
МОУ «СОШ с.Ново-Захаркино
Духовницкого района Саратовской области»

Мастер – класс
«Каждой пичужке
своя кормушка»
Автор: КАЗАКОВА
НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА,
учитель начальных классов
Iквалификационной категории
МОУ «СОШ с.Ново-Захаркино
Духовницкого района Саратовской области»

Об окружающей среде в наше время много говорят и пишут, и часто можно услышать или прочитать, что она загрязняется и гибнет, что может наступить её всемирное разрушение, тогда не выживет и человек. Во всех странах мира созданы экологические организации, которые ведут борьбу за сохранение чистоты воды и воздуха, плодородия почвы, за охрану леса и животных. Однако сохранить окружающую среду можно при условии, что каждый человек осознаёт эту необходимость и будет разумно и бережно относиться к природным богатствам. Например, организации по защите лесов будут напрасно бороться за их сохранение, если туристы, грибники будут оставлять непотушенными костры, а лесорубы – вырубать все деревья подряд. Поэтому в наше время каждый человек должен обладать минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, необходимых для использования природы без нанесения ей существенного вреда, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным. Древнекитайская мудрость гласит: “Если не получаешь желаемого, измени свои действия”. Следовательно, мы должны проанализировать привычный образ жизни, свои поступки с точки зрения их дружественности по отношению к окружающей среде и постараться изменит или даже отказаться от тех из них, которые пагубно влияют на окружающую среду и на нас самих.
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому начальная школа занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей.
Главная задача экологического образования младших школьников - формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.
«Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность» (В.А. Сухомлинский).
С пением птиц, с шелестом листьев, со звоном весеннего ручейка открывает ребенок свой особый образ природы, свой особый мир. Этот мир учит его быть добрым, смелым, сильным духом и стойким. Он помогает познавать красоту в окружающей действительности, будит творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры.
Экологическое образование и воспитание детей осуществляется в основном через воздействие на эмоции и чувства детей. Как известно из возрастной психологии, дети в основном принимают окружающий мир через эмоции.
Сумма знаний, не затронувшая душу и сердце ребёнка, не ставшая для него лично значимой, будет только дополнительной нагрузкой на память, от которой ребёнок постарается побыстрее избавиться. Эмоциональная реакция очень доброго ребёнка, увидевшего “беспомощного” птенца-слётка: необходимо защитить, унести от опасного места, покормить… без знания особенностей развития гнездовых птиц (птенцы учатся летать недалеко от родного гнезда) принесёт не ожидаемую пользу, а непоправимый вред птенцу.
У ребёнка внутренняя энергия и активность личности требует постоянного проявления. Поэтому очень важно предоставить ребёнку как можно больше различных видов деятельности для самореализации. А, это, безусловно, требует изменение технологий образовательного процесса на уроках, включения детей в развивающую деятельность в системе внеклассных занятий, выхода в ближайшее социоприродное окружение.
1. Первый весенний месяц... Прекрасная пора для всего живого. Пробуждается природа. И мы с нетерпением ждем наших друзей – пернатым странников. А они появятся вот-вот. Скворцы, грачи, жаворонки, трясогузки, ласточки, стрижи.
2. Птицы... знакомые и незнакомые, наши далекие и близкие соседи по планете. Ежегодно стаи пернатых, движимые великим инстинктом продолжения рода, покрывают огромные расстояния по извечным маршрутам. На этом пути их предостерегают опасности и испытания. Сколько трудов, забот, усилий стоит им каждый перелет, каждое гнездо, каждый оперившийся птенец!
3. Нельзя не проникнуться восхищением к этим пушистым, горластым комочкам жизни, которых ждут небо, дорога, ветры и звезды... И какими безжалостными выглядят при мысли о нелегкой птичьей судьбе охотничье ружье. Или рогатка. Птицы заслуживают участия и любви.
4. Каким скучным был бы мир без птиц! Так давайте же их любить, сохранять и любоваться их полетом!
5. Птицы придают прелесть полю, лесу, лугу, берегу реки. Они лучшие украшения парков, садов. Своими яркими красками, звучной песней они делают природу радостной и приятной.
6. По красоте и яркости оперения птицы могут соревноваться с цветами. А их песни! Разве можно представить весенний парк, лес без пения птиц.
Солист лесов — соловей.
Птицы не только певцы, но и строители — они сооружают гнезда из травинок, пуха, глины, а так же еще и санитары - очищающие сады от пауков, личинок. Птицы - врачи спасают деревья от гибели.
Лесной доктор - дятел.
Птицы садоводы разносят семена ценных деревьев. Птицы путешественники пролетают десятки, сотни тысяч км через
моря, реки, пустыни. Они и астронавты, ведь в полете они ориентируются по звездам, солнцу, по морским течениям
- А теперь мы с вами отправимся в прекрасный, многообразный мир птиц.
Каждой пичужке своя кормушка
Цели:
Задачи:
Ход.
Вступительное слово учителя.
Стихотворение К.Мухаммади
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птиц,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
Но кто же им даёт приют,
Когда снега метут?
Бывают птицы разные.
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие - те народ иной,
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Но если долго снег идёт
И долго длится вьюга
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Определение темы.
- Как вы думаете, какую тему сегодня будем обсуждать?
- А как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные)
- Почему птицы на зиму улетают? (нет пищи)
- Как называются птицы, которые остаются на зиму? (зимующие)
- Как мы можем помочь?
- Сало и зернышки, хлеба горбушка – птиц угощает зимою… (Кормушка.)
- Как сделать кормушку? Какой она должна быть?
- Чем питаются зимующие птицы?
- Тема нашего внеклассного мероприятия «Каждой пичужке своя кормушка».
