СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Каждой пичужке - своя кормушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "Каждой пичужке - своя кормушка" поможет рассказать детям о птицах родного края, о помощи, которую мы им можем оказать.

Просмотр содержимого документа
«Каждой пичужке - своя кормушка»


МОУ «СОШ с.Ново-Захаркино

Духовницкого района Саратовской области»












Мастер – класс

«Каждой пичужке

своя кормушка»



Автор: КАЗАКОВА

НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА,

учитель начальных классов

Iквалификационной категории

МОУ «СОШ с.Ново-Захаркино

Духовницкого района Саратовской области»












Об окружающей среде в наше время много говорят и пишут, и часто можно услышать или прочитать, что она загрязняется и гибнет, что может наступить её всемирное разрушение, тогда не выживет и человек. Во всех странах мира созданы экологические организации, которые ведут борьбу за сохранение чистоты воды и воздуха, плодородия почвы, за охрану леса и животных. Однако сохранить окружающую среду можно при условии, что каждый человек осознаёт эту необходимость и будет разумно и бережно относиться к природным богатствам. Например, организации по защите лесов будут напрасно бороться за их сохранение, если туристы, грибники будут оставлять непотушенными костры, а лесорубы – вырубать все деревья подряд. Поэтому в наше время каждый человек должен обладать минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, необходимых для использования природы без нанесения ей существенного вреда, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным. Древнекитайская мудрость гласит: “Если не получаешь желаемого, измени свои действия”. Следовательно, мы должны проанализировать привычный образ жизни, свои поступки с точки зрения их дружественности по отношению к окружающей среде и постараться изменит или даже отказаться от тех из них, которые пагубно влияют на окружающую среду и на нас самих.

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому начальная школа занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей.
Главная задача экологического образования младших школьников - формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.

«Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность» (В.А. Сухомлинский).

С пением птиц, с шелестом листьев, со звоном весеннего ручейка открывает ребенок свой особый образ природы, свой особый мир. Этот мир учит его быть добрым, смелым, сильным духом и стойким. Он помогает познавать красоту в окружающей действительности, будит творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры.

Экологическое образование и воспитание детей осуществляется в основном через воздействие на эмоции и чувства детей. Как известно из возрастной психологии, дети в основном принимают окружающий мир через эмоции.

Сумма знаний, не затронувшая душу и сердце ребёнка, не ставшая для него лично значимой, будет только дополнительной нагрузкой на память, от которой ребёнок постарается побыстрее избавиться. Эмоциональная реакция очень доброго ребёнка, увидевшего “беспомощного” птенца-слётка: необходимо защитить, унести от опасного места, покормить… без знания особенностей развития гнездовых птиц (птенцы учатся летать недалеко от родного гнезда) принесёт не ожидаемую пользу, а непоправимый вред птенцу.

У ребёнка внутренняя энергия и активность личности требует постоянного проявления. Поэтому очень важно предоставить ребёнку как можно больше различных видов деятельности для самореализации. А, это, безусловно, требует изменение технологий образовательного процесса на уроках, включения детей в развивающую деятельность в системе внеклассных занятий, выхода в ближайшее социоприродное окружение.



1.    Первый   весенний   месяц...   Прекрасная   пора   для   всего   живого. Пробуждается природа. И мы с нетерпением ждем наших друзей – пернатым странников. А они появятся вот-вот. Скворцы, грачи, жаворонки, трясогузки, ласточки, стрижи.
2.    Птицы... знакомые и незнакомые, наши далекие и близкие соседи по планете.    Ежегодно    стаи    пернатых,    движимые    великим    инстинктом продолжения рода, покрывают огромные расстояния по извечным маршрутам. На этом  пути   их предостерегают опасности и испытания. Сколько трудов, забот, усилий стоит им каждый перелет, каждое гнездо, каждый оперившийся птенец!
3.    Нельзя не проникнуться восхищением к этим пушистым, горластым комочкам жизни, которых ждут небо, дорога, ветры и звезды... И какими безжалостными выглядят при мысли о нелегкой птичьей судьбе охотничье ружье. Или рогатка. Птицы заслуживают участия и любви.
4.    Каким скучным был бы мир без птиц! Так давайте же их любить, сохранять и любоваться их полетом!
5.    Птицы придают прелесть полю, лесу, лугу, берегу реки. Они лучшие украшения  парков,  садов.  Своими яркими красками,  звучной  песней они делают природу радостной и приятной.
6.    По красоте и яркости оперения птицы могут соревноваться с цветами. А их песни! Разве можно представить весенний парк, лес без пения птиц.
Солист лесов — соловей.

