ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МУЗЫКЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ПО ТЕМЕ
«ТАЙНЫ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА»
Форма проведения: музыкальная гостиная.
Цель занятия – формирование основ музыкальной культуры через знакомство обучающихся с инструментами симфонического оркестра.
Задачи:
обучающие:
- обогатить знания учащихся о инструментах симфонического оркестра;
- формировать интерес к классическому искусству на основе эмоционального восприятия музыки;
- привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;
развивающие:
- развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;
-развивать музыкальный слух (звуковысотный, тембровый), творческие способности;
- способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения под аккомпанемент;
воспитательные:
-воспитывать чувства уважения к культуре своего народа;
- способствовать формированию потребности в общении с музыкой.
Оборудование: компьютер, фортепиано, нотный материал, портреты композиторов, иллюстрации инструментов.
Музыкальный материал: М. Глинка «Арагонская хота»; А. Гречанинов «Жалоба»; Ф. Шопен «Полонез», Ф. Шуберт «В путь», Р. Глиэр «Мазурка», В. Моцарт «Рондо», И. С. Бах «Шутка», Л. Бетховен «Эгмонт», П. Чайковский «Щелкунчик».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Многое может выразить, о многом может рассказать музыка. Она погрустит и порадуется вместе с нами, нарисует нам прекрасные картины природы, передаст самые тончайшие оттенки человеческих чувств и настроений. Но музыка говорит своим особым языком, и для того чтобы понять это язык, нужно вслушаться в него, привыкнуть к нему.
Мы включили классическое произведение. Зазвучала музыка: мягко и нежно запели скрипки, их сменил горделивый сигнал звонкоголосой трубы, высокие, свистящие трели флейты, низкое ворчание фагота… Какое богатство мелодий, какое разнообразие звуков!
В современном симфоническом оркестре более двадцати видов различных инструментов. Инструменты, которые сегодня пришли к нам в гости различны. Некоторые вам знакомы, а некоторые для вас – загадка!
Часто у нас в классе звучит фортепианная музыка. Фортепиано – общее название клавишно-молоточковых музыкальных инструментов. У нас в кабинете находится пианино.
А в состав симфонического оркестра входит старший брат пианино – рояль (показ иллюстрации).
Вот он стоит на сцене. Большой, блестящий, великолепный. Его имя в переводе на русский язык означает «королевский». В его черную полированную поверхность можно смотреться, как в зеркало. Но так как у нас в классе роль рояля заменяет пианино, то рояль на нас не будет обижаться, если и сегодня с нами будет его музыкальный родственник.
Тронешь пальцем прохладную гладкую клавишу – и инструмент отзовется чистой и звонкой, постепенно замирающей нотой. Нажмешь ногой педаль – звук тянется, нота звучит дольше. Верхние клавиши откликаются тоненько и нежно, нижние гудят как колокол.
На пианино, как и на рояле, можно сыграть и грустную, протяжную мелодию, и быстрый, стремительный танец. Можно играть плавно, как бы переливая один звук в другой, а можно играть каждую нотку отдельно, отрывисто. Можно нажать сразу несколько клавиш, можно нажать одну за другой. Звук может быть и очень громким, и очень тихим, недаром второе имя рояля и пианино- фортепиано, что переводится «громко, тихо». (Рассказ сопровождается показом на пианино).
В исполнении учителя звучат два разнохарактерных произведения:
А. Гречанинов «Жалоба», Ф. Шопен «Полонез» (си-бемоль минор)
(После прослушивания учащиеся делятся впечатлениями.)
Рояль, пианино – один из немногих музыкальных инструментов, выступающих самостоятельно, без аккомпанемента. Это инструмент достаточно выразительный, а главное – многоголосный, то есть на нем можно сыграть сразу несколько мелодий или мелодию и аккомпанемент одновременно.
Есть у австрийского композитора Франца Петера Шуберта песня «В путь». В той песне юноша прощается со своим хозяином- мельником. Юноша уходит странствовать по свету, уходит туда, куда ведет его веселый, бегущий ручей.
Прослушивание песни Ф. Шуберта «В путь»
Певец, изображая юношу, героя песни, поет чудесную, простую и очень светлую мелодию, а аккомпанемент изображает легкий бег веселого ручья.
Но вот к нам в гости пришел музыкальный инструмент, который вы сразу узнаете.
Прослушивание произведения «Мазурка» Р. Глиэра
В музее итальянского города Генуи хранится в стеклянном футляре скрипка. Знатоки сражу же узнают в благородных очертаниях ее корпуса, в рисунке резной головки работу великого скрипичного мастера XVII века Бартоломео Иосифа Гварнери. Таких скрипок осталось совсем немного, и каждая из них – драгоценность. У этой, навсегда смолкнувшей, будто похороненной в стеклянном гробу скрипки, есть еще одно название: «вдова Паганини». Она замолчала тогда, когда умер Никколо Паганини – величайший скрипач мира. Я сказала «смолкнувшей навсегда». Это не совсем верно. Лучших скрипачей мира награждают правом показать свое мастерство на скрипке Паганини. Можете представить себе, какой трепет охватывает прославленных на весь мир мастеров во время их короткого свидания с «вдовой Паганини»!