Работа по группам.
Предлагаю поработать в группах.
Разминка «Бей ответом прямо в цель»
( 1 балл за правильный ответ)
Учитель. А сейчас у нас небольшая разминка. Команды должны будут ответить на вопросы по очереди.
1.Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)
2.Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
3.Птица-кашевар из детского стишка? (Сорока)
4.Какая птица является ближайшей родственницей Снегурочки? (Снегирь)
5.Какая птица считается символом мудрости и познания? (Сова)
6.Какую птицу называют крылатым почтальоном? (Голубь)
7.Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец)
8.У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
9.Что птицам страшнее – голод или холод? (Голод)
10.Какая птица ночует, зарывшись в снег? (Куропатка, тетерев, глухарь)
11.Чем отличаются гнёзда вороны и кукушки? (Кукушка гнезда не вьёт)
12.Какого числа отмечается Международный день птиц? (1 апреля)
Конкурс «Новости кормушки»
( 1 балл за правильный ответ)
Обратите внимание, что все птицы разлетелись, а какие должны прилететь на кормушку, каждая команда по очереди находит по описанию.
1.В понедельник мы положили в кормушку крошки хлеба, семечки подсолнуха, сало и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это? (Воробьи)
2.Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали. (Синичка)
3.В среду прилетели небольшие пушистые птички, с красными грудками, с белой полоской на темно-синих крыльях, они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины. (Снегири)
4.В четверг на кормушке обедали большие птицы:
Непоседы пестрые,
Птицы длиннохвостые,
Птицы говорливые,
Самые болтливые. (Сороки)
5.А в пятницу на кормушке побывало много птиц:
Кто в берете ярко-красном,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит –
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
6.Носит черненький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь: кружат 20 пар
И кричат: карр, крр, карр. (Ворона)
Конкурс «Покорми птиц»
( по 2 балла за правильное меню)
У каждой команды на столе лежат наборы:
семена арбуза, тыквы, подсолнуха,
кусочки хлеба, овес, овсяная крупа, ягоды рябины, черемухи, кусочки сала
Задание: «Составь меню для птиц». У каждой группы свои птицы.
1 группа: снегири, синицы
2 группа: воробьи, поползни
снегири - рябина, калина, подсолнечник
синицы - арбуз, пшено, подсолнечник
воробьи - пшено, тыква, клевер
поползни - арбуз, подсолнечник, тыква, кедровые орешки
Молодцы, птицы накормлены, а у нас следующий конкурс.
Конкурс «Собери пословицы»
Где птица ни летает, а своё гнездо знает.
Не нужна соловью золотая клетка, а лучше зелёная ветка.
Сколько ворона не каркай, не быть ей соловьём.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Как сорока хвостом, так болтун языком.
Птицы сильны крыльями, а люди - дружбой.
Всякая пташка хлопочет - своего гнезда хочет.
Птице даны крылья, а человеку - разум.
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
Всякая птица своим пером гордится.
У каждой пташки – свои замашки.
Мала синичка, да коготок остер.
Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Шутливый конкурс «Угадай птицу» (по 2 балла)
Нужно изобразить птицу, а команда соперников должна узнать и назвать её.
Цапля. Дятел
Конкурс «Тройное решето» (по трем подсказкам узнайте птицу)
( узнали птицу с первой подсказки – 3 балла, со второй – 2 балла, с третьей – 1 балл)
1.
- Маленькая серенькая подвижная птичка.
- Стоит этой птичке увидеть горсть крошек или россыпь зерна, она прежде всего издаёт призывное " чив..., чив...", которое служит приглашением к обеду для всех окрестных собратьев.
- В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись.
Это воробей.
2.
- У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит большими шагами. Клюв крепкий, большой.
- Голова, горло, крылья – чёрные, а остальное тело – серое.
- Нравятся блестящие предметы.
Это ворона.
3.
- Отличается от других птиц пестрой окраской оперения.
- Верхняя часть тела черная, а низ белый. Темя и затылок у самок черные, а у самцов на затылке красное пятно. На крыльях много белых пятен.
- Эту птицу называют «лесным доктором».
Это дятел.
4.
- Обитатели таёжных лесов. В начале зимы в большом количестве появляются в центральных областях нашей страны.
- Нижняя часть тела самцов кирпично-розовая, спина - пепельно-серая; верх головы, крылья и хвост блестяще-черный. У самок красный цвет замещен буровато-серым.
- У этих птиц снежное имя.
Это снегирь
5.
- Отличается чрезвычайной подвижностью и ловкостью.
- Голова, горло, полоса вдоль груди и подхвостье черные, крылья и хвост голубоватые, спинка желто-зеленая или голубовато-серая, брюшко чаще желтое, а щеки и пятно на затылке белые.
- В солнечный день звонко поёт: «Синь-синь-синь!»
Это синичка.
6.
- Окраска спинной стороны тела голубовато-серая, брюшной -белая с примесью рыжеватых тонов. От клюва к затылку проходит черная полоса. На хвосте есть белые пятна.
- Лучше других птиц лазает по деревьям.
- Это единственная птица, способная передвигаться по стволу вниз головой.
Это поползень.
Жюри подводит итоги
Домашнее задание: изготовить кормушку.
-Союз охраны птиц России Саратовская региональная общественная организация проводит экологическую акцию «Покормите птиц».
Ваша задача:
1.Изготовить кормушку
2.Повесить в саду
3.Насыпать корм и понаблюдать, какие птицы посетят вашу кормушку
4.Написать небольшой рассказ о птицах, которые её посещали
5.Сделать фото кормушки и отправить на электронный адрес Союза охраны птиц России Саратовской региональной общественной организации

