СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по теме «Педагогическая мастерская ценностных ориентаций "Я – гражданин России"»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы – воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, руководствующегося в своей жизнедеятельности правовыми нормами и нравственными принципами.

Тип занятия: внеклассное мероприятие (классный час).

Форма обучения: педагогическая мастерская ценностных ориентаций.

Педагогическая задача: создание условий для гражданской идентификации.

Целевая аудитория: 5 класс (10-12 лет)

Продолжительность занятия: 45 мин.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по теме «Педагогическая мастерская ценностных ориентаций "Я – гражданин России"»»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №28 имени Г.Ф. Кирдищева»







Внеклассное мероприятие по теме

«Педагогическая мастерская ценностных ориентаций

"Я – гражданин России"»







Автор-составитель:

Шаталова Василина Витальевна,

учитель истории







2016 год

Петропавловск-Камчатский городской округ



Содержание



  1. 1. Цель и задачи работы

3

2. Методическое описание и рекомендации

по использованию данной работы


3

3. Сценарий мероприятия

7

4. Ожидаемый результат

13

5. Учебно-методическое обеспечение

13

6. Необходимое оборудование и материалы для занятия

14

Приложение 1. О гражданственности и патриотизме

15

Приложение 2. Изречения великих людей о гражданственности и патриотизме


17













































  1. Цель и задачи работы

Цель работы – воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, руководствующегося в своей жизнедеятельности правовыми нормами и нравственными принципами.

Задачи работы –

Образовательная: формирование представлений о гражданственности и патриотизме как важнейших понятиях гражданской идентичности; создание условий для формирования гражданской идентичности личности в условиях социокультурной среды.

Развивающая: освоение ролевых позиций: «гражданин» и «патриот» в структуре общественных и межличностных отношениях; выработка коммуникативных навыков, овладение технологией построения межличностных отношений по конструктивному типу; развитие социально-критического мышления как когнитивной составляющей социальной компетентности.

Воспитательная: обретение личностных смыслов гражданственности и патриотизма, включение их в индивидуальную систему ценностных ориентаций; воспитание гражданской позиции, патриотизма, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, страны, сохранению традиций.

  1. Методическое описание и рекомендации по использованию данной работы

В течение многих лет в педагогике и других социальных науках широко обсуждается вопрос о соотношении влияния наследственности и среды на развитие личности. В этом вопросе нельзя поставить точку, но создать окружающую социальную среду, которая бы оказала решающее воздействие на формирование личности ребенка возможно и в условиях общеобразовательной школы. Признавая социализацию в качестве одной из основных задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии.

Создание комфортной среды, где ребенок накапливает социальный положительный опыт, ищет способы выражения индивидуальности, проявляет ее и в конечном итоге приобретает черты неповторимости и уникальности, требует от педагогов образовательного учреждения гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. Решение задач социализации и воспитания личности учащегося в контексте национального воспитательного идеала, его всестороннее развитие эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, где социализирующий потенциал внеурочной деятельности позволяет субъектам образовательного процесса создать условия для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию общения, раскрытия потенциала личности ребенка и создания ситуации успеха.

Госстандарт нового поколения предусматривает формирование знаний фундаментальных наук, воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, а с другой стороны – системы универсальных учебных действий, определяющих способности личности учиться, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. Формирование гражданской идентичности личности является на сегодняшний день актуальной ключевой задачей социокультурной модернизации общества и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. указывается на необходимость поддержки программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности.

Под гражданской идентичностью понимается тождественность индивида государству, своему статусу гражданина, личная оценка своего гражданского состояния, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства и общества. Формирование гражданской идентичности предполагает формирование следующих структурных компонентов:

- когнитивный (познавательный) – знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;

- эмоционально-оценочный (коннотативный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;

- ценностно-ориентировочный (аксиологический) – уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;

- деятельностный – участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

Показателями сформированности гражданской идентичности личности являются гражданственность, патриотизм, гражданская активность, социально-критическое мышление, уважение к правам и свободам человека, законопослушность, ответственность перед собой и обществом за результаты своей деятельности, гуманистическое мировоззрение.

