СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие «Джангар» - героический эпос калмыцкого народа

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Джангар» - героический эпос калмыцкого народа

 

 

Цели и задачи: расширить знания учащихся в области калмыцкого фольклора  и эпоса «Джангар»; пробудить интерес к калмыцкому языку и литературе; ввести в мир национального фольклора; переосмыслить богатое наследие калмыцкого народа, развивать творческие способности учащихся; воспитывать активную жизненную позицию.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Джангар» - героический эпос калмыцкого народа»



«Джангар» - героический эпос калмыцкого народа





Цели и задачи: расширить знания учащихся в области калмыцкого фольклора и эпоса «Джангар»; пробудить интерес к калмыцкому языку и литературе; ввести в мир национального фольклора; переосмыслить богатое наследие калмыцкого народа, развивать творческие способности учащихся; воспитывать активную жизненную позицию.

Ход занятия:

Введение.

Калмыцкий народ бережно хранит и любит мудрое искусство своих сказок, былин, песен и легенд. Но самым любимым произведением калмыков является героический эпос «Джангар». (презентация по эпосу «Джангар»)
 «Джангар» является самым ярким литературным памятником  калмыцкого народа, состоящий из 12 песен. Содержанием этих песен служит прославление цветущей страны Бумбы и ее богатыря, защитника,  главы ДЖАНГАРА. Страна Бумба - это страна вечной молодости и бессмертия. Жители ее живут в довольстве и славят сладостное бытие:

                       Счастья и мира вкусила эта страна,

                       Где неизвестна зима, где всегда весна,

                       Где, не смолкая, ведут хороводы свои

                       Жаворонки сладкогласные и соловьи,

                       Где и дожди подобны сладчайшей росе,

                       Где неизвестна смерть, где бессмертны все,

                       Где небеса в нетленной сияют красе,

                       Где неизвестна старость, где молоды все,

                       Благоуханная, сильных людей страна,

                       Обетованная людей страна». («Джангар»)

Защита страны Бумбы, единение и благополучие народа - основная идея эпоса. По  мнению Героя Гражданской войны О.И. Городовикова,

«Служение народу – цель героев «Джангариады», ненависть к врагам народа – их украшение»Все песни  эпоса изображают отдельные эпизоды военной борьбы Джангара и его богатырей с иноземными врагами Бумбы. В Джангаре 12 песен, по числу основных героев поэмы. Каждый из них наделен какой-нибудь главной, только ему присущей чертой.

                  Главным героем эпоса является Джангар  - нойон (князь) страны Бумбы. Имя  Джангар,   согласно эпосу, означает  – сирота, родившийся в мифическое «начальное» время.  

В возрасте одного года Джангар ведет борьбу с различными чудовищами (мангасами),  5-ти лет он попадает в плен к хану  Шикширги, который хочет погубить Джангара. Но все заканчивается благополучно.  В семилетнем возрасте Джангар женится на красавице Шавдал, дочери властителя  юго  –  восточного края. Государем Джангара провозглашает Хонгор, когда они вместе спасались в горной пещере от четырех ханов, разоривших царство отца Джангара.

Рассказывают о Джангаре так:

Был повелитель истинный он.

Желтых четыре истины он

Соединил в своих руках.

Держава была нерушима  его.

Слава  неудержимо его

Гремела на просторной земле.


 Джангар совмещает отдельные черты  героя и   вселенского государя. Власть его признают 40 ханов. В его дружину, характеризуемую магическим числом 12 (12 богатырей), добровольно или принудительно включаются Санал, Савр, Мингийян, в прошлом удельные князья, покинувшие свои семьи и владения, а потому характеризуемые, подобно самому Джангару,  «сиротами», «одинокими».  В многочисленных песнях, посвященных военным походам Джангара и его богатырей   против  различных демонических сил, чаще всего воспеваются подвиги Хонгора.

         Хонгор - первый богатырь  в государстве,  горячий патриот, любимец  Джангара и   калмыцкого народа, сочетавший в себе «все девяносто девять человеческих достоинств». Его друг Гюзян Гюмбе говорит о нем:

Предан он родине: сила в этом его,

Надо прислушаться к советам его.

         

         Калмыцкий эпос  привлекал внимание  исследователей русского фольклора, и они  находили много общего у «Джангара» с русским богатырским эпосом – былинами.


I. Викторина по эпосу «Джангар»

1. Как вы понимаете слово "Джангар"?

2. Назовите имена богатырей "Джангара".

3. Кто возглавлял правую сторону богатырей?

4. Кто возглавлял левую сторону богатырей?

6. Опишите страну Бумба.

7. Как называлась река, из которой пил воду только великий

Богдо Джангар?

8. Какой океан принадлежал стране?

9. Опишите в какой местности воздвигли дворец хану

10. Как звали жену Джангара?

11. Назовите родословную Джангара.

