СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по русскому языку и чтению

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Онежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат»

(ГБОУ АО «Онежская СКОШИ»)

 

 

 

 

 

 

Открытое внеклассное мероприятие

 по русскому языку и чтению

 

для 5- 6 классов

 

Тема:  «Путешествие в страну занимательной Грамматики»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовили и провели:

Миронова Н.В.

Трофимова С.Н.

 

 

 

 

г. Онега

2015 г.

 

Цель: систематизировать и обобщить знания, умения и навыки обучающихся по русскому языку и чтению.

Задачи:

образовательные:

  • проверить знания обучающихся  по русскому языку и чтению;
  • учить применять на практике полученные знания;

коррекционно – развивающие:

  • развивать способности к размышлению, умение делать выводы;
  • развивать  зрительное восприятие,  внимание, память, устную речь обучающихся;
  • развивать коммуникативные умения учеников;

воспитательные:

  • прививать   интерес к учебной деятельности;
  • воспитывать умение работать в команде.

 

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийное сопровождение (презентация), карточки с заданиями, простые карандаши, карточки со словами, картинки с изображением сказочных героев, картинки с изображением предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход мероприятия

Ведущий 1. - Ребята! Сегодня мы отправляемся   в страну занимательной  грамматики. Путь будет долгим, и если вы постараетесь,  интересным. Всякие трудности предстоят нам на пути, но с  нами будут наши верные помощники – наши знания.

 

Ведущий 2. Вам надо быть очень внимательными,  так как мы проведем соревнование между командами. А чтобы вам было веселее. Мы будем, играть,  состязаться в познаниях по русскому языку и чтению.

 

Ведущий 1. Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Но он непрост в изучении, имеет множество разделов и правил, орфограмм и упражнений. И грамотному человеку следует их знать и понимать.

 

Ведущий 2. Сейчас, мы с вами начнём  наше путешествие.  А путешествовать мы будем на пароходе по островам большой страны Грамматики. 

 

Ведущий 1.              Разминка «Угадай название нашей команды»

- Мы с вами разделились на две команды, но у нас нет названия команд.

- А как они называются, мы сейчас узнаем.

1-я команда: Название нашей команды обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что?, в предложении бывает подлежащим или  второстепенным членом.

2-я команда: Название нашей команды обозначает признак  предмета, отвечает на вопросы  Какой? Какая? Какое? Какие?, в предложении бывает второстепенным членом.

- Ребята, слово сопровождает нас в течение всей жизни, и оно само её часть.

Известный русский философ Н. Бердяев писал: “Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живём в их царстве”. Пусть будет оно всегда чистым и новым.

 

Ведущий 2.                                     Остров «Знаний»

- Назовите одним словом:

- зарубить на носу  (запомнить)

-богатый человек (богач)

-в час по чайной ложке (медленно)

-веселый человек (весельчак)

-повесить нос (грустить)

 -сильный человек (силач).

 

- Из букв  слова ТРАНСПОРТ  составьте как можно больше слов:

(спорт,  торт,  рот,  нос,  спор,  трос,  сорт,  порт,  сор, рост,  тост,  пост,  наст,   тон,  нота,  тропа).

 

Ведущий 1.                          Остров  «Сказочный»

- На  этом острове  живут сказки и их герои. Отгадайте сказку и героя (изображение названного героя появляется на доске).

 

Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте её  я  поймала.

И, распростившись, с зелёною кожей,

Сделалась я мигом красивой, пригожей.             (Царевна – лягушка)

 

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться.

Очень вкусная вода

В ямке от копытца …                            (братец Иванушка)

 

Кто – то за кого – то

Ухватился крепко:

«Ох, никак не вытянуть!

Ох, засела крепко!»

Но ещё помощники

Скоро прибегут…

Победит упрямицу

Общий труд.

Кто засел так крепко?                                  (Репка)

Учитель.

 

- Кто сочинил эти сказки? Как они называются?

 

Я к бабушке шла,

Горшочек масла, пирожок несла,

Но волка повстречала на беду,

И он спросил, куда же я иду.

Потом печально было:

С бабушкой нас съели,

Но вовремя охотники успели.   ( Красная Шапочка)

 

В праздник он до объеденья

Ел конфеты и варенье.

Жил на крыше он, бедняжка …    (Карлсон)

 

Многим долго неизвестный

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик - луковка знаком.                     (Чипполино)

 

Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал.

Чтоб мне в золочёной карете

Пахать на сказочный бал.               (Золушка)

 

- Кто написал эти сказки? Как они называются?

 

Ведущий 2.                                      Остров  «Лесная поляна»

Под ольхой  в тени ветвей

Я собрала своих друзей.

Усадила всех на кочку,

Дала росы им по глоточку.

