АНАЛИТИЧЕСКИЙ УРОК
ТЕМА УРОКА: «ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ – ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ И ФОЛЬКЛОРНЫЙ СИМВОЛ»
МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ: рекомендуется для проведения классного часа или факультативного занятия.
ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ: 6-9 классы общеобразовательной школы.
Возможно участие 10-11 классников как организаторов и ведущих.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: комбинированный урок с элементами беседы, драматизации, выполнением творческих заданий.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: качество проведения урока заметно возрастет при участии музыкального руководителя и учителя обслуживающего труда (девочки).
ЦЕЛЬ: - формировать историческое мышление.
- показать значимость и обоснованность выбора государственной символики, ее неслучайность и историчность.
- формировать целостное восприятие истории и культуры России.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: закрепить понятия о государственной символике России.
- узнать важность народной культуры и фольклорных традиций для понимания реальностей настоящего времени;
- познакомиться со смыслом и значением геральдической фигуры Георгия Победоносца в русской истории государства и культуры;
- познакомиться со значением и символикой весеннего скотоводческого праздника.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ: - развивать навыки устной речи, умения декламировать и выступать публично;
- развивать воображение и навыки актерского мастерства;
- способствовать реализации творческого потенциала учащихся.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: воспитывать гражданские чувства.
Воспитывать уважение к истории и государственным символам России.
Воспитывать бережное отношение к культуре, народным и семейным традициям.
Воспитывать уважительное отношение к культурному достоянию разных народов и государств, понимание многообразия и единства мировой истории и культуры человечества.
ОБОРУДОВАНИЕ: - изображение Герба Российской Федерации, репродукция картин русских и зарубежных художниковгеральдической фигурыссии.
олики, ее неслучайность и историчность.
с изображением Георгия Победоносца и его подвигов.
- монеты с изображением Георгия или их фотографии;
- «деревенские» костюмы для участников самодеятельности;
- словесные или символические наименования участников театрализации
- («замок», «глухой» и т.д.);
- выпечка или печенье в форме «козулек»;
- поговорки, связанные с именем Георгия.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:
- Распределение ролей и тем. Определение ведущих.
- Подготовка музыкальных и театрализованных фрагментов занятия. Желательна помощь музыкального руководителя.
- Подготовка ведущих для организации хоровода.
- Изготовление обрядовой выпечки для общего чаепития.
ПРИМЕРНЫЙ СЦЕНАРИЙ
- Вступительное слово учителя, представление ведущих.
- «Чудо Георгия о змее» - беседа с опорой на иллюстрации под контролем ведущих
- «Святой Георгий в древнерусской культуре» -
а) Рассказ учителя или специально подготовленного ученика об особенностях биографии святого в русских источниках.
б) Рассказ учителя или специально подготовленного ученика о связи культа Георгия с реликтовой обрядностью земледельческих культов.
в) Исполнение одной или двух песен «Батюшка Егорий, спаси нашу скотинку».
г) Представление и угощение обрядовой выпечкой всех присутствующих (или фигурным печеньем).
д) Исполнение обряда защиты домашнего скота в поле.
е) Организация общего хоровода под музыку.
4. Подведение итогов занятия силами самих учащихся.
Возможно чаепитие с «козульками».
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: - Что мы узнали о геральдических символах и правилах их выбора?
-Чем можно объяснить появление Святого Георгия Победоносца на российском гербе?
- Когда и при каких обстоятельствах это произошло?
- Какие легенды связаны с именем Георгия?
- Какие древние земледельческие обряды и праздники вы знаете?
- Какие из них связаны с именем Георгия? В чём это проявляется?
- Что такое «козульки»? Хотелось бы вам отмечать этот праздник с родителями дома?
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ:
Указ Президента России от 30 ноября 1993 г. утвердил положение о государственном гербе. Рисунок выполнен художником Ухналевым по мотивам Малого государственного герба Российской империи. Закон о гербе одобрен 20 декабря 2002 года Советом Федерации и 25 декабря 2002 года подписан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.
В статье №3 Закона о Государственном гербе РФ официальный государственный символ нашей страны описан следующим образом: « Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, распустившим свои крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона».
ЛИТЕРАТУРА
- Н.А Соболева. Российская государственная символика М., ВЛАДОС 2003 г.
- А.Г. Силаев Истоки русской геральдики М ., 2003 г.
- Круглый год. Русский земледельческий календарь М., Правда 1989 г.
- Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1 М., Олимп 1997 г.
- В.В Уздеников Монеты России М., Финансы и статистика 1986 г.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Все современные государства имеют свои отличительные знаки – символы их суверенитета. В каждой стране три таких символа – герб, флаг и гимн. Законодательное закрепление этого порядка складывается в XIX веке. Но это совсем не означает, что гербы и флаги государств не существовали ранее, или что их выбор – дело произвольное и случайное. Не редко символы самим своим существованием заставляют людей включаться в мир политики. При этом зачастую забывается, что они в своём развитии прошли долгий путь, изначально в них был заложен глубокий смысл и их создателями двигали прекрасные и добрые намерения. К сожалению, письменные источники весьма скупо освещают историю отечественной символики и историческая обусловленность возникновения и функционирования того или иного символа соседствует с легендарными занимательными историями.
