СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Георгий Победоносец - геральдический и фольклорный символ России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

АНАЛИТИЧЕСКИЙ УРОК

 

ТЕМА УРОКА: «ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ – ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ И ФОЛЬКЛОРНЫЙ СИМВОЛ»

МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ: рекомендуется для проведения классного часа или факультативного занятия.

ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ: 6-9 классы общеобразовательной школы.

Возможно участие 10-11 классников как организаторов и ведущих.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: комбинированный урок с элементами беседы, драматизации, выполнением творческих заданий.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: качество проведения урока заметно возрастет при участии музыкального руководителя и учителя обслуживающего труда (девочки).

ЦЕЛЬ: - формировать историческое мышление.

            - показать значимость и обоснованность выбора государственной символики, ее неслучайность и историчность.

            - формировать целостное восприятие истории и культуры России.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: закрепить понятия о государственной символике России.

             - узнать важность народной культуры и фольклорных традиций для понимания реальностей настоящего времени;

            - познакомиться со смыслом и значением геральдической фигуры Георгия Победоносца в русской истории государства и культуры;

            -  познакомиться со значением и символикой весеннего скотоводческого праздника.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ: - развивать навыки устной речи, умения декламировать и выступать публично;

            - развивать воображение и навыки актерского мастерства;

            - способствовать реализации творческого потенциала учащихся.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: воспитывать гражданские чувства.

Воспитывать уважение к истории и государственным символам России.

Воспитывать бережное отношение к культуре, народным и семейным традициям.

Воспитывать уважительное отношение к культурному достоянию разных народов и государств, понимание многообразия и единства мировой истории и культуры человечества.

ОБОРУДОВАНИЕ: - изображение Герба Российской Федерации, репродукция картин русских и зарубежных художниковгеральдической фигурыссии.

олики, ее неслучайность и историчность.

 с изображением Георгия Победоносца и его подвигов.

  • монеты с изображением Георгия или их фотографии;
  • «деревенские» костюмы для участников самодеятельности;
  • словесные  или символические наименования участников театрализации

 

  • («замок», «глухой» и т.д.);
  • выпечка или печенье в форме «козулек»;
  • поговорки, связанные с именем Георгия.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:

  1. Распределение ролей и тем. Определение ведущих.
  2. Подготовка музыкальных и театрализованных фрагментов занятия. Желательна помощь музыкального руководителя.
  3. Подготовка ведущих для организации хоровода.
  4. Изготовление обрядовой выпечки для общего чаепития.

 

ПРИМЕРНЫЙ  СЦЕНАРИЙ

  1. Вступительное слово учителя, представление ведущих.
  2. «Чудо Георгия о змее» - беседа с опорой на иллюстрации под контролем ведущих
  3. «Святой Георгий в древнерусской культуре» -

а) Рассказ учителя или специально подготовленного ученика об особенностях биографии святого в русских источниках.

б) Рассказ учителя или специально подготовленного ученика о связи культа Георгия с реликтовой обрядностью земледельческих культов.

в) Исполнение одной или двух песен «Батюшка Егорий, спаси нашу скотинку».

г) Представление и угощение обрядовой выпечкой всех присутствующих (или фигурным печеньем).

д) Исполнение обряда защиты домашнего скота в поле.

е) Организация общего хоровода под музыку.

4. Подведение итогов занятия силами самих учащихся.

    Возможно чаепитие с «козульками».

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: - Что мы узнали о геральдических символах и правилах их выбора?

                                                                  -Чем можно объяснить появление Святого Георгия Победоносца на российском гербе?

                                                                  - Когда и при каких обстоятельствах это произошло?

                                                                  - Какие  легенды связаны с именем Георгия?

                                                                  - Какие  древние земледельческие обряды и праздники вы знаете?

                                                                  - Какие из них связаны с именем Георгия? В чём это проявляется?

                                                                  - Что такое «козульки»? Хотелось бы вам  отмечать этот праздник с родителями дома?

 

 

 

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ:

     Указ Президента России от 30 ноября 1993  г. утвердил положение о государственном гербе. Рисунок выполнен художником Ухналевым  по мотивам Малого государственного герба Российской империи. Закон о гербе одобрен 20 декабря 2002 года Советом Федерации и 25 декабря 2002 года подписан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.

В статье №3 Закона о Государственном гербе РФ официальный государственный символ нашей страны описан следующим образом: « Государственный герб РФ представляет собой  четырехугольный с закругленными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, распустившим свои крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона».

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Н.А Соболева. Российская государственная символика М., ВЛАДОС  2003 г.
  2. А.Г. Силаев Истоки русской геральдики М ., 2003 г.
  3. Круглый год. Русский земледельческий календарь М., Правда 1989 г.
  4. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1 М., Олимп 1997 г.
  5. В.В Уздеников Монеты России М., Финансы и статистика 1986 г.

