«Математическое ассорти» (игра в 6 классе,
2 урока).
Составила: учитель математики МБОУ гимназии №9
г. Ставрополя Севостьянова Л. А.
Цель: привитие интереса к предмету, развитие смекалки, сообразительности, интеллекта; воспитание коллективизма, сплоченности, взаимовыручки, умения сотрудничать.
Учитель: Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь по очень важному поводу - состоится игра-соревнование между шестыми классами нашей школы. Французский ученый Блез Паскаль (17 век) говорил: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать возможность сделать его немного более занимательным».
-Представляю жюри нашего конкурса: 1.__________________________
2.__________________________
3.__________________________
Выступление учащихся шестых классов (приложение №1).
Учитель: Счетный конкурс открываю,
Добрый день, мои друзья!
Две команды на турнире,
Их сейчас представлю я.
Приветствия команд (приложения №2 и №3).
1 тур.
Учитель: Первый тур мы начинаем,
Победителей узнаем.
Здесь загадки и шарады,
За разгадку – всем награды.
Разминка.
Вопросы для 1 команды.
1. Результат сложения? (Сумма)
2. Сколько цифр вы знаете? (Десять)
3. Наименьшее трехзначное число? ( Сто)
4. Сотая часть числа? (Процент)
5. Прибор для измерения углов? (Транспортир)
6. Сколько сантиметров в метре? (Сто)
7. Сколько секунд в минуте? (Шестьдесят)
8. Результат деления? (Частное)
9. Наименьшее простое число? (2)
10. Сколько нулей в записи числа миллион? (Шесть)
11. Когда произведение равно нулю? (Когда один из множителей равен нулю)
12. Что больше: 2м или 201см? (201см)
Вопросы для 2 команды.
1. Результат вычитания? (Разность)
2. На какое число делить нельзя? (На нуль)
3. Наибольшее двузначное число? (99)
4. Прибор для построения окружности? (Циркуль)
5. Сколько граммов в килограмме? (Тысяча)
6. Сколько минут в часе? (60мин)
7. Результат умножения? (Произведение)
8. Наименьшее натуральное число? (1)
9. Сколько нулей в записи числа миллиард? (9)
10. Когда частное равно нулю? (Когда делимое равно 0)
11. Какую часть часа составляют 20 минут? (Третью часть)
12. Что больше: 2дм или 23см? (23см).
Шарады.
1. Составить слово, используя первые буквы ответов.
–название действия, использующего знак +
-название числа 3 для уравнения х+2=5
-первая буква алфавита
-a/ b, название b
-название степени с показателем 3
-книга «… в стране чудес».
2. Отгадай слово, но по частям.
К названию животного
Поставь одну из мер.
Получишь полноводную
Реку в бывшем СССР.
Кроссворд (приложение №4).
2 тур.
Учитель: Тур второй: пусть каждый знает,
Кто же лучше вычисляет?
Мне задачки прочитать,
Вам же думать и считать.
1.Задача для внимательных.
Заметить закономерность в рядах чисел и записать в каждую строчку по два следующих числа.
2, 3, 4, 5, 6, 7,….
10, 9, 8, 7, 6, 5, …
5, 10, 15, 20, 25,…
9, 12, 15, 18, 21,…
8, 8, 6, 6, 4, 4,…
3, 7, 11, 15, 19,…
9, 1, 7, 1, 5, 1,…
4, 5, 8, 9, 12, 13,…
1, 2, 4, 8, 16, 32,…
2. Задача на логическое мышление.
Приехало 100 туристов. Из них 10 туристов не знают ни немецкого , ни французского языков, 75 туристов знают немецкий, 83 – знают французский. Сколько туристов знают французский и немецкий языки?
3. Вычисляй правильно!
1 команда 2 команда
44:4= 55:5=
44,044:0,4= 55,055:0,5=
4,444:4,4= 5,555:5,5=
44,4444:444= 55,5555:555=
4,444:0,44= 5,555:0,55=
444,444:44= 555,555:55=
0,0044:4,4= 0.0055:5,5=
4. Задача на смекалку.
Прошу подумать в тишине,
Учтите, случай редкий,
Сидела белка на сосне,
На самой средней ветке.
Потом вскочила вверх на пять,
Потом на семь спустилась,
Потом на девять взобралась
И на вершине очутилась.
А сколько веток у сосны-
Вы быстро вычислить должны!
5. Конкурс художников.
Отметьте на координатной плоскости данные точки, соедините их последовательно. Достройте фигуру симметрично указанной оси. Назовите получившуюся фигуру.
1 команда: (0;7), (1;6), (1;1), (2;-1), (1;-1), (1;-2), (0;-2); относительно оси у.
2 команда: (-3;1), (0;1), (-1;4), (0;4), (2;1), (5;1), (7;0); относительно оси х.
3 тур (конкурс капитанов).
Учитель: Третий тур мы начинаем,
Капитанов приглашаем.
Будут трудными задачи,
Пожелаем им удачи!
Вопросы задаются капитанам одновременно на скорость (1правильный ответ- 1балл).
На какое число надо разделить 2, чтобы получилось 4? (на ½)
Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно, чтобы сварить 5 яиц? (4 минуты)
Шесть рыбаков съели шесть судаков за шесть дней. За сколько дней десять рыбаков съедят десять судаков? (за 6 дней).
Что больше: произведение всех цифр или их сумма? (Сумма, так как произведение их равно 0).
Арбуз стоит 20 рублей и еще пол-арбуза. Сколько стоит арбуз? ( 40 рублей).