12. Кто из богатырей Джангара обладал девяносто девятью ратными доблестями?

13. Кто был послом страны Бумба?

14. Назовите клички богатырских коней.

15. О какой стране мечтали древние калмыки?


II. Кроссворд «Оружия богатырей»


Зүн бийәс барун тал:

1.Баатрмуд дәәллдхләрн олзлдг кергслмүд.

2.Хоңһрин олзлдг зер – зев.

3.Алтн Чееҗин олзлдг зер – зев.

4.Гүзән Гүмбин олзлдг зер – зев.

Деерәс дорагшан:

5.Юуһар бүдүн маля давхрлад гүрнә?

6.Ямаран мод олзлҗ баатрмудын зер – зев кенә?

7.Санлын олзлдг зер – зев.

8.Юунас сур керчнә?

9. Җаңһр олзлдг зер – зев.





III. Конкурс рисунков «Какими мы видим богатырей «Джангара».

       

Заключение.

Ребята, что общего между калмыцким эпосом «Джангар» и русскими былинами? (В них герои-богатыри сражаются с врагами, защищают свой народ, свою страну.)

Чему они нас учат? (Любить свою родину, свой народ, свою семью; помнить, что сила народа  в его единении.)



ΙV. Инсценирование песни 3 «О подвигах богатыря Строгого Санала» (Буурл hалзн мөртә Бульӊhрин көвүн Догшн Хар Санлын бөлг).


Наад тәвҗәхнь: Ергенинск дундын школын сурhульчнр

Багшинь: Мархаева Тамара Манджиевна

Сценарь

Автор: Долан дуӊhра күцəд суусн цагт

Дуувр хар арзин сүүр дунд

Эзн Җаӊhр зəрлг болв.

Җаӊhр: Бульӊhрин Догшн Хар Санл минь!

Чамаhан нег хəр hазрт зарн гиҗəнəв.

Зархларн, Күдр Заарин Зан Тəəҗ хаанд,

Эл болхла, ээлинь соӊсад,

Мини кел гисн үгиг күргҗ келич.

Санл: Хəр hазрт hарад одхла,

Ард минь келдг

Ах-дүүhин оӊhа угалм,

Хəр hазрт хатрад йовхла,

Халун хəəсн хот өгдг

Эгч-дүүhин оӊhа угалм,

Нанд орхнь чигн үлү

Арслӊ чиирг бəəнəлм,

Эднəс зархнтн.

Җаӊhр: Чамаhан hанц билə гиҗ дандулх минь уга,

Олн өнр гиҗ бичə əəhич,

Мини кел гисн үгиг келəд ирич,

Эл болад бəəхлə, тəвн җилə татлh,

Миӊhн нег җилə алв өгч,

Оруд нутг болх аминь авч ирич;

Дəн болад бəəнəв гихлə,

Хар-цоохр тугинь шуучҗ хавтхлад,

Нəəмн түмн хар hалзн агтынь

Нанд көөҗ ирич.

Җаӊhр: Алдл уга меддг

Күӊкəн Алтн Цееҗ минь,

Күдр Заарин Зан Тəəҗ хаана нутг

Ямр хол hазр гилт,

Эндүрл уга келич!

Алтн Цееҗ: Нарн суухин зүн өмн өнцг дор бəəх юмн.

Күдр Заарин Зан Тəəҗ хаантн

Арзин сүүр болад,

Түмн цаhан бодӊтаhан

Күүндə кеҗ бəəнə:

«Өмəрəн hурвн түвин ор орулсн билəвидн,

Дөрвдгч түвин орна эзн Җаӊhрин нутг

Нарн hарх тал бəəнə

Түүг орулҗ авъя».

Алтн Цееҗ: Хəр Һазрт

Хату йовдл үүлиг

Чидм көвүн гиҗ

сандгв Санлыг,

Нанла əдл ухарльг,

Күнд Һарта Саврла əдл балтч,

Арслӊгин Арг Улан Хоӊhрла əдл зөргтə,

Орчлӊгин Сəəхн Миӊъянла əдл hольшг,

Эдү дүӊгə көвүн

Йирн йисн эрдм төгсгсн

Көвүн гиҗ сандгв.

Санл: Алдр Җаӊhрин зəрлгəр морднав,

Эвтə Буурл Һалзн мөрим

Тохҗ өгтн!

Савр: Хəр hазрт кергтə зер-зев нерəдҗəнəв.

Улан Хоӊhр: Хəр hазрт кергтə болх зер-зев,

Барун таша деерəн зүүҗ йов.

Гүзəн Гүмб: Хар болд ханҗалан

Зүн бийдəн хавчулҗ йов.

Автор: Мордад, элвг сəəхн хурдарнь

Эгц hурвн сара hазрт гүүлгв…

Күүкн: Ах нойн баав,

Идəн, ундым бууҗ эдлит.

