СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Фольклорная ярмарка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное внеклассное мероприятие проводится в  четвёртых классах. Празднику предшествует продолжительная работа по изучению различных жанров устного народного творчества. 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Фольклорная ярмарка"»



ФОЛЬКЛОРНАЯ ЯРМАРКА









Филиал акционерного общества

«Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»

Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области»













САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

«Фольклорная ярмарка»












Выполнила:

Бандурко Светлана Федоровна

учитель музыки

ГУ «Фрунзенская средняя школа»

Денисовский район













Город Костанай

2014 год

Пояснительная записка.

Данное внеклассное мероприятие проводится в четвёртых классах. Празднику предшествует продолжительная работа по изучению различных жанров устного народного творчества. Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, к ценностям национальной культуры. На праздник приглашаются родители, бабушки и дедушки.

Предлагаемый праздник даёт возможность школьникам не только узнать что-то новое о жизни русского народа, но и самим прочувствовать колорит того времени. Очень важен период подготовки к празднику. На уроках музыки и во внеурочное время учащиеся знакомятся с произведениями устного народного творчества, разучивают народные игры, в которые играли их прапрабабушки, учат песни и танцы, собирают предметы быта, кухонную утварь для оформления и создания атмосферы. У представителей старшего поколения (бабушек, соседей, пожилых знакомых) ребята расспрашивают об играх, в которые они играли в детстве, знакомятся с народной музыкой. Готовят выставку, оформление праздника, шьют костюмы. Фольклорный праздник явился ярким итогом длительной работы.

Воспитание национальной памяти означает формирование у детей внимания к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому. Прежде всего, знание фольклора помогает вырастить нравственных, целостных личностей. На современном этапе фольклор является практически единственной «живой нитью», соединяющей нас с прошлым.

В основе фольклорных жанров лежит особое отношение человека к природе и к миру. Загадки, приметы, обряды – все это в сочетании с ритуальными действиями и поверьями обнаруживает культ земли, растительности, воды, солнца. Фольклор многогранен. К сожалению, значение его для многих сужено. Обычно с этим понятием отождествляются народные пословицы и поговорки, сказки, загадки, песни. А между прочим, в фольклоре отражается целостная культура народа: его быт, обычаи, традиции, народные игры, праздники с их обрядами, традиционные ремесла и многое другое. Народное искусство поможет понять детям, насколько порядок крестьянской жизни в русской деревне был созвучен природе.

Работа с фольклорным материалом требует кропотливой работы. Знакомство со сложным материалом должна вестись последовательно от простого к сложному, через игровой материал, календарные песни, сценические игры. Завершением работы может стать фольклорный праздник. Младший школьный возраст является особенно благоприятным для начала серьезной работы. Именно в этом возрасте детям присущи чувство новизны и удивления по отношению к окружающему миру. Общение с фольклором развивает творческие способности у младших школьников, ответственность за окружающий его мир.



«Фольклорная ярмарка»

ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ:

Формирование представления о народной художественной культуре, фольклоре.


Пробуждение познавательного интереса к народному искусству.


Формирование умений общаться и работать в команде.


Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений народного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к своему народу, Родине, уважения к ее традициям, многонациональной культуре.


Формирование и развитие исполнительско - творческих навыков и умений каждого ребенка на фольклорной основе.



ЗАДАЧИ:

Содействовать формированию  самостоятельной познавательной деятельности,

толерантности в отношении к культуре своего и других народов.


Развитие индивидуальности, творческих способностей личности, интереса к народному искусству, формирование художественного вкуса.


Сохранение и преемственность исконно русских традиций в современном обществе.


Обобщение и закрепление знаний по традиционной народной культуре, декоративно-прикладному искусству.


Организация коллективной работы с учетом творческих возможностей детей.


ОФОРМЛЕНИЕ: 

Утварь, посуда, скатерти, салфетки, полотенца, коврики, прялка, веретёна. Платки, народные костюмы, матрёшки. Выставка детских работ. Вывеска ярмарка.



ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

( раздаются звуки ярмарки, весёлые наигрыши)

Сказительница:

Рано утром солнышко поднималося 
На ярмарку, на гуляние много народу собиралося
Гончары, и кружевницы, рукодельницы девицы.

Скоморох 1:

Внимание! Внимание!

Народное гуляние!

Торопись, честной народ, -

Всех вас ярмарка зовет.


Скоморох 2:


На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут друзья!




Скоморох 1:

Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!

Скоморох 2:

И со всех концов земли
Все на ярмарку пришли!

Скоморох 1: Народ собирается!

Скоморох 2: Наша ярмарка открывается!

(Входят Фома и Ерёма. )

Фома: Здорово, брат, Ерёма!

Ерёма: Здорово, брат, Фома!

Фома: Куда идёшь? Куда путь держишь?

Ерёма: На ярмарку иду!

Фома: А кто ж тебе про ярмарку-то сказал?

