Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Костромы
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
КОНКУРС КО ДНЮ 8 МАРТА
ТЕМА «Хозяюшка»
Подготовила и провел
6 марта 2003 г
Скворцова Анжела Викторовна
Цель: развитие навыка культуры общения, умение детей (в частности девочек) управляться с домашними делами, подготовленность к будущей, более взрослой жизни.
Участники: Конкурс проводится среди параллели 4-х классов, победители конкурса «Русская красавица», объявленного девочкам за месяц до конкурса «Хозяюшка». Условие предыдущего конкурса – сшить на свою куклу наряд в русском стиле, украсить вышивкой, кружевами и т.д. (оформление). Итоги подводятся за 2-3 дня до конкурса «Хозяюшка», отбираются 3-4 участника.
Условия конкурса «Хозяюшка»:
Финалисты участвуют в 6 этапах конкурса. Победителем является участница, набравшая большее число баллов по итогам конкурса.
1 этап «Ниточка – иголочка»
2 этап «Во саду ли в огороде»
3 этап «Несолоно – хлебавши»
4 этап «Гол, как сокол»
5 этап «Как подмёл, таким и муж пришёл»
6 этап «Веселушка» (домашний этап)
Итоги:
Победителю присваивается титул «Домовитая хозяюшка», вручается знак отличия и приз.
За первое место – титул «Хозяюшка»
За второе место – титул «Первая помощница»
За третье место – титул «Вторая помощница»
Оборудование и материалы:
4 иголки, 4 катушки ниток, 8 пуговиц, (4 с 2-мя отверстиями и 4 с 4-мя отверстиями», 4 лоскутка материи, бумага для «мусора» (одинаковое количество на каждую участницу), 4 ручки (карандаша), 4 альбомных листа, изображения 4-х кукол, цветные карандаши (фломастеры), бумага для рисования одежды, 4 ножниц , 8 отварных картофелин в мундире, 4 отварные моркови, две свёклы (разрезанные по полам), солёные огурцы или квашеная капуста, 4 луковицы, растительное масло, соль.
5 столов, 4 стула, табло для результатов, наградные листы, медали (знаки отличия)
Призы:1) Супер-приз.
2) Приз для «Хозяюшки».
3) Два одинаковых приза для помощниц.
Для болельщиков – участников «игр со зрителями» – цветы из бумаги
Домашнее задание конкурсантам – представить себя в песне, танце, байке, шутке, прибаутке или в любом другом жанре русского народного творчества.
Задание классам – номер художественной самодеятельности в том же жанре.
Ход праздника
1 ведущий: Здравствуйте, дорогие зрителя.
2 ведущий: Здравствуйте, участники конкурса «Хозяюшка»
1 в: Сегодня перед вами выступят победители конкурса «Русская красавица», претенденты на звание «Домовитая хозяйка» - лучшая хозяйка среди девочек этого года.
2 в: Напоминаем условия конкурса – финалисты должны принять участие в 6 эстафетах. На каждую эстафету будет отведено опредёлённое время. Так же будет устанавливаться определённое количество баллов за каждое задание.
1 в: Во время заданий и между ними будут проходить игры и конкурсы со зрителями. Между заданиями – номера художественной самодеятельности.
2 в: И так…
1 в. и 2 в: Начинаем!
1 в: (Читает выдержку из «Домостроя»)
«У жены для всякого ее рукоделья и домашнего обихода всегда бы порядок был свой, и хранилось бы все то бережно, где что нужно…»
«А в горнице, и в комнате, и в сенях, и на крыльце всегда было бы чисто, с утра и допоздна, а стол и посуду всякую всегда мыть чисто, и скатерть — чиста. А сама хозяйка всегда была бы опрятна и одета, как нужно»
http://nesusvet.narod.ru/books/domostroy.htm
2 в: (читает выдержку из книги «Лад» Белова)
«Во многих семьях девочки уже в возрасте восьми-десяти лет начинали готовить себе приданое и свадебные дары, для которых делали или заказывали особый сундук либо короб. Туда и складывались до самой свадьбы за многие годы вытканные холсты, строчи, сплетенные на досуге кружева».
https://profilib.com/chtenie/32322/vasiliy-belov-lad-13.php
1 в: Вот мы и посмотрим, каковы наши будущие хозяюшки.
1 этап «Ниточка – иголочка»
Условие – Участницам нужно за 3 минуты вдеть нитку в иголку и как следует пришить эти 2 пуговицы. По истечении времени ассистент собирает и отдаёт работы участниц жюри, которое оценивает качество и прочность по 3-х балльной системе. Результат вывешивается на табло.
1 в: следит за временем и относит готовые работы жюри.
2 в: А в это время – «Игра со зрителями»
- Угадайте, о чём идёт речь «Изобретателем этого предмета был в начале 15-го века парижский рабочий – проволочник. Как всякая новинка, предмет ценился очень дорого. Его ближайшая родственница – булавка, самая обыкновенная, но принёсшая своему изобретателю колоссальный доход – 3 млн.долларов. Изготавливается этот предмет по номерам» (Игла)
- Отгадайте загадки:
Носик стальной, хвостик льняной.
Куда конь стальной ведёт, туда след льняной идёт.
2 в: Музыкальная пауза (Песня Хохотушек или др.) – подготовка к следующему этапу.
