СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие " Юные подпольщики Краснодона"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие содержит материал о молодогвардейцах . Игры, кроссворды, песни усилят эмоционально -чувственное восприятие .

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие " Юные подпольщики Краснодона"»

Автор урока:

Учитель 3-Б класса

ГБОУ ЛНР « Стахановской СОШ №32»

Гончар Е.А.

Тема:Юные подпольщики Краснодона

Цель: формирование гражданственности и патриотизма, интереса к изучению истории родного края, воспитание у детей и учащейся молодежи чувства гордости за свое Отечество и ее героев.

Побуждать к участию в патриотических акциях и мероприятия .

Задачи : расширять знания учащихся о главных исторических событиях Республики

приобщать к патриотическим ценностям своего народа

воспитывать чувство уважения к героям прошлого и настоящего

формировать представление о мире как абсолютной ценности

мотивировать учащихся к сотрудничеству и диалогу о ценности жизни

Ход мероприятия.

Звучит первый куплет “Песни о краснодонцах”

(сл. С. Острового, муз.В. Соловьева-Седого).

-В героической летописи Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков немеркнущей страницей сияет подвиг юных подпольщиков Краснодона – членов комсомольской организации “Молодая гвардия”. В суровую пору тяжелых испытаний, молодогвардейцы мужественно сражались с врагом и до конца выполнили свой священный долг.

Звучит первый куплет пески “Священная война”

(сл. В. Лебедева-Кумача, муз.А. Александрова).

-Как вы думаете , что лучше для человека «война» или «мир»?

- Что приносит мир, выберите слова и прикрепите к доске , напротив слова мир .По очереди подходите .А теперь к слову « война»( слайд 2)

-МИР( жизнь , строительство , веселье, любовь, Родина, милосердие )

ВОЙНА( смерть, разрушения , слезы , ненависть, чужбина, зверство)

-1941-й год. На нашу землю пришел враг. В жестокую схватку с ним вступили все советские люди, от мала до велика. 20 июля 1942 года немцы вступили в Краснодон. По безлюдным улицам притихшего городка проносилась мотопехота, гремели сапоги оккупантов. Слезы и горе, унижения и жестокую расправу с мирными жителями принесли завоеватели. Зверствам их не было конца.( Слайд 3)

Игра «Третий лишний» ( словарная работа)( Слайд 4)

Сталинград Гестапо

Краснодон фашисты

Ровеньки подпольщики



-Олег Кошевой, будущий комиссар “Молодой гвардии”, написал стихи:

УЧЕНИК На милую и горделивую,

На наш родимый, мирный край,

На нашу Родину счастливую

Напал фашистский негодяй.

-Бороться! Эта мысль возникла одновременно у многих юношей и девушек, оказавшихся в оккупированном Краснодоне. Но как? У ребят не было ни оружия, ни опыта... Будущие молодогвардейцы начинают действовать в одиночку и маленькими группами. Но вскоре юные мстители создали подпольную организацию “Молодая гвардия”.

-Фашисты пытались запугать жителей Краснодона и использовали все средства информации. Писали в газетах, что доблестные войска Германии уже захватили Сталинград, Москву и через несколько дней окончится война.

Ребята – подпольщики слушали тайком радио и на тетрадных листочках писали правду, ночью расклеивали по городу. Хотя знали , если поймают, то расстреляют на месте.

-Для чего так рисковали подпольщики ?

- Почему жителям оккупированной территории важно знать о победах СВОЕЙ армии или что страна живет и борется?

-Как вы думаете , какими были юные подпольщики до войны, в мирное время?

ИГРА «Портрет»

- Чьи портреты перед вами на доске? Прочитайте имена и фамилии подпольщиков и соедините портреты с именами, а потом возьмем конвертик и прочитаем о этом герое, об его школьных годах.