Педагогическая наука предлагает разнообразные технологии и приемы формирования гражданской идентичности личности. Одной из форм обучения детей, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому социальному опыту путем открытия является педагогическая мастерская. Педагогическая мастерская — это форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. В опыте современного образования присутствуют разные типы мастерских: мастерские конструирования, мастерские сотрудничества и общения, проектные мастерские, мастерские ценностных ориентаций.

Мастерские ценностных ориентаций решают задачи воспитания, духовного развития личности, расширяют опыт человеческой деятельности, помогают каждому человеку строить свои отношения с миром, другими людьми и самим собой. В мастерской в процессе общения с педагогом, сверстниками происходит рождение ценностей и смыслов, новое видение понятий не через подачу готового материала, а через прочувствование. Главным в мастерских становится осознание ценности человеческих отношений, связи поколения, сохранение культурных ценностей и создание новых. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта, в системе мастерских все проблемы выдвигаются и решаются участниками. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество. Работа в мастерской может осуществляться как индивидуально, так и в паре или в группе, в методической разработке «Педагогическая мастерская ценностных ориентаций «Я – гражданин России» представлена работа в группах.

Конструкция мастерской ценностных ориентаций создана для того, чтобы участвующий в ней ученик в сжатое время «пережил» то, что человечеством нарабатывалось веками через падение и взлеты, радости и потери, неудачи и всплески озарений, приводящих к разрыву со старыми представлениями, понятиями, знаниями. Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Педагогическая мастерская ценностных ориентаций по теме «Я – гражданин России» по формированию гражданской идентичности личности актуальна, социально значима и является отражением изменившейся парадигмы образования – от получения знаний к развитию личности обучающегося как гражданина России.

Общая характеристика занятия:

Типзанятия: внеклассное мероприятие (классный час).

Форма обучения: педагогическая мастерская ценностных ориентаций.

Педагогическая задача: создание условий для гражданской идентификации.

Целевая аудитория: 5 класс (10-12 лет)

Продолжительность занятия: 45 мин.

Образовательные технологии: технология развития критического мышления, проектная технология, проблемное изучение, игровые и интерактивные технологии, здоровьесберегающая технология.

Основные методы и приемы: «мозговой штурм», групповая дискуссия, социально-психологические и ролевые игры, рассказ учителя, анализ, синтез информации, беседа с учащимися при помощи системы вопросов и заданий, прием «Ромашка».

Среда, редактор, в котором выполнен продукт: документ Microsoft Word.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии: использование медиапродукта на занятии автором данной методической разработки не предусмотрено, но возможно.

Алгоритм проведения мастерской:

1. Сонастройка – взаимная настройка участников друг на друга и на изучаемую тему.

2. Начало мастерской (индуктор) - первое задание, мотивирующее дальнейшую деятельность участников.

3. Первый этап - работа с материалом, информацией, опытом отношений.

4. Второй этап - обращение к новой информации, ее обработка.

5. Рефлексивный этап - анализ пережитого, открытого в себе.





3. Сценарий мероприятия



I. Подготовка к проведению мастерской (5 мин)

1. Распределение по группам – необходимо найти точки «общих интересов» участников. Например, за основу можно взять любимое время года, таким образом, получается 4 группы, либо предложить учащимся на выбор смайлики четырех цветов (красный, синий, зеленый, желтый), которые соответствуют номерам групп. Сделав выбор, ребята занимают свои места по группам.

2. Приветствие, вступительная речь учителя-мастера, в которой он обозначает ценностные ориентиры, раскрывает общую структуру занятия. Предлагаются принципы групповой работы (активности, исследовательской позиции, объективации, диалогичности в общении, принцип «здесь и сейчас», правило безоценочности, правило «стоп» и другие).

3.Для включения в работу предлагается выполнить в группах упражнение «Кто Я?». Вспомогательные материалы: ручки, листы бумаги по числу групп.

