Внеклассное мероприятие по биологии, химии и экологии в интегрированной, игровой форме
Автор методической разработки:
Семенова Ю.Ю
Должность: учитель биологии
Дзержинск 2016
Цель: углубить и расширить знания учащихся по биологии и экологии, химии;
развивать познавательный интерес, воспитывать любознательность.
Задачи:
Образовательные задачи:
С.П. Лаврентьеа
закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках биологии, химии;
вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;
развитие коммуникативных навыков;
осуществление межпредметных связей.
Развивающие задачи:
развитие памяти, внимания;
развитие образного мышления;
развитие творческого воображения;
развитие восприятия;
повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные задачи:
Форма: игра.
Учебно-наглядный комплекс: 1.эмблемы и девизы команд;
2. конверты с заданиями для команд;
3. бумага, авторучки;
4. компьютер; 5. мультимедийный проектор;
6. экран.
Ход мероприятия
Учитель: Добрый день! Давайте мы с вами сегодня совершим соревнование в игре «Брейн ринг». В этом мероприятии участвуют учащиеся 9 классов и наше жюри. Для того, чтобы начать нашу игру, я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри (представление жюри). Оценивать наше жюри будет по определенной, балловой системе. Впереди нас ждут интересные конкурсы для команд. Итак, начнём!
«Приветствие»
Каждая из команд представляет себя: название команды и девиз. У каждого из участников команд заранее приготовлены эмблемы. (4 мин.)
Данный конкурс оценивается по пяти бальной системе.
Конкурс № 1. «Веселые перевертыши»
Учитель: На карточках зашифрован слова . Вам нужно их отгадать.
1.СЛИКОДОР-
2.МНИКРЕЙ-
3.ОРРЕБЕС-
4.ЦИНВЕС-
5.ЛЕОДРУГ-
6.ДОВОРДО-
Конкурс №2. « А,ну –ка ,отгадайка.» ,кроссворд
Учитель: Участвуют в обсуждении вопросов кроссворда каждый участник в своей команде.
Продолжительность конкурса – 5 минут. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл
Основные понятия в генетике
| | | | | | | | | | | 10 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | 11 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| 2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| 3 | | | | | | 4 | | | | | | | | | | | | | | | | | 12 | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | 5 | | | | | | | | | | | | | 6 | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 13 | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | 8 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | 9 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
По горизонтали
1.Свойство, определяемое геном
2.Контрастные (взаимоисключающие) признаки
3.Место в хромосоме, где располагается ген ответственный за развитие данного признака
4.Растение, на котором Г.Мендель сделал основные свои открытия
5.Совокупность всех генов одного организма
6.Наука о закономерностях наследования признаков у организмов
7.Совокупность всех признаков организма
8.Способность родителей передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующему поколению
9.Способность организмов, приобретать новые признаки и свойства
По вертикали
10.Метод, предложенный Г. Менделем, при котором скрещивающиеся организмы различаются по одной паре взаимоисключающих признаков
11.Гены расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и ответственных за развитие одного признака
12.Чешский ученый, основоположник науки генетики
13. Участок молекулы ДНК, определяющий возможность развития отдельного элементарного признака, или синтез одной белковой молекулы
Основные понятия в генетике
| | | | | | | | | | | 10 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | г | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | 1 | п | р | и | з | н | а | к | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | б | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | 11 | | | | | | | | | р | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| 2 | а | л | ь | т | е | р | н | а | т | и | в | н | ы | е | | | | | | | | | | | | | |
| | л | | | | | | | | | д | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| 3 | л | о | к | у | с | 4 | г | о | р | о | х | | | | | | | | | | | | 12 | | | | |
| | е | | | | | | | | | л | | | | | | | | | | | | | м | | | | |
| | л | | | | | 5 | г | е | н | о | т | и | п | | | | | | 6 | г | е | н | е | т | и | к | а |
| | ь | | | | | | | | | г | | | | | | | | | | | | | н | | | | |
| | н | | | | | | | | | и | | | | | | | | | 13 | | | | д | | | | |
| | ы | | | | | | | | | ч | | | | | | | | | г | | | | е | | | | |
7 | ф | е | н | о | т | и | п | | | | е | | | | | | | | | е | | | | л | | | | |
| | | | | | | | 8 | н | а | с | л | е | д | с | т | в | е | н | н | о | с | т | ь | | | | |
| | | | | | | | | | | к | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | 9 | и | з | м | е | н | ч | и | в | о | с | т | ь | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | й | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Конкурс № 3.
Аукцион «Знаешь ли ты?»