Какой знак надо поставить между двумя двойками, чтобы получилось число, большее 2, но меньшее 3? (запятую-2,2).
4 тур.
Учитель: Вы, ребята, все устали,
Много думали, считали.
Отдохнуть уже пора!
Так четвертый тур-игра!
1. Задания со спичками:
а) На столе лежат три спички. Сделайте из них четыре.
б) Лежат пять спичек. Прибавьте к ним еще 5 спичек так, чтобы получилось «три».
в) Приложите к 4 спичкам 5 спичек так, чтобы получилось «сто».
2. Анаграммы. (По три слова каждой команде).
Иголка. Лиса. Колос.
Ракета. Марш. Рифма.
Игра со зрителями. Конкурс «От А до Я». (Конкурс терминов. Зрители каждой команды называют по одному термину на каждую букву алфавита. Побеждает команда зрителей, назвавшая больше слов. Конкурс проводится во время работы команд. 3балла.)
Учитель: Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?
Жюри подводит итоги, награждает участников игры.
Ответы: 1. Шарады: Сказка. Вол-га.
2. Задача на внимательность: 8, 9; 4, 3; 30, 35; 24, 27; 2,2; 23, 27; 3, 1; 16, 17; 64, 128.
3. Задача на логическое мышление: 68 туристов.
4. Вычисляй правильно: 11; 110,11; 1,01; 0,1001; 10,1; 10,101; 0,001.
5. Задача на смекалку: 15 веток.
6. Анаграммы: иголка – логика, лиса- сила, колос – сокол;
Ракета – карета, марш – шрам, рифма – фирма.
7. Кроссворд.
По горизонтали: 3. Разность. 5. Единица. 7. Уравнение. 11. Слагаемое. 12. Делимое. 13. Отрезок. 14. Корень.
По вертикали: 1. Выражение. 2. Частное. 4. Переместительный. 6. Цифра. 7. Уменьшаемое. 8. Вычитаемое. 9. Сумма. 10. Математика.
Приложение № 1.
1- й ученик: Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер.
Не случайно ей такой почет,
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
2- й ученик: Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
3- й ученик: Сегодня ты пришел вот в этот класс
Не вспоминать недобрым этот час.
Чтоб посидеть, подумать, отдохнуть,
На все вокруг обдуманно взглянуть.
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может быть,
Но будешь ты рабочим, а может быть ученым
И будешь математику любить.
4- й ученик: Чтоб спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело-
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден,
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
Приложение № 2.
Приветствие команды «ДА» (Друзья Алгебры).
Команде нашей имя
Мы дали так не зря-
Ведь мы друзья алгебры?
Она ответит: ДА!
ДА!- если нужна помощь,
Придет она от нас.
ДА!- если нужна песня,
Споем ее сейчас.
ДА!- если позовете
Нас в КВН играть,
Мы рады! Будем копья
И головы ломать.
ДА! Грозен наш соперник-
Готовы мы признать,
ДА! И жюри, наверное,
Поможет нам играть!
Песня команды.
(На мотив песни «Если у вас нету тети»).
Если у вас нету мыслей,
То это совсем не беда.
Мы это исправим быстро,
Собрав всех в команду,
Собрав всех в команду,
Команду дружную «ДА»,
Дружную «ДА».
Припев:
Предстали на суд перед вами,
И вы должны рассудить,
Думайте сами, решайте сами,
Кому из нас победить,
Кому из нас победить.
Приложение № 3.
Приветствие команды «ЛУЧ» (Лучше ум, чем чудеса).
Желаем испытать судьбу,
Вступая в КВНное сражение.
Нет, не написано на лбу:
Победа ждет нас или поражение.
Мы будем честный бой по правилам вести,
Ответы дать хотим красиво, точно, ловко,
Наш ум успех нам должен принести
В условиях словесной пикировки.
Не зря ведь сказка учит нас давно,
Что главное не злоба, а добро.
И что, в любой пускаясь трудный путь,
Дружить умей и шутку не забудь.
Вперед, друзья- романтики
На праздник математики!
И с нами внутри этих стен
Жюри, 6 «ЭР», КВН!
Песня команды.
Мы едем, едем, едем
В далекие края.
И все мы, и соседи
Отличные друзья.
Играем в КВНе
И песенку поем
А в песенке поется
Про то, как мы живем.
Припев:
Три-ти-ти, три-ти-ти,
Мы везем с собою ПИ,
Степени, проценты,
И коэффициенты,
И пропорцию прямую,
Вот, компанию какую! (2 раза).
Приложение № 4.
Кроссворд.
По горизонтали: 3. Результат вычитания. 5. Наименьшее натуральное число. 7. Равенство, содержащее неизвестное. 11. Компонент сложения. 12. Компонент деления. 13. Часть прямой. 14. Решение уравнения.
По вертикали: 1. Математическая запись. 2. Результат деления. 4. Закон сложения или умножения. 6. Математический символ. 7. Компонент вычитания. 8. Компонент вычитания. 9. Результат сложения. 10. Царица всех наук.
1
2


3






5
6
4













8
7




9


10









11















































Лист жюри.
№ | Конкурсы | Баллы | 6 «А» | 6 «Б» |
1. | Приветствие | 3 | | |
2. | Эмблема | 2 | | |
3. 4. 5. | Разминка Шарады Кроссворд | 1 2 1 | | |
6. 7. | Решение задач №№1-4 Конкурс художников | 4 5 | | |
8. | Конкурс капитанов | 1 | | |
9. 10. | Задачи со спичками Анаграммы | 2 1 | | |
11. | Игра со зрителями | 1 | | |
Итог | | | | |