В викторине участвуют команды по 5 человек от каждого класса. Команды сидят за отдельными столами. Цели: 1) Привитие интереса к математике как элементу общечеловеческой культуры; популяризации среди учащихся занимательных задач; развития познавательного интереса, интеллекта. 2) Проверка знаний учащихся по обязательным результатам обучения. 3) Развитие у учащихся навыков хорошего поведения в обществе, навыков общения и совместной деятельности. Оборудование: часы с секундной стрелкой, картонные рыбки с записанными на них вопросами, спички, задания командам, записанные на отдельных листах, кроссворд. Вступление: Ведущий: Сегодня у нас с вами математическая встреча – викторина. Эта викторина посвящается замечательной науке математике, о которой еще Ломоносов сказал: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». (Выступают учащиеся – помощники из младших классов)
1 – учащийся: Тем, кто учит математику, Тем, кто учит математике, Тем, кто любит математику, Тем, кто ещё не знает, Что может полюбить математику, Наша викторина посвящается!
2 – учащийся: Математика повсюду. Глазом только поведёшь И примеров сразу уйму Ты вокруг себя найдёшь. 3 – учащийся Каждый день, вставая бодро, Начинаешь уж решать: Идти тихо или быстро, Чтобы в класс не опоздать. 4 - учащийся Вот строительство большое. Прежде, чем его начать. Нужно всё ещё подробно Начертить и расcчитать.
5 - учащийся Если хочешь строить мост, Наблюдать движение звёзд, Управлять машиной в поле Иль вести машину ввысь, Хорошо работай в школе, Добросовестно учись.
Прежде чем начать игру, команды придумывают название и свой девиз, выбирают капитана (3 минуты). Викторина будет состоять из пяти туров: 1тур – конкурс капитанов «Веселые вопросы»; 2 тур – конкурс «Эрудит» (разгадывание кроссворда) 3тур – занимательные задачи. 4 тур. Конкурс «Допиши, как сможешь» 5 тур. Составить слова из слова «окружность»
А теперь начнем – 1тур - конкурс капитанов «Веселые вопросы» Ведущий: На викторину приплыли рыбки и доставили с собой веселые вопросы. Все они разные - одни легче, другие труднее. Поэтому каждый из капитанов команд будет доставать свою золотую рыбку. На обдумывание дается 15 секунд. ВОПРОСЫ: 1.На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на десяти руках? (50) 2.Яйцо вкрутую надо варить 5 минут. Сколько времени надо варить 6 яиц вкрутую? (5 минут) 3.Спутник Земли делает один оборот за 100 минут, а другой оборот за 1 час 40 минут. Как это объяснить? (1час 40 минут = 100 минут) 4.Рыба весит 8 кг плюс половина ее собственного веса. Сколько весит рыба? (16 кг) 7.Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30 км) 8.Врач прописал три укола. Через полчаса на укол. Через сколько часов будут сделаны все уколы? (через 1 час) 9.Два отца и два сына купили три апельсина. Каждому из них досталось по апельсину. Как это могло случиться? (дед – отец - сын) 10.В семье 7 братьев, у каждого по одной сестре. Сколько детей в семье? (8 детей) 11.Палку распилили на 12 частей. Сколько сделали распилов? (11 распилов) 12.Птицелов поймал в клетку 5 синиц, по дороге домой встретил 5 учениц. Каждой подарил по синице, в клетке осталось одна птица. Как это могло случиться? (Последнюю птицу отдал вместе с клеткой) 13.В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько всего кошек в комнате? (4 кошки) 14.Профессор ложится спать в восемь часов вечера. Бу3дильник заводит на девять. Сколько спит профессор? (1 час) 15.Горит 7 свечей. Из них четыре потушили. Сколько осталось свечей? (4, остальные догорели) 16.Если повернуть эту цифру сверху вниз, то она уменьшится на 3. Какая это цифра? (9)
2 тур. КОНКУРС «ЭРУДИТ» Разгадывание кроссворда.

1. Действие обратное умножению. 2. Знак, показывающий отсутствие единицы, какого-либо разряда. 3. Знак действия. 4. Наименьшее однозначное число. 5. Наименьшая единица времени. 6. Число, выраженное единицей шестого разряда. 7. Фигура, ограниченная окружностью.
