Сценарий интеллектуальной игры «Компьютерные заморочки» для 11 классов
Цели игры:
Формирование умений: воспроизводить необходимые знания для ответа; выполнять сравнения, объяснять, применять понятия. Научить пользоваться научным языком, символикой, обобщить материал, как систему знаний.
Развитие: воображения, мышления, памяти, внимания, умения использовать систему знаний в различных ситуациях. Проверить уровень самостоятельности мышления по применению знаний в различных ситуациях.
Воспитание уверенности в своих силах, информационной культуры, уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде. Показать значение межпредметной связи для развития кругозора учащихся.
Межпредметные связи: филология, математика, физика, история.
Форма проведения: по проекту телевизионной игры «Что? Где? Когда?» - состязание знатоков. Методы работы: интеллектуальный марафон (устный), блиц – викторина.
Оборудование: плакат «Компьютерные заморочки», магниты, бумага и карандаши для участников и жюри, карточки с вопросами.
Эпиграф игры:
«Не стыдно и не вредно не знать. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь.»
Л.Н.Толстой
Ход игры
В соревновании участвуют две команды. Соревнование состоит из шести конкурсов. После минутного обдумывания играющая команда дает ответ. Одновременно с играющей командой над вопросом думает вторая команда. Заслушав ответ играющей команды, ведущий выслушивает мнение другой команды. Объявляется правильный ответ и выясняется, кто в данном раунде победил. Побеждает в соревновании та команда, набравшая максимальное количество баллов.
1ый Конкурс «Эрудит»
Отвечают по 1 человеку по очереди представители каждой команды. На ответ - 1 секунда. За верный ответ - 1 балл. Если команда дает неверный ответ, то возможность ответа предоставляется другой команде.
Действие, производимое с клавишей (нажатие)
Ноль или единица в информатике (бит)
Специальная программа, выполняющая нежелательные для пользователя действия на компьютере (вирус)
Строго определенная последовательность действий при решении задачи (алгоритм)
Устройство ЭВМ, служащее для отображения текстовой и графической информации (дисплей)
Символ - разделитель (пробел)
Простейший прибор для вычислений (счеты)
Так называют специалистов в своей области (ас)
«Мозг» компьютера (процессор)
Взломщик компьютерных программ (хакер)
Печатающее периферийное устройство ПК (принтер)
Указатель местоположения на экране (курсор)
Место хранения информации (память)
Начинающий пользователь (чайник)
Как на компьютерном жаргоне называется совокупность аппаратных средств ПК (железо)
Всемирная глобальная сеть (интернет)
Где живёт мышка компьютера? (на коврике)
Какое прозвище получил процессор типа Pentium? (пень)
Как называется главная плата компьютера? (материнская)
Устройство для чтения компакт – дисков (CD - ROM)
Предварительный подсчет баллов.
2ой Конкурс «Дешифратор»
Команде выдаются карточки с пословицами, которые перефразированы на компьютерный лад. Задача учащихся перевести их в общепринятую форму. За верный ответ – 1 балл.
Лучше Корвет на столе, чем Pentium во сне.
Каждая новая программа – это хорошо забытая старая.
По компьютерам встречают, по программам провожают.
Компьютер памятью не испортишь.
Не дорога программа, дорог алгоритм.
Алгоритмам учиться – всегда пригодится.
Предварительный подсчет баллов.
3ий Конкурс «Прочти слова»
В табличках приведены слова, связанные с информатикой и компьютерами, причем буквы слов записаны “змейкой”, то есть они могут быть записаны в любом направлении по горизонтали и по вертикали (слева направо, снизу вверх и т.д.), но не по диагонали.

Предварительный подсчет баллов.
4ый Конкурс «Слова с компьютерной начинкой»
Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте сами слова, а также те компьютерные термины, которыми они начинены.
