ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
г. Гусь-Хрустальный»
Внеклассное мероприятие по чтению
Литературная гостиная
«Чародейка и волшебница Зима»
Подготовила: Майорова Альбина Викторовна,
учитель русского языка и чтения
высшей квалификационной категории
февраль 2017
Тема: Литературная гостиная «Чародейка и волшебница Зима»
Цель: приобщение школьников к русской поэзии.
Задачи:
Обучающая: создать образное представление о зиме на основе поэтических произведений.
Коррекционно-развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения, связной устной речи,
развивать наглядно-образное мышление, воображение, творческие способности учащихся через чтение стихов.
Воспитательная: прививать интерес к русской поэзии,
воспитывать любовь к языку, родной природе,
развивать чувство прекрасного.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация по теме;
репродукции картин К.Ф.Юнона «Волшебница зима»,И.И. Шишкина «Зимний вечер», «Иней»,А.А. Пластова «Первый снег»,Б.М. Кустодиева «Масленица»;
пьесы П.И.Чайковского «На тройке», «Декабрь» из цикла «Времена года».
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя: Добрый день, друзья! Сегодня мы снова встретились с вами в нашей литературной гостиной. Прошлая литературная гостиная была посвящена золотой осени, а сегодня мы с вами обратимся к такому чудесному и сказочному времени года -зиме, расставаться с которой нам никак не хочется. Мы с вами увидим чародейку и волшебницу Зиму в произведениях русских поэтов.
Снег да снежные узоры,
В поле вьюга, разговоры,
В пять часов уж тьма.
День — коньки, снежки, салазки,
Вечер — бабушкины сказки, -
Вот она — зима! (Афанасий Фет)
Видеоролик «Зимняя сказка» под музыку М.Таривердиева.
Зима — самое удивительное время года. Мы всегда с нетерпением ждем наступления зимы и с радостью говорим: Здравствуй зимушка-зима! Начало зимы — это всегда событие для души поэта,хотя для каждого свое.
Афанасий Фет вспоминает эпизод из детства. Это стихотворение нам сейчас прочитает Аким Киселев.
А.Фет. «Мама, глянь-ка из окошка...»
По-другому рисуют картины начала зимы поэты Дмитрий Попов и Вера Томилина. Вот какие замечательные строки выходили из-под пера поэтов, чтобы рассказать о зимней красоте, ее величии. Стихотворение Д.Попова «Пришла зима» прочитает Прокофьева Яна, стихотворение В.Томилиной «Зима» прочитает Пантелеев Сергей.
Зима в стихах великого русского поэта Сергея Есенина, словно королева зимнего царства и повелительница метелей и вьюг, манит своей красотой и величеством. Его стихи прочтут Филатов Владислав («Разгулялась вьюга») и Литвак Даниил («Зима»)
Поэты написали много красивых стихов о зиме, а известные композиторы посвятили зиме музыкальные произведения .Только самому внимательному слушателю музыка откроет свои сказочные ворота.
Видеоролик «Времена года. Декабрь» П..И.Чайковского.
Природа затаилась и спит, спрятавшись под белоснежное покрывало,в то время как зима освободила силы ветров и морозов. Волшебница Зима превратилась в грозного воеводу Мороза .Об этом написал великий русский поэт Н.А. Некрасов. Отрывок из его поэмы «Мороз, Красный Нос» нам прочитают Блохин Егор и Быков Данила.
Стихи о зиме в творчестве русских поэтов восхищают суровостью русской зимы, передают уют народного быта и жизни людей в долгое зимнее время.
Стихотворение Александра Блока «Ветхая избушка» прочитает Березовский Анатолий.
Стихотворение Михаила Исаковского «Зимний вечер» прочитает Журавлева Дарья.
А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и провести физкультминутку.
Но сначала отгадайте загадку:
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные вырезные,
А возьмешь — вода в руке? (Снежинки)
-Представьте, что на вашу ладошку упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторить три раза.
Как красив снегопад в безмолвной тишине зимнего дня, когда снежинки мелькают в воздухе, будто маленькие белые мотыльки тихо опускаются на землю. Каждая снежинка нежная, хрупкая, похожая на прекрасный сказочный цветок, и каждый снежный цветок неповторим.
Стихотворение Константина Бальмонта «Снежинка» прочитают Рыбакова Евгения и Симонова Анастасия.
Если поэты посвятили зиме свои стихи, то художники стараются передать все великолепие зимней красоты в своих картинах. Как вы думаете, какие краски преобладают на зимних картинах? ( Репродукция картин И.И. Шишкина «Иней», К.Ф.Юнона «Волшебница зима») (Синий, белый)
После снегопада очень красиво в лесу. В стихотворениях Александра Сергеевича Пушкина и Федора Тютчева зима — волшебница, колдунья,чародейка, которая украшает землю, закрывает ее белым пологом, надевает снежные шапки деревьям.