Пока команды разгадывают кроссворд, послушайте интересное рассуждение. ШУТКА Я докажу, что в течение целого года вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней. Из них 52 воскресения, 10 других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние, осенние, весенние и зимние каникулы продолжаются не менее 116 дней. Следовательно, уже 178 дней. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют треть года, следовательно, еще почти 122 дня отпадает. Остается 65 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому еще 15 дней отпадает. Остается всего – то 50 дней. Многому ли тут можно выучиться? 3 тур - Занимательные задачи. На обдумывание дается - 1 минута. 1БАЛЛ: 1)Лифт поднимается с первого этажа на третий за 6 секунд. За сколько секунд он поднимается с первого этажа на пятый? (12 секунд) 2)Сколько раз цифра 9 встречается в числах от 1 до 100? (20 раз) 3)Когда моему отцу был 31 год, мне было 8 лет, а теперь отец старше меня вдвое. Сколько мне теперь лет? (23 года) 4)Куб со стороной 1 м распилили на кубики 1 см. Получившиеся кубики выложили в ряд. Чему равна длина ряда? (10км) 2 БАЛЛА: 1)Мальчик наловил пауков и жуков – всего 8 штук. Если пересчитать сколько у них ног, то окажется – 54. Сколько пауков и сколько жуков поймал мальчик? (У пауков – 8 ног, а у жуков по 6 , значит было 3 паука и 5 жуков) 2) Какое число должно быть в пустой клетке? (81, так как в нижних клетках вписаны квадраты верхних чисел)
3)Нарисуйте конверт, не отрывая карандаша от бумаги и нигде не пересекая линии.
3 БАЛЛА: 1)Десять человек обменялись рукопожатиями. Сколько было рукопожатий? (45) 2)Как четырьмя линиями не отрывая руки от бумаги, перечеркнуть девять точек, расположенных в виде квадрата?
3)Из 6 спичек построить на плоскости различные фигуры, в которых спички не накладываются друг на друга, а соприкасаются только концами? (19 фигур) Учащимся раздаются коробки со спичками. На выполнение дается 3 минуты. Команды получают столько баллов, сколько фигур построят.
А теперь послушайте индусскую притчу, которую любил рассказывать один из создателей Московского художественного театра Константин Сергеевич Станиславский. Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко, но вот пошел один. Вокруг него кричали, стреляли, его всячески пугали, отвлекали, но он не пролил молоко. «Ты слышал крики, выстрелы? Спросил его потом Магараджа. – Ты видел, как тебя пугали?» «Нет, повелитель, я смотрел на молоко.» Не слышать и не видеть ничего постороннего – вот до какой степени может быть сосредоточенно внимание. Итак, от каждой команды приглашаем самого внимательного, (можно предложить зрителям)
4 тур. КОНКУРС «ДОПИШИ, КАК МОЖЕШЬ» Заметить закономерность в рядах чисел, записать в каждую строчку по два следующих числа: 2; 3; 4; 5; 6; 7;… 10; 9; 8; 7; 6; 5;… 5; 10; 15; 20; 25; 30;… 9; 12; 15; 18; 21; 24;…
4 тур. КОНКУРС «ДОПИШИ, КАК МОЖЕШЬ» Заметить закономерность в рядах чисел, записать в каждую строчку по два следующих числа: 2; 3; 4; 5; 6; 7;… 10; 9; 8; 7; 6; 5;… 5; 10; 15; 20; 25; 30;… 9; 12; 15; 18; 21; 24;…
4 тур. КОНКУРС «ДОПИШИ, КАК МОЖЕШЬ» Заметить закономерность в рядах чисел, записать в каждую строчку по два следующих числа: 2; 3; 4; 5; 6; 7;… 10; 9; 8; 7; 6; 5;… 5; 10; 15; 20; 25; 30;… 9; 12; 15; 18; 21; 24;…
4 тур. КОНКУРС «ДОПИШИ, КАК МОЖЕШЬ» Заметить закономерность в рядах чисел, записать в каждую строчку по два следующих числа: 2; 3; 4; 5; 6; 7;… 10; 9; 8; 7; 6; 5;… 5; 10; 15; 20; 25; 30;… 9; 12; 15; 18; 21; 24;…
4 тур. КОНКУРС «ДОПИШИ, КАК МОЖЕШЬ» Заметить закономерность в рядах чисел, записать в каждую строчку по два следующих числа: 2; 3; 4; 5; 6; 7;… 10; 9; 8; 7; 6; 5;… 5; 10; 15; 20; 25; 30;… 9; 12; 15; 18; 21; 24;…
Пока команда собирает фигуру, провести конкурс с болельщиками. Назвать поговорки, пословицы, крылатые выражения, где встречаются числа. Поговорки, пословицы, крылатые выражения. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Один в поле не воин. Семь раз отмерь, один раз отрежь. У семи нянек дитя без глаз. Бог любит троицу. Семеро с сошкой, один с ложкой. Семеро по лавкам. Чертова дюжина. За сорок верст киселя хлебать. Седьмая вода на киселе.