Задание: учитель просит каждой группе подумать и 5 раз письменно ответить на вопрос «Кто Я?». При этом важно, чтобы участники отвечали именно на вопрос «Кто Я?» (например, человек, ученик), а не «Какой Я?» (умный, красивый, веселый).

Затем учитель просит представителя от каждой группы прочитать полученный ответ. После называния каждой из позиций учитель просит поднять руки тех участников групп, у которых эта позиция также присутствует в перечне. Предложенные слова записываются на доске со своим рейтингом (число групп, написавших это слово в своем перечне, например, человек – 4, ученик – 3 и т.д.). После этого учитель предлагает следующему представителю группы назвать те определения, которые не были названы первойгруппой и т.д. В результате получается обобщенный групповой портрет. В ходе этой процессии на доске дописываются новые определения и уточняется рейтинг уже существующих.

Вопросы для обсуждения:

- Что можно сказать о классе в целом на основе предложенных характеристик?

- Сравните рейтинг характеристик своей группы и класса в целом и скажите, что, в первую очередь, делает вас членом вашей группы, класса?

- С какими группами чаще всего мы себя отождествляем?

- Что такое «гражданская принадлежность» и какое по значимости место в нашем самосознании она занимает?



II. Проведение мастерской (40 мин)

Алгоритм мастерской

Содержание этапа

1. Сонастройка

(2 мин)



Предлагается прослушать музыкальный фрагмент «С чего начинается Родина?»

(слова: М. Матусовский, музыка: В. Баснер).

Мастер (учитель)

С чего начинается Родина? Вряд ли найдется однозначный ответ на этот вопрос. Для кого-то Родина – это свой город, дом, родители, школа. Для кого-то – это друзья, по которым скучаешь в разлуке. Для других Родина – это вся наша страна, с её городам, селами, озерами и реками. А что такое гражданственность? Что значит быть гражданином своей страны, патриотом? Из чего складывается любовь к Родине? На эти вопросы мы будем искать сегодня ответы.

Участники мастерской


Формулируют тему занятия, определяют цель работы в мастерской.

2. Индуктор (проблемный вопрос)

(10 мин)

Гражданственность и патриотизм: устаревшие понятия или шаг в будущее?

(учитель вывешивает на доску лист с проблемным вопросом)

Мастер

Как выглядит Гражданин России? Каким вы себе его представляете?

Задание: представьте образ «Гражданина России».

Составьте ассоциативный ряд на понятие «Гражданин». Проанализируйте, обсудите в группе и сделайте общий групповой портрет Гражданина России (рисунок, символ, стихотворение, схема и т.д.).

Участники мастерской

Афиширование, презентация групповых рисунков (портретов) «Гражданин России» – результаты работы групп предлагаются для рассмотрения всем участникам мастерской (класса) в процессе представления различных точек зрения на проблему.

3. Первый этап – работа с материалом, информацией, опытом отношений (15 мин)


Теоретическая мини-лекция о понятиях гражданственности, гражданина, гражданской позиции и патриотизма (Приложение 1).

Учитель вывешивает на доску листы с определениями понятий «Гражданственность», «Гражданин» и «Патриот».

Вопросы для обсуждения:

- Государство и Отечество — это одно и то же или нет?

- Что такое долг перед Родиной и можно ли его исполнять, не прибегая к самопожертвованию?

- Можно ли подвергать публичной критике свою страну, свое государство, свой народ, сохраняя при этом репутацию патриотичного человека?

- За что любят Родину?

- Требует ли патриотизм признания приоритета общественного блага над личным?

- Имеет ли значение возраст, когда дело касается гражданственности и патриотизма?

- Только ли в военное время можно быть патриотом своей страны?

- Что лично для вас означает быть гражданином России? (приведите примеры из жизни)

Итог

Групповая дискуссия по проблеме «Гражданственность и патриотизм: устаревшие понятия или шаг в будущее?»