Иван Земнухов Любовь Шевцова Сергей Тюленин Олег Кошевой







1 конверт

В 1932 году Земнуховы переехали на Донбасс в поселок Сорокино. В 1938 году поселок был переименован в Краснодон. Здесь Ваня продолжил учебу в школе №1, которая носила имя Горького. В школе Земнухов был вожаком среди комсомольцев: его выбрали секретарем школьной организации молодых коммунистов. Шефствовал над пионерами школы, был пионервожатым. Участвовал в литературном кружке, был его старостой. За его начитанность, зрелость суждений товарищи называли Земнухова профессором. Со слов учителя Даниила Алексеевича Саплина, юноша преклонялся перед Пушкиным, Лермонтовым, даже писал стихи. В 1941 году Иван окончил 10-й класс. А дальше была война.

2 конверт

Училась в школе №4 имени К. Е. Ворошилова. Люба с детства отличалась живым и веселым характером, всегда была первой на спортивных соревнованиях, в художественной самодеятельности и кружке юннатов. В школьном саду и во дворе Шевцовых росли цветы, посаженные Любашей. Многие краснодонцы до сих пор помнят ее звонкий голос, звучавший в клубе имени А. М. Горького, на полевых станах колхозов и в нарядных шахт. Люба мечтала стать артисткой, но началась война.

3 конверт

Тюленин начал учиться в школе № 1 имени А. М. Горького, продолжал в школе имени К. Е. Ворошилова (ныне эта школа носит имя Сергея Тюленина). Вместе со школьными товарищами Виктором Третьякевичем, Любой Шевцовой и другими участвовал в художественной самодеятельности при клубе имени А. М. Горького. Кружковцы выступали на полевых станах, в нарядных шахт, в клубах.

После окончания семи классов Тюленин пытался поступить в летную школу в городе Ворошиловграде, выпускником которой был Гастелло.

4 конверт

Официальная биография Кошевого рассказывает, что в г. Краснодон парень попал в 1940 г, там проживали его мать Елена Николаевна и бабушка. В том же году Олег Кошевой продолжает свое обучение уже в третьей школе свой жизни. Именно там пионер познакомился и подружился с будущими молодогвардейцами: Иваном Земнуховым, Георгием Арутюнянцем и Валерией Борц. Олег Кошевой был начитанным, смелым и любознательным юношей. В школе редактировал стенгазету, принимал участие в художественной самодеятельности, писал стихи и рассказы, которые печатались в местном альманахе «Юность».(Слайд 9)















-Кроссворд.



1.л

ю

б

а

2.р

а

д

и

о

3.с

е

р

г

е

й

4.п

и

с

т

о

л

е

т

5.о

л

е

г

6.в

а

н

я

7.к

о

р

о

в

ы

8.п

о

ж

а

р

1.Имя девушки, которая распространяла листовки, собирала и передавала сведения другим подпольным организациям, помогала держать связь, брала участие в поджоге биржи,ее называли артисткой.

2.Преспосибление, с помощью которого молодогвардейцы узнавали правду о делах на фронте.

3.В ночь с 6 на 7 ноября 1942 года этот молодогвардеец с боевыми товарищами вывесил флаг на школе № 4 имени К. Е. Ворошилова. Его имя.

4.Какое оружие нашли у О. Кошевого при обыске?

5. Имя одного из организаторов подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия», ее комиссара.

6.Как звали начальника штаба Земнухова, который отвечал за шифр и конспирацию?

7.Какие животные были отбиты у немцев молодогвардейцами?

8.Что устроили подпольщики , чтобы фашисты не угнали 2 тысячи юношей и девушек в Германию?

-Какое слово получилось в выделенном столбике? Листовка. Для чего писали листовки? Почему они так злили немцев?

УЧИТЕЛЬ



-Молодогвардейцы готовились к самой важной операции — вооруженному восстанию, чтобы прийти на помощь Красной Армии во время освобождения Краснодона. Но не пришлось юным мстителям встретить Красную Армию, потому что в их рядах оказался предатель.

-Как только начались аресты, Сергей Тюленин, рискуя быть арестованным, обежал всех ребят и всех предупредил.

