Внеклассное мероприятие
по русскому языку
в 7 классе
Тема «Наречие»
Составитель:
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия» №155
с татарским языком обучения»
Ново-Савиновского района
Г.Казани
Салахиева Альсина Талгатовна
КАЗАНЬ 2014
Внеклассное мероприятие по русскому языку
в 7 классе.
Тема: Наречия (обобщение по пройденной теме)
Цель: Закрепить полученные ЗУН по теме «Наречия», развивать любознательность и познавательную активность детей; способствовать развитию любви к родному языку; показать важную роль русского языка в развитии отечественной культуры, литературы, науки и образования.
Задачи мероприятия:
Привлечь к проведению внеклассного мероприятия как можно больше учащихся.
Реализовать задачу комплексного подхода к воспитанию школьников.
Развить интерес к углубленному изучению русского языка.
Организовать активный отдых школьников средствами учебного предмета.
Основные этапы игры
Приветствие команд. Заранее класс делится на 3 группы по 4 человека.
Конкурсные задания:
Подведение итогов. Вручение дипломов.
Ход мероприятия.
Здравствуйте, ребята. Мы с вами завершили тему «Наречия», узнали много нового об этой части речи. И сегодня мы в игровой форме повторим весь пройденный материал о наречиях.
Для начала прошу представиться командам.
1.Аксаковцы ( В середине XIX в. К.С.Аксаков утверждает, что «Наречие не есть часть речи. Оно выражает отношение, оно есть уже синтаксическое явление)
2.Пешковцы (склонился к признанию наречия категорией «целиком синтаксической». По словам А.М. Пешковского, в наречиях изображаются признаки того, что высказано в глаголе и прилагательном Значение «признака признака», свойственное наречию, выражается целой серией морфологических примет)
3.Шахматовцы (А.А.Шахматов «Наречием становится существительное в именительном и косвенных падежах, когда получает в предложении значение обстоятельства».)
Мы говорим с вами на русском языке, изучаем его особенности и правила, учимся правильно выражать свои мысли на русском языке.
Что мы знаем о нем? (Вопросы один за другим появляются на интерактивной доске)
Какой язык является предком нашего языка? (Праславянский)
В какую группу индоевропейской языковой семьи входит русский язык? (славянскую).
Русский, белорусский, украинский языки – какую подгруппу славянской группы языков они составляют? (восточнославянскую)
Совокупность местных говоров , обладающих общими для них диалектными особенностями – это…? (Наречие)
А что же мы еще знаем о наречии? (Самостоятельная часть речи, неизменяемая…)
Найди слова.
Вам предоставляется необычный текст. Ваша задача – за отведенное время найти в нем все наречия и определить тему этого текста.
ВМОСКВЕИЗДАВНАЛЮБИЛИМУЗЫКАЛЬНЫЕПРЕДСТАВЛЕНИЯПОЭТОМУЗАДОЛГОДОСОЗДАНИЯИМПЕРАТОРСКОГОБОЛЬШОГОТЕАТРАБОГАТЫЕДВОРЯНЕЗАВОДИЛИУСЕБЯВИМЕНИЯХДОМАШНИЕТЕАТРЫГДЕИГРАЛИСВОИЖЕАКТЕРЫПРЕДСТАВЛЕНИЯМОГЛИНАЧАТЬСЯЗАСВЕТЛОИДЛИЛИСЬДОТЕМНАПОКАХОЗЯИНИЕГОГОСТИДОСЫТАНЕНАСМОТРЯТСЯНАИГРУТАЛАНТЛИВЫХКРЕПОСТНЫХАЕСЛИКТОНИБУДЬСГОРЯЧАХВАЛИЛКАКОЙТОЭПИЗОДЕГОМОГЛИПОВТОРИТЬИГРАЯЗАНОВОВСЮСЦЕНУВЕДЬЭТОБЫЛИЧАСТНЫЫЕТЕАТРЫИВСЕВНИХБЫЛОЗАПРОСТОИЗРЕДКАВМОСКВУПРИЕЗЖАЛАИЗДАЛЕКАНАГАСТРОЛИИТАЛЬЯНСКАЯОПЕРААПОТОМСНОВАВЫСТУПАЛАРУССКАЯМУЗЫКАЛЬНАЯТРУППАКОТОРАЯБЫЛАСОЗДАНАПРИМОСКОВСКОМУНИВЕРСИТЕТЕНОМОСКВИЧИМЕЧТАЛИОПОСТОЯННОМТЕАТРЕ.
(Издавна, задолго, засветло, дотемна, досыта, сгоряча, заново, запросто, изредка, издалека, снова)
Калейдоскоп.
Вы видите перед собой сочетания букв. Ваша задача придумать как можно больше наречий в сравнительной степени с каждым из приведенных сочетанием за 5 минут. На одно сочетание может быть до 3 слов. Каждая команда записывает получившиеся слова. По окончании отведенного времени, вы откладываете ручки и начинаете по очереди зачитывать свои слова. Повторяться нельзя.
ЧИ-
Яр-
гу-
СЛ-
Ре-
Тв-
Ум-
Кр-
Ус-
Ни-
Пр-
Ти-
Смысловые группы наречий.
Вспомним, какие смысловые группы наречий мы знаем.(Ответы команд)
Перед вами стихотворение «Кошка» Ивана Бунина.
Каждая команда выразительно зачитывает стихотворение. (За выразительное чтение + 3 балла)
Задание: определить смысловые группы наречий. Заменить наречия прилагательными – что изменится в стихотворении.
Кошка в крапиве за домом жила.
Дом обветшалый молчал, как могила.
Кошка в него по ночам приходила
И замирала напротив стола.
Стол обращен к образам — позабыли,
Стол как стоял, так остался. В углу
Каплями воск затвердел на полу —
Это горевшие свечи оплыли.
Помнишь? Лежит старичок-холостяк:
Кротко закрыты ресницы — и кротко
В черненький галстук воткнулась бородка.
Свечи пылают, дрожит нависающий мрак...
Темен теперь этот дом по ночам.
Кошка приходит и светит глазами.
Угол мерцает во тьме образами.
Ветер шумит по печам.
Малые жанры устного народного творчества.
Закончите пословицы. Определите написание НЕ с наречиями.
Та команда, которая первой поднимает руку, та и отвечает.
(Не)дивно в беде ……, а дивно выстоять
(Не)диво, что у царя …… хороша
(Не)долго метил, а ……. попал
(Не)зачем было огород ….
(Не)когда плясать, ……. посылают жать
(Не)много говорит, да много …….
(Ни)же земли не ….
(Не дивно – пропасть; невеста; недолго - хорошо; незачем – городить; некогда – когда; немного – смыслит; ниже – упадешь)
Ребусы (Приложение)
Перед вами будут появляться ребусы. Ваша задача – правильно угадать зашифрованное слово, составить оригинальное предложение с этим словом, поднять руку и получить 1 балл за угаданное слово и 1 балл за предложение. Запомните, предложение должно быть оригинальным!
Взволнованно
Грустно
Мелодично
Инкогнито
Отныне
Бок о бок
Кстати
Насмарку
Впросонках
Впритык
Подведение итогов.
- Молодцы, ребята. Сегодня вы показали все свои знания, умения, навыки по русскому языку, ваши способности работы в команде, проявили своё воображение.
По итогам всех конкурсов наибольшее количество баллов набрала команда «…». Я вас поздравляю!
Приложение (Отдельным документом )



5 = О
А




+Н





+ Ч
4.





3 = Т
5.




6.



7.




8.
___________________________
4 = У
9.
1 = В 3=Н
10.

