Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Краснодубровская основная общеобразовательная школа»
Воловского района
Тульской области



Игра – сказка
«На озере».
Цель: 1. заложить основы для формирования у школьников экологического понятия о
пищевых связях за счет определения значения и места земноводных в цепях
питания;
2. развить умения самостоятельно составлять цепи питания;
3. воспитывать бережное отношение к природе.
Игра – сказка рассчитана на школьников 10-12-летнего возраста. Можно ее использовать также на обобщающем уроке по теме «Класс земноводных».
Оборудование: изображение лягушки, двух-трех комаров, норки; для лучшего эстетического восприятия сказки использую красочное изображение лесного озера (сшитое из ткани ).
Учитель. Сейчас я расскажу вам сказку,
Быть может, быль, а может быть, побаску.
Что правда в ней, что выдумка, решите вы тотчас.
Теперь внимательно послушайте рассказ.
В некотором царстве, в небольшом нереальном государстве, посередине дремучего леса расположилось маленькое, но очень красивое лесное Озеро.
(На полу раскладываю сшитое озеро).
На этом дивном озере, заросшем рогозом и камышом, тихо, мирно и счастливо жила семья самых обыкновенных… лягушек. И все у них было прекрасно, и воды, и пищи вдоволь.
А вот чем питались лягушки, в сказке не сказано, о том вам самим додумать надобно.
(Учащиеся отвечают: питаются москитами, оводами, личинками
насекомых. После ответа на озеро рядом с лягушкой располагаю
изображения комаров.)
Учитель. И, как в любом царстве – государстве, в своих апартаментах жил, ни о чем не тужил, местный царь. И было бы все хорошо, да только поехал однажды этот царь на пир в соседнее королевство и испробовал на том пиру блюдо заморское, деликатесное, французским поваром из лягушачьих лапок приготовленное. И так полюбилось царю это кушанье, что, вернувшись домой, отдал он приказ семью лягушек из озера выловить и дивных блюд наготовить.
(Убираю с озера лягушек)
Пришла беда в царство мирное, в лес дремучий, на озеро тихое. Стали жители этой местности страшно болеть, их мучила лютая лихорадка. Объясните же царю глупому, чем болеют его подданные и в чем причина заболевания?
(Ответ учеников: это малярия, она вызывается паразитом,
Бубнова Наталья Фёдоровна
переносчиком которого является малярийный комар.
Уничтожение лягушек, питающихся комарами, привело к
массовому размножению насекомых и стало причиной
вспышки малярии.)
Учитель. В лесу рядом с озером жили норки.
(Помещаю изображение норки.)
Норки постоянно охотились на лесном озере, и водилось их раньше в этих местах великое множество. Только все реже и реже стали встречаться здесь пушистые зверьки, количество их сократилось. Говорили старики мудрые, что и в этой беде повинен царь со своими прихотями.
В чем же вина царская?
(Ответ учеников: лягушки составляют более 1/3 пищевого рациона
норок. Поэтому уничтожение лягушек привело к сокращению
численности норок.)
Учитель. Вот сколько бед и несчастий от царской забавы. Негоже человеку в дела природы вмешиваться. Все в ней особыми цепями связано, так что и всякий зверь, и цветок маленький в них особое звено, важное.
(На доску помещаю изображения животных так, чтобы ярко
выделялась цепь питания: комары – лягушки – норки.)
Только тронь одно – и все рассыплется и распадется. А цепь эту пищевой называют.
Сказка – ложь, а в ней намек.
Где здесь выдумка, а где урок?
Можно предложить ввести в сказку новых героев, которые были бы связаны пищевыми цепями с одним из персонажей сказки или придумать новую историю, в которой выявлялась бы взаимосвязь между компонентами природы.