4.Второй этап – обращение к новой информации, ее обработка.

(10 мин)

На ваших столах стоят шкатулки, в которых лежат сокровища – россыпи чужих мыслей, размышлений по нашей проблеме.

Задание: прочитайте и проанализируйте в группе высказывания мыслителей о гражданственности и патриотизме. Выберите 1-2 высказывания,которые, на ваш взгляд, являются самыми точными в определении понятий «Гражданин» и «Патриот».Объясните ваш выбор, приведите аргументы и примеры из жизни.

(Приложение 2)

Участники мастерской

Анализируют, обсуждают в группе высказывания различных людей из истории и современности по проблеме. Далее, каждая группа высказывает свое мнение, аргументирует свой ответ.

Итогом этого этапа является выбор общего высказывания по проблеме.

Мастер

Задание «Ромашка»: мастер раздает всем участникам мастерской «лепестки» (заранее приготовленные чистые листы бумаги, вырезанные в форме лепестков цветка, на доске нарисован стебель цветка, в центре цветка понятие «Гражданин»).

Каждый участник должен написать одно качество или поступок, который присущ Гражданину России.

Участники мастерской

Участники называют по очереди те качества, которыми обладает Гражданин, и те поступки, которые он совершает в жизни, а затем прикрепляют магнитом свой заполненный «лепесток» на доску.






Мастер




Участники мастерской

Итог

Создание «Ромашки» (определение набора качеств, который присущ Гражданину России). Обсуждение полученного результата.

Формулирование выводов по теме:

Задание: продолжите фразу -

«Итак, если ты хочешь быть Гражданином России, то…»:

Участники предлагают свои варианты, тем самым самостоятельно формулируют выводы по теме, мастер лишь направляет, корректирует их ответы.

1. Не говори плохо о стране, в которой живешь ты и твои родители.

2. Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горестные.

3. Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины и рассказывай об этом другим людям.

4. Чаще посещай музеи и исторические места своей страны.

5. Доброжелательно относись к окружающим, уважай права других людей.

6. Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои знания и умения, эрудицию и любознательность.

7.Смотри передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой ты живешь.

8. Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране.

9. Будь законопослушным и неси ответственность перед собой и обществом за результаты своей деятельности.

10. Испытывай гордость за людей, прославляющих нашу страну. Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России!

Гражданственность и патриотизм, я думаю, что эти понятия неразделимы. Кто же он – патриот России?

Тот, кто любит свою Родину не на словах, а на деле. Тот, кто считает службу в армии своим долгом. Тот, кто готов отдать свою жизнь на благо своей Родины. Настоящий патриот способен делать важное и нужное для своей Родины тогда, когда об этом не просят, когда этого никто не видит, и не ради награды. А таких людей в России очень много. Задумайтесь и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми, настоящими гражданами своей страны.

И помните, «Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства Родины» (И.П.Павлов).

5. Рефлексивный этап (3 мин)

Итак, мы с вами прошли теоретический и практический путь в построении знаний. Я всех вас благодарю за продуктивную работу на занятии, каждый из вас действительно внес свою лепту в решение проблемы, которая стояла перед нами вначале занятия.

  • Было ли вам трудно? Комфортно? Уютно?

  • Сегодняшняявстреча помогла ли вам получить новые знания? Что вы узнали нового на занятии? Чему научились?

  • Какая работа в мастерской особенно увлекла?

  • Что, возможно, не понравилось?

  • Скажите, как вам приятно было работать вместе.

Участники мастерской

Свободно делятся своими эмоциями, мыслями, впечатлениями о проделанной работе, благодарят друг друга за работу.


Звучит музыкальный фрагмент «Я – гражданин России» (в исполнении детского коллектива «Зеленый Огонек»).







