Внеклассное мероприятие по математике в 6 классе «38 попугаев»
Цели:
Обучающие: повторение и закрепление основного материала, представленного в неординарных ситуациях, расширение связей с другими предметами.
Развивающие:
развитие устойчивого интереса к математике, творческой активности, развитие мышления, логики, познавательной активности учащихся, стойкости, воли к победе, находчивости;
развитие коммуникативной компетенции как одного из условий формирования исследовательской компетентности учащихся в социальной культурной среде школы во внеурочной деятельности.
Воспитательные: воспитание уважения к сопернику, умения работать в команде.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, бумага, фломастеры
План проведения:
Орг. Момент. Представление команд
Выступление учащихся со сказкой «Ненаглядные пособия»
Конкурсы
Разминка
Бананы для друзей
Шарады
38 попугаев
Подведение итогов
Ход мероприятия:
1 учащийся: Кто сказал, что математика скучна,
Что она сложна, суха, тосклива?...
В этом вы не правы, господа,
Знайте: математика - красива!
2 учащийся: Вам приятно жить в опрятном доме,
Где у каждой вещи место есть?
Математика создать такой порядок может,
И за это ей хвала и честь!
1 учащийся: Какой бы ни была задача сложной,
Математика решение найдёт.
Всё она по полочкам разложит,
Всё она в систему приведёт.
2 учащийся: Сколько в ней самой изящных линий,
Мощных формул, строгих теорем,
Тот не назовёт её красивой,
Кто с наукой не знаком совсем.
Сказка «Ненаглядное пособие» (по мотивам сказки Г. Остера)
Действующие лица: Слоненок, Мартышка, Удав, Попугай
- Вот! – сказал слоненок. Он положил перед друзьями гроздь желтых длинных и очень вкусных бананов.
Мартышка: Ой! Спасибо! Это же мои любимые бананы!
Удав: И мои…
Попугай: (молча, взволнованно смотрит на бананы)
Мартышка: Не волнуйся. Все будет хорошо. Сейчас мы их разделим и съедим.
Попугай: (Не отрывая глаз от бананов, взволнованно) Разделим? Думаешь это просто? А ты знакома с математикой?
Мартышка: Нет. не знакома. И слоненок с ней тоже не знаком. Так что бананов она не получит. Эти бананы нам!
Попугай: математика не ест бананов! Она наука. Ее надо знать, чтобы совершать научные действия. Например, делить бананы.
Удав тоже заволновался.
Удав: разве делить бананы это научное действие?
Попугай: очень научное. Делить бананы, не зная математики – все равно, что есть их с кожурой. Невкусно и неприлично.
Слоненок: кажется, я про эту математику слышал. Это когда отнимают и складывают, да?
Мартышка: отнимают и складывают? Отнимают и складывают…. И все?
Слоненок: кажется, еще надо умножать и делить…
Мартышка: здорово! Я всегда говорила: надо умно жать. Глупо жать глупо.
Попугай: (удивленно) жать? (смотрит на мартышку) Кого жать?
Мартышка: Всех. Кого захотим. Будем их ловить. Легонечко так, умно жать, жать…. Все у них отнимать, отнимать… и складывать в кучу. А потом делить. И будем математики.
Попугай: это не математика. Это грабеж!
Удав: (задумчиво) грабеж не научное действие. Нет, не научное. Его не математики совершают – разбойники. Разбойники гораздо опаснее.
Слоненок: ну почему же? Я знал одну учительницу математики. Она такие действия совершала, такие действия… просто жуть. Многие разбойники боялись ее как огня.
Попугай: (кричит) учительницы не считаются. Это совсем другое дело. Учительницы для того и нужны, чтобы объяснять математику.
Мартышка: (вздохнув) жаль, что у нас тут нет никакой учительницы. Сильно умно жать хочется. Может, какую-нибудь позовем?
Слоненок: (испуганно) Ты что? Не надо!
Попугай: Я сам буду ваша учительница. Сейчас я вам эту математику объясню.
(убегает в кусты и выходит другим шагом)
Попугай: (строго) Садитесь. Начипнаю урок.
Попугай: ЭЭЭЭЭ…. Нет. Так ничего не выйдет. Нужно наглядное пособие.
Удав: Какое?
Попугай: наглядное. Вы на него поглядите, и все сразу станет ясно. Что бы вам такое показать?
Мартышка: меня. Меня показать надо. Я буду ваша (опустила глаза, немного постеснялась) ненаглядное пособие.
Попугай (поправляя) наглядное
Мартышка: НЕТ. ненаглядное . чтобы глядели, глядели и наглядеться не могли. (танцует)
Слоненок: очень красиво!
(мартышка от усталости падает на траву)
Удав: красиво, но не понятно. При чем тут математика?
Попугай: ни при чем. Не хватает бананов.
Мартышка: ЕЩЕ КАК НЕ ХВАТАЕТ? (вскакивает) А ЧТО УЖЕ МОЖНО ХВАТАТЬ?
Попугай: нельзя! с этими бананами мы сейчас будем совершать научные действия.
Попугай: математик а – наука в четырех действиях. Вычитание, умножение, деление и сложение. С чего начнем?
Удав: с самого интересного.
Попугай: Сложение – это такое научное действие, когда к чему-нибудь что-нибудь прибавляют. Например, бананы. Дайте мартышке два банана.
Мартышка: спасибо! Спасибо!
Попугай: теперь прибавим ей еще два, а я отвернусь и скажу, сколько у нее бананов стало.
Слоненок: как же ты узнаешь, если отвернешься?