 

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Все современные государства имеют свои отличительные знаки – символы их суверенитета. В каждой стране три таких символа – герб, флаг и гимн. Законодательное закрепление этого порядка складывается в  XIX веке. Но это совсем не означает, что  гербы и флаги государств не существовали ранее, или что их выбор – дело произвольное и случайное. Не редко символы самим своим существованием заставляют людей включаться в мир политики. При  этом зачастую забывается, что они в своём развитии прошли долгий путь, изначально в них был заложен глубокий смысл и их создателями двигали прекрасные и добрые намерения. К сожалению,  письменные источники весьма скупо освещают историю отечественной символики и историческая обусловленность возникновения и функционирования того или иного символа соседствует с легендарными занимательными историями.

 

«ЧУДО ГЕОРГИЯ О ЗМИЕ»

На этом этапе занятия организуется беседа или выступления учащихся с сообщениями. Первый вариант предпочтительней, т.к. легенды о жизни и подвигах Святого Георгия хорошо известны и имеется достаточное количество иллюстраций, включая «копейки». Ведение дискуссии  могут

 

 

произвести специально подготовленные ученики, которые будут задавать вопросы и давать необходимые пояснения.

Например:  Как зовут всадника?

                    Что  он делает?

                    Видели ли вы другие изображения?

                    Какие выводы можно сделать о социальном статусе Георгия на                                

                    основе его изображения? и т.д.

В итоге должны быть активизированы следующие сведения: Христианская житийная литература говорит о Георгие как о современнике римского императора Диолектиана (284 – 303 г.), уроженце восточной Малой Азии (Каппадоки) или сопредельных ливанско – палестинских земель. Георгий принадлежал к местной знати и дослужился до высокого военного чина. Во время гонения на христиан  его пытались принудить истязаниями к отречению  от веры и в конце концов отрубили ему голову. Это ставит Георгия в один ряд с другими мучениками  из военного сословия, которые после превращения христианства в государственную религию стали рассматриваться как небесные покровители «христолюбивого воинства» и восприниматься как идеальные воины (хотя их подвиг связан с мужеством не на поле сделали Георгия образцом брани, а перед лицом палача). Черты  блестящего аристократа сделали Георгия образцом сословной чести: в Византии для военной знати, в славянских землях для князей, в Западной Европе – для рыцарей. Как змееборцу, легенда приписала Георгию умерщвление чудовища. Повествуется, что возле одного языческого города было болото, в котором  поселился змей – людоед. Как всегда, в таких случаях, ему выдавали на съедение юношей и  девушек, пока жребий не дошел до    дочери правителя города. Когда она, в слезах, ожидала гибели, Георгий проезжал мимо и решил напоить коня. Он узнал, что происходит и стал ждать змия. По молитве святого укрощенный дракон пал к ногам святого, и девица привела его  на поводке, как «послушного пса». Увидев это зрелище, все горожане во главе с правителем готовы выслушать проповедь Георгия и принять крещение. Георгий убивает змея мечом и возвращает дочь отцу. В этом рассказе Георгий выступает одновременно как богатырь, как проповедник истинной веры и как рыцарственный заступник обречённой невинности. Особой популярностью эпизод драконоборчества пользовался со времён крестовых походов в Западной Европе.

 

СВЯТОЙ  ГЕОРГИЙ  В  ДРЕВНЕ-РУССКОЙ  КУЛЬТУРЕ.

    Рассмотрение этого вопроса основано на рассказе учителя, элементах беседы и, большая часть, на театрализованных выступлениях учащихся (кото-рые готовятся заранее).

    В русских духовных стихах о «Егории Храбром» Георгий оказывается сыном царицы Софии премудрой из Иерусалима. Его облик наделен сказочными чертами: «голова у Егория вся жемчужная, по всем Егории часты звезды». От «царища-Демьянища» он терпит за веру заточение в подземной темнице в продолжение 30 лет /постоянные мотивы былин/. Затем чудесно

 

выходит на свет и идёт  по русской земле для утверждения христианства. Трёх своих сестёр – язычниц он видит заросшими коростой и волосами пастухам волчьей стаи от воды крещения коросты спадают, а волки и змеи подчиняются власти Георгия. Все кончается богатырским поединком с царищем-Демянищем  и искоренением на Руси «басурманства».  С XIV века изображение всадника на коне  становится эмблемой Москвы. В 1769 году в России был учрежден военный орден святого великомученика и Победоносца Георгия, в 1913 году – военный георгиевский крест.

По мнению историков, после победы на Куликовском поле /а когда, кстати, она произошла?/  в глазах московских князей  образ святого Георгия – защитника христианства – мог стать особенно привлекательным, вплоть до заимствования некоторых атрибутов  его внешнего облика или, наоборот, придание святому портретного сходства с  государем. Так было при Иване IV и при Петре Великом.

Но Георгий совершал и другие чудеса. Наказывал святой воин воров, возмещая сторицей потерпевшему украденное, был покровителем скотоводов и земледельцев. С его именем связана реликтовая языческая обрядность земледельческих культур. В народном почитании Георгий выступает как олицетворение животворящей весны. В связи с этим иногда подчеркивается его троекратное умирание и оживление во время пыток. Византийские художники иногда изображают святого стоящего на молитве с собственной отрубленной головой в руках. Весенний праздник Георгия – 23 апреля, отмечался как сезонный рубеж скотоводского календаря : в этот день впервые выгоняли скот на пастбища, закалывали первого весеннего ягнёнка, пели песни:

   

    Мы вокруг поля ходили,

    Мы Егория окликали,

    Мы Макария величали.