  1. Ожидаемый результат

  • Формирование гражданской идентичности личности в условиях социокультурной среды;

  • Воспитание гражданина России – социально-значимой личности, которой свойственны:

- знание о своей этнической принадлежности, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

- формирование социально-критического мышления, умение устанавливать взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

- воспитание гражданского патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну;

- уважение истории, культурных и исторических памятников;

- уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;

- ответственность перед собой и обществом за результаты своей деятельности;

- выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во всех видах деятельности, законопослушность;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

- участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни);

- умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях.

  1. Учебно-методическое обеспечение

1. Абросимова К.А. Анализ сущности понятия «Гражданская идентичность» [Электронный ресурс] // Научно-издательский центр «Социосфера». Конференции-2014. URL:http://sociosphera.com/publication/conference/2014/224/analiz_suwnosti_ponyatiya_grazhdanskaya_identichnost/

2. Белова Н.И. «Я знание построю в мастерской» - СПб.,1994 г.

3. Вилкова И.В. К вопросу об определении сущности понятия гражданская идентичность // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http: //human.snauka.ru/2012/06/1386 (12.11.2015).

4. Галицких Е.О. Мастерская о мастерских//Педагогические мастерские: теория и практика/ Сост. Н.И. Белова, И.А. Мухина.- СПб, 1998.

5. Григорьев Д. В. Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс] // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования». URL: http://proektpatriot2.jimdo.com/гражданская-идентичность/ (18.10.2013).

6. Педагогические мастерские: интеграции отечественного и зарубежного опыта / Сост. И.А. Мухина. – Выпуск 1.- СПб,1995.

7. Педагогические мастерские: Франция-Россия / Под ред. Э.С. Соколовой.- М., 1997.



6. Необходимое оборудование и материалы для занятия



- цветные смайлики для определения номера группы;

- листы формата А4 (по числу участников);

- листы формата А1 (по числу групп);

- ручки, цветные карандаши, фломастеры;

- аудиоаппаратура для воспроизведения музыкальных фрагментов;

- изречения мыслителей о гражданственности и патриотизме (в шкатулках);

- определения понятий «Гражданственность», «Гражданин», «Патриот», проблемный вопрос (индуктор) на отдельных листах (на доске);

- листы бумаги, вырезанные в форме лепестков цветка, понятие «Гражданин» (задание «Ромашка»).





















Приложение 1. О гражданственности и патриотизме



Гражданственность в отличие от гражданства является духовно-нравственным понятием, а не политико-правовой принадлежностью. Гражданственность – это качество человека, выражающееся в его активном взаимодействии с государством. Однако речь идет не о терпимости к строю или политическим деятелям. Скорее, данным термином обозначают желание и способность человека вести диалог с властями. Если шире, то здесь стоит говорить о понимании того, что такое государство, осознании своего места в нем. Но и этого мало. Гражданственность – это противоположность аполитичности, равнодушия к собственной стране, тому, что с ней происходит. Само описываемое качество имеет глубокий смысл. Оно не сводится к показной позиции. Просто принимать участие в политической жизни, голосовать или ходить на митинги маловато. Необходимо переживать за судьбу государства и народа, действовать им во благо. А это невозможно без полного понимания ситуации, формирования собственной политической позиции.

Гражданин – лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Гражданин имеет определенную правоспособность, наделен правами, свободами и обременен обязанностями. По своему правовому положению граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства. В частности, только гражданину принадлежат политические права и свободы. Гражданин – это тот, кто готов разделить ответственность за страну. «Быть гражданином» – это не просто запись в паспорте, это, прежде всего, реализация своих способностей на благо Родины. Гражданская позиция – это действия человека, созданного государством, которые либо помогают, либо мешают этому государству.