Ерёма: Да кума сказала.

Фома: А кума откуда знает?

Ерёма: А кума всё знает, что на свете делается.

А ты бывал ли, брат Фома, на ярмарке?

Фома: Бывал!

Ерёма: Велика ли ярмарка?

Фома: Да я не мерил.

Ерёма: А сильна ль?

Фома: Не боролся!

Ерёма: А кого ты на ярмарке видел?

Фома: Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову, глаза у неё узенькие, а лоб широкий.

Ерёма: Да ведь это медведь был!

Фома: Какой там медведь? Он не такой: медведь серый, хвост длинный, рот большой!

Ерёма: Да это волк!

Фома: Всё ты, брат, говоришь не в толк! Волка видел я: он маленький, глазки косые, ушки длинненькие, с горки на горку подпрыгивает, да от собак убегает.

Ерёма: Да это заяц!

Фома: Да какой там заяц! Да вон он сам сюда идёт - смотри!

(Разбегаются. Звучат наигрыши.)

Скоморох 1:

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит.

Собирайся, детвора!

Ждет вас русская игра!


Сценка с медведем.

Поводырь: Михаил Иваныч, закрыл ли ты дверь на ночь?

Медведь качает головой - нет

Поводырь: Почему не закрываешь, аль кого-то ожидаешь?

Медведь кивает головой – да.

Поводырь: может, ждешь молодца, чтоб набил тебе бока?

Медведь боится.

Поводырь: А-а-а. Боишься?! Может, ждёшь ты ребят, чтобы начали визжать?

Медведь садится на пол, сжимает уши лапами, раскачивается, мыча при этом - у-у-у.

Поводырь: Может ждешь старуху, чтоб набила тебе брюхо?

Медведь сидя на полу поглаживает себе живот.

Поводырь: А вот девки придут - тебе спать не дадут…

Медведь вскакивает и убегает.

Игра «У медведя во бору».

Играют две команды. Они ходят возле берлоги собирают ягоды и произносят следующие слова:


У медведя во бору

Грибы-ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.



Медведь выскакивает и ловит ребят, пойманных детей отводит в берлогу. После подведения итогов, медведь обходит зал с бубном, дети бросают ему конфеты.

Поводырь: А за угощения, Мишка, поблагодари всех низко!

Скоморох 1:

Солнце яркое встаёт.
Спешит на ярмарку народ!

А на ярмарке товары!
Пышут жаром самовары!

(Появляются коробейники с лотками, зазывают покупателей):

Коробейник 1:

Тары-бары-растабары!

Продаю я все товары!

Подходите, молодцы!

Есть иголки, ножницы,

Для старушек шали –

Мастера вышивали;

Для девиц платочки –

По середине цветочки.


Коробейник 2:


Эй, молодицы,

Сестры, девицы!

Платки расписные,

Ситцы цветные,

Заколки, помада –

Все, что вам надо!


Коробейник 3:

Мы ребята удалые!
Мы ребята озорные!
Всех на ярмарку зовём!
Мы игрушки продаём!

Коробейник 4:

А ну, честной народ,
Подходи, посмелей,
Покупай товар, не робей!

.Кому пирожки?

Горячие пирожки,

С пылу, с жару,

Гривенник за пару!

Купцы мы московские.

Пряники ростовские,

Сахарные, на меду,

Во все карманы накладу!


Звучит «Субботея»

(Один из зрителей берёт у коробейника Матрёшку, на которой написано «Сказка». Докучные сказки.)

Сказительница:

Начинаются наши сказки,
Заплетаются наши сказки
На море-окияне, на острове Буяне.
Там берёзонька стоит,
На ней люлечка висит,
В люльке зайка крепко спит.
Как у зайки моего
Одеяльце шелково,
Перинушка пухова,
Подушечка в головах.

Рядом бабушка сидит, 
Зайке сказки говорит.
Сказки старинные,
Не короткие, не длинные.
Про кошку, про ложку, 
Про лису и про быка, 
Про кривого пастуха,
Про гусей-лебедей,
Про смышлёных зверей...

Фома:
Стоит над рекой дуб. 
На том дубу сидит сорока- 
в реку смотрит. 
А рак вылез из воды и ползёт.
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт, а сорока смотрит.
Вот она смотрит, а рак лезет да ползёт
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт. А сорока смотрит.
Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползёт…
(и так без конца) 

Ерёма:
— Рассказать тебе сказочку про сову?
Фома:

— Расскажи!

Ерёма:
— Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова-
Весёлая голова.
Вот она летела, летела,
На берёзку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На берёзку села
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?.. 

Фома:
Пришел медведь к броду, 
Бултых в воду! 
Уж он мок, мок, мок, 
Уж он кис, кис, кис, 
Вымок, выкис, вылез, высох. 
Встал на колоду — Бултых в воду! 
Уж он мок, мок, мок…

Ерёма:

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец. 

