СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по информатике: Деловая игра "Журналист"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересное внеклассное мероприятие по информатике на отработку знаний и умений по теме "Текстовый редактор"

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по информатике: Деловая игра "Журналист"»

ИНФОРМАТИКА И ИКТ

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЖУРНАЛИСТ»

(методическая разработка на основе метапредметного подхода)


Учитель информатики МАОУ Викуловская СОШ №2: Шаромов Игорь Александрович


Раздел программы: «Информационные технологии»


Тема: «Кодирование и обработка текстовой информации»


Тип уроков: обобщающие.

Вид: деловая игра.

Технология: игровая технология.


Время проведения: заключительные уроки по теме «Кодирование и обработка текстовой информации» базового курса, 9 класс.


(Все дополнительные материалы для проведения игры содержаться в папке «Дополнительные материалы»).


Целью проведения игры является получение ряда ожидаемых предметных, метапредметных и личностных результатов.

Предметные результаты:

  • обобщение знаний о способах, методах, технологии ввода, редактирования, форматирования текстовой информации с использованием текстовых редакторов;

  • развитие умений по эффективному использованию компьютерной техники при подготовке электронного и печатного текстового документа.


Личностные и метапредметные результаты планируется получить через формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения стоящих задач (Р1);

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (Р2);

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности (Р3);

  • умение работать индивидуально и в группе (Р4);.


2. Коммуникативные УУД:

  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (К1);

  • находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов (К2);

  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (К3);

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей (К4);

  • владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (К5).


3. Познавательные УУД:

  • умение эффективной и грамотной работы с информацией: поиск, обработка, преобразование, хранение и использование (П1);

  • выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения (П2);

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (П3).


План проведения игры



1. Подготовительный этап.

2. Домашнее задание.

3. Верстка печатного издания.

4. Пресс- конференция с презентацией.

5. Подведение итогов.


Ход игры

Формируемые УУД

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

(Подготовка к игре начинается за 2 урока до её проведения)

Игровая цель состоит в том, что перед учениками ставится задача сбора информации и создания оформленных иллюстрациями статей для газеты или журнала.

Для проведения игры учащиеся разбиваются на команды – издательства. (Редакторы предлагаются учителем; затем они формируют рабочие группы).


Каждое издательство на подготовительном этапе должно:

• Определиться над каким печатным изданием будет работать (газета или журнал).

• Дать название печатному изданию.

• Определить контингент читателей (детский, юношеский, научный, публицистический) и тематику статей.

• Утвердить редактора, выбрать журналистов, художников.

• Составить инструкции участникам игры.

(заполняются регистрационные карточки издательств; на основе общих инструкций, выданных учителем, редакторы составляют индивидуальные инструкции).


2. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

На уроке, предшествующем началу игры, рабочие группы получают домашнее задание по подготовке материалов (текстов для статей, иллюстраций для сканирования) для создания печатного продукта. Редакторы распределяют обязанности, составляют режим работы для каждого члена рабочей группы.


3. ВЕРСТКА ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ

(уроки №1, №2, №3)

Этот этап проводится на трёх уроках. Каждое издательство выпускает свою печатную продукцию с использованием современных компьютерных технологий, изученных на предыдущих уроках.


УРОК № 1.

Журналисты начинают набор текстов с помощью клавиатуры, используя текстовый редактор WORD. Художники осуществляют сканирование иллюстраций (при необходимости), осуществляют поиск рисунков из стандартного набора программы WORD, а также из коллекции, заранее подготовленной учителем. Редакторы осуществляют общий контроль работы; при необходимости помогают журналистам и художникам.

В конце урока созданные материалы сохраняются в рабочих папках на каждом из компьютеров, имеющимися в распоряжении издательства.

Учитель помогает решать «технические проблемы», следит за дисциплиной и за тем, чтобы издательства не мешали в работе друг другу (следит за тишиной, определяет очерёдность работы со сканером и т.п.).


УРОК № 2.

Журналисты продолжают набор текстов. Художники совместно с журналистами и редакторами решают вопрос размещения иллюстраций, подготовленных на предыдущем уроке, в электронном документе.

Учитель помогает решать «технические проблемы», следит за дисциплиной и за тем, чтобы издательства не мешали в работе друг другу.


УРОК № 3.

Осуществляется вёрстка будущего печатного документа (со всех компьютеров издательства материалы переносятся на один, где всей рабочей группой осуществляется компоновка разрозненных материалов в единый документ, отработка единого стиля изложения и оформления) и его распечатка на принтере.


4. ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ

Редакторы каждого издательства представляют свои издания и рассказывают о проблемах, которые им приходилось решать в процессе создания. Члены рабочей группы отвечают на вопросы присутствующих (общее выступление редакции: 7-10 мин.).


5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Жюри оценивает работу издательств (по пятибальной системе) по каждой из следующих характеристик:

1. Соответствие содержания статей теме издания.

2. Смысловая законченность представленного печатного документа.

3. Художественное оформление.

4. Представление издательства на пресс-конференции.

5. Активность при обсуждении работы других издательств.