«ЧУДО ГЕОРГИЯ О ЗМИЕ»
На этом этапе занятия организуется беседа или выступления учащихся с сообщениями. Первый вариант предпочтительней, т.к. легенды о жизни и подвигах Святого Георгия хорошо известны и имеется достаточное количество иллюстраций, включая «копейки». Ведение дискуссии могут
произвести специально подготовленные ученики, которые будут задавать вопросы и давать необходимые пояснения.
Например: Как зовут всадника?
Что он делает?
Видели ли вы другие изображения?
Какие выводы можно сделать о социальном статусе Георгия на
основе его изображения? и т.д.
В итоге должны быть активизированы следующие сведения: Христианская житийная литература говорит о Георгие как о современнике римского императора Диолектиана (284 – 303 г.), уроженце восточной Малой Азии (Каппадоки) или сопредельных ливанско – палестинских земель. Георгий принадлежал к местной знати и дослужился до высокого военного чина. Во время гонения на христиан его пытались принудить истязаниями к отречению от веры и в конце концов отрубили ему голову. Это ставит Георгия в один ряд с другими мучениками из военного сословия, которые после превращения христианства в государственную религию стали рассматриваться как небесные покровители «христолюбивого воинства» и восприниматься как идеальные воины (хотя их подвиг связан с мужеством не на поле сделали Георгия образцом брани, а перед лицом палача). Черты блестящего аристократа сделали Георгия образцом сословной чести: в Византии для военной знати, в славянских землях для князей, в Западной Европе – для рыцарей. Как змееборцу, легенда приписала Георгию умерщвление чудовища. Повествуется, что возле одного языческого города было болото, в котором поселился змей – людоед. Как всегда, в таких случаях, ему выдавали на съедение юношей и девушек, пока жребий не дошел до дочери правителя города. Когда она, в слезах, ожидала гибели, Георгий проезжал мимо и решил напоить коня. Он узнал, что происходит и стал ждать змия. По молитве святого укрощенный дракон пал к ногам святого, и девица привела его на поводке, как «послушного пса». Увидев это зрелище, все горожане во главе с правителем готовы выслушать проповедь Георгия и принять крещение. Георгий убивает змея мечом и возвращает дочь отцу. В этом рассказе Георгий выступает одновременно как богатырь, как проповедник истинной веры и как рыцарственный заступник обречённой невинности. Особой популярностью эпизод драконоборчества пользовался со времён крестовых походов в Западной Европе.
СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ В ДРЕВНЕ-РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ.
Рассмотрение этого вопроса основано на рассказе учителя, элементах беседы и, большая часть, на театрализованных выступлениях учащихся (кото-рые готовятся заранее).
В русских духовных стихах о «Егории Храбром» Георгий оказывается сыном царицы Софии премудрой из Иерусалима. Его облик наделен сказочными чертами: «голова у Егория вся жемчужная, по всем Егории часты звезды». От «царища-Демьянища» он терпит за веру заточение в подземной темнице в продолжение 30 лет /постоянные мотивы былин/. Затем чудесно
выходит на свет и идёт по русской земле для утверждения христианства. Трёх своих сестёр – язычниц он видит заросшими коростой и волосами пастухам волчьей стаи от воды крещения коросты спадают, а волки и змеи подчиняются власти Георгия. Все кончается богатырским поединком с царищем-Демянищем и искоренением на Руси «басурманства». С XIV века изображение всадника на коне становится эмблемой Москвы. В 1769 году в России был учрежден военный орден святого великомученика и Победоносца Георгия, в 1913 году – военный георгиевский крест.
По мнению историков, после победы на Куликовском поле /а когда, кстати, она произошла?/ в глазах московских князей образ святого Георгия – защитника христианства – мог стать особенно привлекательным, вплоть до заимствования некоторых атрибутов его внешнего облика или, наоборот, придание святому портретного сходства с государем. Так было при Иване IV и при Петре Великом.
Но Георгий совершал и другие чудеса. Наказывал святой воин воров, возмещая сторицей потерпевшему украденное, был покровителем скотоводов и земледельцев. С его именем связана реликтовая языческая обрядность земледельческих культур. В народном почитании Георгий выступает как олицетворение животворящей весны. В связи с этим иногда подчеркивается его троекратное умирание и оживление во время пыток. Византийские художники иногда изображают святого стоящего на молитве с собственной отрубленной головой в руках. Весенний праздник Георгия – 23 апреля, отмечался как сезонный рубеж скотоводского календаря : в этот день впервые выгоняли скот на пастбища, закалывали первого весеннего ягнёнка, пели песни:
Мы вокруг поля ходили,
Мы Егория окликали,
Мы Макария величали.
