жуков ловлю,

Очень я весну люблю.


Скворец: Прилетел и я, Скворец.

Молодой весны гонец.

Смело червяков клюю

И играю и пою.


Ласточка: Милая певунья, ласточка родная.

Я домой вернулась из чужого края.

Лечу как самолетик, изящна и легка,

С выемкою хвостик, собой не велика.

Выходит мальчик с рогаткой и стреляет, ласточка падает, другие птицы улетают

Ученик:

В садах уже не слышен

Веселый перелив,

В них нет ни красных вишен,

И нет в них спелых слив.

Ни яблоко, ни груши

Никто в них не найдет.

Все сохнет, увядает,

Страдает все село.

Страдает и не знает,

Что в нем произошло.

Весна

Услышу ль сосен шум в полдневный час,

Журчанье струй средь камушков у брода, -

О, люди, мыслю я, у всех у нас

Есть мать одна, по имени природа!


У ней для всех хватает доброты.

И мы живём, запечатлев навеки в душе

Её прекрасные черты –

Поля, луга, леса, моря и реки.


О, человек!

Природа-мать ни рек

И ни морей от глаз твоих не прячет.

Ни росных трав, ни голубых озер…

Цени ее, доверие Природы!

Не обмани его!

И в темный лес входи,

Как в храм под мраморные своды.


Ученики

- Птицы – это солнце во дворе

- Птицы – это звон залетных стай

- Птицы – это радость, это жизнь.

- В мире радостных чудес не счесть,

- Но верим мы, что птица счастья есть.

-Так пусть же Вас полюбит эта птица,

- И все, о чем мечтаете, случится


Подведение учителем итогов конкурсной программы. Оценка процесса и результатов игры, анализ атмосферы, продуктивности, самоорганизации и активности командной деятельности. Объявление лучших и активных учащихся. Награждение грамотами победителей и наиболее активных игроков.





Литература

  1. Строков В. «Пернатые друзья лесов»: Пособие для учащихся.- М.Просвещение, 1975 г.

  2. Флинт В. «Птицы наших лугов и полей». М.: Дет.лит., 1978 г.

  3. Энциклопедия для детей «Я познаю мир».

  4. Интернет - ресурсы



Таблица для фиксирования результатов

конкурсы

1 команда

2 команда

Задание 1.

Определите птицу по силуэту.



Работа со зрителями –

Отгадайте загадки.



Задание 2.

Узнай голос птицы.



Задание 3.

Узнай птицу по видеосъемке.



Задание 4.

Определите птицу по характеру.



Работа со зрителями – Восстановить названия птиц.



Задание 5.

Угадай птицу по описанию



Задание 6.

Символ года.



Работа со зрителями –

Блиц - викторина



Итого








18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!