Сценарий внеклассного мероприятия по теме:
«Готов к труду и обороне!»
Цель мероприятия: формирование первоначальных знаний о комплексе ГТО и продвижение ценностей здорового образа жизни.
Задачи мероприятия: 1. Познакомить учеников с важнейшими жизненными ценностями, позволяющими быть активным гражданином своей страны, способным противостоять негативным воздействиям агрессивной внешней среды;
2. Убедить в необходимости здорового образа жизни, формированию волевых качеств личности, необходимости занятий физкультурой и спортом;
3. Воспитывать чувство патриотизма, желание приумножать достижения своего народа.
Межпредметные связи: физическая культура, история, основы здорового образа жизни.
Оборудование: доска, компьютер, компьютерная презентация «ГТО», записки с вопросами.
Ход мероприятия
Организационный момент
Вступительная часть
«Моё имя».
Чтобы лучше узнать друг друга, давайте немного поиграем. Игра называется «Моё имя». Послушайте условия игры. Каждый участник, начиная с меня, должен встать и громко назвать своё имя, и прибавить к нему прилагательные, которые отражают положительные качества его характера.
Сначала представляется учитель. Затем дети называют свои имена и
прибавляют к ним прилагательные, характеризующие их.
Учитель: Я рада, что в нашем классе так много умных, красивых и добрых
учеников! Продолжаем наше знакомство. Ребята, я думаю, вам интересно узнать что-то обо мне. А мне, в свою очередь, интересно поближе познакомиться с вами. Предлагаю вам поиграть в ещё одну игру «Вопрос-ответ». Я буду проходить между рядами с волшебной коробочкой, в которой есть вопрос для каждого ученика. Вы опускаете руку в коробочку, вытягиваете карточку-вопрос и отвечаете на него. А потом любой вопрос задаёте мне, и я отвечаю на него.
Учитель проводит игру «Вопрос-ответ».
Учитель: Думаю, что сегодня вы узнали много нового друг о друге! Ребята, а есть ли среди вас спортсмены или те ребята, кто активно занимается спортом?! Какими видами спорта вы занимаетесь? Вы любите спорт? Кто-нибудь из вас слышал о ГТО? Что это такое? (Ученики отвечают.) Посмотрите, пожалуйста, на доску. (Ребята видят на доске надпись: «Здоровая нация – процветание Республики! А ты готов к труду и обороне?») Кто хочет громко прочитать девиз нашего мероприятия? (Один из учеников читает надпись на доске.)
Учитель: Так как же расшифровываются эти загадочные буквы ГТО? (Ученики отвечают.) Верно!
Вступительная беседа учителя
Учитель: Сегодня мы с вами постараемся разобраться, что же такое ГТО. Здоровье – это одна из важнейших ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Здоровый человек хорошо работает, учиться, он радуется жизни, может путешествовать и познавать окружающий мир, принести пользу себе и окружающим. Как вы думаете, ребята, а от чего же зависит здоровье? Как вы думаете, правительство России заботится о здоровье своего народа? Почему наше государство заботится о том, чтобы его граждане были здоровы? (Ребята отвечают.)
Для этой цели и служит комплекс ГТО.
Основная часть
ГТО – история создания, цели и задачи.
Рассказ учителя:
ГТО – программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях. Программа ГТО была создана в Советском Союзе и просуществовала с 1931 до 1991 г. Она охватывала население от 10 до 60 лет. В ней предусматривалось всестороннее физическое развитие населения страны, укрепление и сохранение здоровья, подготовка к труду и защите Родины.
Цель комплекса ГТО – увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки.
Задача – массовое внедрение комплекса ГТО, охват системой подготовки всех возрастных групп населения.
Принципы – добровольность и доступность системы подготовки для всех слоев населения, медицинский контроль, учет местных традиций и особенностей.
В 2017 году Глава ДНР подписал указ о возвращении системы ГТО. Александр Захарченко заявил о том, что, несмотря на усилия по продвижению ценностей здорового образа жизни, сейчас многие дети имеют хронические заболевания, и ситуация с массовым и с детским спортом требует серьезных изменений.
В программе ГТО существовало определенное количество испытаний и нормативов, распределенных по уровням сложности среди разных возрастных групп. Нормативы и требования комплекса ГТО периодически изменялись и дополнялись. В зависимости от уровня достижений сдающие нормативы каждой ступени награждались золотым или серебряным значком «ГТО», выполняющие нормативы в течение ряда лет - «Почётным значком ГТО». Первоначально, значки ГТО изготавливались штамповкой из меди или латуни с применением горячих эмалей. Причем внешний вид знаков ГТО изменялся, пока значки не приобрели свой окончательный вид. Последняя форма значков наиболее известная: такие значки выпускались огромными тиражами, купить такой значок было практически невозможно.
Чтобы получить значок советские граждане должны были сдавать нормативы по бегу, метанию гранаты, плаванию, отжиманию, бегу на лыжах, стрельбе и т. д. Получение и дальнейшее ношение значка ГТО было почетным. Следует добавить, что сдача норм ГТО, а тем более получение золотого значка обеспечивали не только всеобщее уважение, но и, безусловно, открывали дорогу в большой спорт.