Стихотворение А.С.Пушкина «Вот ветер, тучи нагоняя...» прочитает Березовская Грэфа.
Стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою» прочитает Лебедева Кристина.
Видеоролик: Р. Паулс «Зимняя сказка».
Вслушайтесь в чудесные звуки музыки и вы услышите то легкое дуновение ветерка, то шелест тихо падающих снежинок.
Зимой все живое спряталось в глубину земли и спит, ожидая солнца. Птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают зябко и неторопливо. Они ждут от нас помощи.
Стихотворение Яшина «Покормите птиц» читает Кузина Милена.
У каждого человека воспоминания детства непременно связаны с этим временем года. Зима дарит нам самый сказочный праздник - Новый год, веселые забавы: игры в снежки, катание на санках, лыжах, коньках, подарки Деда Мороза.
Стихотворение Ольги Высоцкой «Пришла зима с морозами» и
стихотворение Татьяны Шатских «Ах ты, зимушка-зима» прочитает Черкасова Катя.
Стихотворение Людмилы Касимовой «Любимая зима» прочитает Костина Алина.
Природа никогда не перестанет удивлять человека своими чудесами, и мы всегда будем верить в ее доброту и сказочность.
Стихотворение Эдуарда Асадова «Зимняя сказка» читает Сергей Портнягин.
Итог.
-Вы сегодня читали стихи о зиме наизусть и делали это замечательно. Молодцы!
-Лирические стихи каких поэтов прозвучали сегодня?
Благодаря поэзии мы учимся лучше понимать, чувствовать и ценить неповторимую красоту русской природы.
Закончить наше мероприятие я предлагаю красивой сказочной песней «Зимняя сказка». Слова А.Усачева, музыка Александра Пинегина.
«Тих-тихо, сказку напевая,
Проплывает в сумерках зима.
Теплым одеялом укрывая,
Землю и деревья, и дома.
Над полями легкий снег кружится,
Словно звезды падают с небес.
Опустив мохнатые ресницы,
Дремлет в тишине дремучий лес.
Спят на елках золотые совы
В сказочном сиянии луны.
На опушке леса спят сугробы,
Как большие белые слоны.
Все меняет форму и окраску,
Гасят окна сонные дома,
И зима, рассказывая сказку,
Засыпает медленно сама».
Самоанализ внеклассного мероприятия по чтению
Учитель русского языка и чтения: Майорова А.В.
Тема: Литературная гостиная «Чародейка и волшебница Зима»
Цель: приобщение школьников к русской поэзии.
Задачи:
Обучающая: создать образное представление о зиме на основе поэтических произведений.
Коррекционно-развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения, связной устной речи,
развивать наглядно-образное мышление, воображение, творческие способности учащихся через чтение стихов.
Воспитательная: прививать интерес к русской поэзии,
воспитывать любовь к языку, родной природе,
развивать чувство прекрасного.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация по теме;
репродукции картин К.Ф.Юнона «Волшебница зима»,И.И. Шишкина «Зимний вечер», «Иней»,А.А. Пластова «Первый снег»,Б.М. Кустодиева «Масленица»;
пьесы П.И.Чайковского «На тройке», «Декабрь» из цикла «Времена года».
Это общешкольное внеклассное мероприятие.
Цель мероприятия: приобщение школьников к русской поэзии. Поставлены обучающая, коррекционно-развивающая, воспитательная задачи.
Форма проведения: литературная гостиная.
Тема выбрана в соответствии с циклом литературных гостиных, посвященных временам года.
В мероприятии приняли участие ребята из 5, 6, 7, 8»А», 9 «А» классов, не приняли участие ученики 8 «Б» и 9 «Б» классов, возникли сложности с организацией ребят старших классов. Участвовали ребята, которые изъявили желание, которым было интересно.
Содержание материала подобрано в соответствии с темой, чтобы расширить знакомство с творчеством русских поэтов, подбирали стихи, новые для учащихся, учитывались возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
С ребятами проведена большая подготовительная работа по чтению стихов, все отнеслись ответственно, прочитали стихи в соответствии со своими возможностями, все ребята проявили свое творчество. Для отдельных ребят это большое достижение( для Портнягина С., Симоновой А., Филатова В.), они не выступали раньше.
На мероприятии использовалось мультимедийное оборудование, презентация по теме. Учитывались межпредметные связи через использование репродукций картин русских художников и музыкальных произведений русских композиторов.
Мероприятие прошло в комфортной обстановке, все удовлетворены участием.
Считаю, что на мероприятии удалось реализовать замысел, решить поставленные цель и задачи .