Учитель: Командам задаются вопросы . За каждый правильный ответ 1 балл
1.Какая неорганическая кислота всегда присутствует в желудке человека?
2.Почему,оставаясь в гараже и ремонтируя машину при работающем двигателе,вы рискуете своей жизнью?
3.Можно ли пить соду при отравлении уксусной кислотой?
4.Какие средства индивидуальной защиты нужно применять при работе с кислотами и щелочами?
1.Как называются природные катализаторы,присутствующие во всех живых клетках?
2.Соединения какого галогена добавляют в зубную пасту?
3.Какое самое вредное соединение в сигаретном дыме?
4.Как называются токсичные вещества?
1.Металл,который поможет измерить температуру,если вы простудились?
2.Как называется 40% раствор этилового спирта?
3.Как называется смесь углеводородов,используемая для двигателей автомобилей?
4.К каким явлениям относится процесс горения веществ?
Конкурс № 4.
Экологическая карта
Правила конкурса:
1) Участники садятся вокруг стола, изображениями вверх, раскладываются игровые карты.
Дается время на рассматривание изображений.
2) Участникам обеих команд раздается по 6 карт и дается время на их изучение.
3) Запускает игру педагог-эксперт загадкой о растении либо животном, чьё изображение имеется на одной из карт. Паролем для запуска «карусели» является не только разгадка, но и нахождение изображения данного объекта. В случае не разгадывания первой загадки предлагается другая. Загадки должны быть достаточно сложными, новыми для каждого тура и, желательно содержать экологическую информацию.
Например:
Кислит, а не щавель, В тени, а не ель, Листья - тройняшки Нежней промокашки. (Кислица) | Ниток много-много А в клубок не смотаешь, Одежды себе не шьет, А ткань себе ткёт. (Паук) | Спит в землянке круглый год, лишь весну встречать встает, а проводит весну - и опять ко сну. (Первоцвет, подснежник) |
Над морской звездой победу, Соревнуясь, одержал: За минуту я два метра На иголках пробежал. (Морской еж) | С моряками был он дружен, Чем доныне знаменит. Из морских зверей кому же В мире памятник стоит? (Дельфин) | Возле скал под ветром влажным, Кто, скажите, из зверей На своих песчаных пляжах Загорает у морей? (Морской котик) |
Посмотрите на карточки и попишите название экологической проблемы
- Изменение климата, парниковый эффект
- Истончение озонового слоя,
- Дефицит пресной воды,
- Загрязнение Мирового океана и подземных вод,
- Загрязнение атмосферы: кислотные дожди, фотохимический смог
- Пагубное влияние загрязнения среды на здоровье населения
- Сокращение биологического разнообразия,
- Утилизация токсических и радиоактивных отходов
- Сокращение площади лесов, пахотных земель,
- Демографический взрыв.
№5. Конкурс капитанов
Учитель: Капитанам даются задания. За каждый правильный ответ 1 балл. В это время все остальные отвечают на занимательные вопросы.
1. KOH+H3PO4=
2. MgO+HNO3=
3. P+O2 =
4. Al2O3 +H2=
5. K3PO4 +CaCl2=
№6. Конкурс «Пантомима».
Учитель: Команды сами выбирают конверты с заданиями. Примерные задания:
• Работа сердца;
• Работа желудка;
• Суслик на разведке;
• Умывающийся гусь;
• Рост и цветение растения;
• Цветок вянет и погибает; и т. д.
Оценивание; Если отгадывающая команда без вопросов правильно отгадывает задание, присуждается 5 баллов; если используется 1 вопрос, то 4 балла; если используется 2 вопроса, то 3 балла; если все 3 вопроса используется, то 2 балла. Если не отгадывается задание, то баллы не присуждаются.
№7. Конкурс «Экологические вопросы».
1.Наука,изучающая взаимоотношения живых организмов с окружающей средой.
2.Химические вещества,способствующие возникновению у живых организмов онкологических заболеваний?
3.Минеральные удобрения, которые наиболее опасны для здоровья человека при накоплении в пищевых продуктах?
4.Среда,соответствующая слезе человека?
5.Как называется фотохимический туман?
6.Пространство в верхних слоях атмосферы с пониженным содержанием озона над некоторыми участками земной поверхности?
7.Как называется процесс образования органических веществ из неорганических в зеленых растениях под действием солнечного света?
8.Наличие каких веществ придаёт растениям запах?
Итог игры
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается победитель.
Учитель: Ребята! Вот и подошла к финалу наша интеллектуальная игра.
Надеюсь, вам понравилось и вы закрепили и усвоили ранее изученный
материал и узнали что-то новое для себя.