Савченко Виктория Викторовна
МКОУ «Первомайская СОШ»
учитель начальных классов
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Конфликт и способы его решения»
Цель: познакомить с различными способами поведения в конфликтной ситуации; формировать чувства эмпатии и доброжелательного отношения друг к другу; воспитывать умение избежать конфликта.
Методы: беседа, воспитывающие ситуации, диалог, игра, поощрение …
Оборудование: мяч, отрывок из мультфильма «Рыжий! Рыжий! Конопатый», презентация к проведению физминутки, листочки для тестирования, набор «мирилок», карточки для проведения рефлексии.
Активизация внимания (Слайд 1)
Дили-дон – звенит звонок,
Созывает на урок.
Подходи смелей, дружок,
Встаньте, детки, все в кружок.
Игра «Дразнилки»
Дети стоят в кругу, игра проводится с мячом.
- Ребята, сейчас мы будем играть в игру «Дразнилки». Я назову вам предмет, а вы, получив мяч, придумываете ему дразнилку, например: собака – кусалка, догонялка, хвостовилялка. Попробуйте также подобрать дразнилки к следующим предметам – мел, игла, ножницы, ложка, стул, окно, диван, сумка, солнце, одеяло, книга, радио, карандаш, зеркало, линейка.
Обсуждение игры
- Сейчас вы дразнили предметы понарошку, в игре. Но нередко бывает, что ребята дразнят друг друга не понарошку, а на самом деле. Почему они это делают?
- Замечательный детский писатель Э. Успенский написал стихотворение «Рыжий», а художники создали по нему мультфильм. Предлагаю вашему вниманию отрывок из него. (Просмотр отрывка из мультфильма «Рыжий! Рыжий! Конопатый!», слайд 2.)
- Как вы думаете, какие чувства испытывает этот мальчик, когда его дразнят?
- Помогают ли дразнилки подружиться или помириться?
- Получается, что тот, кто дразнится, хочет поссориться, обидеть другого. (Слайд3) Другой действительно обижается, возникает ссора, а порой дело может закончиться дракой…
Сообщение темы и постановка цели мероприятия
- В жизни нередко возникают спорные ситуации, или, иначе говоря, конфликты. Разные люди в таких ситуациях ведут себя по-разному: одни стараются конфликт погасить, решить проблему мирным способом; другие – наоборот, вспыхивают как спичка, и конфликт тоже разгорается, становится еще больше.
- Как вы думаете, о чем мы поведем разговор? (О конфликтах)
- Может уже кто-то догадался, для чего мы будем об этом говорить? (Чтобы научиться правильно выходить из конфликтных ситуаций и уметь избегать этих конфликтов.)
- (Слайд 4) Мы сегодня познакомимся с различными способами поведения в конфликтной ситуации.
Тест «Конфликтный ли вы человек?» (Слайд 5)
- Чтобы узнать, какой характер у вас, проведем тест. Я читаю вопросы, а вы на листочках отмечаете ответ «да» - знаком «плюс», ответ «нет» - знаком «минус».
Вопросы анкеты:
Когда кто-то спорит, я обычно тоже вмешиваюсь.
Я часто делаю замечания другим, критикую.
Я не люблю уступать, соглашаться с мнением других.
Если кто-то проходит без очереди, я делаю ему замечание.
Если подают еду, которую я не люблю, я возмущаюсь.
Если меня толкнули, я всегда даю сдачи.
Если моя команда выиграла, я могу высмеивать противника.
Меня трудно назвать послушным.
Когда берут мои вещи без спроса, я могу сильно разозлиться.
Меня легко обидеть.
- А теперь подсчитайте количество плюсов.
0-2 - у вас миролюбивый характер;
3-5 - обычно вы стараетесь избегать конфликтов;
6-8 - у вас часто бывают проблемы с общением;
9-10 - у вас взрывоопасный характер, вы сами создаете конфликты.
- Я очень рада, что вы достаточно миролюбивы и стараетесь избегать конфликтов. Надеюсь, наше занятие поможет вам научиться жить мирно.
Физкультминутка «Делай с нами! Делай как мы! Делай лучше нас!»
- А сейчас предлагаю немного отдохнуть. (Слайды 6-14)
Обсуждение ситуаций
- Ребята, представьте такую ситуацию: вы идете по улице, проезжающий по луже велосипедист обрызгал вас грязной водой. Повернитесь лицом к соседу и обсудите эту ситуацию с ним, расскажите ему как вы себя поведете в этом случае, а потом сосед вам расскажет, как он себя будет вести.(Обсуждение в парах)
- А вот, что нам предлагают Оля и Ваня (Заранее подготовленные ребята показывают различные способы выхода из сложившейся ситуации.)
- Какой способ вам понравился больше, первый или второй?
Аналогично разбираются следующие ситуации:
- вы узнали, что друг праздновал день рождения, а вас не пригласил; (Ваня и Саша)
- вы узнали, что подружка говорит о вас нехорошее; (Лиза и Алена)
- младший брат порвал книжку, которую вы взяли в библиотеке;
- Ребята, так какой же способ лучше, мирный или конфликтный?
Итог
- Ребята, какую цель мы поставили перед собой на этом занятии?
(Слайд 15)
- С какими способами поведения в конфликтной ситуации мы познакомились?
- Какой способ вам понравился больше?
- Вспомните известные вам «мирилки». Чтобы сказать мирилку, что надо сделать? (Сцепить мизинчики и проговорить мирилку.)
- Я тоже приготовила для вас несколько «мирилок». Ну, а чтобы вы их не забыли, я подарю их каждому из вас.
- И в завершении нашей встречи, попрошу вас сделать мне маленький подарок. У вас на столах лежат карточки со смайликами. Внимательно рассмотрите их (слайд 16). Обведите тот смайлик, который соответствует вашему настроению. Оставьте ваши карточки на партах.
- И последний вопрос: что вам понравилось больше всего?
(Слайд 17)
Приложение 1

| Понравилось, хочу узнать больше! |
 | Спасибо за хорошее настроение! |
 | К концу беседы настроение испортилось. |
Приложение 2


Приложение 2


Приложение 2
![]()
Чем ругаться и дразниться,
Лучше нам с тобой мириться!
Будем вместе улыбаться,
Песни петь и танцевать,
Летом в озере купаться
И клубнику собирать,
На коньках зимой кататься,
Баб лепить, в снежки играть,
На двоих делить конфеты,
Все проблемы и секреты.
Очень скучно в ссоре жить,
Потому давай дружить!
Приложение 2

Приложение 2

15