СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Богатство русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно использовать при проведении недели русского языка в начальной школе или викторин по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку "Богатство русского языка"»

Богатство русского языка

Цели: расширить кругозор в области русского языка, выявить уровень знаний учащихся о фразеологизмах, учить объяснять смысл фразеологических выражений, воспитывать уважительное отношение к русскому языку.

Ход занятия:

Организационный момент.

Вступительное слово.

Воспитатель. Это занятие посвящается крылатым выражениям и фразеологизмам, которые появились много лет и до сих пор живут в разговорной речи, делая её богаче и выразительнее.

Вам известно выражение «шиворот-навыворот»? Что оно означает? Когда его употребляют в речи? А теперь послушайте историю появления этого выражения.

Ученик 1. Сейчас выражение «шиворот-навыворот» звучит вполне безобидно, означая, что кто-то оделся или надел что-либо наизнанку, наоборот. А раньше оно связывалось с позорным наказанием. Пойманного преступника одевали в вывороченную одежду и в таком виде вели к ответу.

Во времена царя Ивана Грозного провинившегося боярина наказывали не только тем, что заставляли надевать вывернутую наизнанку шубу или богатую боярскую одежду с расшитым воротником – шиворотом. Наказывали еще и, что сажали на коня, лицом к хвосту. В таком виде боярина возили по всему городу под смех уличной толпы.

В конце концов, выражение «шиворот-навыворот» стало означать «сделать или сказать что-либо наоборот, перепутать».

Воспитатель. Предлагаю несколько вопросов, для того чтобы выбрать лучшего знатока русских крылатых выражений.

  1. Определите, о каких устойчивых выражениях идёт речь.

  • Дело идет с трудом, еле ладится. (В час по чайной ложке)

  • Очень быстро бежать. (Мчаться во весь опор)

  • Ничего не действует на кого-либо. (Как с гуся вода)

  1. Послушайте рассказ А. Шибаева и найдите в нем 10 устойчивых выражений, пословиц и поговорок.

- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят. – сказала мама. А Саша стучит.

- Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит…

- Как об стенку горохом, - говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а он все свое… Отберу молоток!...

Стучит.

- Сказано – сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

- Отдай!

- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал.

- Я машину чиню…

А бабушка:

- Всему свое время.

-Зачем молоток унесла?

- Ему про Фому, а он про Ерёму. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

- Не все: мы не спим.

- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал:

- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана, что ни слово, то пословица или поговорка.

А бабушка говорит:

- Кашу маслом не испортишь

3. Как можно озаглавить этот рассказ?

Воспитатель. А теперь послушайте о том, как возникли некоторые выражения в нашем языке.

Ученик 2. Мы говорим: «Как пить дать, это случится». В старинные времена любому прохожему – будь то добрый молодец или нищий – нельзя было отказать в просьбе испить водицы. Стало быть, «как пить дать» издревле означало «обязательно», «непременно». В этом значении это выражение дошло и до наших времен.

Ученик 3. Мы говорим: «Непутевый он человек». Давным-давно при князьях были разные должности, или по-старорусски пути. Кто-то имел путь псарный, т.е. сворой собак «заведовал», кто-то путь конюший, кто-то столоначальный. А вот бедные люди были «без пути», без выгодной должности, значит, «беспутевые», «непутевые». Богатые презирали их, потому и сегодня про человека, не нашедшего своего места в жизни, говорят «непутевый».

Воспитатель. А вот следующий текст послушайте и объясните, откуда появилось выражение: «Волка ноги кормят».

Ученик 4. Все знают, что волки – хищники. У этих животных мощные челюсти, острые клыки, а самое главное, у них крепкие ноги. В отличие от других хищников волки редко нападают из засады. Они рыскают по лесу в поисках своей добычи. А уж если волк ее обнаружил, то может преследовать свою жертву сколько угодно долго. Поэтому и появилось выражение: «Волка ноги кормят»

Воспитатель. И вновь игра. Используя предложенную пару слов, восстановите фразеологизм.

Шпака – вор. (На воре шапка горит.)

Вода – глядел. (Как в воду глядел.)

Палец – небо. (Попал пальцем в небо.)

Душа – пятки. (Ушла душа в пятки.)



Подведение итогов.