Представьте себе двух граждан. Они вместе работают, часто обсуждают общественные дела. Один всех ругает, наслушавшись и начитавшись СМИ, а второй ему возражает. Но не просто возражает, а раскрывает суть событий, предлагая собственные решения. Но и этого мало. Наш второй гражданин выступает с инициативами, пишет в орган исполнительной власти, ходит на прием к депутату. Кто из них обладает гражданственностью? Ведь оба демонстрируют отнюдь не отстраненную позицию. Вроде первый тоже переживает о государственных делах. Тем не менее, его мнение разрушительно, негативно. А вот второй имеет явную активную гражданскую позицию. Он не просто судачит во время перерыва, а душой болеет за свою страну. Хотя и соглашается с критикой первого. Вот в чем заключается гражданственность. Хотя обладающие ею люди могут и не интересоваться работой властных структур. Есть граждане, считающие своей обязанностью хорошо трудиться, воспитывать детей или писать картины. Суть в том, чтобы от этого Родине была польза.

Считается, что Патриотизм (от греч. patriótes - соотечественник, patrís - родина, отечество) – это любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. «Патриотизм», по определению В. Даля – «любовь к Отчизне». «Патриот» – «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Патриотизм – это чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью.

Многие считают, что понятия «гражданственность» и «патриотизм» имеют тождественный смысл. Они действительно стоят, так сказать, близко. Однако не равнозначны. Патриотизм и гражданственность – это качества человека, характеризующие его отношение к Родине. Но немного по-разному. Пожалуй, понять этот нюанс будет проще, если выяснить, чем отличается государство от Родины. Кажется, что эти слова об одном и том же. А на самом деле между ними грандиозная разница. Патриотизм – это беззаветная любовь к своей Родине, а гражданственность – активное взаимодействие с государством. При этом последнее не нужно ни почитать, ни соглашаться с ним. Необходимо иметь свое мнение и активно выражать его в политическом пространстве. В принципе, понятия очень близкие. Их различия лежат в области сердца, чувств и деятельности. В патриотизме больше любви, а в гражданственности – активности.

Для государства важно, чтобы все его граждане были активны, работали на его благо. Оно существует, чтобы защитить своих граждан, создать им условия для хорошей, успешной, счастливой жизни. А чтобы эта задача выполнялась, необходимо здоровое и активное общество. Над его созданием следует постоянно работать. А именно, нужно воспитывать гражданственность и патриотизм с малых лет. На самом деле гражданственность не глобальна. Она рождается из умения в малом быть полезным стране. Чем большее число людей станет душой болеть за свою Родину, тем успешнее она будет. А от этого улучшится жизнь граждан. Все взаимосвязано.















Приложение 2. Изречения великих людей о гражданственности и патриотизме



«Патриотизм есть желание блага целому — народу, государству, Отечеству... Но в чем именно благо Отечества? Сам по себе патриотизм может быть источником и добра, и зла... Нужно еще и патриотическое сознание, различающее истинное благо Отечества от ложного» (И. Бунин)

«Русский постольку русский, поскольку он всечеловек» (Ф.М. Достоевский)

«Какой добрый гражданин усомнится подвергнуться даже смерти, если она пойдет Отечеству на пользу» (Цицерон)

«Идея, согревающая патриотизм, – это идея общего блага» (М. Салтыков-Щедрин)

«Любить свою Родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере своих сил способствовать этому» (В.Г. Белинский)

«Я достаточно люблю свою страну, чтобы мне хотелось исправить ее

недостатки...» (У. Фолкнер)

«Дела государственные надо считать много более важными, чем все прочие;… ибо государство, идущее по верному пути, – величайшая опора» (Демокрит)

«Отечество и Законы – выше и дороже отца и матери» (Сократ)

«Для любви к Родине не требуется никаких причин и поводов никаких, никаких ''достаточных оснований''. Она – наша мать – вот и все – такая, как нам ее бог послал» (Николай Сергеевский)

«Счастливую и великую Родину любить не великая вещь. Мы ее должны любить именно, когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна» (Василий Розанов)

«Россия всегда есть Россия, независимо от того, что в ней делается, и какое историческое бедствие или заблуждение получило на время верх и неограниченное господство» (Константин Бальмонт)

«Я предпочитаю бичевать свою Родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы не обманывать» (П. Чаадаев)

«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись...» (И.С. Тургенев)

«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от Родины, переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней» (Толстой А.Н.)