СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие «край родной, навек любимый …»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие предназначено для организации внеучебной работы по патриотическому воспитанию, на достойных идеалах в духе возрождения духовно-культурных традиций Отечества. 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «край родной, навек любимый …»»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«КРАЙ РОДНОЙ, НАВЕК ЛЮБИМЫЙ …»

С.С.Хайнус

ГОУ ЛНР ССОШ № 5, г.Краснодон

[email protected]

Аннотация

Данное мероприятие предназначено для организации внеучебной работы по патриотическому воспитанию, на достойных идеалах в духе возрождения духовно-культурных традиций Отечества. Материал внеклассного мероприятия предназначен для учащихся 5-11 классов. Данное мероприятие ориентированно на развитие творческих и актерских способностей. Дети знакомятся с культурой и бытом казаков, их традициями и происхождением. Данное мероприятие способствует формированию чувства долга, любви и преданности Отечеству на примере героических подвигов краснодонских казаков.

Ключевые слова

Патриотизм, казаки, малая Родина, любовь к Отечеству.


Цели:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма и чувства любви к прошлому нашего края;

  • Приобщение к знаниям об истории казачества;

  • Возрождение традиций казачества;

  • Формирование у учащихся коммуникативной культуры.

  • Задачи: 
    Образовательные: 
    • на основании изученного материала подвести учащихся к выводу об особенностях быта, традиций, уклада жизни казаков; 
    • приобщать детей к творчеству; 
    Воспитательная: 
    • прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой Родине; 
    • воспитывать гордость за историческое прошлое и настоящее своей малой родины; 
    Развивающая: 
    • продолжить работу над формированием умения анализировать, сравнивать, делать выводы; 
    • развивать творческие способности, художественный вкус детей;

Ход мероприятия

Звучит фонограмма казацкой песни Любо, братцы, любо.

Выходят 2 ведущих (мальчик и девочка в казацких костюмах)

Фоном идут слайды

Мальчик-ведущий:
В моей родимой стороне
Дышу полынью в час восхода.
Чуть-чуть взгрустнули небеса,
В природе ярких красок мало,
Но радует мои глаза
Литая кисть калины алой.
Пусть облетели тополя,
Я у степной твержу криницы:
“Благословенной будь земля,
Где довелось и мне родиться”(вместе с девочкой)

Девочка-ведущая:
Порхает в небе свободный ветер,
Раздольем дышит седая степь,
Как дороги просторы эти,
Здесь хочется летать и петь.
Трава дурманит нежным пленом,
Играет сладостно сверчок,
Маячит ворон в дали бледной,
Исследуя земли клочок.
Душа поет, на сердце радость,
В глазах сверкают огоньки,
Хочу, чтоб это не кончалось,
Я остаюсь в плену степи...

Мальчик-ведущий:

Земля моих отцов, земля родных людей.

Любовь моя, забота и награда.

Наверно, земли есть и краше, и теплей.

Наверно есть, других мне и не надо

Девочка-ведущая:

Добрый день, дорогие друзья!

Через года доносится до нас голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной земле. Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека.

Мальчик-ведущий:

Родина, подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, и что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.

 Девочка-ведущая:

Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история.

Мальчик-ведущий:

И сегодня на нашем мероприятии мы вспомним историю возникновения казачества на нашей земле. А расскажем мы вам о Донском казачестве, о его обычаях, традициях. Каждый из нас, кто живет в этом славном крае, должен знать его историю, гордиться ею, глубоко и преданно любить свое прошлое, настоящее и будущее.

Мы построим плетень, в который будет входить все: доброта, трудолюбие, любовь к родине, к обычаям. Итак, мы начинаем.

Щукарь: Здорова, дневали, казаки!

Казаки: Слава Богу!

Щукарь: О чем гуторите?

Казаки: Да так.

Щукарь: Али антирес, какой, али беседа! Так без Щукаря ж нельзя.

Казак1( ): Седай!

Казак 2( ): Ты сказывать мастак!

Казак 3( ): Дак может поможешь нам плетень сплести,

Казак 4 ( ): Может скажешь нам, чем дорожит казачество.

Щукарь: чтобы построить добротный курень много нужно приложить труда и терпения.

Так донцы молодцы, первая лоза, которую мы вплетем это отношение казаков к хлебушку родному.

Мальчик-ведущий:

Казаки – люди трудолюбивые и бережливые.

Дети1: Так повелось на Донской земле

Из года в год, из рода в род – веками

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человечьими руками.

Дети 2: Пройдет казак по утру по жнивью

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко смолвит: поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле.

Дети к казаку 2: Расскажи нам дядька Григорий, чем славен хлеб Донской?

Дети 2: Какие старинные обычаи у нас есть с использованием хлеба.

Казак:2: О-О, обычаев то много. А что ж вы знаете о хлебе?

Дети 1,2,3: Мы знаем стихи, мамка учила.

Казак 2: Какие стихи? А ну расскажите.

Дети 1:

У народа есть слова:

«Хлеб всей жизни голова»,

Славится он первым на земле,

Ставится он первым на столе.

Дети 2: Всем знакомы слова:

«Хлеб всему голова!»

Счастлив край, весел край,

Где хороший урожай.

Дети 1:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником.

Казак:2: Молодцы!

Щукарь: Его зерном в землю сеяли, цепами молотили на мельнице, мололи в пылинку. Потом тесто кулачищами мешали, в огне его выпекали.

Казак 4: Раньше хлебом – солью встречали самых почетных гостей.

Девочка-ведущая:

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб-соль из рук.

Приветствие гостей

Девочка-ведущая: При встрече почетных гостей, при встрече сватов, при встрече молодых из церкви, при одарении молодых используется хлеб. Так же при проведении казачьего круга, при употреблении пищи мы произносим молитву Отче наш, в которой тоже употребляется хлеб наш насущный. Таким образом, мы видим, что хлеб не только занимает центральное место, а он говорит об уважении, чести, почете. А это значит хлеб – всему голова.