Птицы не только певцы, но и строители — они сооружают гнезда из травинок, пуха, глины, а так же еще и санитары - очищающие сады от пауков, личинок. Птицы - врачи спасают деревья от гибели.

Лесной доктор - дятел.

Птицы садоводы разносят семена ценных деревьев.   Птицы путешественники пролетают десятки, сотни тысяч км через
моря, реки, пустыни. Они и астронавты, ведь в полете они ориентируются по звездам, солнцу, по морским течениям
-    А теперь мы с вами отправимся в прекрасный, многообразный мир птиц.

Каждой пичужке своя кормушка

Цели:

  • расширить знания о природе нашего края;

  • прививать любовь к природе и воспитывать гуманность.

Задачи:

  • познакомить с особенностями зимующих птиц;

  • показать необходимость и способы оказания помощи птицам зимой.

Ход.

Вступительное слово учителя.

Стихотворение К.Мухаммади

Как птицам перезимовать?
Известно, что у птиц,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.

Но кто же им даёт приют,
Когда снега метут?

Бывают птицы разные.
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.

Другие - те народ иной,
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.

Но если долго снег идёт
И долго длится вьюга
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.

Определение темы.

- Как вы думаете, какую тему сегодня будем обсуждать?

- А как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные)

- Почему птицы на зиму улетают? (нет пищи)

- Как называются птицы, которые остаются на зиму? (зимующие)

- Как мы можем помочь?

- Сало и зернышки, хлеба горбушка – птиц угощает зимою… (Кормушка.)

- Как сделать кормушку? Какой она должна быть?

- Чем питаются зимующие птицы?

- Тема нашего внеклассного мероприятия «Каждой пичужке своя кормушка».


Работа по группам.

Предлагаю поработать в группах.



Разминка «Бей ответом прямо в цель»

( 1 балл за правильный ответ)

Учитель. А сейчас у нас небольшая разминка. Команды должны будут ответить на вопросы по очереди.

1.Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)

2.Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)

3.Птица-кашевар из детского стишка? (Сорока)

4.Какая птица является ближайшей родственницей Снегурочки? (Снегирь)

5.Какая птица считается символом мудрости и познания? (Сова)

6.Какую птицу называют крылатым почтальоном? (Голубь)

7.Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец)

8.У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

9.Что птицам страшнее – голод или холод? (Голод)

10.Какая птица ночует, зарывшись в снег? (Куропатка, тетерев, глухарь)

11.Чем отличаются гнёзда вороны и кукушки? (Кукушка гнезда не вьёт)

12.Какого числа отмечается Международный день птиц? (1 апреля)



Конкурс «Новости кормушки»

( 1 балл за правильный ответ)

Обратите внимание, что все птицы разлетелись, а какие должны прилететь на кормушку, каждая команда по очереди находит по описанию.

1.В понедельник мы положили в кормушку крошки хлеба, семечки подсолнуха, сало и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это? (Воробьи)

2.Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали. (Синичка)

3.В среду прилетели небольшие пушистые птички, с красными грудками, с белой полоской на темно-синих крыльях, они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины. (Снегири)

4.В четверг на кормушке обедали большие птицы:

Непоседы пестрые,

Птицы длиннохвостые,

Птицы говорливые,

Самые болтливые. (Сороки)

5.А в пятницу на кормушке побывало много птиц:

Кто в берете ярко-красном,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит –

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

6.Носит черненький жилет,

Но у крыльев – черный цвет.

Видишь: кружат 20 пар

И кричат: карр, крр, карр. (Ворона)





Конкурс «Покорми птиц»

( по 2 балла за правильное меню)

У каждой команды на столе лежат наборы:

семена арбуза, тыквы, подсолнуха,

кусочки хлеба, овес, овсяная крупа, ягоды рябины, черемухи, кусочки сала

Задание: «Составь меню для птиц». У каждой группы свои птицы.

1 группа: снегири, синицы

2 группа: воробьи, поползни

снегири - рябина, калина, подсолнечник

синицы - арбуз, пшено, подсолнечник

воробьи - пшено, тыква, клевер

поползни - арбуз, подсолнечник, тыква, кедровые орешки

Молодцы, птицы накормлены, а у нас следующий конкурс.

Конкурс «Собери пословицы»

  • Где птица ни летает, а своё гнездо знает.

  • Не нужна соловью золотая клетка, а лучше зелёная ветка.

  • Сколько ворона не каркай, не быть ей соловьём.

  • Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

  • Как сорока хвостом, так болтун языком.

  • Птицы сильны крыльями, а люди - дружбой.

  • Всякая пташка хлопочет - своего гнезда хочет.

  • Птице даны крылья, а человеку - разум.

  • Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

  • Всякая птица своим пером гордится.