Хорош нос, на семерых рос, а одному достался. Семь пятниц на неделе.
Пока подводят итоги , учащиеся – помощники рассказывают о семёрке. То, что число 7 число особое, люди считали очень давно. 1 учащийся: Еще древние охотники, а потом древние земледельцы, и скотоводы наблюдали за небом. Их внимание издавна привлекало созвездие Большой Медведицы. Изображение семи звезд этого созвездия часто встречаются на древнейших изделиях. 2 учащийся: Много тысячелетий тому назад люди заметили, что звезды не меняют своего положения относительно других звезд. И только пять святил: сияющая звезда Венера, торопящийся Меркурий, красный Марс, величественный Юпитер и медленный Сатурн, перемещаются относительно других звезд. Эти светила получили имя «планеты» («блуждающие») и стали считаться богами. 3 учащийся: Венера считалась у римлян богиней красоты, Меркурий – богом торговли, Марс – богом войны, Юпитер – богом громовержцем, а Сатурн – был богом посева. И конечно богами были Солнце и Луна. Всего получилось семь, связанных с небом богов. 4 учащийся: Особенно число 7 чтили на Древнем Востоке. Несколько тысячелетий назад между Тигром и Евфратом жили шумеры. Они обозначали число 7 тем же знаком, что и всю вселенную. Некоторые ученые думают, что они выражали этим числом 6 главных направлений (вверх-вниз, влево- вправо, вперед-назад), да еще то место, от которого идет этот отсчет. По их сказаниям в подземном царстве было семь ворот, через которые проходили души умерших. 5 учащийся: Мы говорили о семи цветах радуги – красном, оранжевом, желтом, зеленом, голубом, синем и фиолетовом. Чтобы запомнить порядок этих цветов школьники заучивают предложение: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В то же время глаз хорошего художника видит в радуге куда больше чем семь оттенков.
Подведение итога урока. Награждение команд. Ведущий: На этом наша викторина завершается. Поздравляем команду с победой и награждаем памятными подарками. Но победителями оказались все участники викторины, потому что каждый узнал что – то новое. Спасибо всем участникам и нашему уважаемому жюри!
Команды | Конкурс капитанов | Кроссворд | Занимательные задачи | «Допиши, как сможешь» | Конкурс «Составь слово» | Команда 7 «А» класса | | | | | | Команда 7 «Б» класса | | | | | | Команда 7 «В» класса | | | | | | Команда 7 «Г» класса | | | | | | Команда 7 «Э» класса | | | | | | Итог | | | | | |
.
1 учащийся: Еще древние охотники, а потом древние земледельцы, и скотоводы наблюдали за небом. Их внимание издавна привлекало созвездие Большой Медведицы. Изображение семи звезд этого созвездия часто встречаются на древнейших изделиях. 2 учащийся: Много тысячелетий тому назад люди заметили, что звезды не меняют своего положения относительно других звезд. И только пять святил: сияющая звезда Венера, торопящийся Меркурий, красный Марс, величественный Юпитер и медленный Сатурн, перемещаются относительно других звезд. Эти светила получили имя «планеты» («блуждающие») и стали считаться богами. 3 учащийся: Венера считалась у римлян богиней красоты, Меркурий – богом торговли, Марс – богом войны, Юпитер – богом громовержцем, а Сатурн – был богом посева. И конечно богами были Солнце и Луна. Всего получилось семь, связанных с небом богов. 4 учащийся: Особенно число 7 чтили на Древнем Востоке. Несколько тысячелетий назад между Тигром и Евфратом жили шумеры. Они обозначали число 7 тем же знаком, что и всю вселенную. Некоторые ученые думают, что они выражали этим числом 6 главных направлений (вверх-вниз, влево- вправо, вперед-назад), да еще то место, от которого идет этот отсчет. По их сказаниям в подземном царстве было семь ворот, через которые проходили души умерших. 5 учащийся: Мы говорили о семи цветах радуги – красном, оранжевом, желтом, зеленом, голубом, синем и фиолетовом. Чтобы запомнить порядок этих цветов школьники заучивают предложение: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В то же время глаз хорошего художника видит в радуге куда больше чем семь оттенков.
|