Фонограмма песни «Гимн хлебу» Сл. В. Бокова, муз. М. Тумашева

Казаки 1,2: а какая вторая и третья лоза?

Щукарь: вторая и третья лоза, которую мы вплетем - это память о происхождении родины своей, а именно – краснодонского казачества.

Девочка-ведущая:

Поможем деду Щукарю вплести лозу «Любовь к родному краю».

Родимый край.. Как ласка матери, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов. Казаки всегда помнят свои корни, помнят свои истоки, знают о происхождении своей стороны. Наша малая Родина – это Краснодон, который берет свое начало от рудника Сорокино. Правду говорят: на Донце где ни ступишь - везде клад. Тут и нефть, и газ, и соль. Но самый главный клад - каменный уголь.

Краснодон – колыбель патриотизма и духовности. И не только потому, что это Родина героев-молодогвардейцев, но и 300-летняя история знаменитого казачьего Гундоровского юрта, который в летописи нашего края сыграл очень большую роль. С территории современной Первомайки начинался наш город. Первыми поселенцами на этой земле были донские казаки станицы Гундоровской Всевеликого войска Донского, которые основали в конце 17 века здесь хутор Сорокин. Жители хутора были участниками всех событий, которые в то время происходили в России и за ее пределами. Участвовали в русско-турецкой, русско-японской, первой мировой войнах, верой и правдой служили Отечеству. В 1990 году началось возрождение Донского казачества. Был создан Сорокинский юрт станицы Гундоровской. В 2002 году организован Луганский- округ Всевеликого Войска Донского, в состав которого вошел Краснодонский юрт.

Мальчик-ведущий:

Краснодонское казачество совместно с общественными организациями города восстанавливают памятники, ведут поисковую деятельность, участвуют в строительстве храма в с.Власовка. В 2012 году установили памятный знак невинно погибшим и реабилитованным донским казакам в с.Б.Суходол. В 2000 году, благодаря группе энтузиастов, потомков донских казаков, был основан музей истории донского казачества, расположенный в старинном казачьем курене, который некогда принадлежал донскому казаку Изварину. На рост патриотизма молодежи оказывают влияние рассказы бывалых казаков, экспозиция музея, настенные росписи, изваяния каменных скульптур. Казачья история, традиции действительно нужны молодежи Краснодонщины. Ведь Краснодонский район – исконно казачий край. И потомки донских казаков должны знать свои исторические корни и обычаи.

Предлагаем вашему вниманию вспомнить отрывок из замечательного романса, который особенно популярен в наших казачьих краях. Он связывает наше прошлое-настоящее-будущее красной нитью. Произведение именно в этом исполнении доносит до каждого умеющего слышать саму суть Донского казачества. Повествователь спокойно и уверенно - говорит нам о своем предназначении - умереть за свободу и счастье Родины ! Чтоб достойно доживали старики, женщины растили детей, рождалась и продолжалась жизнь - надо умереть, их защищая - ради жизни на земле!

Видео. Бабкины внуки « Не для меня»

Девочка-ведущая:: Вот мы и доказали, что казаки помнят и любят свой родной край. Начинаем вплетать вторую и третью лозу в плетень « Люби свой родной край».

Звучит Гимн Донского казачества


Мальчик-ведущий:: Сплели и вторую, и третью лозу. А называются они «Любовь к родному краю».

Щукарь: пришло время вплести еще лозу в наш плетень - мир, доброта, любовь и правда – вот лозунг казака.

Мальчик-ведущий: « Казак - любитель песни звонкой!»

Песня «Казачий край»

Издавна на Дону умели трудиться,

но умели казаки от души повеселиться.

Танец «Молодыця»

«Доброта, любовь и правда – вот лозунг казака.»

Щукарь: Осталась казачки последняя лоза - верность своей родине, защита своего родного края, мужество

Девочка-ведущая: Истоки духа в пластах глубинных,

В сказаньях древних, в седых былинах,

В былых сраженьях, в победах славных

В любви к Отечеству - нет чувства краше.

Казак 2: Вся служба казаков делилась на внутреннюю – в пределах войска и пограничную – охрана рубежей. Кроме обычных казачьих частей были и атаманские части, куда брали особенно крепких и сильных казаков.

И как высшее доверие воспринимали донцы зачисление в лейб – гвардию для охраны императора и его семьи.

Казак 1: Проводы казаков на службу являлись целым событием, им предавалось большое значение, и на служивого смотрели с особым уважением.

Мальчик-ведущий: Вот и последняя лоза «Люби свой край». Мы сплели плетень тех качеств, без которых не может существовать казачество. Ими являются:

- Любовь к родному краю

- трудолюбие

- бережливость

- мир, доброта, любовь и правда – вот лозунг казака

Казак 1: Не будет бить врагу поклон

Казак 2: казак Отчизне не изменит
Казак 3: Не опорочит Донскую землю!

Казак 4: Казак слуга своих традиций
Дети: От молодых до стариков
За них на смерть пойдёт он биться,
Они в крови у казаков,
Казак и есть на то казак

Девочка-ведущая: вольнолюбивый, непокорный!

«Песня: «Казачья доля».»

Ведущий 1: Видно, прошлое в нас навсегда остается

Чтоб к нему припадать мы душою могли.

И метла во дворе, и вода из колодца –

Это вещие символы отчей земли.

Ведущий 2:

Словно узорами вышит

Этот край, где смешались луга и леса…

Пусть в колодце роднится вода и прохлада.

Пусть страна моих предков пребудет светла

Ведущий: Спасибо всем. До свидание.

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!