Кроме этого учителем оценивается: количество используемых объектов текстового документа (текст, рисунок, таблица, объект Word Art и т.д.), качество работы с текстом (шрифты, выравнивание, виды абзацев и т.д.; наличие ошибок) и др.


Жюри выставляет итоговый балл и определяет победителей по следующим номинациям:

• Представление издательства.

• Подбор тематики и содержание статей.

• Художественное оформление.

Для определения отношения учащихся к игре и её результатам проводится анкетирование.

Учитель выступает с общей оценкой игры и её результатов, оглашает результаты анкетирования участников игры.

Каждый участник игры получает две отметки: «командную» и «за личный вклад». Первая выставляется по результатам итоговой оценки жюри, вторая – учителем, непосредственно следившим за рабочим процессом.



4-й и 5-й этапы игры проводятся на завершающем уроке (урок № 4).


УРОК № 4: Пресс-конференция


План


1. Организационный момент (1 мин.)

2. Постановка целей (3 мин.)

3. Жеребьёвка (1 мин.)

4. Представление издательств с презентацией печатного продукта (25 мин.)

5. Подсчёт баллов. Анкетирование участников (5 мин.)

6. Подведение итогов (10 мин.)

  • Объявление победителей в номинациях

  • Итоговая оценка работы участников игры

  • Подведение учителем общих результатов игры

  • Оглашение результатов анкетирования


Ход урока


1. Организационный момент (1 мин.)


Учёт отсутствующих.


2. Постановка целей (3 мин)


  • Я рад приветствовать участников пресс-конференции, членов жюри. Сегодня мы проводим пресс-конференцию, на которой будут представлены издательства и подготовленные ими печатные информационные продукты. Таким образом, мы подведём итоги деловой игры «Журналист», целью которой было обобщение и закрепление знаний, умений по теме «Кодирование и обработка текстовой информации».

  • Перед издательствами стоит задача представить свою газету или журнал, осуществить презентацию печатного продукта – одного из номеров своего издания, рассказать какая работа была осуществлена при подготовке печатного документа, с какими трудностями пришлось столкнуться и как они решались.

  • Работу я предлагаю построить по следующему плану:


Жеребьёвка.


Представление издательств с презентацией печатного продукта.


Подведение итогов.


3. Жеребьёвка (1 мин.)


  • Итак, прошу редакторов выйти для проведения жеребьёвки очерёдности выступлений.

(редакторы по очереди тянут билеты, на которых указаны номера.

Учитель оглашает порядок выступлений.)


4. Представление издательств с презентацией печатного продукта (25 мин.)


Рабочая схема:

1. выступление редактора (3-5 мин.)

2. вопросы жюри и коллег к членам рабочей группы издательства (2-3 мин.)


Жюри осуществляет оценку работы издательства по 6-ти характеристикам:

  • Соответствие содержания статей теме издания.

  • Смысловая законченность представленного печатного документа.

  • Художественное оформление.

  • Представление издательства на пресс-конференции.

  • Активность при обсуждении работы других издательств.

  • Качество и соблюдение технологии подготовки печатного документа.


5. Подсчёт баллов. Анкетирование участников (5 мин).


  • Теперь жюри подводит окончательные итоги, выставляя итоговый балл по всем оцениваемым характеристикам, определяет победителей в трёх номинациях:


1) Представление издательства.

2) Подбор тематики и содержание статей.

3) Художественное оформление печатного продукта.


  • Пока жюри подводит итоги, я прошу участников ответить на вопросы анкеты, в которой вы дадите свою оценку деловой игры «Журналист».

(Учитель раздаёт участникам анкеты и присоединяется к жюри).


6. Подведение итогов (10 мин.)


1) Жюри объявляет издательства-победителей в номинациях.

2) Для каждого из издательств происходит: объявление жюри набранных баллов по каждой из оцениваемых характеристик, итогового балла; оценка учителем «личного вклада» участника рабочей группы в создание печатного продукта.

3) Подведение учителем общих результатов игры.

  • В целом, я считаю, что цели, поставленные нами перед началом игры, выполнены. В результате работы над своими «печатными изданиями» вы обобщили знания по работе с программами – редакторами текстов (и не только с ними), получили навыки составления электронного и бумажного документа, что в дальнейшем окажет вам огромную помощь при подготовке текстов докладов, рефератов, курсовых работ и т.п.

  • А теперь посмотрим как вы оценили прохождение и результаты игры.

4) Оглашение результатов анкетирования.


(Р1); (Р2); (К1); (К3); (К4); (П2).



















(Р1); (Р2); (Р3); (Р4); (К1); (К2); (К4); (П1); (П2); (П3).









(Р1); (Р2); (Р3); (Р4); (К1); (К2); (К3); (К4); (К5); (П1); (П2); (П3).










(Р1); (Р2); (Р3); (Р4); (К1); (К2); (К3); (К4); (К5); (П1); (П2); (П3).




(Р1); (Р2); (Р3); (Р4); (К1); (К2); (К3); (К4); (К5); (П1); (П2); (П3).

























































































(Р3); (Р4); (К3); (К4); (К5); (П3).




















(К3); (К4); (К5); (П2).