Попугай: сложу бананы в уме. (удав передает мартышке бананы) У мартышки стало четыре банана!
Тишина. Чавканье …
Слоненок: попугай, наверное, ты там в своем уме немножко ошибаешься.
Удав: да. У тебя в уме четыре банана, а у мартышки ни одного.
Попугай: сейчас проверю. Два, мгм, и еще два, ммм… будет… получается… четыре. Должно быть четыре
Мартышка: (удивленно разводит руки) а нету!
Попугай: Давайте сначала! (отворачивается, зажмуривает глаза) Начали! Дайте мартышке три банана! Дали?
Слоненок: Дали.
Попугай: теперь еще три. Мартышка, дали тебе еще три банана?
Мартышка не отвечает.
Попугай: Эй, где вы все?(крутит головой с зажмуренными глазами)
Удав и слоненок: Мы тут!
Попугай: А мартышка почему молчит?
Удав: говорить не может. Рот занят.
Попугай: Чем?
Слоненок (вздохнув) Чем, чем… ясное дело чем. Бананами. Вот чем.
Попугай: Что-о-о-о-о!!!
Оборачивается и смотрит на быстро жующую Мартышку.
Попугай: ты их ешь? Кто так делает?
Мартышка: все. Когда бананы дают.
Попугай: (обиженно) нет. В такой обстановке я сложение объяснять не могу. В такой обстановке я могу объяснять только вычитание. Сколько у нее бананов осталось?
Слоненок: раз, два, три. Три!
Попугай: Отнимите у нее два банана. А я пока сосчитаю в уме, что получится.
Слоненок пошел отнимать бананы. Удав наблюдает. А Попугай, отвернувшись, зажмурился.
Попугай: (не громко) три, ммм, отнять два, мм, это будет… это получается… три отнять два – получится …. Один. (громко) Отняли?
Слоненок (пыхтя) нет еще!
Попугай: отнимайте, отнимайте! Что получается!
Удав: ПО-моему, драка.
Мартышка убегает и съедает все бананы.
Попугай: Так у нас никакого вычитания не будет! Какое может быть вычитание, когда бананы не отдают?
Мартышка: И не отдам? Мне такое действие вообще не нрави тся!
Попугай: Ладно! Буду объяснять умножение!
Мартышка: Когда много, я люблю.
Попугай: Умножить – это значит взять что-нибудь сколько-нибудь раз. Вот один банан!
Слоненок: последний…
Попугай: Сначала умножим его на один. Мартышка, возьми банан один раз.
Мартышка взяла банан, осмотрела и съела.
Удав: Умножила?
Мартышка: (жуя) сейчас! (жевала, жевала) нет! Как был один, так и остался!
Попугай: Правильно! Если один раз взять один банан – получится один банан. А вот если два раза взять по два банана….
Мартышка: Где ж их взять? они кончились.
Попугай: неужели?
Удав: (огорченно) А как же деление?
Попугай: Этим действием займемся в следующий раз.
Слоненок: в следующий раз, когда зай
В заключении: Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Беритесь, ребята, скорей за работу.
Учитесь считать, чтоб не сбиться со счету.
Госпожа задача нам теперь знакома,
И пути решения ее для нас не новы.
Конкурсы. РАЗМИНКА. Чтоб все в игре прошло без заминки,
Её мы начнем, ну конечно же, с разминки!
Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (Лучи)
Каковы диагонали квадрата? (Равные)
Что используют при счёте? (Цифры)
Числа, употребляемые при счёте предметов? (Натуральные)
Как называется результат сложения? (Сумма)
Сколько минут в одном часе? (60)
Третий месяц летних каникул? (Август)
Сколько лет спал Илья Муромец? (33 года)
Сумма всех сторон прямоугольника – это? (Периметр)
Как называется прибор для измерения отрезков? (Линейка)
Самое маленькое натуральное число? (1)
Как называется результат умножения? (Произведение)
Сколько грамм в 1 килограмме? (1000)
Первый месяц зимы? (Декабрь)
Сколько козлят было у многодетной козы? (7)
Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)
Форма футбольного мяча? (Шар)
Царица математики? (Арифметика)
Конкурс «Бананы для друзей»
Решить задачу: Мартышка да Слоненок вместе съели 9 бананов, Мартышка да Попугай 10 бананов, Попугай да Слоненок 11 бананов. Сколько бананов вместе съели Слоненок, Мартышка и Попугай?
Ответ: 15 бананов
Шарады
1
Он грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь «У» на «О» -
Будет круглое число.
2
С буквой «Р» - с овцы стригут,
В нити прочные прядут.
А без «Р» - нужна для счёта,
Цифрой быть - её работа.
3
Число я меньше десяти.
Меня тебе легко найти.
Но если букве «Я» прикажешь рядом встать,
Я всё: отец, и ты, и дедушка, и мать.
4
Рождаюсь на мебельной фабрике я
И в каждом хозяйстве нельзя без меня.
Отбросишь последнюю букву мою -
Названье большому числу я даю.
5
Я с «Л» смягчённым - под землёй,
Бываю каменный и бурый.
А с твёрдым - в комнате твоей
И в геометрии фигура.
6
Счастливой цифру ту считают,
При счете её применяют.
А «М» вот на «Т» поменяли -
И рыбы немало поймали.
Конкурс «З8 попугаев»
Изобразить героя сказки с помощью цифр так, чтобы в сумме получилось 38 (Вытягивают героя)
Литература
О. В. Панишева. Красивая математика
Г. Остер. Ненаглядное пособие