    Егорий ты наш храбрый,

    Макарий преподобный!

    Спаси нашу скотину

    В поле и за полем.

    Под светлым месяцем,

    Под  красным солнышком

    От волка хищного

    От медведя лютого,

    От зверя лукавого. 

 

 (песня тамбовской губернии XIX века)

 

Ребятишки обходили с приговорами все дома селения, а затем шли в поле и там оставляли сделанные из прутиков маленькие кресты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Батюшка Егорий

Спаси нашу скотинку,

Всю животинку,

В поле и за полем,

В лесу и за горами,

За широкими долами!

Волку, медведю-

Пень да колода,

Да белая берёза

Древесный камешек!

 

Нашим то телонькам –

Травка – муравка

 Зелененький лужок!

 Пастух выйдет на лужок!

 Заиграет во рожок.

 Хорошо пастух играет

 Выговаривает:

«Телоньки –телитесь!

  Свинки – пороситесь!

  Курочки неситесь!»

  Хозяюшка, добрися

  Хозяин, не скупися

  Богу – на свечку,

  Ребятам по яечку.

  

  

 

Если окликальщикам выносили гостинцы, они продолжали:

 

«Дай вам Бог,

Надели, Христос,

Двести коров,

Полтораста быков,

Семьдесят телушек

Лысеньких!

Криволысеньких!

  Они в поле то идут –

  Всё помыкивают,

  Они из поля идут-

  Всё поигрывают!»

 

Если хозяева отказывали, ребята грозили:

Кто не даст яйца –

Всю скотину со двора

Под медведюшка!

 (костромская губерния XIX век)

 

 

В день выгона пекли обрядовое печенье в виде «коровок», и прочих животных, отдаваемых под наблюдение Егория и пастуха. В прежние времена леса в нашей стране занимали обширные пространства и изобиловали дикими животными. Так что выпас скота всегда был сопряжен с опасностью. Стремясь предотвратить беду,  крестьяне прибегали к всякого вида оберегам, основанным, как правило, на магии сходства: кормили корову с заслона «Как этот заслон каждую ноченьку стоит на своём месте, так бы и наша коровушка стоит

Пестронюшка в каждую ночь стояла бы на нашем дворе». Можно было перегонять коров через пояс или бить сковородником. «Коль крепко и плотно пояс вокруг меня держится, толь крепко и Пестронюшка вокруг двора держится и своей большушки матушки. Век и  повеку, отныне и довеку!»

 

 

Хозяйки давали пастуху и подпаскам сало и яйца. А пастух распределяет роли для следующего действия. В нём участвуют: «заяц», «слепой», «хромой», «замок» и «колода». Их расставляют по краю стада и спрашивают:

- «Заяц, заяц, горька ли осина?».

«заяц» отвечает – «горька»

Потом спрашивают у слепого: «Слепой, слепой, видишь ли?»

«Слепой» отвечает «Не вижу!» «Дай Бог, чтобы и нашу скотинку не видела зверинка!» Дальше спрашивают у «хромого» - «Хромой, хромой, дойдёшь ли?». «Хромой» отвечает: «Не дойду!» - «Дай  Бог, чтобы и зверь не дошел до нашей скотинки !». Дальше спрашивают  у «замка»: «Замок, замок, разомкнешься ли?». «Замок» отвечает : «Не разомкнусь!» - «Дай Бог, чтобы и у зверя не разомкнулись зубы  для нашей скотинки!». И, наконец, спрашивали у «колоды»: «Колода, колода, повернёшься ли?». «Колода» отвечала: «Не повернусь!» - «Дай Бог, чтобы и зверь не повернулся к нашей скотине!»

 

Если хозяева скупились, им пели неприятную поговорку:

 

«Не спасибо тебе тетка,

На плохом подаянии!

Дай тебе Бог

Подольше пожить

Да побольше нажить –

Вшей да мышей,

Тараканов из ушей!».

 

Крестьяне верили, что Григорий сам, невидимо для людей, выезжает в поле на своём белом коне и пасёт скот, охраняя его от зверей, над которыми тоже властвует. Широко бытовало поверье: в свой день Георгий разъезжает по лесам на белом коне и раздаёт зверям наказы. Поверье породило запреты и правила: нельзя работать в этот день, чтобы волк овец не поел.

И последнее: с Егория открывался сезон хороводов.

 

«Выгоняйте вы скотину

На широкую долину,

На попову луговину!

Гонят девки, гонят бабы,

Гонят малые ребята,

Гонят стары старики,

Мироеды – мужики.

 

«Выгоняйте вы скотину

На широкую долину,

На попову луговину!

Гонят девки, гонят бабы,

Гонят малые ребята,

Гонят стары старики,

Мироеды – мужики.

 

Ты скотинушку паси,

Ночевать ко мне ходи!

Пастух ночку ночевал –

Серу овцу потерял,

Он и третью ночевал,

Всё стадо потерял!».