(Выходят коробейники.)

Коробейник 1:

Давай - покупай!
Выбирай - забирай!

Коробейник 2:

Ребята, не зевайте,
Кто что хочет - покупайте!

(Другой зритель достаёт Матрёшку,"Небылицы". Дети инсценируют.)

Сказительница:

Небывальщины-небылицы
Лежат в бабушкиной светлице,
Завёрнуты в тряпицы
В медном ларце
На дубовом поставце, 
Кого хочешь - позабавь,
А ларец обратно на место поставь.

(Дети в парах инсценируют небылицы.)

1 ребёнок: Ты пирог съел?

2 ребёнок: Нет, не я.

1 ребёнок: А ещё хочешь?

2 ребёнок: Хочу!



1 ребёнок: Что делаешь?

2 ребёнок: Ничего.

1 ребёнок: А он что?

2 ребёнок: Помогать пришёл.



1 ребёнок: Сено для лошади?

2 ребёнок: Да.

1 ребёнок: Напоил лошадь?

2 ребёнок: Напоил.

1 ребёнок: Так иди запрягай!

2 ребёнок: А где она?



1 ребёнок: Здравствуй, кум! Ты куда?

2 ребёнок: Да по дрова поехал.

1 ребёнок: Что везёшь?

2 ребёнок: Сено.

1 ребёнок: Какое сено, ведь это дрова?!

2 ребёнок: А коли видишь, так что спрашиваешь?



1 ребёнок: - Федул, что губы надул?

2 ребёнок: - Кафтан прожег.

1 ребёнок: - Можно зашить.

2 ребёнок: - Иглы нет.

1 ребёнок: - А велика ли дыра?

2 ребёнок: Да один ворот остался.



1 ребёнок: Андрейка, детка, о чём плачешь?

2 ребёнок: Об ворота ударился головой.

1 ребёнок: Ну-ка, скажи, когда это случилось?

2 ребёнок: Вчера вечером.

1 ребёнок: Почему же ты плачешь сегодня?

2 ребёнок: Так вчера дома никого не было!

(Выходят коробейники).

Коробейник 3:

Диво дивное! Чудо чудное, а не товар!
Не ходи никуда, а подходи вот сюда!
Гляди, не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!

Коробейник 4:
Складные да ладные!

Здесь игрушки знатные, 
Всегда и всюду славятся, 
Они и вам понравятся!


(На следующей матрёшке написано "Пословицы и поговорки". Кто больше знает пословиц и поговорок.)

Без пословицы не проживёшь.

Пословица не мимо молвится.

Поговорка - цветочек, пословица - ягодка.

Без хозяина земля - круглая сирота.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Кто учится смолоду - не знает на старости голоду.

Правда что золотая дорога.



Коробейник 1:

Кушайте, питайтесь!
На нас не обижайтесь!

Коробейник 2:

Гости, не зевайте!
Кто что хочет - выбирайте!

(Зритель достаёт следующую Матрёшку "Песня". Дети по очереди проговаривают пословицы о песне.)

Песню петь - надо уметь.

Из песни слова не выкинешь.

Кто весел, тот и поёт.

Человек без песни - что птица без крыльев.

Хорошая русская песня дух бодрит.

(Затем исполняются русские народные песни: «Ой, сад во дворе», «Деревня» «Я на печке молотила», «Возле речки возле моста».)

(Выходят коробейники.)



Коробейник 3:

Не ходите никуда,
Подходите все сюда!

Вот товары хороши!
Выбирайте для души!

(Зрители достают Матрёшку со словом "Танец".)

Сказительница:

Россиянка в сарафане
Словно облако плывёт.
Не девчонка, а картинка,
Прямо за душу берёт.
В танце красивом,
В танце раздольном
Шагом пройдётся, не спеша.
Ох, до чего же, ох, до чего же,
Ох, до чего же хороша!

(Исполняется "Русский лирический".)

Коробейник 4:

Тары-бары-растабары!
Расторгуем все товары!

Мой товар на славу
И всем по нраву!

(Зрители достают последнюю Матрёшку «Загадки». Загадки про русские народные музыкальные инструменты. )

Мы собрали хоровод,

Пригласили, весь народ.

А в кругу наш пастушок

Дует весело в …………….

(Рожок)


Треугольная доска,

А на ней три волоска.

Волосочек тонкий,

А голосочек звонкий.

(Балалайка)


В руки ты её возьмёшь,

То растянешь, то сожмёшь

Звонкая, нарядная,

Русская трёхрядная.

(Гармонь)


И щи хлебают,

И «Барыню» играют.

(Деревянные ложки)



Сказительница:

Вот и солнце закатилось.
Вот и ярмарка закрылась.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
За столы всех приглашаем,
Русским чаем угощаем!

(Под русскую народную песню «Коробейники» гости выходят из зала.)

Мероприятие заканчивается чаепитием.