-Молодогвардейцам был дан приказ немедленно уходить из города маленькими группами в условленные места и оттуда пробираться в партизанский отряд. Но ребятам пришлось вернуться в Краснодон, так как на каждом шагу были немецкие патрули. Они хватали всех подозрительных

1. Январь, морозы, начались аресты…

У Кошевого паспорт не нашли…

Но пистолет был спрятан возле сердца,

С юнцом фашисты грубо обошлись

2. Гестапо – немцев тайная разведка,

В ней все готово душу вынимать,

Клинок, игла вбивались в пальцы резко…

И кровь лилась во вражескую пасть.



3.Пиджак разорван был у комсомольца,

У Кошевого в нем билет нашли,

Пустых два бланка зашивались в кромке,

В подкладке были спрятаны они.



4.Чтоб личность подтвердилась Кошевого,

Товарищей его искали врознь,

Любовь Шевцову привезли в конвое,

Доставлен вслед Субботин, Огурцов.



5.Семен Остапенко был пойман позже,

Их было четверо всего юнцов,

Им по семнадцать, восемнадцать, все же

Готовы все идти на смертный бой.



Просмотр презентации.

Ученики

1. . . . Гитлеровцев раздражала поэтическая приподнятость Вани Земнухова и они старались вытравить её особо зверскими пытками...

2. . . .Их раздражала яркая красота Ульяны, и они изощрялись в

уничтожении этой красоты.. . «С запрокинутым бледным лицом и

волочащимися по полу косами Улю швырнули к стене. Она застонала,

и попросила Лилю Иванихину поднять кофточку, очень жгло. Лиля в

ужасе отпрянула и заплакала: на спине Ули горела пятиконечная звезда.»

1. . . .Их раздражал презрительный взгляд Олега Кошевого, поседевшего от мук, но не сдавшегося.

2. . . .Их раздражали крепко сжатые, чуть выдающиеся вперед губы худенького Сергея Тюленина, которого пытали вместе с матерью.

1. . . . Их раздражала Любка-артистка и её песни, звучавшие в камере, на допросах, во время пыток — и её пытали дольше всех.

Учитель:

- После страшных пыток и мучений, несломленные, гордые, они были казнены. Посмотрите на иллюстрацию.

- В чем одеты девушки и парни?А фашисты?( Слайд 11)

- Что в руках у немцев ? А подпольщики все ли стоят вольно ?

-Даже избитых , с отрезанными частями тела, связывали , т.к. боялись их .

-Родина не забыла о подвигах своих сыновей и дочерей. 13 сентября 1943г. руководителям штаба «Молодой гвардии» Олегу Кошевому, Ивану Земнухову, Сергею Тюленину, Ульяне Громовой, Любови Шевцовой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза

Ученик

Нет! Нет! Вовеки не бывать

Хозяином врагу.

Он может жечь и убивать,

Душить людей в дыму,

Нет, никогда такой народ

Как русский наш народ,

Не упадет и не умрет

И в рабство не пойдет!

-Какие рисунки вы подготовили? Расскажите , что вы нарисовали . Почему ?

Чтецы:

1.Мы были большими, как время,

2.Мы были живыми, как время.

3.Теперь — мы в легендах прославленных дней,

4.Теперь — мы в граните и в бронзе,

1.Теперь — мы в поэмах и в прозе,

2.Теперь — мы в безмолвье могильных камней..

3.Спасибо за память, потомки,

4.Спасибо за верность, потомки,

1.Спасибо за то, что алеет заря.

2.Не зря мы над смертью смеялись,

3.Не зря наши слёзы и ярость,

4.Не зря наши песни и клятвы не зря.

1.А вы оставайтесь живыми,

2.Прекрасно и долго живите.

3.Мы знаем, дорога у вас не проста.

4.А вы — продолжение наше,

1.А вы — утешение наше,

2.А вы — наша память и наша мечта.

-Как вы думаете , почему подпольщики рисковали самым дорогим –жизнью, вывешивая листовки, угоняя скот , вывешивая флаг, паля биржу ? Может зря парни и девушки рисковали?

- Как мы можем продолжить дело краснодонцев ?( Нужно делать край, за который отдали жизнь краснодонцы , лучше . )

-А как вы можете это сделать?( Учиться хорошо, чтоб освоить нужную профессию. Беречь природу , сажать деревья, не мусорить на улице…)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!