Егорий ты наш храбрый,
Макарий преподобный!
Спаси нашу скотину
В поле и за полем.
|
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком
От волка хищного
От медведя лютого,
От зверя лукавого.
|
(песня тамбовской губернии XIX века)
Ребятишки обходили с приговорами все дома селения, а затем шли в поле и там оставляли сделанные из прутиков маленькие кресты.
Батюшка Егорий
Спаси нашу скотинку,
Всю животинку,
В поле и за полем,
В лесу и за горами,
За широкими долами!
Волку, медведю-
Пень да колода,
Да белая берёза
Древесный камешек!
|
Нашим то телонькам –
Травка – муравка
Зелененький лужок!
Пастух выйдет на лужок!
Заиграет во рожок.
Хорошо пастух играет
Выговаривает:
«Телоньки –телитесь!
Свинки – пороситесь!
Курочки неситесь!»
Хозяюшка, добрися
Хозяин, не скупися
Богу – на свечку,
Ребятам по яечку.
|
Если окликальщикам выносили гостинцы, они продолжали:
«Дай вам Бог,
Надели, Христос,
Двести коров,
Полтораста быков,
Семьдесят телушек
Лысеньких!
|
Криволысеньких!
Они в поле то идут –
Всё помыкивают,
Они из поля идут-
Всё поигрывают!»
|
Если хозяева отказывали, ребята грозили:
Кто не даст яйца –
Всю скотину со двора
Под медведюшка!
(костромская губерния XIX век)
|
В день выгона пекли обрядовое печенье в виде «коровок», и прочих животных, отдаваемых под наблюдение Егория и пастуха. В прежние времена леса в нашей стране занимали обширные пространства и изобиловали дикими животными. Так что выпас скота всегда был сопряжен с опасностью. Стремясь предотвратить беду, крестьяне прибегали к всякого вида оберегам, основанным, как правило, на магии сходства: кормили корову с заслона «Как этот заслон каждую ноченьку стоит на своём месте, так бы и наша коровушка стоит
Пестронюшка в каждую ночь стояла бы на нашем дворе». Можно было перегонять коров через пояс или бить сковородником. «Коль крепко и плотно пояс вокруг меня держится, толь крепко и Пестронюшка вокруг двора держится и своей большушки матушки. Век и повеку, отныне и довеку!»
Хозяйки давали пастуху и подпаскам сало и яйца. А пастух распределяет роли для следующего действия. В нём участвуют: «заяц», «слепой», «хромой», «замок» и «колода». Их расставляют по краю стада и спрашивают:
- «Заяц, заяц, горька ли осина?».
«заяц» отвечает – «горька»
Потом спрашивают у слепого: «Слепой, слепой, видишь ли?»
«Слепой» отвечает «Не вижу!» «Дай Бог, чтобы и нашу скотинку не видела зверинка!» Дальше спрашивают у «хромого» - «Хромой, хромой, дойдёшь ли?». «Хромой» отвечает: «Не дойду!» - «Дай Бог, чтобы и зверь не дошел до нашей скотинки !». Дальше спрашивают у «замка»: «Замок, замок, разомкнешься ли?». «Замок» отвечает : «Не разомкнусь!» - «Дай Бог, чтобы и у зверя не разомкнулись зубы для нашей скотинки!». И, наконец, спрашивали у «колоды»: «Колода, колода, повернёшься ли?». «Колода» отвечала: «Не повернусь!» - «Дай Бог, чтобы и зверь не повернулся к нашей скотине!»
Если хозяева скупились, им пели неприятную поговорку:
«Не спасибо тебе тетка,
На плохом подаянии!
Дай тебе Бог
Подольше пожить
Да побольше нажить –
Вшей да мышей,
Тараканов из ушей!».
|
Крестьяне верили, что Григорий сам, невидимо для людей, выезжает в поле на своём белом коне и пасёт скот, охраняя его от зверей, над которыми тоже властвует. Широко бытовало поверье: в свой день Георгий разъезжает по лесам на белом коне и раздаёт зверям наказы. Поверье породило запреты и правила: нельзя работать в этот день, чтобы волк овец не поел.
И последнее: с Егория открывался сезон хороводов.
«Выгоняйте вы скотину
На широкую долину,
На попову луговину!
Гонят девки, гонят бабы,
Гонят малые ребята,
Гонят стары старики,
Мироеды – мужики.
|
«Выгоняйте вы скотину
На широкую долину,
На попову луговину!
Гонят девки, гонят бабы,
Гонят малые ребята,
Гонят стары старики,
Мироеды – мужики.
|
Ты скотинушку паси,
Ночевать ко мне ходи!
Пастух ночку ночевал –
Серу овцу потерял,
Он и третью ночевал,
Всё стадо потерял!».
|