РасПЛАТА (кара, возмездие)
ЧИПсы (популярный продукт из картофеля)
ВерШИНА (точка пересечения двух лучей, образующих угол)
ПаПКа (канцелярская принадлежность для хранения бумаг)
ДОСуг (свободное время)
РаДОСть (счастливое, радостное событие)
СкреПКа (зажим для бумаг)
ПОРТной (специалист по пошиву одежды)
ДИСКуссия (обсуждение спорного вопроса или проблемы)
ШаПКа (головной убор)
КамЧАТка (полуостров в РФ и задние парты в классе)
БИТлз (популярный английский вокально-инструментальный ансамбль)
БИТа (предмет для удара в спортивной игре)
Предварительный подсчет баллов.
5ый Конкурс «Анаграммы»
Путем перестановки нужно расшифровать слова, относящиеся к информатике. После расшифровки определить, какое слово здесь лишнее.
1) КЕТСТ, ОЛИСЧ, ФРГИАК, МАБАГУ.
2) ВИКЛУРАТА, СТКИДОЖЙ, НЕРСКА, ТЕРПНИР.
3) ТОРНИМО, ТЕРТПЛО, ТЕРИНПР, ЬШЫМ.
4) ТЕРЧЕСВИН, ТАКЕДИС, АКТПКОМ КСДИ, СОРЦЕСПРО.
5) ТАНЛЕПЕРОФ, ТАКЕДИС, ТАКРАРОФПЕ, НИМОРОТ.
6) НОФЕЛТЕ, ММЕДО, ТФЕЕЛКСА, ТЬАЯПМ.
7) УХЛС, УСКВ, ИЕНЯНООБ, ГОМЗ.
8) КАБОТРАОБ, ИЕНЕХРНА, ТОРЛЯКУКАЛЬ, ЕЕААПРДЧ.
9) КАЧТО, АОНТ, КВАУБ, РАЦФИ.
10) МЕТРАРИФОМ, ТЫЕСЧ, ТОРКАЛЯЛЬКУ, ДОВОСКИД.
Ответы:
Текст, число, график, бумага. Бумага - носитель информации, всё остальное - виды.
Клавиатура, джойстик, сканер, принтер. Принтер-устройство вывода данных, всё остальное - устройства ввода.
Монитор, плоттер, принтер, мышь. Мышь - устройство ввода данных, всё остальное - устройства вывода.
Винчестер, дискета, компакт диск, процессор. Процессор - устройство обработки информации, всё остальное - внешняя память.
Перфолента, дискета, перфокарта, монитор. Монитор - устройство вывода данных, всё остальное - носители информации.
Телефон, модем, телефакс, память. Память - устройство хранения данных, всё остальное - устройства передачи.
Слух, вкус, обоняние, мозг. Мозг обрабатывает информацию, всё остальное - органы чувств.
Обработка, хранение, калькулятор, передача. Калькулятор - вычислительное устройство, всё остальное - виды работы с информацией.
Точка, нота, буква, цифра. Ноту нельзя ввести с клавиатуры, всё остальное - можно.
Арифмометр, счеты, калькулятор, дисковод. Дисковод - устройство для записи( считывания) на магнитные диски, всё остальное -виды работы с информацией.
Предварительный подсчет баллов.
6ой Конкурс «Крылатые слова»
Вам будут названы пословицы, поговорки, цитаты из литературных произведений. Для каждого из этих «крылатых слов» будут предложены 3 понятия информатики. Выбрать наиболее подходящее.
1. «Возмутитель спокойствия».
1. Звуковой сигнал на компьютере.
2. Антивирусная программа.
3. Компьютерный вирус.
2. «А все-таки она вертится!»
1. Дискета.
2. "Мышь".
3. Системная шина.
3. «Ни дня без строчки».
1. Текстовый файл.
2. Лазерный принтер.
3. Сканер
4. «По образу и подобию».
1. Предыдущий вариант файла.
2. Локальная переменная с именем, совпадающим с именем глобальной.
3. Копия файла.
5. Три кита.
1. 0, 1 и неопределенность.
2. Паскаль, Бейсик и Си.
3. Системный блок, клавиатура и монитор.
Предварительный подсчет баллов.
В конце встречи ведущий объявляет общий итог и выделяет ту команду эрудитов, которая в данном соревновании действовала наиболее удачно. Ей вручается приз, также поощряется вторая команда.