  • У каждой пташки – свои замашки.

  • Мала синичка, да коготок остер.

  • Лес без птиц и птицы без леса не живут.



Шутливый конкурс «Угадай птицу» (по 2 балла)

Нужно изобразить птицу, а команда соперников должна узнать и назвать её.

Цапля. Дятел


Конкурс «Тройное решето» (по трем подсказкам узнайте птицу)

( узнали птицу с первой подсказки – 3 балла, со второй – 2 балла, с третьей – 1 балл)

1.

- Маленькая серенькая подвижная птичка.

- Стоит этой птичке увидеть горсть крошек или россыпь зерна, она прежде всего издаёт призывное " чив..., чив...", которое служит приглашением к обеду для всех окрестных собратьев.

- В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Это воробей.

2.

- У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит большими шагами. Клюв крепкий, большой.

- Голова, горло, крылья – чёрные, а остальное тело – серое.

- Нравятся блестящие предметы.

Это ворона.

3.

- Отличается от других птиц пестрой окраской оперения.

- Верхняя часть тела черная, а низ белый. Темя и затылок у самок черные, а у самцов на затылке красное пятно. На крыльях много белых пятен.

- Эту птицу называют «лесным доктором».

Это дятел.

4.

- Обитатели таёжных лесов. В начале зимы в большом количестве появляются в центральных областях нашей страны.

- Нижняя часть тела самцов кирпично-розовая, спина - пепельно-серая; верх головы, крылья и хвост блестяще-черный. У самок красный цвет замещен буровато-серым.

- У этих птиц снежное имя.

Это снегирь

5.

- Отличается чрезвычайной подвижностью и ловкостью.

- Голова, горло, полоса вдоль груди и подхвостье черные, крылья и хвост голубоватые, спинка желто-зеленая или голубовато-серая, брюшко чаще желтое, а щеки и пятно на затылке белые.

- В солнечный день звонко поёт: «Синь-синь-синь!»

Это синичка.

6.

- Окраска спинной стороны тела голубовато-серая, брюшной -белая с примесью рыжеватых тонов. От клюва к затылку проходит черная полоса. На хвосте есть белые пятна.

- Лучше других птиц лазает по деревьям.

- Это единственная птица, способная передвигаться по стволу вниз головой.

Это поползень.


Жюри подводит итоги


Домашнее задание: изготовить кормушку.

-Союз охраны птиц России Саратовская региональная общественная организация проводит экологическую акцию «Покормите птиц».

Ваша задача:

1.Изготовить кормушку

2.Повесить в саду

3.Насыпать корм и понаблюдать, какие птицы посетят вашу кормушку

4.Написать небольшой рассказ о птицах, которые её посещали

5.Сделать фото кормушки и отправить на электронный адрес Союза охраны птиц России Саратовской региональной общественной организации




Просмотр содержимого документа
«Покормите птиц»

Снегири



семена арбуза, тыквы, подсолнечника, клевера;

кусочки хлеба, сала;

овес, овсяная крупа, пшено;

ягоды рябины, черемухи, калины;

кедровые орешки


снегири синицы























Синицы


семена арбуза, тыквы, подсолнечника, клевера;

кусочки хлеба, сала;

овес, овсяная крупа, пшено;

ягоды рябины, черемухи, калины;

кедровые орешки


воробьи поползни


Просмотр содержимого документа
«Пословицы»

Где птица ни летает,



а своё гнездо знает.



Не нужна соловью золотая клетка,



а лучше зелёная ветка.



Сколько ворона не каркай,



не быть ей соловьём.


Лучше синица в руках,


чем журавль в небе.


Как сорока хвостом,


так болтун языком.


Птицы сильны крыльями,


а люди - дружбой.


Всякая пташка хлопочет –


своего гнезда хочет.


Птице даны крылья,


а человеку - разум.


Слово не воробей,

вылетит - не поймаешь.


Всякая птица


своим пером гордится.


У каждой пташки –


свои замашки.


Мала синичка,


да коготок остер.


Лес без птиц и птицы


без леса не живут.


Конкурс «Собери пословицы»

  • Где птица ни летает, а своё гнездо знает.

  • Не нужна соловью золотая клетка, а лучше зелёная ветка.

  • Сколько ворона не каркай, не быть ей соловьём.

  • Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

  • Как сорока хвостом, так болтун языком.

  • Птицы сильны крыльями, а люди - дружбой.

  • Всякая пташка хлопочет - своего гнезда хочет.

  • Птице даны крылья, а человеку - разум.

  • Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

  • Всякая птица своим пером гордится.

  • У каждой пташки – свои замашки.

  • Мала синичка, да коготок остер.

  • Лес без птиц и птицы без леса не живут.