Структура комплекса включает 11 ступеней, для каждой из которых установлены виды испытаний и нормативы их выполнения для права получения в первых семи из них бронзового, серебряного или золотого знака и без вручения знака в остальных четырех в зависимости от пола и возраста. Кроме того, для каждой ступени определены необходимые знания, умения и рекомендации к двигательному режиму. Ребята, к какой из представленных ступеней вы можете отнести себя?
Нормативы ГТО.
(Работа с таблицей нормативов)
III. СТУПЕНЬ
(возрастная группа от 12 до 13 лет)
1. Виды испытаний (тесты) и нормативы
№ п/п | Виды испытаний (тесты) | Нормативы |
Мальчики | Девочки |
Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак | Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак |
Обязательные испытания (тесты) |
1. | Бег на 60 м (с) | 11,0 | 10,8 | 9,9 | 11,4 | 11,2 | 10,3 |
2. | Бег на 1,5 км (мин, с) | 8.35 | 7.55 | 7.10 | 8.55 | 8.35 | 8.00 |
или на 2 км (мин, с) | 10.25 | 10.00 | 9.30 | 12.30 | 12.00 | 11.30 |
3. | Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз) | 3 | 4 | 7 | - | - | - |
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (количество раз) | - | - | - | 9 | 11 | 17 |
или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз) | 12 | 14 | 20 | 7 | 8 | 14 |
4. | Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу | Касание пола пальцами рук | Касание пола пальцами рук | Касание пола пальцами рук | Касание пола пальцами рук | Касание пола пальцами рук | Касание пола пальцами рук |
Испытания (тесты) по выбору |
5. | Прыжок в длину с разбега (см) | 280 | 290 | 330 | 240 | 260 | 300 |
или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) | 150 | 160 | 175 | 140 | 145 | 165 |
6. | Метание мяча весом 150 г (м) | 25 | 28 | 34 | 14 | 18 | 22 |
7. | Бег на лыжах на 2 км (мин, с) | 14.10 | 13.50 | 13.00 | 14.50 | 14.30 | 13.50 |
или на 3 км | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени |
или кросс на 3 км по пересеченной местности* | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени |
8. | Плавание 50 м (мин, с) | Без учета времени | Без учета времени | 0.50 | Без учета времени | Без учета времени | 1.05 |
9. | Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция - 5 м (очки) | 10 | 15 | 20 | 10 | 15 | 20 |
или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция 5 м | 13 | 20 | 25 | 13 | 20 | 25 |
10. | Туристский поход с проверкой туристских навыков | Туристский поход на дистанцию 5 км |
Количество видов испытаний (тестов) в возрастной группе | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Количество видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса** | 6 | 7 | 8 | 6 | 7 | 8 |
* Для бесснежных районов страны.
** Для получения знака отличия Комплекса необходимо выполнить обязательные испытания (тесты) по определению уровня развития скоростных возможностей, выносливости, силы, гибкости, а также необходимое количество испытаний (тестов) по выбору по определению уровня развития скоростно-силовых возможностей, координационных способностей, уровня овладения прикладными навыками. Виды обязательных испытаний (тестов) и испытаний (тестов) по выбору изложены в приложении к настоящим Требованиям.
2. Требования к оценке знаний и умений – в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
3.Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 9 часов)
№ п/п | Виды двигательной деятельности | Временной объем в неделю, не менее (мин ) |
1. | Утренняя гимнастика | 105 |
2. | Обязательные учебные занятия в образовательных организациях | 135 |
3. | Виды двигательной деятельности в процессе учебного дня | 120 |
4. | Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, полиатлону, гимнастике, подвижным и спортивным играм, фитнесу, единоборствам, туризму, в группах общей физической подготовки, участие в спортивных соревнованиях | 90 |
5. | Самостоятельные занятия физической культурой (с участием родителей), в том числе подвижными и спортивными играми, другими видами двигательной деятельности | 90 |
В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 4 часов |
Рефлексия
Учитель: Ребята, давайте подведем итог нашего мероприятия. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- О чём мы говорили сегодня на нашем мероприятии?
- С какой целью в России возродили ГТО?
- Необходим ли этот комплекс вам? Для чего?
Действительно, каждый из нас хочет быть здоровым, сильным, ловким, выносливым. А для этого необходимо заниматься физкультурой и спортом. Меньше тратить времени на Интернет и различные виртуальные игры, больше проводить времени на свежем воздухе, играть в подвижные спортивные игры. И даже если вы не достигнете высоких результатов в спорте, не станете олимпийскими чемпионами, в любом случае, вы станете хорошими работниками, которые будут трудиться на благо нашей Родины. Ведь не зря девиз нашего урока «Здоровая нация – процветание России!»
А вы готовы к труду и обороне? (Дети отвечают.) Молодцы!
Дорогие ребята, наше мероприятие подошло к концу. В заключении я хотела бы выразить благодарность за ваше внимание и активное участие в сегодняшнем мероприятии. Будьте такими же активными и задорными во всех мероприятиях, которые вас ожидают уже в этом году. Надеюсь, что первый год нашей совместной работы, как и все последующие года, будет очень плодотворным, мы с вами добьемся успехов не только в учёбе, но и творческой и спортивной жизни школы!
Классный руководитель 8-А класса Лиманская И.В.