Рассказывают, что когда-то Паганини был так беден, что у него не осталось ничего, даже скрипки. И для того чтобы дать концерт и тем самым заработать деньги, он попросил на один вечер у богатого купца Ливрона скрипку Гварнери, которая и тогда уже ценилась очень высоко. После концерта Ливрон отказался взять скрипку обратно. Он не мог больше осквернять своей любительской игрой инструмент, к которому прикасались пальцы Паганини. С тех пор великий скрипач не расставался с драгоценным подарком. Для настоящего скрипача скрипка – не просто музыкальный инструмент, на котором он играет, - это верный и настоящий друг, спутница всей его жизни. Если вам удастся, посмотрите, как бережно укладывает скрипач свою скрипку в футляр, как осторожно и любовно накрывает ее мягким одеяльцем, - ведь это очень хрупкий инструмент. Малейшее повреждение, самая крохотная трещина сразу же лишает скрипку ее голоса.
Звучит «Рондо» В.А. Моцарта
Но вы знаете, что есть и такие музыкальные инструменты, которые без человеческого дыхания петь не будут. (Учащиеся называют духовые инструменты, вспоминают, по какому признаку делятся эти инструменты на группы).
(Детям предлагается прослушать произведение, назвать солирующий инструмент, определить настроение, придумать название).
Прослушивание произведения «Шутка» И.С. Баха
Младшая сестра флейты – флейта–пикколо. На ней трудно сыграть мягкую и нежную мелодию – резка слишком. Выглядит флейта-пикколо так же, как большая флейта, только раза в 2 меньше. Ее трудно даже разглядеть в руках флейтиста, она свободно помещается в его кармане.
Слушание фрагмента финала увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена
Все люди на свете любят получать подарки. В тот день, о котором я хочу вам рассказать, подарок сделал людям великий русский композитор П.И. Чайковский. 125 лет тому назад в Петербурге в первый раз показали его балет «Щелкунчик».
Теперь все уже знают прекрасный балет-сказку о смелом Щелкунчике, победившем семиголового мышиного короля, знают и любят великолепную музыку Чайковского. Но тогда еще никто не знал ни балетного спектакля, ни музыки, которая была для него написана.
В зале театра все с нетерпением ждали начала спектакля, и все - и актеры, и зрители, - волновались.
Но больше всех волновался сам автор – П. И. Чайковский. Дело в том, что Петр Ильич приготовил публике еще один сюрприз, о котором вы узнаете позже, а пока вернемся в театр.
Отзвучало вступление, поднялся расписной занавес – начинается балет. Зрители знакомятся с доброй девочкой Кларой, с ее дядюшкой Дроссельмейером, часовым мастером, который умеет чинить не только часы, но и делать всякие таинственные игрушки, с самим Щелкунчиком - смешным и некрасивым игрушечным человечком, и со страшным королем мышей. Вот уже Щелкунчик превратился в прекрасного принца и ведет свою храбрую спасительницу Клару в сказочный город – там живут игрушки и сласти, которые с удовольствием танцуют перед восхищенной девочкой… Шоколад, кофе, чай, леденцы – все танцуют.
И вот на сцене появляется сказочная фея Драже и начинает свой танец. Ребята, какую бы музыку вы создали для феи, если бы были композиторами? (Ответы учащихся)
Фея драже танцует. Но что это? Какие странные звуки! Как будто хрустальные горошинки падают на серебряное блюдо. Падают, подскакивают и исчезают. Поистине волшебная музыка!
Звучит Танец феи Драже из 2 действия балета «Щелкунчик»
В зале легкий шум. Знатоки оркестра удивленно переглядываются: что за инструмент рождает эти поющие хрустальные капельки? Насколько им известно, в симфоническом оркестре нет инструмента с таким звучанием. Действительно, этого инструмента не было, но теперь он существует, и вот как это случилось.
Летом 1891 года Петру Ивановичу Юргенсону в Москву пришло письмо от Чайковского: «Я открыл в Париже новый оркестровый инструмент, — писал он, — с божественно чудным звуком… Я желал бы, чтобы его никому не показывали».
Много было волнений, но наконец-то все тревоги позади: танцует фея Драже, нежно звенят хрустальные капельки очаровательной мелодии ее танца: взволнованно перешептываются музыканты; критики, композиторы, сидящие в зрительном зале, вытягивают шеи, пытаясь разглядеть новинку. А там, куда они заглядывают, в оркестровой яме (так называется место, где сидит оперный оркестр), в углу скромно стоит инструмент, похожий на маленькое пианино. Это челеста, или, говоря по-русски, «небесная», тот самый «инструмент с божественно чудным звуком», о котором писал Петр Ильич. У челесты такие же, как у пианино, клавиши, но внутри вместо струн — металлические пластинки (иногда эти пластинки бывают стеклянными); молоточки ударяют по ним, и пластинки звенят прозрачно и тоненько.
Наше сказочное путешествие подошло к концу. Некоторые герои удивительной музыкальной страны под названием «Симфонический оркестр» были нам знакомы, с некоторыми мы встретились впервые, ноя уверена, что при следующей встрече вы их голоса сразу же узнаете.