Идəн, ундым эс эдлсн чамаг

Зүркнəнчнь экнд хар болд хоӊшаран

Орулад шимхлə, чи медхч!

Санл: Күүкн, би кергтə йовнав

Хəрүдтəн ирəд эдлсүв.

Күүкн: Ах нойн баав, мендлн, золhий.

Санл: Күүкн, эл болхла, ээлəн кел

Дəн болхла, дəəhəн кел.

Күүкн: Үчүкн түвин хаана күүкн билəв

Танд зөвəн келхəр ирлəв.

Мини ахм Заарин Зан тəəҗ хаана

Нутгас элч ирəд, авч одад

Тамд хайҗ орксн бəəнə.

Эцк хан: Хəрин маӊhсин ориг даргсн цагтан

Мана хан көвүг хəəрлҗ

Тəвүлҗ өгтн!

Автор: Бумбин цаhан өргəhинь зөв эргəд

Нарн суух үзгəн темцəд, гүүлгəд hарв.

Хасн сумн мет хурлдад

Долан долан дөчн йисн хонгт гүүлгəд окв.

Зан Тəəҗ хаани бəəшӊ үзүгдв.

Үкс гүн алхлад

Арвн дөрвн үүдинь ташр-ташр татад

Алтн торлг бəəшӊднь орад ирв.

Барун бийднь ирəд

Тал дунднь суув.

Санл: Эзн Җаӊhр танд кел гилə

Эл болхнь, ээлəн кел

Дəн ьолхнь, дəəhəн кел

Дəн гихлə

Хар-цоохр тугинь шуучҗ хавтхлад

Нəəмн түмн хар hалзн агтынь

Нанд күргҗ ир.

Одн Цаhан: Үүнəс иим үг соӊсхин орнд

Худрнав!

Зан Тəəҗ хан: Маӊhдур чи чигн

Мини зарцд йовад,

Күүнд эдү дүӊгə үг келхч:

Хəрнь күүнə элч эн.

Хəрнь амн сəн

Үгинь соӊстн!

Одн Цаhан: Җаӊhрад Арслӊгин Арг Улан Хоӊhр

Гидг баатр бəəнə гилə,

Нанд орхнь ямр күчтə тер?

Санл: Терчн Бумбин улан чон мет.

Күчтə hунн Хар: Җаӊhрин нутгт Күнд Һарта Савр гидг

Баатр бəəнə гидг,

Нанд орхнь ямаран тер?

Санл: Хəəмнь!

Күрӊ hалзн мөртə

Чидлтə гисн баатр.

Одн Харhа: Җаӊhрт Догшн Хар Санл

Гидг баатр бəəнə гилə.

Тер нанд орхнь ямаран?

Санл: Ха-ха!

Хəəмнр минь!

Үүнəс hарад, хар-цоохр тугитн

Шу татад, хавтхлад

Нəəмн түмн хар hалзн агтыг авч hархв.

Автор: Алдр нойн Җаӊhр

Арман тач авад

Сай күцгсн церг дундан йовсн

Зан тəəҗ хаана бийүр дəврəд

Армдад, шарин зурhан миӊhн

Арвн хойр дундан авад ирв.

Зан Тəəҗ хан: О! Хəəрхн!

Оруд нутг болх

Үгəн огчəнəв.

Санл: Үүнəс хəрəд

Түвин хан көвүг

Эрк биш тəв!

Автор: Алдр нойн Җаӊhрнь

Арвн хойр сəəhəр дөӊнүлҗ,

Алтн бəəшӊ дундан

Дөчн дөрвн көлтə

Дүүвр мөӊгн ширə деер

Дүүрӊ hарх арвн тавта сар мет

Мандлн суув.

Эмнг гүүдин үсн

Элвг арзин сүүр болад

Өмнкəсн үлү,

Хөөткəсн ик җирhлтə болад суув.:

Наадчаринь:


Җаӊhр – 5 классин сурhульч Бушун Костя

Алтн Цееҗ – 4 классин сурhульч Мөнкин Бадм

Санл – 4 классин сурhульч Шавлин Вова

Хонгр– 4 классин сурhульч Эрднин Санҗ

Савр– 4 классин сурhульч Манҗин Бата

Миӊъян – 4 классин сурhульч Яшлан Миша

Гүзән Гүмб - 4 классин сурhульч Бамбан Мута

Күүкн – 5 классин сурhульч Мөчрә Герл

Эцк хан - 4 классин сурhульч Мархин Миша

Одн Цаhан – 6 классин сурhульч Нарна Җал

Күчтə hунн Хар – 6 классин сурhульч Ивана Данзн

Модн Харг – 5 классин сурhульч Борлга Данзн

Зан Тəəҗ хан – 6 классин сурhульч Очра Делгр

Автор – 9 классин сурhульч Мөчрә Миӊъян

Наад тәвҗәхинь: Мархин Тамара