Но внезапно за бугром

Громкий –громкий грянул гром.

Гости все свалились с кочки,

Разлетелись на кусочки.

Вам не сложно угадать?

Помогите их собрать!

МЕД     ДЯ   БУРУН

ДУК  ЛИ    ВЕДЬ  ЯЦ

ТЕЛ  ЗА    СА  (медведь, заяц, лиса, бурундук, дятел)

 

Ведущий 1.                                 Пролив «Волшебный»

Послушайте внимательно стихотворение Ю. Тимянского «Рассказ школьного портфеля»; в конце стихотворения мальчик задаст вопрос, вам необходимо будет на него ответить.

(Учитель читает стихотворение, у детей на парте листы со стихотворением)

 

 

Рассказ школьного портфеля

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор»,

«Дилектор входит в кабинет…»,

«Закрыт  м а г`а з и н на обед…»,

«Хозяйка моет  с т а к а н`ы…»,

«Секёт свеклу…»,

«Пекёт блины…».

И до меня дошёл черёд:

Портфель он «п`о р т ф е л е м» зовёт.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал, не шутя:

Пусть и его зовут П е т`я.

- П е т`я! – несётся со двора, -

Тебе домой идти пора!

- Не трогай малыша, П е т`я,

Ведь ты большой, а он дитя!

«П е т`я» обижен на ребят:

- Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

(Ю. Тимянский)

 

- Как бы вы ответили на вопрос мальчика? (Ответы детей)

- Нередко одно слово может иметь несколько значений, если изменить ударение. Например: замок – замок, рожки – рожки.(карточки со словами)

 - Для каждой команды даётся задание – упражнение.

- Правильно расставить ударение в предложенных стихотворных строчках, в словах с одинаковым написанием.

 

Белки прыгают по веткам, Принесли орешки деткам!

 

Взбей яичные белки, И печенье испеки.

 

В дом войти никто не мог: На двери висел замок.

 

Я песок руками рою, Королевский замок строю.

 

Плывут по озеру пироги – На остров нет другой дороги.

 

Любишь кушать пироги – Печь их маме помоги.

 

Из стенки гвоздики торчат, Повешу я на них плакат.

 

Гвоздики, розы, маргаритки, Растут на клумбе у калитки.

 

Ведущий 2.                                   Физминутка

- Посмотрите, над островом летает какая-то птица, и предлагает нам поиграть в игру “Летает – не летает!”.

- Я буду называть слово. Если это слово обозначает предмет, который летает, то вы хором говорите: “Летает!” и поднимаете руки.

Если наоборот, то “Не летает!”, и руки должны быть опущены.

Самолёт, башмак, ворона, дерево, дом, синица, сова, голова, воробей, корова, вертолёт, сапоги, сорока, мел, ручка, птица, грач, руки, галка, овца.

 

Ведущий 1.                    Остров «Грамматическая арифметика»

 

  100+г=  ?                                       3+умф=?

3+котаж = ?                                  100+лб=?

Па+3+от=  ?                                  100+рож=?

Кабан- ан + лук =?                     С+ место стоянки судов=?

Ква+рак-ак+тира=?                    Череп-п+муха=?

 

 

Ведущий 2.                                   Остров  «Занимательный»

Соберите  пословицы (на картинках).

-«Хромое слово – кривая речь» - гласит русская народная пословица. Чтобы речь не была «кривой», а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться.

 

СЛОВО О СЛОВАХ.

Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай, не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души.

Им можно радости прибавить, И радость людям отравить, Им можно лёд зимой расплавить, И камень в крошку раздолбить.

Она одарит иль ограбит, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить, Того, кто слушает тебя.

 

Ведущий 1.                             Остров «Бюро находок»

- Вам нужно вспомнить, в каких произведениях упоминаются следующие предметы:

 

1 команда

 кувшин    («Лиса и журавль»)

горошина    («Принцесса на горошине»)

цветок     («Аленький цветочек»)

мочалка     («Мойдодыр»)

 

2 команда

сапоги    (« Кот в сапогах»)

яйцо       («Курочка Ряба»)

азбука    («Золотой ключик»)

самовар   («Муха – Цокотуха»)

 

Ведущий 2. - А теперь послушаем жюри (выступление жюри)

- На этом мы закончим наше путешествие в страну Грамматику. Всем большое спасибо!!!!!

Список источников:

  1. http://sch93.edusite.ru/DswMedia/kvnrusskiyyazyik3klass.doc
  2. http://school19147.ru/attachments/149_Внеклассное%20мероприятие%20по%20русскому%20языку.doc
  3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/10/17/vneklassnoe-meropriyatie-po-literaturnomu-chteniyu-dlya-3