Чтобы отдохнуть немножко, приглашаем Скоморошков (сценка)
Расступись, честной народ, водят девки хоровод (танец)
2 этап «Во саду ли в огороде» (ручка, листок)
1 в: - Что за хозяюшка без хозяйства? Что за хозяйство без сада-огорода? Огород может быть не только на улице, но и на подоконнике. Придите домой, возьмите луковку и поставьте в воду. Через какое то время вы увидите маленькое чудо – луковка ожила и там, где когда-то торчал рыжий вихрочок теперь виднеется свежая, сочная зелень.
1 в: - Объявляем условие конкурса: За 5 минут нужно как можно больше написать названия садовых и огородных растений (культур). Зрители могут тоже проверить себя и на листочках записать (по 1 минуте на каждую группу)
Овощи, у которых едят клубни, корни.
Растения, у которых едят семя (горох, бобы, чечевица, соя, кукуруза, подсолнечник, мак)
Растения, у которых используют в пищу цветы (цветная капуста, одуванчики, розы)
Овощи, у которых едят листья (капуста, свёкла(лист), салат, зелёный лук, петрушка, сельдерей, чеснок(стрелы),укроп, щавель)
За каждый правильный ответ – 1 балл.
2 в: Игра со зрителями «Угадай, что это?» (картинки-загадки или ребусы)
Например, что это? (Кубинец едет на велосипеде. Вид сверху)
1 в: Пауза. – Сказки сказывать хозяюшки мастерицы, да каждую сказку на свой лад, передавая из уст в уста, из поколения в поколение, приукрашивая и добавляя всё новое. И смотришь - сказки наших времён да отличаются от сказок стародавних. В этом вы сейчас сами убедитесь. «Жил – был у бабушки серенький козлик…» Тсс. Сказка на новый лад начинается.
2 в: 3 этап «Несолоно хлебавши»
Хорош едок, хоть и мал роток.
Кто не работает, тот не ест.
Кашу маслом не испортишь.
Хлеб всему голова.
Щи да каша пища наша.
Но не только щи да каша. В русском меню есть и другие вкусные вещи.
1 в: Условие: На отдельном столе лежат продукты, готовые к употреблению. Ваша задача – за 10 минут подойти, выбрать продукты (здесь есть и лишние) и приготовить кушанье, которое оценят члены жюри по 5-ти балльной системе. (Участники готовят винегрет)
2 в: Игра со зрителями.
- А мы с вами приготовим борщ. По очереди называйте, что нужно взять для приготовления борща. Кто последний назовёт – тот и победил (дети часто забывают назвать кастрюлю и воду)
1 в: Пауза Хорошо, когда хозяюшка толкова и радива, а если случится хозяйке нерадивой и бестолковой быть, вот что получается… (сценка)
4 этап «Гол, как сокол»
2 в: Самые первые люди не знали, что такое одежда и ходили раздетыми. Но с приходом холодов, люди всё чаще стали применять шкуры животных для защиты от холода. В наше время одежду носят не только за тем, согреться, но и за тем, чтобы выглядеть прилично. А в этом случае нужен хороший наряд.. Прежде, чем что-то сшить, художники модельеры выполняют эскиз на бумаге. Готовые, сшитые руками участниц наряды мы уже видели, а вот какие они художники-модельеры, увидим через 10 минут.
Задача участниц за это время нарисовать для картонных кукол наряд, раскрасить и вырезать его, одеть куклу. Оценка конкурса в 3 балла.
1 в: Игры со зрителями.
- На какой странице закладка?
- Задания из книги «Вопросы – шутки» стр. 94
- Так как конкурс модельеров, отгадайте, что это «Как элемент костюма, появился довольно поздно. Ни у древних греков, ни у древних римлян его не было. В Европе во второй половине 16 века этот элемент костюма стал важнейшим. Изобретение его приписывают знатной даме испанке, которая таким образом скрывала свой физический недостаток. В Европе этот элемент нередко стоил дороже всего костюма.
И в наше время он является объектом моды. Отошло в прошлое его великолепие, но став скромным элементом одежды, он по-прежнему определяет её стиль. (Воротник)
- Вот какие воротники можно было встретить раньше и можно встретить сейчас (парад воротников)
5 этап «Как подмёл, таким и муж пришёл»
1 в: В народе, чтобы привить девочкам и девушкам навыки чистоплотности, часто говаривают : «Кое-как подметёшь, муж кривым будет». Под словом «кривым» подразумеваются не физические, а моральные недостатки, например, плохой характер, непокладистый, ленивый муж. А коли пол плохо мыла, говорили: «Муж твой, как и пол, долго просыхать не будет», то есть, сильно пьющий попадётся. Вот мы и проверим, какие вы у нас чистюли.
Условие За 1 минуту нужно собрать бумажки руками. Это ваше дело как вы это сделаете, но чтоб было чисто. Количество у всех одинаковое. Жюри ставит 1 балл, если с заданием справились; 0,5 балла – если осталось немного, и 0 баллов – если убрано половина и меньше. Зрители активно болеют за участников.
2 в: Пауза. Пока участники готовятся к последнему этапу, мы поиграем.
6 этап «Веселушка»
1 в: Настоящая хозяйка не только дом содержит в порядке, семью одевает, кормит, но и гостей привечает и настроение им шуткой прибауткой, танцем с частушкой поднимает.
Сейчас наступил самый ответственный этап. И если участницы дома постарались, то им будет, что показать, а нам будет, что посмотреть.
Очерёдность по жребию.
Оценивается выступление сразу же по 10-ти балльной системе.
Итоги. Пока идёт подведение итогов и подготовка к награждению, мы разучим небольшую русскую народную песню «Со вьюном я хожу» с движениями.
Награждение.